3. Этапы реализации Стратегии

3. Этапы реализации Стратегии

Реализация Стратегии планируется в рамках двух этапов.

В рамках первого этапа реализации Стратегии (2023 - 2030 годы) предусматривается:

повышение инвестиционных возможностей и снижение издержек операторов связи и центров обработки данных;

организация взаимодействия информационных систем операторов подвижной радиотелефонной связи с инфраструктурой электронного правительства в целях обеспечения заключения договоров об оказании услуг связи в дистанционной форме, идентификации и аутентификации абонентов подвижной радиотелефонной связи, актуализации сведений об абонентах, направления абонентам информации по вопросам исполнения сторонами существенных условий договоров об оказании услуг связи, взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи с органами государственной власти;

обеспечение дальнейшего внедрения современных и перспективных технологий идентификации пользователей и абонентов в сетях связи;

развитие современных и перспективных технологий аутентификации в сетях подвижной радиотелефонной связи при условии выполнения требований Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в том числе в применяемых средствах криптографической защиты с соблюдением мер информационной безопасности и защиты персональных данных;

реализация мероприятий по переходу к рациональному и экономически эффективному использованию ресурсов сетей связи;

стимулирование инвестиционных проектов в области разработки и внедрения на сетях связи российского оборудования стандарта LTE;

завершение использования технологии 3G с высвобождением радиочастотного спектра для современных технологий при условии учета интересов приоритетных пользователей технологий, например, оператора государственной автоматизированной информационной системы "ЭРА-ГЛОНАСС";

разработка и опытная эксплуатация российского оборудования стандартов 5G и 6G-Ready с учетом предъявляемых требований информационной безопасности по использованию сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации средств криптографической защиты информации, а также внедрение практики совместного использования опорной инфраструктуры операторами мобильной связи для развертывания сетей 5G, а к 2035 году - и 6G;

создание межрегиональных сетей связи для приоритетного трафика с низкой задержкой (менее 1 мс) для задач телемедицины, удаленного промышленного управления (между областными центрами);

создание условий для экспорта российских услуг связи и центров обработки данных в страны Африки и БРИКС;

внедрение возможности применения современных и перспективных технологий связи для управления использованием и контроля использования беспилотных авиационных систем, в том числе развитие технологий использования беспилотных авиационных систем для оперативной организации доступа к услугам связи;

создание в Российской Федерации полного технологического цикла производства всех типов оптического волокна, включая изготовление преформ для вытяжки оптоволокна для магистральных наземных и подводных линий связи, фиксированного широкополосного доступа к сети "Интернет", постепенный переход от проводного доступа к сети "Интернет" к использованию волоконно-оптических линий связи;

создание условий для предоставления услуг с использованием технологий квантового распределения ключей;

нормативное закрепление основных принципов дальнейшего развития сетей 4G и 5G в Российской Федерации, предусматривающих использование диапазона радиочастот 4800 - 4990 МГц (с потенциалом расширения до 4400 - 4990 МГц) в качестве основного для создания сетей мобильной связи 5G (без задействования диапазона радиочастот 3400 - 3800 МГц для создания сетей 5G) и отдельных полос в диапазоне 694 - 790 МГц в качестве дополнительных;

нормативное закрепление использования в перспективных сетях связи только российского телекоммуникационного оборудования, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;

переход на использование в сетях связи российского телекоммуникационного оборудования, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;

содействие увеличению производства и внедрению российского телекоммуникационного оборудования;

нормативное закрепление использования российских сертифицированных средств криптографической защиты информации для защиты перспективных сетей связи;

использование российских средств криптографической защиты информации для защиты сетей связи;

совершенствование механизмов управления радиочастотным спектром;

создание российской низкоорбитальной спутниковой группировки, позволяющей обеспечить широкополосный доступ к сети "Интернет" в отдельных регионах Российской Федерации, а также передачу сообщений с мобильного телефона в адрес экстренных служб на территориях с отсутствующим или недостаточным покрытием сетями мобильной связи;

первая очередь обновления российской группировки космических аппаратов связи и вещания на геостационарной орбите с применением российского оборудования;

создание системы спутниковой связи на высокоэллиптических орбитах "Экспресс-РВ" для обеспечения широкополосного спутникового доступа к сети "Интернет" в акватории Северного Ледовитого океана, в том числе Арктического региона;

создание спутниковой системы на средних орбитах "СКИФ" для обеспечения широкополосного доступа к сети "Интернет";

создание низкоорбитальной многоспутниковой системы передачи данных "Марафон IoT" для предоставления услуг интернета вещей (М2М/IoT), в том числе в интересах авиации;

проведение летных испытаний нового поколения космических аппаратов многофункциональной системы персональной спутниковой связи и передачи данных Гонец-М1";

развитие и использование федеральной государственной информационной системы "Генеральная схема развития сетей связи и инфраструктуры хранения и обработки данных Российской Федерации" как инструмента оптимизации расходов отрасли связи на развитие инфраструктуры и средства взаимоувязки и достижения синергетического эффекта при совместном развитии инфраструктуры связи и других пространственно распределенных объектов линейной инфраструктуры;

создание технологических холдингов и запуск мегапроектов по наиболее актуальным и наукоемким направлениям развития инфраструктуры связи;

разработка и внедрение сквозных систем и метрик оценки качества функционирования сетей связи и российского сегмента сети "Интернет", их защищенности от реализации недопустимых событий;

перевод критической информационной инфраструктуры на российские доверенные решения (в том числе российские операционные системы);

разработка национального стандарта профессиональной подвижной радиосвязи;

переход органов государственной власти на единую национальную платформу радиосвязи в соответствии с требованиями национального стандарта профессиональной подвижной радиосвязи;

расширение взаимодействия научных организаций с участниками отрасли связи, разработчиками телекоммуникационного оборудования, программного обеспечения и средств защиты информации, в том числе криптографических;

проработка вопроса создания государственной информационной системы для целей внедрения и эксплуатации доверенных телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

создание платформы управления мобильными устройствами, используемыми на объектах критической информационной инфраструктуры государственного сектора и корпораций, сертифицированной Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;

создание технологии защищенного виртуального оператора сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающего надлежащий уровень безопасности информации об абонентах, включая сокрытие их местоположения и контакты;

нормативное закрепление поэтапного перехода на использование в единой сети электросвязи Российской Федерации российского доверенного телекоммуникационного оборудования;

поэтапный переход на использование SIM-карт, функционирующих с применением российских криптографических алгоритмов;

применение в сетях подвижной радиотелефонной связи Российской Федерации процедур идентификации, аутентификации, а также генерации ключевой информации профилей с использованием сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации средств криптографической защиты информации;

формирование номенклатуры и объемов требуемого для единой сети электросвязи Российской Федерации доверенного телекоммуникационного оборудования на перспективу до 2035 года;

формирование и реализация мер стимулирования разработки и производства в Российской Федерации телекоммуникационного оборудования и необходимой для него электронной компонентной базы;

разработка и внедрение образовательных программ по подготовке специалистов, необходимых для разработки и производства доверенного телекоммуникационного оборудования;

проработка вопроса согласования инвестиционных программ операторов связи с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в целях подтверждения затрат операторов связи на реализацию значимых проектов развития сетей связи и освоения новых технологий (в том числе на основе российского телекоммуникационного оборудования), направленных на достижение целей Стратегии;

повышение надежности, безопасности и отказоустойчивости сетей связи в Российской Федерации путем внедрения современных технологических решений, стандартов безопасности и требований доверия телекоммуникационного оборудования, а также реализации мер организационного характера;

поэтапное замещение иностранных средств защиты информации, в том числе криптографических, на доверенные средства, сертифицированные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

внедрение систем фильтрации компьютерных атак в сетевом трафике при оказании услуг связи, в том числе использующих технологии искусственного интеллекта;

развитие замещающей инфраструктуры, обеспечивающей независимый учет и формирование правил маршрутизации, в том числе путем разработки сервиса валидации маршрутов;

развитие отраслевого центра государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации, нарушение или прекращение работы которых может негативно повлиять на экономику страны или безопасность граждан, развитие системы мониторинга и раннего предупреждения об угрозах информационной безопасности;

разработка и закрепление в международных стандартах российских криптографических алгоритмов для защиты информации в сетях связи;

создание и последующее развитие единой централизованной системы защиты от DDoS-атак как одной из наиболее актуальных угроз, способной привести к массовым сбоям в работе ключевой информационной инфраструктуры;

создание и последующее развитие информационной системы страновой принадлежности IP-адресов с целью формирования доверенной базы данных, необходимой для организации защиты цифрового периметра страны от внешнего деструктивного воздействия;

внедрение технологии квантового распределения ключей на основе российского оборудования в интересах государственного сектора и корпораций, а также апробация и внедрение постквантовых методов криптографической защиты информации в сетях связи;

продвижение положений национальных стандартов Российской Федерации в международные и межгосударственные стандарты для их последующего применения на абонентских устройствах;

разработка программы повышения производительности труда инженерного состава и машинных алгоритмов, в том числе с элементами искусственного интеллекта, для администрирования инфраструктуры связи без участия человека.

В рамках второго этапа реализации Стратегии (2031 - 2035 годы) предусматривается:

подключение к сети "Интернет" с использованием сетей фиксированной связи 98 процентов домохозяйств и социально значимых объектов со скоростью подключения не менее 1 Гбит/с;

полная замена оборудования стандарта LTE и более ранних поколений на российское телекоммуникационное оборудование;

развертывание сетей связи 5G на российском оборудовании, соответствующем требованиям информационной безопасности, во всех городах с населением от 100 тыс. человек с возможностью создания выделенных сегментов сети для безопасного и надежного взаимодействия объектов критической информационной инфраструктуры и служб безопасности;

начало коммерческой эксплуатации сетей связи 6G;

создание гибридной сети связи на основе российской низкоорбитальной спутниковой группировки, сегментов мобильной и фиксированной связи, обеспечивающей бесшовную интеграцию и непрерывную сетевую связанность. Указанная гибридная сеть обеспечит покрытие различными услугами связи всей территории страны, включая федеральные и региональные автомобильные дороги, железнодорожные магистрали, Арктическую зону Российской Федерации и Северный морской путь, а также обеспечит технологические возможности управления беспилотными авиационными системами и глобальное покрытие с возможностью экспорта услуг связи в иностранные государства с соблюдением требований информационной безопасности;

вторая очередь обновления российской группировки космических аппаратов связи и вещания на геостационарной орбите с применением российского оборудования;

развертывание и ввод в эксплуатацию многофункциональной системы персональной спутниковой связи и передачи данных "Гонец-М1";

кратное увеличение суммарной пропускной способности магистральных линий (включая трансграничные переходы), а также развитие российской сети доставки контента;

поэтапный переход преимущественно на доверенные мобильные операционные системы для абонентских терминалов сетей подвижной радиотелефонной связи;

массовый переход на технологию сетевой виртуализации и программно-конфигурируемых сетей с открытой архитектурой и возможностью встраивания сетевых приложений, а также массовое внедрение технологий искусственного интеллекта для управления сетями связи.

Реализация Стратегии связана с наличием макроэкономических, социальных и операционных рисков. Меры по управлению рисками реализации Стратегии представлены в приложении N 3.