10. Социальная защита
По состоянию на 1 января 2009 г. размер социальных выплат в Уральском федеральном округе составил 281,625 млрд. рублей, при этом 66,7 процента из них составили пенсии (по Российской Федерации - 68,5 процента), 26,2 процента - пособия и социальная помощь (по Российской Федерации - 24,9 процента). Кроме того, необходимо отметить существенную дифференциацию структуры социальных выплат на региональном уровне, в частности в Свердловской области на выплату пенсий приходится 71,3 процента, в то время как в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Ямало-Ненецком автономном округе - 59,6 и 61,7 процента соответственно. Характерны также значительные различия и по базовому размеру ежемесячного пособия на ребенка, установленному в округе, имеющему минимальные значения в Курганской области (140 рублей в месяц), а максимальные - в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (510 рублей в месяц). Дифференцированный размер пособия (в зависимости от возраста детей) установлен лишь в Ямало-Ненецком автономном округе и его значения варьируются от 200 до 500 рублей в месяц.
На начало 2009 года 6,4 процента семей Уральского федерального округа получали субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, что существенно ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (7,9 процента), при этом их среднемесячный размер на семью был выше среднего по стране (673 и 668 рублей соответственно), а общая сумма начисленных субсидий составила 3285,9 млн. рублей. Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, наименьшее число семей, получивших субсидии, отмечено в Ямало-Ненецком автономном округе (2,5 процента) и Свердловской области (3,8 процента), а наибольшее - в Курганской области (11,1 процента).
На 1 января 2009 г. в Уральском федеральном округе насчитывалось 3153 тыс. пенсионеров. Численность пенсионеров на 1000 человек населения в Курганской области (291,8 пенсионера на 1000 человек населения - в 2008 году) и Свердловской области (276,2 пенсионера на 1000 человек населения - в 2008 году) превышает аналогичный показатель по Российской Федерации в целом (272 пенсионера на 1000 человек населения - в 2008 году). В то же время в остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, его значения ниже средних значений по России и минимальны в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (195,4 пенсионера на 1000 человек населения - в 2008 году) и Ямало-Ненецком автономном округе (183,9 пенсионера на 1000 человек населения - в 2008 году).
Социальную помощь на дому в Уральском федеральном округе в 2009 году оказывало 733 отделения, обслуживающие граждан пожилого возраста и инвалидов. При этом по их числу в округе лидирует Свердловская область (381 отделение), за ней следуют Челябинская область (160 отделений) и Курганская область (115 отделений), минимально их число в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (22 отделения) и Ямало-Ненецком автономном округе (10 отделений). Нагрузка на 1 социального работника в округе (7,7 человека на 1 января 2009 г.) превышает аналогичный показатель в среднем по стране (6,4 человека на 1 января 2009 г.), при этом только в Курганской области его значение меньше (6 человек на 1 января 2009 г.). Во всех остальных субъектах Российской Федерации, входящих в состав округа, этот показатель выше, чем в среднем по Российской Федерации. Особенно высока нагрузка на социальных работников в Ямало-Ненецком автономном округе (14,5 человека на 1 января 2009 г.), Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (9,6 человека на 1 января 2009 г.) и Свердловской области (8 человек на 1 января 2009 г.).
В целом в сфере социальной защиты населения Уральского федерального округа можно выделить характерные проблемы, связанные с увеличением количества семей с социально-демографическими проблемами и недостаточным развитием материально-технической базы учреждений и служб социальной защиты населения. Отмечается достаточно слабая обеспеченность нуждающихся в социальной помощи, вызванная преимущественно низкой обеспеченностью социальными работниками (за исключением Курганской области) и относительной неразвитостью благотворительных институтов. Кроме того, для округа характерна недостаточная доступность инфраструктуры для инвалидов и маломобильных групп населения и низкий уровень возможности их вовлечения в активную жизнь.
Стратегической целью государственной политики в области развития социальной защиты населения становится повышение качества жизни граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, на основе реализации конституционных прав и свобод граждан в полном объеме. Для осуществления этой цели основными задачами являются:
создание эффективно действующей системы защиты населения от социальных рисков, смягчение негативных последствий бедности и снижение социального неравенства;
улучшение доступа населения к социальной инфраструктуре, в том числе повышение мобильности системы социальных услуг, а также обеспечение доступности социальных благ и услуг для граждан с ограниченными возможностями;
повышение эффективности социальных пособий и других форм помощи малоимущим гражданам, формирование единой базы данных получателей социальных выплат, переход от оказания помощи отдельным категориям населения к адресной социальной поддержке конкретной малоимущей семьи с учетом проверки ее потребностей посредством повсеместного введения электронного социального паспорта семьи, а также внедрение системы социальных контрактов;
создание инфраструктурных условий для обеспечения самозанятости малоимущих слоев населения путем разработки и реализации адресных социально ориентированных программ на селе, содействующих развитию личного подсобного хозяйства, индивидуальной трудовой деятельности, обучению, повышению квалификации и трудоустройству;
значительное повышение количества семей, получающих услуги в сфере детского и семейного отдыха и лечения в оздоровительных учреждениях на территории Урала;
усиление адресности и дифференциации предоставления социальных льгот, выплат и социальных услуг населению;
обеспечение безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями и развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов;
привлечение внимания общества к проблемам инвалидов и малообеспеченных групп населения, а также содействие развитию творческих способностей представителей этих групп, применению их творческого и интеллектуального потенциала в экономике и социальной сфере;
проведение комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей, включая выявление и учет всех пожилых людей, нуждающихся в социальных услугах;
совершенствование работы мобильных социальных служб по оказанию неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям и оснащение мобильных бригад автомобильным транспортом;
разработка и реализация схем регионального развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2025 года, включая строительство геронтологических центров и домов малой вместимости;
модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, а также переселение пожилых людей, постоянно проживающих в ветхих и находящихся в аварийном состоянии учреждений социального обслуживания, в более современные помещения;
обеспечение возможности использования пожилыми гражданами спортивных, оздоровительных и рекреационных объектов, в том числе инфраструктуры учреждений общего и профессионального образования;
формирование механизмов привлечения негосударственных (частных) организаций для организации социального обслуживания населения, в том числе лиц старшего возраста, с помощью государственно-частного партнерства в первую очередь в области предоставления санаторно-курортных услуг и социальных услуг в стационарных условиях и на дому, а также оказания реабилитационных услуг;
преобладание семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также профилактика социального сиротства;
содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства);
обеспечение открытости деятельности органов социальной защиты населения и равного доступа к социальным услугам всех жителей округа;
совершенствование правового и технического обеспечения деятельности органов социальной защиты населения;
совершенствование системы предоставления гражданам мер социальной поддержки путем создания условий для перехода к предоставлению социальных выплат в системе электронного документооборота в режиме реального времени с использованием сети Интернет;
формирование механизмов общественного контроля и системного аудита в социальной сфере.