2. Ключевые инициативы

2. Ключевые инициативы

Для достижения целей Стратегии необходимо рассмотреть возможность реализации следующих ключевых инициатив.

Инициатива 1 предусматривает снижение издержек операторов связи и центров обработки данных при развертывании инфраструктуры, в том числе на объектах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и в многоквартирных домах, а также включение мероприятий по организации доступа на объекты линейной инфраструктуры смежных отраслей экономики в проектно-сметную документацию при реализации интегрированных проектов развития магистральной инфраструктуры.

Упрощение процессов создания и модернизации сетей связи, а также обеспечение доступа операторов связи к инфраструктуре для размещения сетевого оборудования, в том числе для повышения конкурентоспособности рынка (сокращения возможностей возникновения недобросовестной конкуренции), будет способствовать удовлетворению спроса на доступные и качественно предоставляемые услуги связи. Указанное снижение издержек может быть достигнуто путем:

введения унифицированного порядка доступа операторов связи к объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и объектам, созданным за счет или с привлечением бюджетных средств, в целях размещения на них объектов связи;

обеспечения безвозмездного размещения сетей связи и доступа к ним операторов связи в многоквартирных домах (за исключением оплаты потребляемой оператором связи электрической энергии);

упрощения доступа к пространственно распределенным объектам линейной инфраструктуры смежных отраслей экономики (например, опор, линий электропередачи, столбов, канализации) за счет реализации интегрированного проектирования при строительстве и модернизации дорог, трубопроводов, электроэнергетических сетей и других объектов;

упрощения доступа операторов связи к информации о существующих и планируемых к созданию объектах линейной инфраструктуры, в том числе об объектах в сферах электроснабжения, газоснабжения, транспорта и иных сферах;

обеспечения интегрированной разработки проектной документации, предусматривающей разграничение прав и обязанностей участников проектов развития магистральной инфраструктуры с учетом их отраслевой принадлежности, стратегических целей и требований законодательства Российской Федерации;

создания межведомственного координационного органа, обеспечивающего единство планирования при реализации проектов развития магистральной инфраструктуры.

Учитывая межведомственный характер требующих урегулирования вопросов, реализация указанной инициативы организационно должна обеспечиваться межведомственными координационными органами, способными обеспечить баланс интересов профильных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В частности, такими межведомственными координационными органами должны рассматриваться вопросы обеспечения связью транспортной инфраструктуры, создания условий для развития услуг связи вдоль автомобильных дорог, вопросы, связанные с эффективным совместным развитием инфраструктуры связи и электроэнергетической инфраструктуры, а также с обеспечением упрощенного доступа к объектам энергетики.

Инициатива 2 предусматривает рациональное и экономически эффективное распределение ресурсов сетей связи между потребителями их услуг.

В настоящее время в Российской Федерации сформировался зрелый рынок интернет-сервисов и их поставщиков. Капитализация и объем бизнеса его участников стали сопоставимыми или даже превысили капитализацию и объем бизнеса операторов связи.

Значительный рост потребления "тяжелого" интернет-трафика (в частности, просмотра видео в сети "Интернет", который за последние годы достиг 80 процентов от всего размера интернет-трафика) начал приводить к деградации качества услуг связи для всех пользователей, так как операторы связи ограничены в своей возможности по перенесению затрат на конечных абонентов и имеют производственные и финансовые ограничения по скорости расширения пропускной способности сетей связи. Проблема усугубляется тем, что любые улучшения качества услуг связи операторами связи ведут к симметричному повышению разрешения транслируемого видео (то есть нагрузки на сети связи) со стороны поставщиков видеосервисов, что ведет к устойчивому снижению качества услуг сети для всех потребителей, а значит сдерживает развитие цифровизации всех секторов экономики, не связанных с развлечениями, и ведет к повышению издержек в экономике на развитие и эксплуатацию сетей связи исключительно в интересах сегмента информационно-развлекательных услуг. При этом появляются новые виды развлекательных цифровых услуг, способных еще сильнее увеличить нагрузку на сети связи со стороны развлекательных сегментов ("облачный гейминг", трансляция VR-контента через сеть "Интернет" и др.).

Вместе с тем существующие в настоящее время тенденции все более широкого использования сетей связи для управления объектами критической инфраструктуры, внедрения беспилотных транспортных средств, систем "умного города", городской безопасности и применения прочих технологий определяют появление все более строгих требований к гарантии значений скорости передачи данных и задержки передачи сигнала в сетях связи. При этом современные и перспективные технологии связи, в частности 5G, изначально предусматривают возможность создания в рамках одной физической сетевой инфраструктуры нескольких логических (виртуальных) сетей с заранее заданными гарантированными параметрами скорости и задержки (например, технология "нарезки сети").

Таким образом, с одной стороны, существует тенденция к увеличению стимулируемой по принципу положительной обратной связи загрузки сетей связи в интересах крупнейших интернет-компаний (поставщиков информационно-развлекательных услуг), которые являются основными бенефициарами использования сетей связи и при этом не несут справедливую часть издержек, связанную со строительством и эксплуатацией этих сетей, в силу исторически сложившегося принципа сетевой нейтральности. С другой стороны, наметилась тенденция на появление и расширение числа сервисов, требующих предоставления услуг сети связи с гарантированными параметрами скорости и задержки, что поддерживается современными технологическими решениями.

Сохранение указанных тенденций в дальнейшем приведет к деградации инфраструктуры связи с последующими мультипликативными эффектами для всех его потребителей.

Учитывая изложенное, необходимо проработать вопрос взаимодействия между телекоммуникационными компаниями и интернет-компаниями в целях определения соразмерных условий участия в развитии сетей связи с сохранением гарантированного бесплатного доступа граждан к обязательным общедоступным телеканалам во всех средах вещания и распространения контента и на всех интернет-площадках.

Инициатива 3 предусматривает расширение поддержки производства и внедрения российского телекоммуникационного оборудования в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности".

Расширение поддержки производства и внедрения российского телекоммуникационного оборудования будет осуществляться посредством анализа и модернизации нормативно-правовой базы в области мер государственной поддержки в целях разработки новых и совершенствования существующих механизмов поддержки, необходимых для достижения целей Стратегии, в пределах предусмотренного финансирования путем повышения эффективности его использования.

Целесообразно проработать вопросы:

софинансирования расходов российских разработчиков на разработку оборудования;

предоставления льготных кредитов российским производителям оборудования в целях формирования складских запасов компонентов для производства оборудования;

предоставления операторам связи льготных кредитов для приобретения российского оборудования в рамках заключенных долгосрочных контрактов;

компенсации операторам связи части превышения стоимости поставляемого российского оборудования над стоимостью аналогов, поставляемых из иностранных государств;

нормативного закрепления необходимости поэтапного перехода на использование в единой сети электросвязи Российской Федерации российского доверенного телекоммуникационного оборудования;

формирования номенклатуры и объемов требуемого для единой сети электросвязи Российской Федерации доверенного телекоммуникационного оборудования на перспективу до 2035 года;

разработки и внедрения образовательных программ по подготовке специалистов, необходимых для разработки и производства доверенного телекоммуникационного оборудования.

Также следует проработать вопрос введения утилизационного (отраслевого) сбора на телекоммуникационное оборудование.

Инициатива 4 предусматривает создание и модернизацию российских спутниковых группировок связи и вещания, в том числе для внедрения технологий гибридных сетей связи.

Указанная инициатива предполагает:

поэтапное обновление спутниковой группировки на геостационарной орбите Земли путем своевременного создания и вывода на орбиту российских космических аппаратов нового поколения, в том числе с цифровой полезной нагрузкой;

создание российской негеостационарной спутниковой системы связи (разработку облика системы, разработку серийного космического аппарата

связи для негеостационарной спутниковой системы связи, повышение инвестиционной привлекательности космической отрасли и формирование глобального покрытия);

создание и внедрение гибридных сетей связи, в том числе в целях развития комплексов на основе беспилотных авиационных систем, а также подвижных платформ с использованием беспилотных авиационных систем. Предполагается поэтапное создание российской гибридной сети связи для управления беспилотными роботизированными системами (в том числе беспилотными авиационными системами, оснащенными сертифицированными Федеральной службой безопасности Российской Федерации средствами криптографической защиты информации российского производства), включающей как наземный, так и спутниковый сегменты;

создание и внедрение системы идентификации беспилотных авиационных систем на базе гибридных сетей связи;

создание и внедрение российских средств криптографической защиты информации для систем спутниковой связи;

создание и внедрение элементов интернета вещей в рамках гибридных сетей в целях мониторинга удаленных и труднодоступных территорий Российской Федерации;

реализацию функционала предупреждения чрезвычайных ситуаций на основе функционала гибридных сетей связи и сетей интернета вещей.

Инициатива 5 предусматривает формирование научно-технических заделов и развитие кадров для отрасли связи.

В части формирования научно-технических заделов необходимо предусмотреть:

применение искусственного интеллекта, "цифровых двойников" и больших данных для проектирования, оптимизации, управления и обеспечения безопасности систем и сетей связи, а также их элементов;

применение технологии квантового распределения ключей шифрования в волоконно-оптических линиях связи и спутниковых каналах связи;

развитие самоорганизующихся гетерогенных сетей связи 5G/5GA/6G;

развитие виртуальных коммуникаций;

развитие технологии полностью оптической коммутации;

применение оптических волокон с чисто кварцевой сердцевиной для передачи сигнала;

развитие технологии широкополосной спутниковой связи, гибридной связи;

использование цифровой полезной нагрузки на спутниках связи;

совершенствование методов и средств защиты информации, в том числе криптографических, применяемых в технологиях и протоколах связи, при аутентификации и управлении;

проведение исследований для создания и внедрения в Российской Федерации технологий и стандартов связи шестого поколения;

проведение исследований по вопросу использования высокоточной шкалы времени и доведения сигналов синхронизации времени в информационной инфраструктуре Российской Федерации;

разработку технических заданий на создание перспективных образцов российского телекоммуникационного оборудования;

проведение комплексных исследований влияния электромагнитного излучения на живые организмы, образующегося при использовании сетей 4G/5G/6G, и разработку научно обоснованных предложений по актуализации требований к размещению и эксплуатации средств подвижной радиотелефонной связи.

В части развития кадров для отрасли связи необходимо предусмотреть:

создание специализированных инженерных школ для разработки перспективного телекоммуникационного оборудования;

внесение изменений в программы подготовки специалистов отрасли связи в образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования с учетом предложений операторов связи, разработчиков и производителей телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения;

проведение добровольной профессионально-общественной а редитации и рейтингования образовательных программ и программ подготовки кадров для отрасли связи;

разработку и внедрение механизма возмещения затрат российским организациям отрасли связи в случае оснащения ими доверенным телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением образовательных организаций, проведения образовательных мероприятий, реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и других проектов в сотрудничестве с образовательными организациями;

упрощение привлечения к преподавательской деятельности работников предприятий отрасли связи.

Инициатива 6 предусматривает обеспечение информационной безопасности инфраструктуры связи Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности инфраструктуры связи Российской Федерации включает в себя:

поэтапный переход на доверенные решения (в том числе операционные системы), соответствующие национальным требованиям по информационной безопасности и сертифицированные Федеральной службой безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службой по техническому и экспортному контролю;

реализацию в перспективных сетях подвижной радиотелефонной связи сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации средств криптографической защиты информации;

введение норм использования в отрасли связи программного обеспечения, созданного в соответствии со стандартом безопасной разработки и соответствующего требованиям по информационной безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации и (или) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;

создание на базе технических средств противодействия угрозам национальной системы противодействия DDoS-атакам для комплексного отражения атак на ресурсы и сайты российского сегмента сети "Интернет";

обеспечение координации действий уполномоченных государственных органов, операторов связи, владельцев ресурсов и организаций, обеспечивающих информационную безопасность;

развитие системы обеспечения соблюдения операторами связи требований при оказании услуг связи и услуг по пропуску трафика в сети связи общего пользования для исключения подмены номера в российских телефонных сетях;

обеспечение операторами связи защиты сигнального трафика с применением средств защиты информации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

построение перспективных сетей подвижной радиотелефонной связи с реализацией защиты трафика как в проводных сетях, так и в радиоканалах с применением сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации средств криптографической защиты информации;

обеспечение в сетях подвижной радиотелефонной связи процедур идентификации, аутентификации, а также генерации ключевой информации профилей с применением сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации средств криптографической защиты информации;

реализацию на базе автоматизированной системы обеспечения безопасности российского сегмента сети "Интернет" ограничения сканирования российских информационных систем из-за рубежа, а также создание доверенного сервиса проведения аудита информационной безопасности, корректности настроек сертификатов безопасности сайтов, DNS и почтовых серверов;

создание информационной системы, содержащей информацию о страновой принадлежности сетей связи и операторов связи как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами;

проведение непрерывного мониторинга компьютерных атак в отрасли связи и внедрение систем их фильтрации на основе современных технологий для реализации централизованного подхода к обеспечению фильтрации сетевого трафика (DNS-запросов) в информационно-телекоммуникационных сетях на государственном уровне путем обработки, анализа и пропуска информационных потоков согласно установленным и настроенным заранее правилам безопасности;

реализацию механизмов проверки корректности маршрутизации с использованием реестра адресно-номерных ресурсов российского сегмента сети "Интернет", в том числе на основе инфраструктуры открытых ключей (RPKI), и обеспечение их использования операторами связи;

проведение независимой оценки защищенности предприятий и организаций отрасли связи;

создание юридически значимых механизмов оценки последствий компьютерных инцидентов, вызванных компьютерными атаками.