VII. Состояние рынка цифровых сервисов для гражданской авиации и направления развития

VII. Состояние рынка цифровых сервисов для гражданской
авиации и направления развития

Отрасль гражданской авиации Российской Федерации характеризуется высоким уровнем проникновения цифровых сервисов.

Вся номенклатура цифровых сервисов гражданской авиации может быть разделена на следующие основные категории:

сервисы, обеспечивающие основную деятельность авиационной компании, включающие расчет планов полетов, формирование расписания, бронирование и продажу билетов, регистрацию пассажиров, планирование загрузки и центровки воздушного судна, обслуживание и ремонт воздушного судна и управление персоналом наземного обслуживания;

сервисы, обеспечивающие информационный обмен между участниками воздушных перевозок, включающие отслеживание багажа и грузов на всех этапах технологической обработки;

сервисы, обеспечивающие воздушное судно и экипаж информацией для осуществления авиационной перевозки, включающие обмен сообщениями между воздушным судном и центром управления полетов, план полета, метеоусловия, навигацию и электронный документооборот;

сервисы, обеспечивающие деятельность аэропортов, включающие управление багажом, персоналом и техникой наземного обслуживания воздушного судна, управление зданиями и сооружениями аэропорта.

При этом рынок цифровых сервисов гражданской авиации в Российской Федерации исторически ориентирован на применение иностранных проприетарных решений и сервисов. Данный факт был обусловлен тем, что гражданская авиация в Российской Федерации - отрасль, глубоко интегрированная в международные отраслевые сообщества, объединения перевозчиков, использующие типовые цифровые решения, стандарты работы и бизнес-процессы с непрерывным информационным обменом всех участников.

Можно отметить текущий низкий уровень проникновения отечественных цифровых сервисов и решений основных критически важных технологических процессов, в том числе влияющих на непосредственную возможность выполнения процесса перевозки и безопасность (система информационного взаимодействия (авиационная телеграфия), система цифровой связи "земля-воздух-земля", картографические и метеорологические информационные системы и системы планирования полетов).

В целях повышения уровня цифрового суверенитета в гражданской авиации Российской Федерации необходимы формирование программы приоритетного импортозамещения по каждой категории цифровых сервисов с формированием отраслевых групп участников и концентрация усилий на решении задач скорейшего внедрения отечественных программных продуктов. При этом реализацию тех цифровых сервисов, которые подразумевают создание государственного информационного сегмента, использование единых отраслевых стандартов либо "единое окно" цифровых услуг отрасли, целесообразно рассматривать в рамках создания и развития цифровой платформы транспортного комплекса Российской Федерации.

При реализации указанной задачи необходимо ориентироваться не столько на существующие иностранные аналоги, многие из которых были разработаны 10 и более лет назад, а учитывать и применять самые современные отечественные решения на базе сквозных цифровых технологий (искусственный интеллект, большие данные, Интернет вещей и биометрическая идентификация).

Принимая во внимание критичность оперативного импортозамещения цифровых сервисов и координацию усилий по решению задач по разработке и внедрению отечественных программных продуктов для гражданской авиации, возможно использовать механизм центров компетенций (центр компетенций по импортозамещению программного обеспечения транспортной отрасли) с такими функциями, как:

подбор отечественного или свободно распространяемого аналога программного обеспечения;

методологическое сопровождение организаций гражданской авиации - пользователей программного обеспечения, подлежащего импортозамещению;

формирование сводных отраслевых требований к функциональным возможностям отечественного программного обеспечения;

сопровождение тестирования и взаимодействия с отраслевыми центрами технологической экспертизы отечественного программного обеспечения и свободно распространяемого программного обеспечения в целях обеспечения проверки его функциональных возможностей, совместимости между собой для целей их дальнейшего использования в организациях гражданской авиации.

Одновременно с этим центр компетенций по импортозамещению программного обеспечения транспортной отрасли обеспечит мониторинг и системную координацию хода разработки и выполнения планов перехода участников отрасли гражданской авиации на использование отечественного программного обеспечения.

Авиационными компаниями, осуществляющими перевозки пассажиров, в рамках исполнения требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также меры по защите информации, содержащейся в ней, и порядок ее функционирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2022 г. N 1393 "Об утверждении требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу указанной автоматизированной информационной системы, к ее оператору, а также мер по защите информации, содержащейся в ней, и порядка ее функционирования и изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", завершены работы по переходу на отечественные автоматизированные информационные системы оформления воздушных перевозок 30 октября 2022 г.

В настоящий момент реализуется ряд проектов в части развития сервисов защищенного информационного обмена между участниками воздушных перевозок. К разработанной информационной системе "Авиационная сервисная платформа" подключен ряд аэропортов и авиационных компаний на территории Российской Федерации. Устойчивая работа информационной системы "Авиационная сервисная платформа" обеспечена использованием современных технологий, распределенной серверной структурой, а также резервируемыми каналами связи с использованием необходимого оборудования криптографической защиты.