1. Транспортные услуги
Транспортные услуги - все виды транспортного обслуживания водным, воздушным, железнодорожным, автомобильным, трубопроводным и космическим видами транспорта, осуществляемого резидентами одной страны для резидентов другой страны. Транспортные услуги включают пассажирские и грузовые перевозки, вспомогательные и дополнительные транспортные услуги (предоставляемые в портах, аэропортах, на железнодорожных и автомобильных станциях и других, услуги по эксплуатации транспортной инфраструктуры, услуги транспортных агентств, прочие сопутствующие операции, кроме приобретения топлива, ремонта и обслуживания транспортных средств), а также почтовые и курьерские услуги.
Общая характеристика международного рынка
транспортных услуг
В связи с расширением международной торговли товарами мировой экспорт транспортных услуг вырос на 9 процентов по стоимости в 2017 году и достиг 931,5 млрд. долларов США. Быстрее всего экспорт транспортных услуг увеличивался в странах Европейского союза, Содружества Независимых Государств и Ближнего Востока (на 12 процентов).
2017 год стал рекордным для мировой индустрии авиационных перевозок, по стоимости мировой экспорт услуг авиационного транспорта повысился на 10 процентов, водного (морского) транспорта увеличился на 5 процентов в 2017 году, всех прочих видов транспорта - на 12 процентов.
В долгосрочном плане доля транспортных услуг в международной торговле услугами сокращается (28,1 процента в 1990 году и 17,6 процента в 2017 году). Это связано со снижением стоимости перевозок в условиях широкого применения новых технологических и логистических решений, а также с опережающим ростом международных операций по статьям прочих коммерческих услуг.
В структуре глобального экспорта транспортных услуг более половины падает на услуги по перевозке грузов. Свыше четверти транспортных услуг приходится на различные вспомогательные и дополнительные услуги (перевалка, обработка, складирование и хранение грузов и другое) и около четверти транспортных услуг составляют услуги пассажирских перевозок. Вклад почтовых и курьерских услуг незначителен (1 - 1,5 процента). По видам транспорта лидируют морской (свыше 40 процентов мирового экспорта транспортных услуг) и авиационный (около 35 процентов) транспорт.
Продолжается процесс контейнеризации мировых грузоперевозок, совершенствуются технологии и логистика контейнерных перевозок. После слабой динамики в 2015 - 2016 годах мировой контейнерооборот портов вырос более чем на 6 процентов в 2017 году и динамично расширялся в 2018 году. Общий объем отгрузки контейнеров на экспорт в настоящее время превышает 200 млн. TEU. Актуальными тенденциями развития рынка контейнерных перевозок являются увеличение парка мегаконтейнеровозов вместимостью более 20 тыс. TEU каждый и усиление интеграции операционной деятельности крупнейших линейных операторов в целях снижения издержек.
Крупнейшими экспортерами транспортных услуг являются страны Европейского союза (42,7 процента в мировом итоге в 2017 году), Соединенные Штаты Америки (9,3 процента), Республика Сингапур (4,9 процента), Китайская Народная Республика (4 процента), Япония (3,7 процента), Специальный административный район Гонконг (3,2 процента), Объединенные Арабские Эмираты (3 процента), Республика Корея (2,6 процента).
Основные направления и перспективы развития мирового рынка
транспортных услуг
Транспортная политика развитых и большинства развивающихся государств направлена на повышение конкурентоспособности национальных транспортных операторов на международных рынках и продвижение их интересов в рамках двустороннего и многостороннего переговорных процессов в области транспорта.
Усилия большинства стран в сфере развития экспорта транспортных и транзитных услуг направлены на повышение эффективности логистики, включая цифровизацию транспортных коридоров и узлов, упрощение административных процедур при осуществлении экспорта, импорта и транзита, в том числе в формате "одного окна", гармонизацию транспортного законодательства, а также на формирование и реализацию долгосрочных планов развития транспортной инфраструктуры, формирование специального законодательства в сфере государственно-частного партнерства и специальных финансовых инструментов для привлечения частных инвесторов к реализации крупных инвестиционных проектов.
Основные тенденции развития мирового рынка логистического сервиса определяются переходом от оказания специализированных услуг к предоставлению комплексных логистических решений в сфере поставок посредством повышения роли информационных технологий в логистике, развития мультимодальных перевозок и увеличения доли транспортно-логистического аутсорсинга.
Современное состояние и будущее мирового рынка авиационных перевозок связано с формированием альянсов авиакомпаний и усилением конкуренции между ними. Основными операционными моделями авиационных перевозок являются прямые перелеты между пунктами вылета и назначения с использованием авиаперевозчиков с низкими издержками и перелеты с пересадкой в узловом аэропорту с использованием традиционных авиакомпаний.
На рынке морских грузоперевозок также создаются альянсы ведущих операторов для получения конкурентных преимуществ, большое влияние на конъюнктуру рынка и уровень фрахтовых ставок оказывает соотношение между предложением мощностей судов и динамикой спроса на них. В части контейнерных перевозок в 2016 - 2018 годах рост спроса на суда-контейнеровозы заметно опережал предложение соответствующих мощностей.
По оценкам Международного транспортного форума, наиболее интенсивно в ближайшие десятилетия морские грузоперевозки в тонн-километрах будут развиваться на внутриазиатских и северо-тихоокеанских маршрутах, маршрутах через Индийский океан, а также средиземноморских и каспийских маршрутах.
Важной долгосрочной тенденцией выступает усиливающаяся конкуренция высокоскоростных железнодорожных магистралей региональным авиалиниям, а также переключение на высокоскоростные магистрали пассажиропотоков с традиционного железнодорожного транспорта и личного автомобильного транспорта. Развитие высокоскоростных магистралей позволяет сформировать дополнительный спрос на перевозки, на основании чего возрастает потенциал экспорта транспортных услуг.
Одним из стимулирующих факторов развития рынка транспортных услуг и транзитных грузоперевозок стало создание международной правовой основы для осуществления мультимодальных перевозок на основе Конвенции о международных смешанных перевозках.
Важную роль в развитии экспорта транспортных услуг играют ключевые многосторонние правовые инструменты:
соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении;
унифицированная железнодорожная накладная к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении) в сообщениях между Европой и Азией;
Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 года;
дополнительный протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающийся электронной накладной, подписанный в г. Женеве 20 февраля 2008 г.;
международные правовые акты Организации сотрудничества железных дорог.
Росту торговли услугами международного транзита будет способствовать полномасштабная реализация крупных инфраструктурных проектов в евразийском регионе, включая транспортные маршруты китайской инициативы "Один пояс - один путь" на направлениях Восток - Запад, международные автомобильные коридоры Шанхайской организации сотрудничества и транспортные коридоры Программы центрально-азиатского экономического сотрудничества (ЦАРЭС), "Европа - Кавказ - Азия" (ТРАСЕКА), "Север-Юг". Развитие сети евразийских транспортных коридоров различной направленности создает благоприятные возможности для значительного увеличения объема предоставляемых Российской Федерацией услуг в области международного транзита.
В период реализации Стратегии ожидается динамичное развитие роста рынка экспресс-доставки малогабаритных грузов за счет роста популярности и объемов интернет-торговли, повышения эффективности логистики и внедрения новых технологий (развитие сетей постаматов, дронов и беспилотных "тележек", способных обеспечить доставку от двери до двери), а также усиление конкуренции в этом сегменте.
В долгосрочной перспективе изменение технологий и конфигурации производства, появление и распространение новых бизнес-моделей с высокой вероятностью приведут к торможению трансграничной деятельности, связанной с перемещением грузов и физических лиц. Этому будут способствовать тенденции к ограничению потоков промышленного сырья и полуфабрикатов, замещаемых альтернативными местными ресурсами, инновационными продуктами, масштабным повторным использованием материалов, формированию сетей распределенного производства, приближенного к месту нахождения клиентов, и, следовательно, трансформации цепочек поставок, где физические цепочки поставок во многих случаях заменит электронный обмен данными, быстрому распространению цифровых решений, технологий дополненной реальности, отменяющих необходимость перемещения физических лиц за рубеж для оказания или потребления услуг.
Вместе с тем учитывая различия в стоимости ресурсов в разных регионах мира, длительность обновления материально-технической базы, а также развитие основных грузообразующих отраслей в связи с ростом мировой экономики, в среднесрочной перспективе объемы международной торговли транспортными услугами будут расти, хотя и невысокими темпами (среднегодовой прирост в 2018 - 2025 годах ожидается на уровне 1,5 процента). Абсолютная величина мирового экспорта транспортных услуг составит в 2025 году около 1 - 1,1 трлн. долларов США, доля транспорта в глобальном экспорте услуг сократится до 13,8 процента (18 процентов в 2017 году).
Российский экспорт транспортных услуг
Российская Федерация находится на 9-м месте по объему экспорта транспортных услуг, если считать Европейский союз как целое, оказывает такие услуги в разы меньше, чем лидеры рынка. Тем не менее российский экспорт транспортных услуг больше, чем аналогичные показатели для Индии, Норвегии, Турции и Канады. На транспортные услуги приходится наибольшая доля российского экспорта услуг, а также наиболее весомый профицит во внешней торговле услугами.
Российский экспорт транспортных услуг в 2017 году составил 19,8 млрд. долларов США (34,3 процента всего экспорта услуг), что уступало пиковым значениям 2013 - 2014 годов, но примерно на 17 процентов больше среднего уровня 2015 - 2016 годов. На грузовые перевозки приходится 35,8 процента общего объема экспорта транспортных услуг, пассажирские - 30,5 процента, вспомогательные и дополнительные услуги - 33,7 процента.
По видам транспорта лидирует воздушный транспорт - 50,8 процента (10,05 млрд. долларов США), далее следуют морской - 24,8 процента (4,91 млрд. долларов США), прочие виды транспорта - 22,2 процента (включая железнодорожный - 1,04 млрд. долларов США и автомобильный - 0,93 млрд. долларов США). Доля почтовых и курьерских услуг в экспорте транспортных услуг составляет 2,2 процента.
Экспорт вспомогательных и дополнительных транспортных услуг, связанный с обслуживанием иностранных морских судов в российских портах, составил 4,1 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 4,7 процента. Поступления в виде платы за наземное, диспетчерское и аэронавигационное обслуживание иностранных воздушных судов выросли на 13,1 процента, или до 1,9 млрд. долларов США.
География российского экспорта транспортных услуг существенно связана с евразийским транзитным статусом страны, традиционными транспортными операциями на пространстве Содружества Независимых Государств, широким использованием офшорных и иных подобных схем при оплате российских транспортных услуг, значительными платежами в адрес организаций (лизинговых компаний, транспортных операторов), расположенных в странах, отличных от фактических получателей транспортных услуг.
Основными импортерами российских транспортных услуг по итогам 2017 года являются:
Швейцарская Конфедерация (2035,1 млн. долларов США);
Китайская Народная Республика (1263,8 млн. долларов США);
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (988,5 млн. долларов США);
Республика Кипр (958,6 млн. долларов США);
Объединенные Арабские Эмираты (748,1 млн. долларов США);
Соединенные Штаты Америки (657 млн. долларов США);
Специальный административный район Гонконг (547 млн. долларов США);
Федеративная Республика Германия (522,7 млн. долларов США);
Великое Герцогство Люксембург (473,5 млн. долларов США);
Ирландия (370,8 млн. долларов США).
В число крупнейших импортеров российских транспортных услуг также входят приграничные страны (Финляндская Республика, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Латвийская Республика), Королевство Дания, Республика Корея, Республика Сингапур, Турецкая Республика, Королевство Нидерландов, Япония, Виргинские острова, Литовская Республика, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Французская Республика.
Наиболее высокими темпами растет экспорт транспортных услуг в Китайскую Народную Республику (включая Гонконг), Соединенные Штаты Америки и Объединенные Арабские Эмираты.
Основными странами - импортерами российских услуг морского транспорта являются Швейцарская Конфедерация, Республика Кипр, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Объединенные Арабские Эмираты, Республика Сингапур, Китайская Народная Республика, услуг авиационного транспорта - Китайская Народная Республика, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Объединенные Арабские Эмираты, Соединенные Штаты Америки, Великое Герцогство Люксембург, услуг прочих видов транспорта - Швейцарская Конфедерация, Республика Белоруссия, Финляндская Республика, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия.
Перспективы развития российского экспорта
транспортных услуг
При невысоких темпах роста перспективы развития экспорта транспортных услуг Российской Федерации в среднесрочной перспективе выглядят в целом благоприятными. Это связано с растущей интеграцией Российской Федерации в международное транспортное пространство, расширением сети и повышением интенсивности перевозок по евразийским транспортным коридорам, модернизацией основных фондов транспортной отрасли, портовой инфраструктуры, пунктов пропуска через государственную границу, совершенствованием отраслевой регуляторики.
В среднесрочной перспективе ожидается сохранение относительно высокой доли воздушного транспорта в структуре экспорта транспортных услуг (около 50 процентов) преимущественно за счет роста пассажирского и грузового авиатранзита через территорию Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания иностранных воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, повышения деловой и туристической привлекательности страны и соответствующего увеличения пассажиропотоков, развития мелкопартионной торговли с использованием грузового авиатранспорта. С учетом предполагаемого увеличения объемов пассажирского транзита между Европой и Азией на 3 процента ежегодно, а также реализации ряда проектов по реконструкции российской аэропортовой инфраструктуры объем российского экспорта услуг воздушного транспорта в целевом сценарии предположительно будет расти со среднегодовым темпом 5,4 процента и превысит к 2025 году 15,5 млрд. долларов США.
Основную роль в привлечении транзитных пассажиро- и грузопотоков играет потенциал базовых авиакомпаний, имеющих высокие провозные емкости, и их бизнес-модели ("hub-and-spoke"). Наибольший потенциал для привлечения транзитных авиаперевозок пассажиров и грузов в средней и долгосрочной перспективе сохранятся у аэропортов Московского авиаузла и авиаузла Санкт-Петербурга. Транзитный потенциал аэропорта Платов, построенного по современным мировым стандартам, пропускной способностью 5 млн. пассажиров и 20 тыс. тонн грузов в год может быть реализован после появления в нем базового авиаперевозчика, осуществляющего полеты на международных и внутренних авиалиниях.
Экспорт услуг морского транспорта будет расти большей частью за счет вспомогательных и дополнительных услуг при меньшем, но существенном расширении грузовых перевозок и сохранении незначительных объемов пассажирских перевозок. Объем российского экспорта таких услуг в целевом сценарии будет увеличиваться со среднегодовым темпом 6,2 процента и к 2025 году предположительно составит 8,2 млрд. долларов США.
Особое значение для роста экспорта услуг морского транспорта имеет реализация проекта развития Северного морского пути. Создание единого оператора по управлению Северным морским путем Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и строительство новых ледоколов обеспечат его становление как глобальной транспортной артерии, грузопоток по которой прогнозируется к 2025 году в объеме 80 млн. тонн.
Стратегическую роль в обеспечении устойчивых высоких объемов российского экспорта транспортных услуг и расширении отечественного несырьевого экспорта будут играть создание и развитие национального морского контейнерного флота с линейными судами под российским флагом для налаживания прямых морских перевозок контейнерных грузов, расширение отечественного парка контейнеров всех типов. Это наряду с освоением Северного морского пути позволит Российской Федерации стать влиятельным игроком в Мировом океане с собственной морской контейнерной и иной логистикой, развитой мультимодальной портовой инфраструктурой.
Перспективным направлением является расширение паромных линий и соответствующего специализированного флота, в том числе на Каспии. В целом российская портовая и транспортная инфраструктура Каспийского бассейна обладает существенным потенциалом наращивания экспортно-импортных и транзитных (Транс-Каспийский маршрут международного транспортного коридора "Север-Юг") перевозок, в том числе перевозок контейнерных грузов. На это направлена Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. Существуют также возможности налаживания круизного туризма на Каспии.
Другие перспективные направления включают строительство и реконструкцию объектов портовой инфраструктуры морских портов Арктического бассейна (транспортировка арктических углеводородных ресурсов, прежде всего сжиженного природного газа, в страны Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона), Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов (транспортировка российских природных ресурсов, минеральных удобрений, продукции сельского хозяйства и промышленной продукции в страны Европы, Западной и Южной Азии и Африки, а также транзитные контейнерные перевозки между Европой и Западной и Южной Азией), Дальневосточного бассейна (транспортировка природных ресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона).
Экспорт услуг железнодорожного транспорта будет расти за счет грузовых перевозок и вспомогательных и дополнительных услуг, однако после 2021 года ожидается увеличение темпов роста пассажирских перевозок. В целом российский экспорт услуг железнодорожного транспорта в целевом сценарии будет расти со среднегодовым темпом 5,5 процента и к 2025 году предположительно составит 1,59 млрд. долларов США.
Продолжается быстрый рост (почти на 60 процентов в 2017 году до 417,3 тыс. TEU) транзитных контейнерных перевозок по сети открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в основном в направлении Китай - Европа. Перспективным для железнодорожного контейнерного транзита является транспортный коридор "Север-Юг".
Росту объемов транспортировки российских природных ресурсов, продукции сельского хозяйства и промышленной продукции на экспорт, а также транзитных контейнерных перевозок между Европейским союзом и Китаем, странами Европы и Центральной и Южной Азии будет способствовать модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, Северо-Кавказской и Приволжской железных дорог.
Экспорт услуг автомобильного транспорта предположительно будет восстанавливать объемы более высокими темпами при сохранении прежнего соотношения между грузовыми перевозками, пассажирскими перевозками и вспомогательными и дополнительными услугами. Объем российского экспорта услуг автомобильного транспорта в целевом сценарии будет расти со среднегодовым темпом 7 процентов и к 2025 году почти достигнет 1,6 млрд. долларов США.
Объем российского экспорта остальных видов транспортных услуг в целевом сценарии будет расти со среднегодовым темпом 6,2 процента и к 2025 году предположительно составит 4,3 млрд. долларов США. Ожидается сохранение сильной изменчивости объемов поступлений при сохранении доминирующей позиции трубопроводного транспорта.
Экспортный потенциал трубопроводного транспорта связан с расширением сети магистральных трансграничных нефте- и газопроводов, космического транспорта - с модернизацией национальной космической отрасли, почтовых услуг - с развитием электронной торговли.
Сохраняя высокую долю в российском экспорте услуг, транспортные услуги в целевом сценарии предположительно покажут умеренный, но стабильный рост со среднегодовыми темпами на уровне 5,6 процента и к 2025 году достигнут объема 31,1 млрд. долларов США.
Наиболее перспективными для развития российского экспорта транспортных услуг являются:
транзитные грузовые перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом между странами Европейского союза и Азии, странами Содружества Независимых Государств;
транзитные грузовые перевозки морским транспортом по Северному морскому пути;
мультимодальные транзитные грузовые перевозки по транскаспийскому маршруту транспортного коридора "Север - Юг";
услуги по транспортировке российских внешнеторговых грузов различными видами транспорта;
транзитные авиаперевозки пассажиров, грузов и почты;
услуги, связанные с использованием российского воздушного пространства для полетов воздушных судов иностранных авиакомпаний, в том числе по транзитным транссибирским, трансполярным, кросс-полярным трассам;
дополнительные и вспомогательные услуги при грузовых перевозках железнодорожным и автомобильным транспортом между странами Европейского союза и Азии, транзитных пассажирских и грузовых перевозках воздушным транспортом, а также при грузовых перевозках морским транспортом по Северному морскому пути и транскаспийскому маршруту транспортного коридора "Север - Юг";
услуги трубопроводного транспорта;
почтовый сервис по обслуживанию электронной торговли.
С учетом прогноза экспорта транспортных услуг, текущей и прогнозной динамики импорта услуг за рубежом, а также условий доступа на рынки услуг перспективными странами - импортерами российских транспортных услуг являются Китайская Народная Республика, Швейцарская Конфедерация, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Республика Кипр, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Ирландия, Королевство Дания, Финляндская Республика, Литовская Республика, Латвийская Республика, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Специальный административный район Гонконг, Республика Сингапур, Республика Корея, Япония, Турецкая Республика.
Проблемы и барьеры для развития российского экспорта
транспортных услуг
Основные общесистемные проблемы развития экспорта транспортных услуг в Российской Федерации состоят в следующем:
недостаточный уровень эффективности логистики и качества транспортных услуг в условиях высокого уровня конкуренции на мировом рынке транспортно-логистических услуг;
значительно уступающий международному уровень внедрения электронных транспортно-сопроводительных документов в деятельности транспортно-логистических операторов (накладные, разрешения на осуществление международных автоперевозок и другие);
низкий уровень использования транзитного потенциала, обусловленный как недостаточно эффективной логистикой, административными барьерами и сложными процедурами при транзите, так и недостаточностью мер по формированию грузовой базы, в том числе за счет переключения транзитного грузопотока на маршруты, следующие через территорию Российской Федерации;
недостаточный объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры.
В настоящее время Российская Федерация находится на 75-м месте в мировом рейтинге эффективности логистики (LPI за 2018 год), на что влияют невысокие оценки в части возможности отслеживания движения грузов и легкости организации международных перевозок.
В российском законодательстве пока не урегулированы вопросы осуществления мультимодальных перевозок, что тормозит развитие экспорта транспортных услуг для всех участников логистической цепочки.
Большинство проблем транзита грузов возникает из-за отсутствия согласованности и гармонизированности требований к документообороту различных видов транспорта, а также требований и документов различных государственных контрольных органов, что напрямую сказывается на конкурентоспособности транзита через Российскую Федерацию.
В части железнодорожного транспорта в Российской Федерации отсутствует ориентированный на транзит подход к железнодорожным перевозкам грузов, обеспечивающий упрощенный порядок оформления при прохождении таможенного контроля.
Недостаточное использование на российских железных дорогах современных технологий электронного документооборота и планирования перевозок являются дополнительными факторами, препятствующими оперативной координации предоставления услуг.
Несмотря на внедрение новых информационных технологий на Транссибирской железнодорожной магистрали, позволяющих в реальном режиме времени следить за продвижением контейнера, повышению качества сервиса транзитных услуг могут способствовать не телекоммуникационные решения для отдельных видов транспорта, а единая телекоммуникационная транспортная сеть.
Кроме того, необходимо создание современного подвижного состава с улучшенными характеристиками (скорость, грузоподъемность, вместимость, воздействие на путь), в том числе с использованием инновационных материалов и технологий.
Слабо развиты переходы между железнодорожными магистралями и портами. Это касается припортовых транспортных узлов и подъездных путей к портам, в том числе ограничений провозных и маневровых способностей припортовых станций, а также недостаточной провозной способности дальних железнодорожных подходов и участков железнодорожных магистралей в направлении портов.
Недостаточное оснащение морских портов и железнодорожных станций современным перегрузочным оборудованием приводит к снижению эффективности транзитных перевозок грузов через территорию Российской Федерации.
В части транзита морским транспортом существенным барьером для роста экспорта услуг являются сложные процедуры оформления документов, предоставляемых морскими судами при заходе в морские порты Российской Федерации и выходе из них.
За последние 2 десятилетия отечественные судоходные компании практически полностью вытеснены из перевозок собственных внешнеторговых грузов, в 1992 году их доля доходила до 34 процентов, но уже в 2013 году этот показатель составил менее 3 процентов.
В составе отечественного флота очень мало крупнотоннажных судов. На конец 2017 года в реестрах судов Российской Федерации зарегистрировано 7783 судна, из которых 1141 судно в Российском международном реестре судов, суммарный дедвейт которых составляет 10 млн. тонн. Под иностранными флагами зарегистрировано 248 судов, практически весь крупнотоннажный флот, общим дедвейтом примерно 14 млн. тонн.
Регистрация российских судов под иностранным флагом в настоящее время привлекательна не только из-за разницы в налоговой нагрузке в некоторых странах по сравнению с Российским международным реестром судов, но и в связи с возможностью привлечения финансовых средств с низкой кредитной ставкой в зарубежных банках под залог имеющихся морских судов. Регистрация в Российском международном реестре судов не дает такой возможности, в связи с чем российские перевозчики вынуждены брать кредиты на выполнение заказов под 12 процентов годовых и выше.
Средний возраст морских транспортных судов в 2017 году составил 31 год, что свидетельствует о сохраняющейся тенденции старения национального флота.
Существенным ограничением является неспособность ряда российских морских портов принимать крупнотоннажные современные морские суда по причинам малых глубин у причальных стенок и в акватории портов, отсутствия специальных защитных сооружений, узких фарватеров судоходных каналов, ограничений по длине судна вследствие недостаточной длины причальных стенок.
Повышению качества услуг в портах препятствует государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по погрузке, выгрузке, хранению грузов в морских портах, что снижает эффективность конкуренции.
В части автомобильного транспорта доля российских перевозчиков в общем объеме международных автомобильных перевозок грузов значительно ниже, чем иностранных. Такая ситуация обусловлена недостаточным уровнем конкурентоспособности национальных автотранспортных компаний, высокой финансовой нагрузкой на указанные компании, в том числе неконкурентоспособными условиями налогообложения транзитных перевозок автомобильным транспортом.
В частности, важной проблемой являются неравные условия приобретения транспортных средств и оборудования для автоперевозчиков в Российской Федерации по сравнению с иностранными компаниями, которые могут воспользоваться лизинговыми программами на более выгодных условиях.
Другими проблемами при перевозках автомобильным транспортом являются:
ограниченное производство в Российской Федерации автотранспортных средств для осуществления международных перевозок грузов;
недостаточная пропускная способность автомобильных пунктов пропуска, в особенности на границе с Китайской Народной Республикой;
недостаточное государственное стимулирование привлечения российскими участниками внешнеэкономической деятельности национальных транспортных компаний для перевозки экспортно-импортных грузов;
отсутствие скоростных автомагистралей в рамках основных евразийских международных транспортных коридоров, обеспечивающих на всем их протяжении осевые нагрузки транспортных средств не менее 11,5 тонны;
значительные сложности в получении виз отдельных иностранных государств, в особенности китайских виз для профессиональных водителей.
Кроме того, необходимо формирование отвечающих потребностям перевозчиков программ обновления автомобильного парка.
В части воздушного транспорта существенной проблемой является резкий рост стоимости авиационного керосина в связи с налоговым маневром в нефтегазовой отрасли. Отмена экспортной пошлины и увеличение налога на добычу полезных ископаемых повлечет значительный рост затрат авиакомпаний.
Другими проблемами экспорта услуг воздушного транспорта являются распространение антимонопольного регулирования авиаперевозок на перевозки транзитных пассажиров, не останавливающихся в Российской Федерации, отсутствие упрощенного визового режима для транзитных пассажиров, высокие тарифы естественных монополий, инфраструктурные ограничения в иностранных аэропортах, не позволяющие организовывать дополнительные рейсы российских авиакомпаний.
Существенно снижает конкурентоспособность транзита грузов воздушным транспортом по транссибирским маршрутам (Китайская Народная Республика - Юго-Восточная Азия - Западная Европа) сложность административных процедур при межаэропортовой перевозке автомобильным транспортом международных грузов между воздушными пунктами пропуска аэропортов Московского авиационного узла, подготовка документов для выполнения которых занимает 48 часов.
Кроме того, целесообразно расширение использования на территории Российской Федерации международного стандарта безбумажного оформления и сопровождения грузовых воздушных перевозок (e-freight), рекомендованного Международной ассоциацией воздушного транспорта.
На эффективность транзита через Российскую Федерацию также негативно влияет низкий уровень развития пограничной инфраструктуры и недостаточность инвестиций в нее, в том числе несоответствие системы пропуска через государственную границу требованиям потребителей транзитных услуг, недостаточность материально-технической оснащенности пограничных пунктов пропуска. Инфраструктура пунктов пропуска во многих случаях не соответствует многочисленным требованиям государственных контролирующих органов, которые зачастую дублируют друг друга, предъявляют необоснованно завышенные требования по объему требуемой сопроводительной документации, в том числе на бумажных носителях.
Кроме того, целесообразно снизить налоговую нагрузку на компании, осуществляющие строительство объектов инфраструктуры пунктов пропуска, которые безвозмездно передаются Российской Федерации.
Вовлечение частного сектора в развитие транспортной инфраструктуры осложняет несовершенство действующего законодательства в сфере государственно-частного партнерства, которое не дает инвестору гарантии в отношении тарифообразования.
Также осложняют деятельность российских компаний требования Центрального банка Российской Федерации о необходимости зачисления валютной выручки только на счет в банке, который принял контракт на учет.
Необходимо совершенствование процедуры предоставления ежеквартальной отчетности по зарубежным счетам, в настоящее время резиденты отправляют в налоговые органы существенные объемы документов на бумажном носителе, а также несут значительные финансовые затраты на нотариальное заверение копий документов и нотариальное заверение переводов банковских выписок.
Примерами лучших практик по развитию экспорта транспортных услуг является создание сети современных мультимодальных логистических хабов, распространение PL-провайдеров (концепция "сторона логистики" (Party Logistics) основывается на различных уровнях привлечения логистических операторов для решения бизнес-задач в интересах и от имени заказчика-производителя, дистрибьютора. Самым современным уровнем является 5PL-провайдер, который осуществляет стратегическое управление цепями поставок в виртуальной среде), цифровизация транспортной инфраструктуры с использованием сетей 5G и применением наборов открытых данных (Великобритания), формирование единого долгосрочного плана развития инфраструктуры (Германия), предоставление частному сектору права строить, эксплуатировать, а также взимать плату при реализации инфраструктурных проектов, использование инструмента инфраструктурных бондов при финансировании инфраструктурных проектов.
Основные задачи и меры по развитию экспорта
транспортных услуг
Рост объемов экспорта транспортных услуг должен быть основан на повышении конкурентоспособности российских транспортных операторов, а также на обеспечении их доступа на зарубежные рынки, в том числе к перевозкам между третьими странами, как транзитом через территорию Российской Федерации, так и минуя ее.
Ключевым направлением развития экспорта транспортных услуг является создание условий для российских транспортных операторов на основе международных норм и лучших практик, прежде всего в части административных процедур и тарифов, которые позволят им предоставлять транспортные услуги на высоком уровне и более выгодные по цене, качеству и времени доставки по сравнению с основными конкурентами.
Основными задачами по развитию экспорта транспортных услуг являются:
на общетранспортном направлении:
расширение участия в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта, гармонизация транспортного законодательства, в том числе в части обеспечения применения электронной книжки международных дорожных перевозок, расширение географии применения унифицированной накладной к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении);
создание для отечественных международных перевозчиков не менее благоприятных режимов при выполнении таможенных и пограничных процедур, чем для перевозчиков других стран;
развитие систем и стандартов информационного взаимодействия на международном и национальном рынках товародвижения;
повышение эффективности механизмов национального регулирования сегментов рынка международных перевозок, на которых действует двусторонняя разрешительная система;
разработка механизмов оперативного принятия ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом;
разработка и реализация мер, стимулирующих отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на базисных условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями;
поддержка обновления парков транспортных средств, в том числе через механизмы лизинга, развитие систем льготного кредитования;
активная государственная поддержка транзитных проектов Российской Федерации, формирование выгодных для Российской Федерации международных альянсов;
дальнейшее развитие транспортно-таможенных технологий, информационных систем, всей инфраструктуры транзитных перевозок, ускоряющих доставку и пограничную обработку транзитных грузов;
техническая модернизация и совершенствование экономических режимов в воздушных транзитных коридорах, проходящих через воздушное пространство Российской Федерации;
унификация форм транспортных документов и требований государственных контрольных органов к порядку заполнения форм транспортных документов для различных видов транспорта на основе соответствующих международных стандартов и соглашений в области транспорта;
развитие цифровизации процедур и документооборота при перевозке грузов, перевод обмена всеми документами и сведениями между контролирующими органами, транспортными компаниями и участниками внешнеэкономической деятельности, в том числе перевод всех контрольных операций и документов, составляемых по итогам их осуществления, в электронную форму, включая разработку единого стандарта осуществления всех операций с четкими временными регламентами;
интеграция национальных информационных транспортно-логистических систем с другими государствами - членами Евразийского экономического союза в целях создания единого информационного пространства рынка транспортно-логистических услуг в рамках Евразийского экономического союза;
обеспечение развития инфраструктуры и логистики международного транспортного коридора, синхронизированного с мероприятиями комплексного плана развития магистральной транспортной инфраструктуры, в том числе повышение конкурентоспособности российских участков международного транспортного коридора с точки зрения международных стандартов скорости и регулярности перевозок, обеспечение комплексного развития находящейся на международном транспортном коридоре инфраструктуры и мультимодальных хабов с учетом точек входа (выхода) транзитных грузопотоков, введение интегрированной системы пропуска транзитных грузов через государственную границу Российской Федерации;
развитие инфраструктуры логистической системы и создание необходимых перевозочных ресурсов в соответствии с перспективным запросом рынка товародвижения, снижение логистических издержек;
упрощение административных процедур при транзитных операциях, а также процедур подтверждения ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов и процедур валютного контроля;
разработка мер поддержки инвестиций в транспортную инфраструктуру, внедрение новых инструментов финансирования строительства транспортной инфраструктуры, включая инфраструктурную ипотеку;
обеспечение согласованности объемов, сроков и направлений инвестиций в железнодорожную и портовую инфраструктуру;
унификация требований государственных контролирующих органов к строительству и оборудованию пунктов пропуска;
внедрение инновационных видов перевозок грузов на евроазиатском пространстве, в частности организация высокоскоростного грузопассажирского сообщения, применение авиационных контейнеров для перевозки грузов;
снижение тарифов естественных монополий, связанных с экспортом услуг;
на железнодорожном транспорте:
повышение уровня координации железнодорожных и портовых операций;
повышение пропускной способности транспортных магистралей, включая внедрение технологических решений для увеличения объема перевозки контейнеров по Транссибирской железнодорожной магистрали;
повышение оснащенности железнодорожных станций перегрузочным оборудованием международного стандарта;
создание условий для роста инвестиций в развитие железнодорожного транспорта;
развитие инфраструктуры и повышение оснащенности железнодорожных пунктов пропуска на основе современных мировых стандартов;
совершенствование налогового и валютного законодательства в целях развития транзитных контейнерных перевозок;
совершенствование правил перевозки грузов и тарифного руководства;
переход при осуществлении международных перевозок к использованию электронных накладных к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении);
дальнейшее развитие международных сервисов следования контейнерных поездов с согласованным временем отправления и прибытия;
обеспечение скоординированной тарифной политики на развивающихся маршрутах доставки грузов;
стимулирование создания современного подвижного состава с улучшенными характеристиками;
комплексное развитие международного транспортного коридора "Север - Юг" в целях привлечения грузов из Республики Индии и Исламской Республики Иран;
расширение странового охвата проекта "Охранный поезд";
выстраивание долгосрочных контактов с потенциальными зарубежными грузоотправителями Европы и Азии;
формирование каналов продаж транспортно-логистических услуг холдинга открытого акционерного общества "Российские железные дороги" за рубежом;
создание альянсов для выстраивания эффективных логистических цепочек доставки грузов по международному транспортному коридору и осуществления транзитных перевозок;
на морском транспорте:
разработка программ льготного кредитования деятельности морских перевозчиков;
подготовка квалифицированных экипажей судов для плавания в высоких широтах;
оценка потребности в морских грузовых и пассажирских судах и производственных мощностях для их строительства;
увеличение доли перевозимых экспортных грузов из Российской Федерации судами под флагом Российской Федерации;
модернизация портовой инфраструктуры международных морских портов в части проведения углубительных работ в акватории и у причальных стенок, расширения фарватера судоходных каналов, строительства необходимых защитных сооружений, удлинения причальных стенок;
на автомобильном транспорте:
разработка льготных лизинговых программ для приобретения транспорта перевозчиками;
внедрение электронных документов в рамках Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) и Конвенции международных дорожных перевозок;
увеличение на российской территории предела гарантии по книжкам международных дорожных перевозок, переход к использованию электронной накладной при осуществлении международных автомобильных перевозок грузов;
снижение финансовой нагрузки на хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги по перевозке грузов в международном сообщении;
анализ конкурентоспособности налогообложения транзитных перевозок автомобильным транспортом и разработка специальных льготных режимов налогообложения транзитных перевозок;
анализ и сравнение условий деятельности в Российской Федерации российских перевозчиков с иностранными компаниями, разработка соответствующих мер поддержки российских компаний;
ускоренная реконструкция инфраструктуры наиболее загруженных автомобильных пунктов пропуска;
повышение привлекательности инвестиционных проектов строительства автодорог за счет освоения придорожных территорий;
организация эффективного контроля за иностранными автоперевозчиками, нарушающими законодательство Российской Федерации;
формирование программ обновления парка грузовых транспортных средств российских компаний;
на воздушном транспорте:
формирование механизмов снижения негативного эффекта от налогового маневра, в том числе повышение коэффициента обратного акциза;
разработка мер поддержки авиакомпаний для формирования условий, сопоставимых с условиями деятельности в других странах;
содействие развитию отечественными авиаперевозчиками хабовых моделей привлечения иностранных трансфертных пассажиров в российские аэропорты;
развитие деловой авиации и повышение привлекательности инфраструктуры российских аэропортов для полетов международной деловой авиации;
повышение привлекательности авиационных трасс, проходящих через воздушное пространство Российской Федерации, для полетов иностранных авиакомпаний;
развитие системы международных узловых аэропортов;
развитие инфраструктуры и оборудования аэродромов в Российской Федерации, которые могут быть использованы в качестве запасных при осуществлении международных, в том числе транзитных полетов иностранных авиакомпаний;
содействие участию российских авиаперевозчиков в международных альянсах.
Приоритетными мерами по развитию экспорта транспортных услуг являются:
общетранспортные:
разработка и принятие формы единого транспортного документа, применяемого при прямых смешанных (комбинированных) перевозках;
унификация национального и международного законодательства в части правил перевозок различными видами транспорта;
закрепление в законодательстве понятия и статуса единого оператора прямой смешанной перевозки;
внедрение электронного документооборота при перевозке грузов в международном сообщении;
внедрение автоматизированной информационной системы оформления и сопровождения воздушных грузовых перевозок;
обеспечение электронного взаимодействия перевозчика с таможенным органом;
развитие электронного обмена данными между железными дорогами;
внесение изменений в нормативные правовые акты Евразийского экономического союза, регулирующие таможенные правоотношения в целях сокращения количества документов, прилагаемых к транзитной декларации, и перечня сведений, указываемых в ней;
расширение практики применения электронного документооборота с сопредельными странами и по договоренности со странами - участницами международного транспортного коридора;
подготовка предложений по формированию сквозных тарифных ставок мультимодальных транзитных перевозок по международному транспортному коридору при участии различных видов транспорта и владельцев подвижного состава, в том числе и на долгосрочный период, в рамках федерального проекта "Логистика международной торговли";
создание агрегатора информации о грузовых транспортных услугах российских компаний на единой независимой цифровой платформе в форматах, приемлемых для зарубежных пользователей, и по международным стандартам (по аналогии с пассажирским сервисом Aviasales);
разработка мер по развитию экспортно ориентированных транспортных услуг и компаний в ключе концепции PL четвертого (4PL) и пятого (5PL) уровня;
совершенствование налогообложения:
установление ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость для всех элементов мультимодальных перевозок и экспортируемых транспортных услуг;
организация подтверждения ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость для перевозчиков на межведомственном уровне (прямой обмен данными Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы) без участия перевозчика в документообороте;
упрощение процедуры подтверждения ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость (интернет-торговля, доставка не только почтой России, но и экспресс-доставкой);
совершенствование валютного законодательства:
рассмотрение возможности либерализации требований по репатриации валютной выручки;
модификация системы представления экспортерами подтверждающих документов и информации органам и агентам валютного контроля;
рассмотрение возможности либерализации требований по использованию счетов резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
на железнодорожном транспорте:
закрепление в законодательстве понятий и статуса "контейнерный поезд" и "оператор контейнерного поезда";
внесение изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации в части распространения ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость на перевозку порожнего подвижного состава и контейнеров в международном сообщении;
совершенствование правил перевозок грузов железнодорожным транспортом и правил перевозок скоропортящихся грузов;
внесение изменений в постановление Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации "Об утверждении прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", предусмотрев транспортировку в вагонах грузов весом более 80 тонн;
реализация мер правовой поддержки транспортно-экспедиторских компаний, осуществляющих экспорт экспедиторских услуг на железнодорожном транспорте сопредельных стран;
развитие электронного документооборота между железнодорожными компаниями и администрациями;
на морском транспорте:
снятие избыточных требований законодательства к морским судам под российским флагом и приведение их в соответствие с нормами международного морского права;
введение ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость на перевозку грузов между иностранными портами морскими судами под российским флагом;
установление обязательного стандарта комиссионного "раскрытия" судна для разгрузки в порту с возможностью осуществления этой процедуры на рейде, в том числе с использованием плавсредств стивидора (в целях сокращения времени обработки судна, что приведет к сокращению временных и финансовых издержек участников внешнеэкономической деятельности);
внесение изменений в правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утвержденные Министерством транспорта Российской Федерации, в части дополнения их нормой об обязательном заключении прямого договора с импортером или его представителем на недискриминационных условиях;
совершенствование государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по погрузке, выгрузке, хранению грузов в морских портах в целях повышения эффективности конкуренции, включая рассмотрение возможности отмены государственного регулирования соответствующих тарифов;
на автомобильном транспорте:
разработка программы льготного лизинга для обновления парка подвижного состава международных автоперевозчиков;
отмена (снижение) таможенных пошлин и утилизационного сбора для грузовых автомобилей и автобусов высоких экологических классов (Евро-6 и выше), используемых для осуществления международных перевозок;
создание информационной системы (аналогичная система "Яндекс-пробки") о ситуации в пограничных пунктах пропуска и ее краткосрочном прогнозировании;
внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях обеспечения возможности применения ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость для транзитных автомобильных перевозок;
включение в план мероприятий по либерализации на паритетной основе визового режима с иностранными государствами вопросов упрощения процедур получения виз для профессиональных водителей;
на воздушном транспорте:
исключение трансфертных и транзитных авиационных перевозок из сферы действия антимонопольного регулирования;
реализация мероприятий, направленных на внесение Российской Федерации в зеленый список Европейского союза по авиационной безопасности при перевозке грузов;
формирование механизмов согласования с авиационными властями иностранных государств мер по преодолению существующих инфраструктурных ограничений в крупнейших аэропортах Азии, Америки и Европы для выполнения полетов российских авиакомпаний;
расширение использования на территории Российской Федерации международного стандарта безбумажного оформления и сопровождения грузовых воздушных перевозок (e-freight);
рассмотрение вопроса введения безвизового режима на срок до 72 часов для иностранцев, проезжающих транзитом через российские аэропорты;
упрощение порядка межаэропортовых перевозок автомобильным транспортом иностранных товаров в воздушных пунктах пропуска Московского авиационного узла (аэропорты Жуковский, Внуково, Домодедово, Шереметьево);
прочие меры:
проведение рекламной кампании логистических возможностей российских маршрутов доставки грузов;
обеспечение унификации требований государственных контролирующих органов к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
внесение изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 г. N 496 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции" и от 15 сентября 2017 г. N 1104 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом" в части включения дополнительного условия предоставления субсидий экспортерам на транспортировку продукции, связанного с осуществлением транспортировки национальными транспортными компаниями;
внесение изменений в статью 265 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих отнесение к внереализационным расходам расходов на строительство и обустройство передаваемых в собственность Российской Федерации объектов пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и расходов, связанных с такой передачей;
закрепление приоритетного права российских перевозчиков на осуществление международных автомобильных перевозок и перевозок водным транспортом, выполняемых в связи с закупкой товаров для государственных и муниципальных нужд, в том числе по внешнеторговым контрактам, а также перевозок экспортно-импортных грузов, в том числе в связи с реализацией внешнеторговых контрактов, принадлежащих российским предприятиям-грузовладельцам с долей государственного участия и (или) пользующимися государственной поддержкой.