IX. Финансовое обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы структурировано в рамках действующей системы государственного планирования через механизмы государственных программ, внебюджетных фондов и иных источников.
Финансовые показатели в части объемов и источников финансирования Программы приведены в приложении N 6.
В части перевозок воздушным транспортом предлагается:
реализация программы субсидирования в отношении перевозок граждан по специальным тарифам с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, в г. Симферополь и в обратном направлении, из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении путем предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в соответствии с поступившими заявлениями (постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2018 г. N 215 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"). На финансирование этой программы в 2022 году выделено 12,3 млрд. рублей, к перевозке планируется 1,4 млн. человек. В 2023 и 2024 годах объем финансирования этой программы будет сохранен;
реализация программы доступности воздушных перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам Дальневосточного федерального округа (постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2021 г. N 1172 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление воздушных перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам Дальневосточного федерального округа"). На финансирование этой программы в 2022 году выделено 5,9 млрд. рублей, к перевозке планируется 250 тыс. человек, в 2023 и 2024 годах объем финансирования программы будет сохранен. Вопрос увеличения финансирования этой программы будет рассматриваться при корректировке Программы;
реализация программы субсидирования региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации в рамках формирования региональной маршрутной сети (постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети"). На финансирование этой программы в 2022 году выделено 9,3 млрд. рублей, к перевозке планируется 3,4 млн. человек. В 2023 и 2024 годах объем финансирования этой программы будет сохранен;
реализация программы предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским авиационных компаниям на возмещение операционных расходов в целях осуществления перевозок по внутренним воздушным линиям в условиях внешнего санкционного воздействия. На указанные цели распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N 961-р выделено 100 млрд. рублей (дополнительные средства резервного фонда в объеме 10 млрд. рублей возможно привлечь по итогам оценки реализации субсидии). Реализация этой программы позволит стимулировать перевозчиков к сохранению действующего уровня тарифов за счет обострения конкуренции за каждого пассажира, оказывать поддержку за фактически осуществляемую деятельность и обеспечить перевозку 90 млн. человек по внутренним воздушным линиям в 2022 году.
Кроме этого, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 303 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие авиационной промышленности", предлагается:
реализация программы субсидирования изготовителей воздушных судов и их составных частей на финансовое обеспечение части затрат, связанных с созданием, производством, реализацией и обслуживанием самолетов семейства МС-21 (постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2019 г. N 36 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета изготовителям воздушных судов и их составных частей на финансовое обеспечение части затрат, связанных с созданием, производством, реализацией и обслуживанием самолетов семейства МС-21");
реализация программы субсидирования российских лизинговых компаний на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на закупку воздушных судов с последующей их передачей российским авиационным компаниям по договорам лизинга (аренды), а также указанным компаниям и производителям воздушных судов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на приобретение тренажеров для российских воздушных судов (постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1073 "О предоставлении субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на закупку воздушных судов с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга (аренды), а также указанным компаниям и производителям воздушных судов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на приобретение тренажеров для российских воздушных судов");
реализация программы субсидирования российских лизинговых компаний на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по размещенным облигациям и (или) на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в российских кредитных организациях, в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" и в Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" (ее дочерних организациях) на закупку воздушных судов и тренажеров для российских воздушных судов с последующей их передачей по договорам лизинга (аренды) (постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. N 1675 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на выплату купонного дохода по размещенным облигациям и (или) на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в российских кредитных организациях, в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" и в Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" (ее дочерних организациях) на закупку воздушных судов и тренажеров для российских воздушных судов с последующей их передачей по договорам лизинга (аренды)");
создание системы послепродажного обслуживания воздушных судов и подготовки авиационного персонала для воздушных судов (постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2018 г. N 301 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским компаниям на финансовое обеспечение затрат, связанных с созданием системы послепродажного обслуживания воздушных судов и подготовкой авиационного персонала для воздушных судов");
реализация программы субсидирования авиационных компаний на компенсацию части затрат на уплату лизинговых (арендных) платежей за воздушные суда, а также затрат, связанных с обслуживанием воздушных судов (постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2021 г. N 245 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета авиакомпаниям на компенсацию части затрат на уплату лизинговых (арендных) платежей за воздушные суда, а также затрат, связанных с обслуживанием воздушных судов");
государственная поддержка российских авиационных компаний, региональных унитарных предприятий, не являющихся российскими авиационными компаниями, в целях обновления парка воздушных судов для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1212 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не являющимся российскими авиакомпаниями, в целях обновления парка воздушных судов для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок");
имущественный взнос Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех", в том числе для осуществления последующего взноса в уставный капитал публичного акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" в целях доработки и восстановления летной годности воздушных судов.
Для увеличения уровня востребованности воздушного транспорта и повышения уровня комфорта обслуживания пассажиров ведется работа по привлечению частных инвестиций в инфраструктурные проекты.
Так, Банком ВТБ (публичное акционерное общество) через проектную компанию - общество с ограниченной ответственностью "Аэропорт Геленджик" при поддержке администрации Краснодарского края реализован инвестиционный проект по строительству аэровокзального комплекса в аэропорту Геленджик. В феврале 2022 г. этот терминал был введен в действие. Площадь терминала составила 16781,64 кв. метра, пропускная способность - более 1 млн. пассажиров в год, общий объем частных инвестиций в проект - 7,1 млрд. рублей (без налога на добавленную стоимость).
Обществом с ограниченной ответственностью "НОВАПОРТ ХОЛДИНГ" разработан инвестиционный проект, предполагающий строительство нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий аэропорта Магадан (Сокол) с общей площадью нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий 14381 кв. метр и пропускной способностью 0,6 млн. пассажиров в год. Общий объем частных инвестиций составляет 11,75 млрд. рублей (включая налог на добавленную стоимость). Прогнозируемый срок ввода в эксплуатацию - IV квартал 2024 г.
Также акционерным обществом Управляющая компания "Аэропорты Регионов" в 2024 году планируется ввести в действие новый аэровокзальный комплекс в аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово) с общей площадью 50000 кв. метров, пропускной способностью 1,5 млн. пассажиров в год. Объем привлеченных частных инвестиций составляет 25,5 млрд. рублей.
Механизм приобретения воздушных судов отечественного производства и основные параметры договоров поставки авиационной техники определены в паспортах инвестиционных проектов, касающихся приобретения воздушных судов отечественного производства за счет средств Фонда национального благосостояния, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации от 11 января 2023 г. N 12-р и от 11 февраля 2023 г. N 315-р.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 января 2023 г. N 12-р утвержден паспорт инвестиционного проекта "Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов", предусматривающий приобретение за счет средств Фонда национального благосостояния облигаций лизинговой компании - общества с ограниченной ответственностью "Авиакапитал-Сервис" для приобретения самолетов отечественного производства SSJ-NEW, МС-21 и Ту-214 в размере до 175,4 млрд. рублей.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2023 г. N 315-р утверждены паспорта инвестиционных проектов "Приобретение вертолетов отечественного производства для последующей передачи в лизинг для нужд российских авиакомпаний" и "Приобретение воздушных судов для последующей передачи в лизинг национальному перевозчику в Дальневосточном федеральном округе", предусматривающие приобретение за счет средств Фонда национального благосостояния облигаций лизинговой компании - акционерного общества "Государственная транспортная лизинговая компания" для приобретения воздушных судов отечественного производства (SSJ-NEW, "Байкал" (ЛМС-901), Ми-171А2, Ми-171А3, Ми-8АМТ и Ми-8МТВ-1), в размере до 94,1 млрд. рублей.
Для служебного пользования.