5. Развитие здравоохранения

5. Развитие здравоохранения

Показатель заболеваемости населения Уральского федерального округа за последние 10 лет увеличился с 129364,9 до 150819,5 случая на 100 тыс. человек населения, то есть у каждого жителя округа регистрируется более 1,5 заболевания. Наиболее высокое значение показателя заболеваемости на 100 тыс. человек населения отмечается в Ямало-Ненецком автономном округе (192759,57 случая), самый низкий - в Свердловской области (134487,8 случая).

По некоторым социально значимым болезням можно отметить снижение уровня заболеваемости, однако фоновая ситуация в целом остается хуже, чем в среднем по стране. Так, за 2000 - 2009 годы в регионах Урала снизился показатель заболеваемости туберкулезом с 110,3 до 98,5 случая на 100 тыс. человек населения (в Российской Федерации - с 90,4 до 82,6 случая), хроническим алкоголизмом - с 137,1 до 132,2 случая на 100 тыс. человек населения (в Российской Федерации - с 130,6 до 112,5 случая), наркоманией - с 83,3 до 32,8 случая (в Российской Федерации - с 50,7 до 17,8 случая). При этом необходимо отметить существенные региональные диспропорции по основным болезням. В 2009 году высокая заболеваемость туберкулезом отмечается в Курганской области (134,3 случая на 100 тыс. человек населения), Свердловской области (106,5 случая на 100 тыс. человек населения), хроническим алкоголизмом - в Курганской области (150,2 случая на 100 тыс. человек населения), в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (147,6 случая на 100 тыс. человек населения), наркоманией - в Свердловской области (47,8 случая на 100 тыс. человек населения).

Заболеваемость злокачественными новообразованиями в округе за последние 10 лет выросла с 303,8 случая до 336,7 случая на 100 тыс. человек населения, хотя в целом этот показатель лучше, чем в среднем по Российской Федерации. Однако существенно превышают средние по стране соответствующие показатели заболеваемости в Челябинской области (394,3 случая) и Курганской области (390,6 случая), а значительно ниже они в Ямало-Ненецком автономном округе (163,3 случая) и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (207,7 случая).

Кроме того, в регионах Урала за последние 10 лет наблюдается снижение младенческой смертности в 1,3 - 2,5 раза, в целом по округу этот показатель снизился с 15,4 до 7,1 умерших на 1000 родившихся живыми, в то время как в среднем по Российской Федерации - с 15,3 до 8,2 умерших. Также для Уральского федерального округа характерно и снижение общей смертности населения в 2000 - 2009 годах с 14,3 до 12,9 умерших на 1000 человек населения (по Российской Федерации - с 15,4 до 14,2 умерших). В структуре смертности населения округа преобладают болезни системы кровообращения (54,8 процента) и внешние причины (13,6 процента). В структуре внешних причин на 1-м месте находятся самоубийства (18,6 процента), на 2-м - убийства (10,5 процента), на 3-м - дорожно-транспортные происшествия (8,6 процента), на 4-м - случайные отравления алкоголем (7,3 процента). Наибольшие показатели смертности от внешних причин среди регионов Урала отмечены в Курганской области (206,5 умерших на 100 тыс. человек населения).

В 2009 году медицинская помощь населению Уральского федерального округа оказывалась в 515 больничных учреждениях, 213 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 609 амбулаторно-поликлинических учреждениях, входящих в состав других учреждений, 94 диспансерах, 71 стоматологической поликлинике, 2935 фельдшерско-акушерских пунктах, 18 врачебных здравпунктах, 378 фельдшерских здравпунктах. Из общего числа больниц 111 больниц находятся в подчинении органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа.

Показатель обеспеченности населения врачами в округе ниже, чем в среднем по России. За 2000 - 2009 годы количество врачей увеличилось с 34,4 врача до 37,4 врача на 10 тыс. человек населения (по Российской Федерации - с 42,2 врача до 44,1 врача на 10 тыс. человек населения). Высокие значения этого показателя среди регионов Урала характерны для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (51,6 врача на 10 тыс. человек населения) и Ямало-Ненецкого автономного округа (43,2 врача на 10 тыс. человек населения), низкие - для Курганской области (25 врача на 10 тыс. человек населения) и Свердловской области (34,6 врача на 10 тыс. человек населения). Ситуация по обеспеченности населения средним медицинским персоналом в округе лучше, чем в целом по России, и за последние 10 лет увеличилась с 95,9 до 97,8 человека на 10 тыс. человек населения (по Российской Федерации уменьшилась с 96,9 до 94,3 человека на 10 тыс. человек населения). В региональном масштабе наибольшие показатели обеспеченности населения средним медицинским персоналом в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (138,2 человека на 10 тыс. человек населения), Ямало-Ненецком автономном округе (120 человек на 10 тыс. человек населения), Тюменской области (115,9 человека на 10 тыс. человек населения), наименьшие - в Курганской и Челябинской областях (по 89,4 человека на 10 тыс. человек населения соответственно).

Коечный фонд стационаров округа за 2000 - 2009 годы сократился с 132753 до 106739 единиц (на 19,6 процента). Обеспеченность населения койками за 10 лет снизилась с 105,7 до 87,1 койки на 10 тыс. человек населения (по Российской Федерации - с 109,1 до 90,1 койки). Возросло число посещений на 1 жителя округа в год с 8,2 до 9,1 посещения (по Российской Федерации - с 9,1 до 9,5 посещения). Число лиц, которым оказана скорая медицинская помощь при выездах и амбулаторно, незначительно увеличилось с 338 до 340 человек на 1000 человек населения (по Российской Федерации уменьшилось с 362 до 360,7 человека).

Кроме того, Уральский федеральный округ располагает достаточным потенциалом природных лечебных ресурсов. На его территории расположены грязевой и бальнеологический курорт Медвежье (Медвежье Озеро) в Курганской области, курорты Курьи, Самоцвет и Нижние Серги и курортные местности Глядены, Иргино, Липовка, Обухово, Руш, Тавда, Талица, Туринск в Свердловской области, курорт Большой Тараскуль и курортная местность Ахманка в Тюменской области, курорты "Урал", "Кисегач", "Увильды", горнолыжные курорты "Солнечная долина", "Металлург - Магнитогорск", "Абзаково" и "Завьялиха".

В области здравоохранения Уральского федерального округа в лечебных учреждениях государственной и муниципальной систем недостаточно применяются ресурсосберегающие технологии. Не везде разработаны и внедрены региональные стандарты организации деятельности. В области управления медицинскими кадрами следует отметить низкую социальную защищенность и престиж медицинской профессии, недостаточную информированность медицинских работников о современных методах диагностики и лечения заболеваний, слабую подготовку управленческих кадров в здравоохранении и медицинском страховании.

Целями развития здравоохранения Уральского федерального округа являются увеличение продолжительности жизни, снижение смертности и заболеваемости населения, выравнивание качества и доступности медицинской помощи.

К основным задачам Уральского федерального округа относятся:

повышение эффективности управления медицинскими кадрами, приведение их в соответствие по числу и структуре с потребностями регионального здравоохранения, а также стимулирование роста мотивации к качественному труду и существенное повышение их квалификации;

развитие системы непрерывного профессионального образования, обеспечение подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров с учетом внедрения в практику здравоохранения современных методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний;

развитие материально-технической базы государственной и муниципальной систем здравоохранения;

реализация комплекса мер, направленных на повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи для жителей Уральского федерального округа;

дооснащение поликлиник, медицинских и дневных стационаров средствами телемедицины и медицинской аппаратурой для проведения основных видов диагностики в удаленных населенных пунктах;

совершенствование профилактики и оказания своевременной первичной медико-санитарной помощи;

совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

усиление межрегионального взаимодействия между медицинскими учреждениями;

увеличение доли инновационных исследований, создание условий для развития медицинской и фармацевтической промышленности, коммерциализации результатов научно-технической деятельности;

создание условий для увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, профилактики дорожно-транспортных происшествий, своевременного выявления профессиональных заболеваний, улучшения условий труда за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками, а также путем обязательной диспансеризации;

мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье и культивирование навыков здоровьесберегающего поведения;

сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни, внедрение современных методов анализа факторов риска, связанных с образом жизни (табакокурение, питание, физическая активность, алкоголь), а также биологических факторов риска (избыточная масса тела) с целью их коррекции у населения;

снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности в первую очередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста, а также разработка и внедрение комплекса профилактических мер, продлевающих человеку жизнь;

сокращение уровня смертности от самоубийств и социально значимых заболеваний посредством создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий и программ их раннего выявления, а также за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска;

активизация кампании социальной рекламы, направленной на популяризацию здорового образа жизни и обеспечения ее безопасности, организация специальных курсов повышения квалификации персонала и руководящего состава высшего звена по вопросам производственной безопасности и охраны труда;

повышение доступности первичной и специализированной медицинской помощи населению, проживающему в отдаленных, малодоступных населенных пунктах, развитие системы выездных бригад врачей-педиатров, акушеров-гинекологов с целью углубленных осмотров женщин и детей, выявления хронических форм патологии, оказания детям и женщинам консультативной и лечебно-профилактической помощи;

развитие системы информирования населения о возможных опасностях и об угрозах для жизни и здоровья, связанных с эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров;

повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, новорожденным за счет развития перинатальных технологий, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства;

развитие и материально-техническое укрепление существующих детских отделений (стационаров) в составе инфекционных больниц;

формирование механизмов государственно-частного партнерства в области предоставления санаторно-курортных услуг;

развитие системы медико-социальной помощи и геронтологической службы;

создание информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи;

информационная поддержка процесса оказания лечебно-диагностического процесса на основе обеспечения доступа медицинских работников к нормативно-справочной информации;

создание и внедрение автоматизированной системы ведения медицинской карты пациента в электронном виде.

В результате реализации инновационного сценария обеспеченность населения врачами возрастет в 2015 году до 43 врачей на 10 тыс. человек населения и в 2020 году до 46 врачей на 10 тыс. человек населения. Коэффициент младенческой смертности сократится до 5,9 случая в 2015 году и 5,1 случая к 2020 году.