V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы

Целью Программы является развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, эффективного международного диалога.

Выбор варианта решения поставленных проблем осуществляется с учетом возможности расходования бюджетных средств и достигаемых целевых показателей, характеризующих результаты реализации Программы. Предлагаются 2 варианта решения проблем в сфере укрепления и продвижения русского языка.

Первый вариант (оптимистический), предусматривающий 100 процентное финансирование, основывается на решении поставленных задач с учетом опыта реализации Программы на 2011 - 2015 годы.

Он предполагает развитие всестороннего применения, распространения и продвижения русского языка.

Второй вариант (базовый), предусматривающий 75 процентное финансирование, предполагает сохранение направлений, определенных Программой на 2011 - 2015 годы.

Первый вариант позволяет более рационально подойти к процессу программного обеспечения и в конечном итоге в большем объеме реализовать программные положения. При формировании этого варианта учитывались следующие преимущества:

эффективное решение задач поддержки и развития русского языка в Российской Федерации, а также поддержки и распространения русского языка в иностранных государствах;

комплексное решение задачи реализации государственной политики в указанной сфере в рамках широкого взаимодействия всех основных субъектов и участников (органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных организаций);

поддержка приоритетных инновационных и инвестиционных проектов, интенсивное развитие открытого образования на русском языке;

увеличение объемов адресной поддержки, оказываемой русским школам за рубежом;

использование современных управленческих, информационных и иных технологий в реализации мероприятий по основным направлениям, инвариантность подходов к реализации отдельных проектов и мероприятий Программы в зависимости от изменения условий.

Однако наряду с преимуществами первого варианта имеется ряд рисков, одним из которых является сокращение предусмотренного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации (финансовый риск).

Второй вариант основывается на продолжении мероприятий, выполняемых в рамках Программы на 2011 - 2015 годы, без учета новых направлений, поэтому объем финансирования по этому варианту составляет 75 процентов объема финансирования первого варианта.

Второй вариант характеризуется высокой вероятностью реализации мероприятий Программы (наименьшими рисками), так как фактически сводится к естественному продолжению выполнения существующих мероприятий. Однако этому свойственна низкая эффективность, так как дальнейшее повышение значений целевых показателей будет достигаться только при условии линейного роста необходимых финансовых ресурсов. В случае выбора второго варианта финансовые риски усугубляются тем, что в условиях ограниченности выделяемых средств могут возникнуть сложности при определении приоритетов финансирования мероприятий Программы на региональном уровне.

При реализации рисков второго варианта могут быть не в полной мере реализованы функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России, в результате чего могут появиться проблемы в сфере сохранения культурного и политического единства Российской Федерации.

Вне зависимости от варианта решения проблемы осуществление комплекса мероприятий Программы будет сопряжено с экономическими, геополитическими и административными рисками, реализация которых может снизить результативность Программы и привести к возможным негативными социальными последствиям, включая:

неполноценную реализацию функций русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка межнационального общения народов России;

обострение межэтнической напряженности, снижение уровня толерантности в российском обществе;

ослабление политического, культурного, языкового и образовательного единства Российской Федерации;

снижение качества обучения русскому языку и уровня грамотности;

общее снижение культурного уровня российского общества;

ослабление мер поддержки русского языка в иностранных государствах;

снижение числа школьников, обучающихся на русском языке в государствах - участниках СНГ;

ослабление исторических и культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;

негативную динамику интеграционных предпочтений населения государств на постсоветском пространстве;

ослабление позиций Российской Федерации в политической, экономической, информационной, гуманитарной и иных областях международного сообщества.

Анализ рисков реализации Программы
и описание мер по предотвращению рисков и минимизации
возможных последствий

Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов в сфере русского языка и образования.

Помимо бюджетного недофинансирования к финансовым рискам следует отнести диспропорции в финансово-экономических возможностях субъектов Российской Федерации и невыполнение ими в полном объеме принятых финансовых обязательств.

Кроме того, в условиях неопределенности геополитической ситуации и введения санкций финансовыми рисками являются риски, связанные с возможным снижением объемов софинансирования из внебюджетных источников, обусловленные нестабильностью финансового состояния хозяйствующих субъектов, участников проектов, реализуемых в рамках Программы.

В случае наступления указанных финансовых рисков необходимо будет корректировать Программу в сторону сокращения планируемых мероприятий, что приведет к снижению ее эффективности.

Инструментами ограничения финансовых рисков выступают такие меры, как концентрация организационно-технических, финансовых, материальных и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ежегодное уточнение и оптимизация объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, определение приоритетов для первоочередного финансирования и осуществление модернизационных проектов за счет привлечения внебюджетных средств в рамках механизмов государственно-частного партнерства.

Макроэкономические риски обусловлены возможностями ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, что может привести к недостаточному ресурсному обеспечению запланированных мероприятий.

Экономическими рисками реализации Программы могут являться повышение стоимости услуг, обусловленное углублением инфляции, возможные конфликты интересов партнерских структур, коррупционные риски (нецелевое использование денежных средств).

Эти риски могут отразиться на возможности реализации наиболее затратных мероприятий Программы, в том числе мероприятий, связанных с развитием инфраструктуры дистанционного образования, развитием партнерской сети под брендом "Институт Пушкина", проведением ряда масштабных мероприятий, направленных на популяризацию русского языка, российской культуры, науки и образования.

Геополитические риски связаны преимущественно с изменениями международной ситуации. Усиление восточного вектора политики Российской Федерации расширяет возможности укрепления позиций и продвижения русского языка в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона. В то же время возрастает риск ослабления позиций русского языка в ряде европейских стран за счет развития антироссийских настроений и экономических санкций.

Административными рисками являются неэффективные управленческие решения в ходе выполнения Программы, недостаточная координация и взаимодействие заинтересованных сторон при реализации Программы, недостаточные оперативность, гибкость и адаптивность к изменениям внешних условий.

Возникновение административных рисков может повлечь за собой потерю управляемости, нарушение планируемых сроков реализации Программы, невыполнение ее целей и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества выполнения мероприятий Программы.

Основными условиями минимизации административных рисков являются формирование эффективной системы управления реализацией Программы, продуктивное взаимодействие участников реализации Программы, адекватное распределение полномочий, принятие управленческих решений, которые обладают высокой скоростью эффективного реагирования на изменение условий и минимизируют неблагоприятное влияние "ситуации риска".

Для обеспечения системного характера управления рисками и минимизации возможных отрицательных последствий предусмотрены следующие меры:

привлечение к разработке Программы представителей научного и экспертного сообществ и обеспечение широкого обсуждения предлагаемых мероприятий на разных уровнях, в том числе в субъектах Российской Федерации;

мониторинг ситуации, складывающейся при реализации мероприятий Программы, в ходе проведения которого планируется своевременная оценка возникших перемен (в том числе внешнеполитических) и эффективности достигнутых результатов;

обеспечение информационной прозрачности реализации Программы, регулярная публикация отчетов о ходе ее реализации.

Эти меры позволят своевременно выявлять возможные сбои, проводить оперативную корректировку конкретных механизмов и обеспечить достижение целей Программы.

Таким образом, первый вариант характеризуется более высокими рисками, так как потребует иного алгоритма взаимодействия федерального центра, субъектов Российской Федерации и других участников Программы. Однако при этом ожидаемые результаты могут быть достигнуты меньшими средствами за счет модернизации управления и оптимизации проектных решений.

Реализация первого варианта приведет к достижению конечных результатов к концу 2020 года в полном запланированном объеме.

Реализация второго варианта приведет к концу 2020 года к достижению конечных результатов с меньшими количественными значениями.

Анализ вариантов решения проблем в сфере укрепления и продвижения русского языка показывает, что первый вариант является более предпочтительным, поскольку он является более эффективным, в большей степени соответствует приоритетам Российской Федерации в области поддержки и продвижения русского языка, а также целям и задачам Программы.