13. Межрегиональные связи
Межрегиональные экономические связи Уральского федерального округа в целом отражают специализацию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, их место и роль в общероссийской экономике.
Развитие экономических связей и экономического сотрудничества с регионами страны в значительной мере обеспечивается в результате реализации соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве между правительствами субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа.
В рейтинге федеральных округов по объему межрегионального товарооборота на 1-м месте находится Центральный федеральный округ, на долю которого приходится более 30 процентов общего межрегионального товарообмена Уральского федерального округа. Доля Приволжского федерального округа составляет почти 20 процентов, Сибирского федерального округа - около 10 процентов. На последнем месте в рейтинге федеральных округов в торговле с Уральским федеральным округом находится Дальневосточный федеральный округ. Его доля составляет менее 1 процента в общем объеме межрегиональной торговли Уральского федерального округа.
Центральный федеральный округ занимает 1-е место среди федеральных округов и по объему вывоза продукции из Уральского федерального округа достигает 45 процентов. На долю Приволжского округа приходится до 15 процентов всей вывозимой из Уральского федерального округа в другие регионы страны продукции. Заметные объемы вывоза приходятся также на долю Сибирского и Северо-Западного федеральных округов.
В региональной структуре ввоза в Уральском федеральном округе на 1-м месте находится Приволжский федеральный округ. На его долю приходится 28,8 процента всего ввоза на территорию Уральского федерального округа.
В территориальной структуре вывоза продукции из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, превалирующее положение занимают Приволжский, Центральный и Северо-Западный федеральные округа. Так, в вывозе продукции из Курганской области ведущее место занимают Приволжский и Центральный федеральные округа (соответственно 20,6 процента и 14,6 процента). По Свердловской области основные объемы вывоза продукции приходятся на Приволжский (28,5 процента) и Центральный (14,6 процента) федеральные округа. Тюменская область свыше 80 процентов поставок осуществляет в Центральный федеральный округ, Челябинская - в Центральный и Приволжский федеральные округа.
Уральский федеральный округ характеризуется сравнительно высоким уровнем развития межрегиональных связей между субъектами Российской Федерации, входящими в его состав. Доля указанных субъектов Российской Федерации в общем товарообороте округа колеблется от 17 процентов по Тюменской области до 68,6 процента по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. В целом по округу данный показатель составляет 31 процент.
В Уральском федеральном округе сложился довольно высокий уровень территориальной дифференциации структуры промышленности.
Товарная структура вывоза продукции из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, формируется в основном за счет продукции отраслей специализации. Так, основу вывоза продукции составляют:
для Свердловской и Челябинской областей - продукция черной и цветной металлургии, тяжелого, транспортного и энергетического машиностроения, химической отрасли;
для Курганской области - продукция агропромышленного комплекса (мясо-молочная, мукомольная), сельскохозяйственное, дорожно-транспортное, химическое и полиграфическое машиностроение (область является ведущим производителем автогудронаторов, доильных машин и резервуаров - охладителей молока), пожарные машины Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования, производящего 30 процентов общего их выпуска в стране;
для Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа - продукция нефтегазового комплекса;
для других субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, - дизельное топливо, мазут, аккумуляторы, пиломатериалы и продовольственные товары.
Вывоз продовольственных товаров осуществляется главным образом в другие субъекты Российской Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа, а также в Сибирский, Центральный и Северо-Западный федеральные округа. В структуре вывоза продовольственной продукции доминирующие позиции занимает цельномолочная продукция, колбасные изделия, мясо и птица, а также рыбная пищевая продукция.
В структуре ввоза из регионов России на территорию Уральского федерального округа основное место занимают продовольственные товары, товары повседневного спроса, нефтепродукты, химическая продукция, строительные материалы, оборудование для обустройства газовых и нефтяных месторождений, а также вспомогательные материалы для газовой отрасли (метанол). Продукция агропромышленного комплекса поступает в основном из Южного и Приволжского федеральных округов, машиностроения - из Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов, химической промышленности - из Приволжского федерального округа.
В перспективе следует ожидать существенного роста объемов межрегиональных связей и расширения их товарной номенклатуры.
Основной целью развития таких связей является оптимизация экономической структуры округа, транспортно-экономических связей и потоков, обеспечивающая повышение эффективности производства и специализации экономики Российской Федерации в целом.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
участие в реализации межрегиональных проектов в экономической сфере, основного проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", а также проектов в социальной сфере и сфере обеспечения экологической безопасности;
приоритетное развитие традиционных и перспективных отраслей и производств специализации, характерных для Уральского федерального округа;
разработка вариантного прогноза транспортных межрегиональных потоков округа;
развитие транспортной сети и инфраструктуры, обеспечивающей оптимизацию транспортно-экономических связей Уральского федерального округа.
Развитие связей между субъектами Российской Федерации, входящими в состав Уральского федерального округа, в значительной мере будет зависеть от реализации крупных инвестиционных проектов в газонефтехимической отрасли. Речь идет о сооружении завода по переработке газового конденсата, газохимического комплекса по производству этилена и полиэтилена, а также завода по переработке газового конденсата в Ямало-Ненецком автономном округе.
Кроме того, предусматривается строительство комплекса нефтехимических производств по выпуску полипропилена и практически двукратное расширение мощностей по переработке широкой фракции легких углеводородов в г. Тобольске.
Следует также отметить, что планируемый опережающий рост вывоза продукции в другие районы страны станет возможным вследствие реализации программ по расширению структуры производства и создания новых производств. Товарная номенклатура вывоза продукции будет значительно расширена за счет продукции горнорудной промышленности и газохимических производств, а также лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
На развитие межрегиональных связей Уральского федерального округа повлияет решение следующих важнейших проблем экономики округа:
сырьевое обеспечение базовых отраслей промышленности;
диверсификация экономики субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа;
развитие торгово-экономического сотрудничества с другими регионами страны;
развитие транспортной и производственной инфраструктуры, что предполагает создание и развитие транспортно-логистических коридоров, формирование межрегиональной инфраструктуры инновационной системы (инновационных институтов, технополисов, бизнес-инкубаторов, венчурных и инновационных фондов, инновационно-технологических зон и др.);
развитие крупных промышленных холдингов и комплексов.
Одним из главных факторов развития межрегиональных связей Урала станет формирование территориальных комплексов в базовых отраслях экономики. В частности, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предполагается формирование лесопромышленного комплекса на основе создания фанерного и картонного производства и развития деревянного домостроения.
Развитие транспортной инфраструктуры позволит значительно увеличить использование лесосырьевых ресурсов Уральского федерального округа и выйти на уровень заготовки древесины до 30 - 40 млн. куб. метров в год.
Наиболее радикальным образом отразится реализация проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" и мер по диверсификации производства и развитию транспортной инфраструктуры на объемах и масштабах межрегиональных связей Ямало-Ненецкого автономного округа.
В структуре вывоза продукции по-прежнему будут превалировать поставки нефти и газа, продукции черной и цветной металлургии, машиностроения и химико-лесного комплекса. Увеличение поставок природного газа произойдет главным образом за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа.
Структура ввоза продукции будет сформирована за счет продукции пищевой и легкой промышленности, машиностроительной продукции, а также строительных материалов, в первую очередь цемента. В структуре ввоза продукции радикальные изменения произойдут вследствие реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный".
Заметное место в структуре ввоза продукции по-прежнему будут занимать продовольственные товары, ввоз которых к концу прогнозного периода возрастет в 1,3 - 1,5 раза. Указанный рост рассчитан исходя из прогнозируемой перспективной численности населения округа.
В перспективе следует ожидать значительного развития связей между субъектами Российской Федерации, входящими в состав Уральского федерального округа. Это произойдет вследствие усиления их экономического взаимодействия за счет экономической и технологической интеграции преимущественно сырьевых территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа с индустриальными территориями Свердловской и Челябинской областей. Главным результатом этого станет решение проблемы сырьевого обеспечения ведущих отраслей промышленности, развитие новых высокотехнологичных производств и активное промышленное освоение северных территорий.