2. Нефтегазовый комплекс

2. Нефтегазовый комплекс

Нефтегазовый комплекс Уральского федерального округа размещается на большей части территории самой крупной в мире Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, простирающейся далее на шельф Карского моря, где также открыты многие месторождения газа и газового конденсата. Комплекс обладает развитой промысловой инфраструктурой нефте- и газодобычи на крупнейших месторождениях углеводородов провинции, транспортной инфраструктурой, представленной разветвленной сетью магистральных газо-, нефте-, конденсато- и продуктопроводов, сектором нефте- и газопереработки, включая предприятия нефтегазохимии, научно-исследовательские и профильные образовательные учреждения. Уральский федеральный округ является крупнейшим в России поставщиком нефти, газового конденсата и природного газа на внутренний и внешний рынки, что определяет его значительную роль в экономике и энергетической безопасности не только России, но и ряда других стран.

Современный этап развития минерально-сырьевой базы углеводородов характеризуется снижением разведанных запасов, низкими темпами их воспроизводства, недостаточным воспроизводством минерально-сырьевой базы, переходом большинства эксплуатируемых крупных месторождений в стадию падающей добычи, а также необходимостью значительных затрат на освоение новых месторождений и внедрение технологий, увеличивающих нефте- и газоотдачу пласта и обеспечивающих более эффективную разработку месторождений. Объемы региональных поисково-разведочных и геолого-разведочных работ долгое время не обеспечивали воспроизводство минерально-сырьевой базы как газовой, так и нефтяной промышленности, что в перспективе может стать серьезной угрозой энергетической и экономической безопасности страны. Продолжает ухудшаться ситуация с разведанными запасами углеводородов, усугубляющаяся опережающей отработкой наиболее рентабельных запасов. Вновь подготавливаемые запасы, сосредоточенные в основном в средних и мелких месторождениях, в значительной части относятся к категории трудноизвлекаемых, и их доля составляет уже более половины разведанных запасов Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Растет фонд неработающих скважин, снижаются показатели комплексного извлечения сырья из недр. Следствием многолетних интенсивных отборов сырья из продуктивных горизонтов (до 30 процентов в год от текущих запасов) являются низкие показатели коэффициента извлечения нефти (от 7 - 8 процентов на севере провинции до 19,7 процента в широтном Приобье), в то время как на некоторых месторождениях Северного моря этот показатель превышает 60 процентов и эксплуатация их продолжается.

Обширная Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция представляется достаточно изученным регионом, где пробурено 15816 разведочных скважин с суммарной проходкой 39920 тыс. метров и выполнен значительный объем сейсморазведочных работ - 63067 профилей, общей протяженностью 1252290 километров. Изученность провинции глубоким бурением составляет 34,4 м/км2, а сейсморазведкой - 0,86 км/км2. Вместе с тем в этой провинции есть районы (полуостров Гыдан, периферические восточные районы), а также глубокопогруженные комплексы пород (доюрские отложения, баженовская свита и др.), где еще не завершен этап поисковых работ. Вероятность наличия значительных невыявленных ресурсов углеводородов в Уральском федеральном округе очень высока и требует дополнительных поисковых работ.

Недостаточная рыночная гибкость базового сектора экономики Уральского федерального округа связана с его структурой, в соответствии с которой основная активность компаний сосредоточена в сфере добычи углеводородов при минимальной доле переработки. Масштабы переработки добытого сырья в этом федеральном округе на протяжении последних лет остаются незначительными (около 2 процентов). Уровень развития нефтепереработки и нефтегазохимии в округе не отвечает возможностям сырьевой базы. В масштабах округа не налажены эффективные производственные цепочки между многими производителями углеводородного сырья и переработчиками в силу превалирования узкокорпоративных интересов. Это затрудняет организацию схем непрерывной поставки сырья и планомерного наращивания мощностей по их переработке и повышению качества конечной продукции. Переход к производству продукции с высокой добавленной стоимостью путем организации глубокой переработки углеводородов также во многом сдерживается недостаточно активной инновационной и инвестиционной деятельностью.

Достигнутый технологический уровень нефтегазоперерабатывающего комплекса Уральского федерального округа не соответствует возможностям сырьевой базы. Переработка углеводородов ограничивается выпуском моторных топлив низкого качества и полупродуктов (пропан, бутаны, фракция углеводородов С5+, изобутилен, бутадиен и др.). Химические и фармацевтические предприятия Уральского федерального округа работают на импортном сырье.

К преимуществам нефтегазового комплекса округа следует отнести:

существенную долю имеющихся запасов углеводородов, которые могут обеспечить достигнутый уровень добычи в ближайшие 20 - 25 лет;

наличие разветвленной сети газо- и нефтепроводов, выходящих далеко за пределы округа;

наличие квалифицированных трудовых ресурсов;

присутствие конкурентоспособных крупных бизнес-структур в области нефтегазодобычи, транспортировки и переработки углеводородов, высокотехнологичного машиностроения, авиатранспортных, финансовых услуг, а также в области строительства объектов транспортной и энергетической инфраструктуры;

значительный интеллектуальный и информационный потенциал научных и учебных центров.

Слабые стороны нефтегазового комплекса заключаются в низкой степени диверсификации его хозяйства, недостаточной развитости инфраструктуры для начала освоения большинства средних и мелких по запасам месторождений углеводородов, больших внутриотраслевых экономических и социальных различиях.

К основным потенциальным угрозам для нефтегазового комплекса Уральского федерального округа можно отнести:

недостаток инвестиций, необходимых для обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы;

недополучение возможной прибыли в результате преобладания в продукции нефтегазового комплекса сырья и полуфабрикатов;

истощение разрабатываемых крупнейших месторождений углеводородов и неподготовленность большинства недропользователей и трубопроводных систем к началу массового освоения менее рентабельных промысловых объектов;

недостаточная конкурентоспособность продукции российского машино- и приборостроения, обеспечивающего оборудованием геолого-геофизические работы и эксплуатацию месторождений углеводородов;

ухудшение качества природной среды из-за несоблюдения экологических требований при добыче и транспортировке углеводородов.

Главной целью развития нефтегазового комплекса Уральского федерального округа до 2020 года является сохранение лидирующих позиций в производстве углеводородного сырья и их усиление в отраслях глубокой переработки нефти, газа и газового конденсата.

Важнейшими задачами развития нефтегазового комплекса Урала являются повышение эффективности использования остаточных трудноизвлекаемых запасов нефти, конденсата и низконапорного газа, полная утилизация нефтяного попутного газа и увеличение доли перерабатываемого сырья. Естественным выходом из проблемной ситуации с состоянием минерально-сырьевой базы является повышение коэффициента извлечения углеводородов и начало массового освоения большого количества подготовленных к эксплуатации, но небольших по запасам месторождений, расположенных, как правило, в более сложных горно-геологических условиях.

Необходимо массовое строительство горизонтальных скважин, боковых стволов, скважин "елок", внедрение третичных методов воздействия на пласт, основанных на использовании современных физико-химических и биологических технологий и компьютерного моделирования, внедрение сайклинг-процесса и других прогрессивных технологий.

Важнейшей составляющей устойчивого развития и повышения эффективности нефтегазового комплекса Уральского федерального округа является его диверсификация за счет развития более глубокой переработки углеводородов (2-е и 3-и переделы), ориентированной на комплексное использование добываемого сырья и выпуск продуктов с повышенной добавленной стоимостью. В рамках прогнозного периода добываемый в округе природный газ, в том числе низконапорный, будет выступать в качестве основного сырья и энергоносителя для электро- и теплоэнергетики, газопереработки, газохимии не только на местном и региональном уровнях, но и в федеральном масштабе.

Старение фондов нефтегазодобывающей промышленности и выработка наиболее доступных источников углеводородов обусловливает необходимость реформирования организационной структуры отрасли в пользу большей доли независимых малых и средних компаний. Большой потенциал заключен в партнерстве крупных и малых компаний.

Инновационный сценарий предполагает развитие высокотехнологичных наукоемких производств и обеспечение в Уральском федеральном округе благоприятного инвестиционного климата.

При своевременном и полном воспроизводстве минерально-сырьевой базы, создании благоприятных инвестиционных условий, стимулирующих приток современных технологий в добычу и транспортировку углеводородов, по инновационному сценарию развития Уральского федерального округа можно рассчитывать на стабилизацию суммарной добычи углеводородов при относительном падении уровней добычи нефти и росте добычи газа и газового конденсата.

Корпоративная организация нефтегазового комплекса Уральского федерального округа будет зависеть от того, в какой мере будут реализованы крупные проекты освоения новых нефтегазоносных территорий и прибрежных акваторий, каким образом для этого будут мобилизованы финансовые и технологические ресурсы, в какой мере государству удастся стимулировать недропользователей к освоению и разработке месторождений с граничной эффективностью - малых и средних, а также истощенных крупных месторождений углеводородов с падающей добычей (Самотлорского, Уренгойского и др.).

Возможны 3 основных варианта развития структуры нефтегазовой отрасли.

В соответствии с вариантом 1 приоритет отдается экономической безопасности страны и обеспеченности ее экономики топливно-энергетическими ресурсами, с одной стороны, и выполнению внешнеторговых (зачастую связанных с внешнеполитическими) обязательств - с другой. При этом государство усиливает свое присутствие в нефтегазовом комплексе, увеличивает капитализацию государственных компаний-монополистов, их дочерних предприятий и переходит к жесткому контролю объемов и технологий добычи, транспортировки и переработки углеводородов для поддержания этих производств на заданном уровне.

В соответствии с вариантом 2 главной задачей является повышение капитализации и конкурентоспособности российских вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, которые будут доминировать на рынке, работая преимущественно на высокорентабельных крупных месторождениях. Этот вариант предполагает значительные ограничения иностранных инвестиций (проектных) в нефтегазовом комплексе, рост этих компаний за счет поглощения других, оказание им политической поддержки в осуществлении проектов за рубежом и административной поддержки в пределах страны. При этом ограничивается государственная монополия на трубопроводный транспорт и обеспечивается беспрепятственный доступ к нему независимых производителей, без чего невозможна реализация их ресурсного и инвестиционного потенциала.

В соответствии с вариантом 3 государственным приоритетом является капитализация национального богатства и рациональное использование сырьевых активов, предусматриваются более интенсивное развитие проектов государственно-частного партнерства, создание равных конкурентных условий для всех участников нефтегазового рынка, в том числе малых и средних компаний, чем достигается вовлечение в эксплуатацию необходимого количества подготовленных запасов месторождений углеводородов, дальнейшее расширение транспортной и перерабатывающей инфраструктуры в интересах всех недропользователей.

С экономической и социальной точек зрения оптимальным является вариант 3. Вместе с тем важно отметить, что рассмотренные варианты не являются антагонистическими альтернативами и возможна реализация среднего варианта с преобладающими чертами одного из указанных. Кроме того, превалирование той или иной модели организационной структуры нефтегазового комплекса Уральского федерального округа зависит от состояния минерально-сырьевой базы отдельных частей Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Дальнейшего развития требуют трубопроводные системы, поскольку в ряде районов нового освоения их недостаток служит серьезным сдерживающим фактором ввода в эксплуатацию новых месторождений углеводородов. Строительство продуктопроводов, связывающих нефтегазодобывающие районы Уральского федерального округа с формирующимися нефтегазохимическими кластерами в различных регионах России, будет способствовать более полной утилизации углеводородного сырья.

Значительным импульсом диверсификации направлений экспорта углеводородов из Уральского федерального округа должна послужить реализация трубопроводных проектов Ямал - Европа, Восточная Сибирь - Тихий океан, Пурпе - Самотлор и Заполярье - Пурпе, а также комплексного плана по развитию производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2010 г. N 1713-р.

Одним из инструментов государственной политики должна стать поддержка бизнеса в области энергосбережения, пока слабо развитого в России, что позволит сформировать энергосберегающие компании, предлагающие и реализующие оптимальные научные, проектно-технологические и производственные решения, направленные на снижение энергоемкости производства. Мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию энергии должны стать обязательной частью окружных программ социально-экономического развития, в том числе региональных энергетических стратегий.

В перспективе нефтегазовый комплекс будет развиваться за счет вовлечения в разработку более глубоких горизонтов на действующих месторождениях в Ямало-Ненецком автономном округе, освоения месторождений полуостровов Ямал, Гыдан и их шельфа, а также за счет внедрения прогрессивных технологий добычи и транспортировки углеводородов на всей территории Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Дальнейшее развитие нефтедобывающей промышленности потребует внедрения инновационных технологий, повышения нефтеотдачи продуктивных горизонтов, вовлечения в разработку открытых и поиски новых месторождений нефти и газового конденсата. Значительным вкладом в развитие и диверсификацию нефтегазовой отрасли послужат программы утилизации и переработки попутного нефтяного и низконапорного газов, а также расширения и модернизации газотранспортной инфраструктуры. Программы утилизации и переработки попутного нефтяного и низконапорного газов должны стать важнейшим направлением экологической политики в развитии нефтегазовой отрасли округа.

Самым перспективным в настоящее время в этой области является проект строительства в г. Надыме завода по переработке низконапорного газа в синтетические жидкие топлива мощностью 6 млн. тонн готовой продукции. Строительство завода позволит обеспечить процесс добычи газа на месторождениях, запасы которых делают экономически нецелесообразным его транспортировку по сети. Благодаря центральному положению и вводу в эксплуатацию железной и автомобильной федеральных дорог Салехард - Надым - Новый Уренгой г. Надым в Ямало-Ненецком автономном округе станет крупным транспортным узлом, что позволит создать условия для развития современного комплекса логистики.

В результате реализации предлагаемого проекта будет решена проблема монопрофильности экономики г. Надыма, будут созданы дополнительно около 5 тыс. рабочих мест, обеспечены бездотационный местный бюджет и высокое качество жизни населения города и сформирован потенциал для будущего развития г. Надыма.

Стратегия развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1039-р, предусматривает достижение к 2020 году следующих целевых показателей (к уровню 2010 года):

рост объемов финансирования за счет средств внебюджетных источников на 40 процентов;

увеличение на 25 процентов доли работ, выполняемых субъектами малого и среднего предпринимательства;

увеличение на 50 процентов доли геологоразведочных работ, выполняемых инновационно-активными организациями;

обновление на 40 процентов активной части основных фондов организаций геологической отрасли.

Одобренный Правительством Российской Федерации проект генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года предполагает, что средний темп отбора запасов нефти от текущих извлекаемых запасов к 2020 году составит не более 2,4 процента, а коэффициент извлечения нефти увеличится не менее чем на 5 процентов.

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р, предусматривает, что в 2020 году глубина переработки нефти достигнет 82 - 83 процентов, при этом выход светлых нефтепродуктов составит не менее 67 - 68 процентов, а показатель комплексности переработки сырья (индекс Нельсона) - 6,5 единиц. В Уральском федеральном округе эти показатели должны быть достигнуты в первую очередь. Также предусматривается дальнейшее развитие портовой и транспортной инфраструктуры Уральского федерального округа для перевозки жидких углеводородов (нефти, конденсата, сжиженного природного газа, широкой фракции легких углеводородов).

Диверсификация нефтегазового комплекса будет обеспечена за счет новых каналов экспорта углеводородов, развития нефтегазопереработки и наращивания мощностей региональной энергетики на местных энергоносителях. Помимо известных нефтеперерабатывающих заводов Западной Сибири планируется развитие нефтеперерабатывающих производств. В настоящее время в г. Тобольске формируется крупнейший нефтегазохимический кластер, включающий современные пиролизные производства.

В случае успешного разрешения проблем совершенствования технологий разведки и эксплуатации месторождений углеводородов Уральский федеральный округ благодаря своим ресурсам, степени их разведанности и возможностям добычи, развитию производственной инфраструктуры и уровню рентабельности освоения запасов углеводородов должен остаться по меньшей мере в ближайшие 20 - 25 лет главным нефтегазодобывающим регионом России, способным обеспечить более половины национальной добычи нефти, природного газа и газового конденсата.

При инновационном варианте развития производительность труда на предприятиях нефтегазового комплекса Западной Сибири должна возрасти к 2020 году в 1,5 - 1,7 раза, а энергоемкость производства может сократиться на 15 - 20 процентов по сравнению с 2008 - 2010 годами.