XIX. Инерционный сценарий развития отрасли транспортного машиностроения

XIX. Инерционный сценарий развития отрасли
транспортного машиностроения

При инерционном сценарии развития российское транспортное машиностроение окажется не в состоянии обеспечить российские организации железнодорожного и городского рельсового транспорта современным качественным подвижным составом в необходимых объемах и по доступной цене по причине невозможности в сжатые сроки привлечь инвестиционные ресурсы для наращивания производственных мощностей, что приведет к потере значительной доли рынка, которую займут зарубежные компании, а также к росту технологического отставания продукции российского транспортного машиностроения от мирового уровня и, как следствие, снижению ее конкурентоспособности на российском и мировом рынках сбыта.

Вследствие потери значительной доли рынка капитализация российских организаций транспортного машиностроения начнет падать, акционеры реализуют принадлежащие им пакеты акций. Наиболее вероятно, что иностранные производители получат полный контроль над отдельными сегментами российского рынка железнодорожного подвижного состава в связи с высокой степенью концентрации капитала частных организаций отрасли и заинтересованностью западных производителей в проникновении на российский рынок. В первую очередь это коснется наиболее наукоемких и монопольных сегментов отраслевого рынка - тягового подвижного состава, пассажирских вагонов и мотор-вагонного подвижного состава.

Иностранные производители исходя из требований оптимизации издержек будут заинтересованы в переносе производства высокотехнологичных комплектующих в регионы с наиболее благоприятным инвестиционным климатом.

Результатом реализации такого варианта развития событий станут изменение структуры отрасли, сокращение числа занятых в отрасли, сворачивание научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и рост расходов железнодорожного транспорта, связанный с ростом цен на подвижной состав и его обслуживание и необходимостью переоснащения ремонтной базы. Все это неизбежно приведет к росту тарифов на железнодорожные перевозки и, как следствие, к дополнительной нагрузке на российскую экономику.

Целевое состояние отрасли при реализации инерционного варианта будет характеризоваться следующими показателями:

к 2020 году доля российских производителей на внутреннем рынке сократится до 59 процентов, экспорт продукции отрасли будет иметь незначительные объемы, количество занятых на производстве нового подвижного состава сократится на 6,4 процента (до 79,2 тыс. человек);

к 2030 году доля российских производителей на внутреннем рынке сократится до 50 процентов, количество занятых на производстве нового подвижного состава составит 83 тыс. человек.

Российский рынок продукции транспортного машиностроения может перейти под контроль иностранных компаний, как это уже произошло в странах Восточной Европы, тем самым поставив всю транспортную систему в зависимость от интересов, формируемых за пределами Российской Федерации. Такой вариант развития может негативно сказаться на российском железнодорожном транспорте, обеспечивающем национальную и экономическую безопасность страны, и не соответствует государственной политике развития промышленности.