VI. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

VI. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом

Предполагается, что проблема решается программно-целевым методом за период с 2011 по 2015 год.

Решение проблемы предлагается осуществить в 2 этапа.

В течение I этапа решения проблемы (2011 - 2012 годы) предполагается сосредоточить основные усилия на обеспечении разработки:

методики выполнения функции русского языка как государственного языка Российской Федерации;

методики создания условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации;

методики обеспечения распространения и сохранения русского языка как важнейшего средства консолидации российского общества, интеграции России и иностранных государств.

На I этапе предполагается разработать грамматики, словари и справочники, отражающие нормы современного русского литературного языка, а также справочно-информационные ресурсы по вопросам функционирования русского языка как государственного.

Кроме того, предстоит провести исследования, касающиеся отношения к русскому языку соотечественников, проживающих за рубежом, их потребности в изучении русского языка и получении образования на русском языке, а также касающиеся тенденций развития русского языка в государствах - участниках Содружества Независимых Государств и перспектив изучения и функционирования русского языка как иностранного за рубежом. Результатом указанных исследований должны стать аналитические материалы и рекомендации по развитию культурных и профессиональных связей соотечественников, проживающих за рубежом, с Россией, укреплению позиций русского языка для развития интеграционных процессов в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также по продвижению русского языка как языка международного общения. Планируется разработать учебники нового поколения по русскому языку и литературе для образовательных учреждений всех уровней, программно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения русскому языку за рубежом и необходимые учебно-методические комплексы для глобальной системы дистанционного обучения русскому языку.

Создание координационно-методических центров глобальной системы дистанционного обучения русскому языку предполагает взаимодействие российских вузов, выполняющих роль научно-координационных центров, по вопросам формирования учебно-методических объединений и редакционных коллегий, разработки учебных программ, учебно-методических и научно-методических материалов для системы дистанционного обучения. В рамках Программы предусматривается формирование сетевой инфраструктуры за рубежом на базе российских центров науки и культуры, включающей поставку компьютерного оборудования и программного обеспечения, учебно-методическое обеспечение (организация обучающих семинаров для повышения компетенций сотрудников российских центров науки и культуры в области информационно-коммуникационных технологий).

При этом под формированием инфраструктуры понимается:

реализация проектов по формированию материально-технической базы системы дистанционного обучения, включая закупку, поставку и осуществление пусконаладочных работ по введению в эксплуатацию оборудования для организации аппаратно-программной части системы дистанционного обучения;

разработка и инсталляция программных инструментов;

разработка инструментальных средств по интеграции и информационно-технологическому взаимодействию системы дистанционного обучения и внешних образовательных ресурсов;

технологическое сопровождение системы дистанционного обучения и информационно-аналитическая поддержка мониторинга ее функционирования;

выполнение работ по оптимизации информационно-логической структуры системы дистанционного обучения и расширению ее функциональных возможностей за счет разработки дополнительных инструментов и модулей;

развитие методической составляющей системы сетевого дистанционного обучения;

формирование каталога электронных курсов, учебно-методических комплексов и учебных пособий.

В течение II этапа решения проблемы (2013 - 2015 годы) предполагается апробация разработанных на I этапе методик и других результатов.

Предусматривается проведение исследования потребностей центров русского языка в зарубежных странах в преподавателях, ведущих обучение на русском языке, и русскоязычных диаспор - в методическом обеспечении преподавания русского языка и реализации образовательных программ на русском языке в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, странах Балтии и дальнего зарубежья. Кроме того, предполагается выполнить научно-исследовательские работы, провести научно-методические мероприятия в области русского языка как неродного (конгрессы, конференции, семинары), культурно-просветительские мероприятия, направленные на продвижение и укрепление позиций русского языка (фестивали, конкурсы, олимпиады, дни русского языка), образовательные и научно-методические мероприятия, направленные на популяризацию российской науки, культуры и образования в мире, а также повышение квалификации и переподготовка кадров для образовательных учреждений с преподаванием русского языка и русским языком обучения в странах ближнего и дальнего зарубежья.

На II этапе будет завершено формирование инфраструктуры и основного содержательного наполнения системы дистанционного обучения русскому языку на базе российских центров науки и культуры и партнерских организаций за рубежом.

За период реализации Программы предполагается осуществлять поддержку изучения русского языка и культуры как в России, так и за рубежом, в том числе в среде соотечественников, проживающих в странах ближнего и дальнего зарубежья.