XVIII. Импортозамещение в отрасли транспортного машиностроения

XVIII. Импортозамещение в отрасли
транспортного машиностроения

Российское производство машин и оборудования характеризуется достаточно высокой долей импорта в себестоимости промышленной продукции. Это объясняется не только стремлением российских производителей повысить конкурентоспособность экспортируемой продукции, но и возросшими требованиями к инновационности техники на внутреннем рынке.

В этой связи импортозамещение является актуальным, поскольку реализация соответствующих мероприятий позволит избежать напряженности, возникающей вследствие необходимости использования при изготовлении промышленной продукции импортных комплектующих, материалов и услуг, в то время как российские организации не получают потенциальных заказов на изготовление продукции, требующихся для выхода из кризисной ситуации.

Таким образом, исследование возможностей организации промышленного производства с учетом целесообразности вытеснения отдельных видов импортной продукции и гармоничного ее замещения российскими аналогами является крайне актуальным вопросом настоящей Стратегии.

Проблема возможности и экономической целесообразности замещения импортной продукции российскими аналогами включает в себя требования к уровню качества, который в состоянии обеспечить российские организации, вопросы нахождения рынков сбыта, а также защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции.

Реализация программы импортозамещения должна осуществляться организациями на уровне их управления и быть основана на решении следующих задач:

анализ основных рыночных тенденций, анализ положения организации среди конкурентов в различных сегментах рынка;

оценка возможностей и ресурсов организаций, разработка стратегических целей организаций;

подготовка детальных оперативных планов, программ импортозамещения и соответствующих им бюджетов;

оценка деятельности на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

Для российских промышленных организаций можно выделить три варианта программы импортозамещения:

внутриориентированное импортозамещение, предусматривающее освоение внутренних рынков промышленных товаров;

внешнеориентированное импортозамещение, направленное на продвижение российских изделий на мировой рынок;

смешанное импортозамещение (реализация импортозамещающей продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках в различных пропорциональных соотношениях).

Программа внутриориентированного импортозамещения предполагает развитие импортозамещающих производств с целью освоения внутреннего рынка. В этой ситуации организации замещают используемые импортные комплектующие российскими аналогами и реализуют продукт на внутреннем рынке.

Учитывая, что структурная распыленность и диверсификация обусловливают огромные потери экономики в масштабе организаций и производств, в перспективе осуществления подобного импортозамещения потребность в импорте в масштабе национальной экономики не уменьшается, а наоборот возрастает.

Программа внешнеориентированного развития импортозамещения предполагает замещение зарубежных комплектующих и деталей в экспортных изделиях и характеризуется необходимостью постоянно отслеживать прогрессивные общемировые тенденции развития отрасли. Это обусловливает необходимость реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инноваций в соответствии с требованиями зарубежных рынков с целью поддержания конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе, что требует постоянного вложения значительных ресурсов. При таком типе импортозамещения возникает необходимость приоритетного достижения роста конкурентоспособности национальных отраслей на внутреннем рынке с последующим продвижением национальных товаров на мировой рынок.

С учетом специфики отрасли и регионального расположения производств возможна реализация смешанной программы импортозамещения. При этом организации исходя из доступности ресурсов определяют приоритетные направления развития импортозамещения для последующего освоения внешних рынков, на которых потребуются наибольшие вложения ресурсов, с одновременным развитием менее ресурсоемкого импортозамещения для внутреннего рынка. Особенности смешанного типа стратегии заключаются в возможности рационального распределения объемов ресурсов, необходимых для реализации импортозамещения, по внутреннему и внешнему направлениям, а также в возможности снижения себестоимости как экспортируемых изделий, так и изделий, ориентированных на реализацию на внутреннем рынке.

Выяснение направления импортозамещения и определение мероприятий, реализация которых необходима для достижения целей импортозамещения, сводятся к определению количества и качества импортозамещающей продукции и целевых рынков, на которые будет направлена импортозамещающая продукция.

Уровень спроса на товар на том или ином рынке характеризует его востребованность, и, следовательно, привлекательность и потенциал рынка для организации с точки зрения наращивания объемов реализации продукции.

К внутренним факторам, которые организация может контролировать, относятся ее ресурсы (инвестиционные ресурсы, производственные мощности, технологии, наличие квалифицированных кадров), система менеджмента организации (миссия организации, система стратегических целей и задач, система менеджмента качества). К частично контролируемым факторам, находящимся на границе внешней и внутренней деятельности, можно отнести вопросы интеллектуальной собственности на импортозамещенную продукцию на внутреннем или внешнем рынках.

С учетом специфики отраслевых рынков и региональных производств представляется возможной реализация импортозамещения комбинированно по внутреннему и внешнему направлениям с разделением по различным товарным группам или качественным характеристикам товаров в одной товарной группе.

Реализация модели импортозамещения возможна для 3 вариантов ее организации - на основе собственных ресурсов и (или) технологий, на основе международной кооперации с образованием (или без образования) юридического лица и на основе импортных ресурсов и (или) технологий.

С учетом роста требований к характеристикам могут возрасти и объемы импорта комплектующих, используемых при экспортных поставках этой продукции, что, в свою очередь, может вызвать резкое повышение себестоимости экспортной продукции. В этом случае российские производители должны взять курс на последовательное импортозамещение материалов и комплектующих, производство которых должно быть размещено в российских организациях.

В свою очередь, стимулирование импортозамещения в сфере транспортного машиностроения со стороны государства может осуществляться в рамках соответствующих мер государственной поддержки. Проекты по выпуску импортозамещающей продукции также ранжируются по уровню готовности производства, технологий и степени импортозависимости.

В качестве мер государственной поддержки, используемых для реализации проекта импортозамещения, могут использоваться механизмы, допустимые в соответствии с обязательствами, принятыми на себя Российской Федерацией при присоединении ко Всемирной торговой организации, в том числе повышение тарифно-таможенной защиты рынка, государственных закупок, реализация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, принятие ведомственных нормативных актов, специальных инвестиционных контрактов, а также иных мероприятий, предусмотренных отраслевыми подпрограммами государственных программ.