6. Развитие образования
Уральский федеральный округ отличается развитой образовательной инфраструктурой и высоким качеством организации образовательного процесса. Однако наблюдается неполное соответствие содержания образования и технологии обучения общественным запросам, требованиям работодателей и потребностям устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в округ, недостаточен и уровень диверсификации образовательных услуг, оказываемых населению. В системе профессионального образования особенно ярко наблюдается общее снижение престижа рабочих и инженерных профессий, дисбаланс в подготовке специалистов, переизбыток выпускников высших учебных заведений, имеющих невостребованные направления подготовки. Также следует отметить несовершенство механизмов эффективного федерально-регионального взаимодействия в реализации образовательной политики в сфере среднего профессионального и начального профессионального образования. Указанными обстоятельствами объясняется неполное соответствие местных трудовых ресурсов кадровым потребностям реализации экономического потенциала и масштабных инвестиционных проектов.
Целью развития образования в Уральском федеральном округе является обеспечение экономики качественными трудовыми ресурсами, соответствующими требованиям инновационного социально-экономического развития.
К основным задачам в рамках достижения этой цели относятся:
формирование государственного задания на подготовку кадров с учетом потребностей экономики на основе целевого прогноза баланса трудовых ресурсов;
гармонизация и взаимодействие между рынком образовательных услуг и рынком труда, расширение партнерства с работодателями, профсоюзами и службами занятости, участие работодателей, инвесторов и экспертов в процессе подготовки квалифицированных кадров;
обеспечение развития профессиональной квалификации педагогических кадров через совершенствование системы повышения квалификации и аттестации, обусловливающей деятельность педагогов в условиях внедрения и реализации новых федеральных образовательных стандартов;
развитие доступной среды для получения образования детьми-инвалидами, а также профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;
поддержка повсеместного использования информационных технологий и создание единой информационной среды образования;
развитие научных школ в фундаментальном, инженерном и гуманитарном образовании, а также в сфере информационных технологий;
обеспечение целостной системы подготовки и ротации кадров с учетом приоритета подготовки специалистов новых профессий;
создание нескольких научно-образовательных комплексов (кластеров);
повышение доступности и качества предоставляемых образовательных услуг независимо от места жительства граждан и социального положения их семей, в том числе за счет усиления адресности оказания социальной поддержки обучающимся, включая предоставление стипендий, а также за счет создания прозрачной системы конкурсного приема в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения;
развитие системы непрерывного профессионального образования и повышение инвестиционной привлекательности этой сферы;
интеграция средних профессиональных образовательных учреждений с высшей школой и их включение в состав университетских комплексов (в том числе с сохранением статуса юридического лица);
ориентация выпускных стандартов на международный уровень качества;
совершенствование финансово-экономических механизмов и организационно-правовых форм в сфере образования;
обеспечение коммерциализации научно-технических разработок;
обновление материально-технической базы образовательных учреждений, их компьютеризация и интернетизация, создание современной мультимедийной информационной среды, использование дистанционных технологий для нивелирования различий между городскими и сельскими образовательными учреждениями;
обеспечение гибкости и многообразия форм предоставления услуг дошкольного образования;
обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентного подхода с сохранением традиций российской высшей школы;
введение в образовательный процесс от средней школы и выше модулей по обучению навыкам ведения бизнеса;
развитие вариативности образовательных программ и адаптивности содержания школьного образования к различным группам обучающихся (индивидуальные образовательные траектории);
обеспечение систематического характера технического образования инженеров, технологов и кадров рабочих профессий (особенно для молодых специалистов);
создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций, разработка и внедрение на основе взаимодействия с общественными организациями и бизнесом системы кадрового аудита, направленной на мониторинг перспективных потребностей в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием;
реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования с привлечением ресурсов бизнеса, заинтересованного в получении соответствующих кадров;
реализация проектов стратегического партнерства образовательных учреждений Уральского федерального округа с зарубежными организациями профессионального образования;
повышение квалификации творческих кадров и сервисного персонала путем прививания навыков стратегического видения и инновационной ориентированности менеджмента, развития дистанционных методов обучения, формирования творческих, коммуникативных способностей и критического мышления;
обеспечение государственных приоритетов в профессиональном образовании путем использования механизмов размещаемого на конкурсной основе государственного задания на подготовку специалистов определенного профиля;
совершенствование отраслевых систем подготовки руководящих кадров в сфере социального развития, а также обучение их новым, современным подходам к управлению социальной сферой.
В целях ускорения модернизации системы образования и эффективного ее включения в решение проблем инновационного развития Уральского федерального округа необходимо реализовать ряд проектов.
Значимым вкладом в формировании научно-образовательного и инновационного центра станет деятельность федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", созданного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2010 г. N 501-р. В результате решения поставленных перед указанным университетом задач должна быть сформирована новая генерация специалистов в области технических, естественных и гуманитарных наук, развивающих новые направления постиндустриальной экономики, созидающих благоприятную социальную среду и высокое качество жизни.
Кроме того, намечено создание еще нескольких научно-образовательных комплексов, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, а также технопарков в сфере высоких технологий в гг. Екатеринбурге, Тюмени и Ханты-Мансийске.
Реализация намеченных мер позволит повысить качество общего и профессионального образования, обеспечит конкуренцию между образовательными учреждениями и приведет к оптимизации сети образовательных учреждений, в том числе к прекращению деятельности образовательных учреждений, не способных обеспечить качество образовательного процесса.
В результате реализации инновационного сценария возрастет численность населения, включенного в процессы непрерывного образования до 41 процента в 2015 году и 78 процентов в 2020 году.