VII. Промышленное строительство

VII. Промышленное строительство

Формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности способно обеспечить переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному. В связи с этим возникает необходимость координации планов отраслевого и промышленного развития Российской Федерации с политикой пространственного, территориального и градостроительного развития территорий субъектов, крупнейших городских агломераций, опорных пунктов и внеагломерационных территорий в целях нивелирования диспропорций в сложившейся схеме расселения и концентрации мест приложения труда, а также межрегиональной дифференциации уровня социально-экономического развития.

Вызовами являются:

различия по уровню обеспеченности субъектов Российской Федерации ресурсами для стимулирования промышленного роста;

ограничения использования земельных участков, устанавливаемые в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

существенные диспропорции в размещении региональной промышленной инфраструктуры, включающей в себя объекты недвижимого имущества, транспортной и коммунальной инфраструктур, необходимые для осуществления деятельности в сфере промышленности;

высокие издержки на создание и размещение промышленной инфраструктуры, избыточные требования и ограничения в строительстве приводят к увеличению стоимости и, соответственно, снижению конкурентоспособности продукции российской промышленности.

Задачами являются:

оценка территориально-отраслевого состояния и развития промышленности в целях определения заказа для строительной отрасли на развитие промышленной и связанной с ней инфраструктуры;

обеспечение условий для опережающего развития промышленной инфраструктуры;

координация реализации федеральных и региональных инфраструктурных проектов, формирующих спрос на промышленную продукцию;

содействие в создании системообразующих условий для реализации значимых инвестиционных проектов в приоритетных отраслях промышленности путем рационального пространственного планирования.

Предусмотрены следующие мероприятия:

совершенствование правовой базы технического регулирования в строительстве в части сокращения требований к созданию объектов промышленной инфраструктуры;

обеспечение синхронизации программ жилищного строительства, развития транспортной, социальной, коммунальной инфраструктур с мероприятиями федеральных и региональных программ промышленного развития;

организация разработки территориальных схем (мастер-планов) субъектов Российской Федерации и агломераций, обеспечивающих эффективное использование ресурсов и максимальную реализацию социально-экономического, промышленного, инвестиционного и инновационного потенциалов территорий;

совершенствование порядка размещения площадок с промышленной и технологической инфраструктурой.

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

обеспечена синхронизация документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документов по планировке территории с мероприятиями федеральных и региональных программ промышленного развития;

ликвидированы инфраструктурные ограничения для опережающего промышленного развития, создания новых высокотехнологичных производств, их обеспеченности необходимыми ресурсами;

сокращены затраты на строительство промышленных объектов.

Промышленность строительных материалов

На сегодняшний день основными проблемами развития промышленности строительных материалов являются:

отсутствие консолидированной потребности по отраслевым направлениям строительства;

неравномерное размещение производств;

высокая стоимость продукции для потребителя с учетом стоимости доставки;

отсутствие (в редких случаях) российских аналогов продукции с требуемыми потребительскими свойствами и качествами, а также наличие случаев применения некачественных, фальсифицированных и контрафактных строительных материалов;

зависимость от импорта по материалам и оборудованию для отдельных категорий объектов составляет до 5 процентов - для массового жилищного строительства и объектов дорожной инфраструктуры, до 10 процентов - для административных зданий и инженерных сооружений, до 35 процентов - для промышленных объектов.

Вызовами являются:

отсутствие консолидированной потребности по отраслевым направлениям строительства (дорожное строительство, энергетика и т.д.);

неравномерное распределение загрузки предприятий - производителей строительных материалов по территории Российской Федерации;

ограничения или высокая стоимость транспортировки продукции;

необходимость замещения импортируемых строительных ресурсов, включая строительные материалы, оборудование, используемое для производства строительных ресурсов, строительные машины и механизмы;

отсутствие внутреннего спроса на инновационные и современные технологии и материалы;

наличие некачественных, фальсифицированных и контрафактных строительных материалов;

отсутствие или недоступность источников, содержащих достоверную информацию о результатах лабораторных испытаний каждой партии строительных материалов, изделий, результатов строительного контроля при осуществлении градостроительной деятельности;

отсутствие гарантии выполнения общих требований к безопасности зданий и сооружений в связи с недостоверностью результатов входного и строительного контроля строительных материалов, некомпетентностью органов, осуществлявших лабораторные испытания;

снижение эксплуатационных характеристик объектов капитального строительства, увеличение затрат на их содержание, эксплуатацию и ремонт;

нарушение прав потребителей из-за недостоверной информации о свойствах стройматериалов, использованных при строительстве объектов капитального строительства;

злоупотребление конкурентным преимуществом на рынке производителей материалов посредством снижения качества и цен на свою продукцию.

Задачами являются:

формирование консолидированной потребности строительной отрасли в строительных материалах для обеспечения устойчивого и сбалансированного функционирования производителей строительных материалов;

обеспечение эффективного взаимодействия производителей и потребителей в части прогнозирования производственных возможностей и динамики цен на строительные материалы с учетом потребности строительной отрасли;

обеспечение условий для сокращения импорта строительных материалов, увеличения спроса на отечественные строительные материалы;

стимулирование применения инновационных и экологичных строительных материалов, включая алюминиевые, композитные и полимерные материалы;

обеспечение развития индустриального домостроения, в том числе технологий сборно-монолитного каркаса, блочно-модульного и деревянного домостроения;

обеспечение реализации механизмов поддержки развития производств строительных ресурсов по приоритетным направлениям, в том числе в рамках импортозамещения;

обеспечение значительного сокращения некачественных, фальсифицированных и контрафактных строительных материалов и изделий, используемых при возведении и эксплуатации зданий и сооружений;

обеспечение идентификации и прослеживаемости каждой партии строительных материалов и изделий, результатов лабораторных исследований при проведении контроля;

обеспечение доступности и достоверности результатов лабораторных исследований и контроля, осуществляемых специализированными организациями, обладающими подтвержденными компетенциями и полномочиями на проведение такой деятельности.

Предусмотрены следующие мероприятия:

консолидация потребности строительных материалов по отраслевым направлениям строительства;

включение в план мероприятий по реализации национальных проектов технологий индустриального домостроения (сборно-монолитного каркаса, блочно-модульного строительства, деревянного домостроения), использование современных строительных материалов, включая алюминиевые, композитные и полимерные, а также полученные за счет вторичной переработки сырья или отходов строительства и сноса;

разработка мастер-плана по взаимоувязке размещения производств строительных материалов по их группам для снижения транспортных расходов на доставку от места производства к месту строительства;

повышение эффективности системы обязательного подтверждения соответствия установленным требованиям строительных материалов и изделий;

обеспечение маркетинговой и информационной поддержки производителей инновационных строительных материалов;

совершенствование норм и требований для внедрения и применения инновационных технологий и строительных материалов;

поддержка импортозамещения технологического оборудования, запчастей и комплектующих к нему для производства строительных материалов;

создание системы допуска и контроля деятельности строительных лабораторий, проводящих исследования при производстве материалов и изделий, используемых в процессе строительства, эксплуатации и утилизации (сносе) зданий и сооружений, а также осуществляющих исследования при проведении входного контроля, строительного контроля и строительного надзора;

создание системы уникальной цифровой маркировки строительных материалов и изделий, используемой для проведения контроля (надзора);

обеспечение интеграции результатов строительного контроля, цифровой маркировки с информационной моделью объекта капитального строительства в составе сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель объекта капитального строительства и представляемых в форме электронных документов.

Результатами осуществления указанных мероприятий являются:

производство основных строительных материалов сбалансировано между субъектами Российской Федерации с учетом фактической потребности в них предприятий строительной отрасли;

снижена зависимость от импорта строительных материалов, в первую очередь обозначенных в качестве приоритетных для импортозамещения, а также оборудования, используемого при производстве строительных материалов;

увеличены объемы потребления и, как следствие, производства продукции индустриального домостроения (элементов сборного каркаса, блочно-модульного домостроения), конструкций из перекрестно клееной древесины, а также современных алюминиевых, композитных и полимерных материалов;

внедрена система допуска и контроля деятельности строительных лабораторий в целях обеспечения надлежащих компетенций строительных лабораторий, квалификации персонала, выполняющего исследования (испытания), качества проводимых исследований (испытаний) и допуска строительных лабораторий к проведению исследований (испытаний) при осуществлении входного контроля, строительного контроля и строительного надзора;

система допуска и контроля деятельности строительных лабораторий обеспечивает достоверность результатов испытаний при производстве строительных материалов, проведении строительного контроля и строительного надзора;

введена ответственность за предоставление недостоверных сведений о результатах испытаний для всех типов строительных лабораторий;

снижено количество применяемых в строительстве некачественных, фальсифицированных и контрафактных строительных материалов и изделий;

строительные материалы и изделия однозначно идентифицированы на всех этапах жизненного цикла (от производства до утилизации);

создана доступная информационная цифровая среда для получения достоверной информации о проведенных испытаниях строительных материалов и изделий и их результатах для каждого объекта капитального строительства;

создан конкурентный рынок строительных материалов по качественным, а не ценовым признакам.

Экспорт строительных услуг

Объем российского экспорта строительных услуг по итогам 2021 года составил 5,76 млрд. долларов США, что на 22,6 процента выше уровня 2020 года. Значительный прирост экспорта обусловлен восстановлением экономической активности и снятием ограничений, введенных в период распространения новой коронавирусной инфекции.

В экспорте российских строительных услуг преобладают услуги, оказываемые зарубежным подрядчикам по строительству объектов на территории Российской Федерации. На их долю в 2021 году приходится 55,3 процента экспорта, что на 3,9 процентных пункта меньше, чем по итогам 2020 года.

Наиболее перспективными (базовыми) направлениями в российском экспорте строительных услуг продолжают оставаться строительство атомных электростанций, оказание комплекса услуг по строительству инфраструктурных объектов (энергетических, транспортных, производственных), участие в реализации инфраструктурных проектов на евразийском пространстве.

Вызовами являются:

значительные барьеры выхода на зарубежные рынки строительных услуг, различия строительных правил и норм, производственных стандартов, ограничения на длительное пребывание, перемещение персонала;

слабая видовая диверсификация строительных услуг и снижающаяся ценовая конкурентоспособность российских поставщиков;

высокая степень зарегулированности отрасли оказывает негативное влияние на конкурентоспособность и экспортный потенциал строительных компаний;

отсутствие эффективного продвижения строительных и инжиниринговых услуг российских подрядных организаций и специалистов при реализации крупных инфраструктурных проектов за рубежом.

Задачами являются:

поддержка развития технологических разработок в сфере строительства и инжиниринга, повышающих конкурентоспособность на зарубежных рынках;

создание условий для сотрудничества крупных строительных компаний и компаний малого и среднего предпринимательства;

создание благоприятного режима для привлечения российских субподрядчиков, поставщиков строительных товаров, услуг и технологий, в том числе из сферы малого и среднего предпринимательства, к реализации проектов флагманских отечественных компаний за рубежом.

Предусмотрены следующие мероприятия:

включение в контракты на строительство объектов за рубежом условий дальнейшего их технического обслуживания российскими специалистами;

проработка механизмов включения субъектов малого и среднего предпринимательства в технологические цепочки зарубежных компаний и лидеров российского рынка, работающих за рубежом;

разработка и внедрение механизмов включения в межгосударственные соглашения на строительство сложных объектов (атомные, нефтегазовые, космические, гидрологические и другие) условий об их комплексном решении, включающем строительство гражданских и различных обеспечивающих инженерных объектов и объектов инфраструктуры силами операторов таких соглашений и их подрядными организациями;

гармонизация технических стандартов и регулирования со странами Евразийского экономического союза, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС и другими;

формирование регулярно обновляемого реестра тендеров иностранных инфраструктурных проектов.

Результатами осуществления вышеуказанных мероприятий являются:

повышена конкурентоспособность отечественных компаний за рубежом;

созданы системообразующие условия для увеличения экспортного потенциала отрасли и увеличения количества экспортно ориентированных компаний;

созданы условия для развития технологических разработок в сфере строительства и инжиниринга, повышающих конкурентоспособность отечественных компаний на зарубежных рынках.