IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах
решения проблемы

Единственно приемлемым вариантом решения рассматриваемой проблемы является использование программно-целевого метода.

Главные особенности Программы обусловлены существующей системой расселения и жизненным укладом коренных малочисленных народов, которые являются естественной, наиболее приемлемой формой и основой традиционного хозяйствования, кочевого и полукочевого образа жизни и трудовой деятельности. В отличие от неудачного советского опыта решения проблемы путем перевода коренных малочисленных народов на оседлый образ жизни настоящая Концепция исходит из обратной идеи - приближение средств цивилизации, новых технологий, техники к местам проживания и трудовой деятельности коренных малочисленных народов с целью создания благоприятной среды для устойчивого развития базовых отраслей экономики и нормальных условий для жизни и развития человека.

В рамках правового поля, регулирующего вопросы социально-экономического развития коренных малочисленных народов, имеется еще несколько возможных вариантов, к числу которых относятся ведомственно-отраслевой, ведомственно-целевой, автономно-территориальный и инвестиционно-коммерческий варианты.

Каждый из этих вариантов характеризуется большим количеством рисков при реализации в силу их узкого (ведомственного, территориально-автономного, коммерческого) подхода. Уровень рисков (политические, административно-правовые, финансово-экономические, организационно-управленческие, производственно-технологические, экологические) и вероятность их реализации могут не позволить рассчитывать на успешное решение проблемы в целом.

С точки зрения управления можно рассматривать 2 основных способа решения проблем - централизованный, осуществляемый в рамках единого координирующего органа и единого плана мероприятий, и децентрализованный, предполагающий осуществление множества эффективных, но слабо взаимоувязанных друг с другом мероприятий.

Децентрализованный вариант характерен большим количеством исполнителей, отсутствием единой структуры и механизма, координирующего действия всех участников процесса. Риск децентрализованного решения проблемы состоит в утрате целостности взгляда на проблему и систему мероприятий, в неспособности оперативно сконцентрировать финансовые ресурсы на нескольких приоритетных направлениях развития, радикально решить вопросы улучшения образовательного процесса, повысить качество медицинского обслуживания. Распыление ключевых мероприятий по многим федеральным министерствам и агентствам неизбежно приводит к утрате оперативности и неспособности реагировать на вопросы, которые возникают в связи с радикальной трансформацией всего уклада жизни, традиционного хозяйства и самобытной культуры коренных малочисленных народов.

Настоящая Концепция строится на принципах централизованного варианта управления процессом реализации Программы и согласовании с региональными программами, реализуемыми в субъектах Российской Федерации на этом направлении.

Этот вариант подвержен рискам, среди которых главными являются:

возможность существенного превышения расходов, необходимых для осуществления мероприятий Программы, по сравнению с прогнозными расходами, заявленными в настоящей Концепции;

неполное финансирование со стороны федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, нарушение графика финансирования;

невыполнение или задержка выполнения обязательств поставщиками и подрядчиками работ по реализации мероприятий Программы.

Основной риск централизованного управления реализацией Программы связан с возможностью появления излишних посредников, ее обюрокрачивание и заорганизованность. Мобилизация ресурсов государственных и других участников может в этом случае не обеспечить ожидаемой отдачи, а осуществляемые с единой целью мероприятия Программы не приведут к решению проблемы.

Минимизация указанных рисков может быть достигнута на стадии разработки Программы путем уточнения и соответствующего обоснования объема необходимых расходов, повышения эффективности контроля за выделением и расходованием средств с помощью осуществления мониторинга мероприятий Программы, использования утвержденных критериев отбора поставщиков и подрядчиков выполняемых работ.