V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
и рисков, возникающих при различных вариантах ее решения

Для решения проблемы может применяться планово-нормативный метод, при котором государство планирует и устанавливает различные, в том числе отраслевые и внутриотраслевые, нормы и нормативы.

В то же время в условиях рыночной экономики, а тем более в условиях экономики инновационной, планово-нормативный метод не может рассматриваться как единственно возможный. В противном случае поддержка русского языка будет осуществляться в основном экстенсивно, утратится логика преемственности разрабатываемой Программы по отношению к Программе на 2006 - 2010 годы.

Одним из серьезных рисков применения планово-нормативного метода является риск неэффективного использования финансовых ресурсов, что особенно опасно в условиях роста государственных расходов на поддержку русского языка.

Принципиально отличным от указанного варианта решения проблемы является вариант, предполагающий использование программно-целевого метода.

Программно-целевой метод предполагает разработку важнейших социально-экономических и иных целевых программ. Он основан на подчинении распределения ресурсов намечаемых мероприятий на каждом уровне планирования и управления достижения определенной цели. В то же время использование этого метода при решении проблемы связано с определенными рисками.

Одним из рисков является сокращение предусмотренного бюджетного финансирования Программы в процессе ее реализации. В этом случае нужно будет корректировать Программу. При этом придется пересмотреть (исходя из новых бюджетных параметров) задачи Программы с точки зрения их сокращения или снижения ожидаемых эффектов. Решение о сокращении бюджета Программы независимо от времени его принятия приведет к снижению эффективности расходов Программы.

Одним из последствий результатов структурных и содержательных изменений в Программе станут сложности в ее управлении, что негативно скажется на ее эффективности в целом.

К рискам программно-целевого метода следует также отнести управленческие риски (риски неэффективного управления Программой). Управленческие риски включают в том числе:

риск неэффективных управленческих решений в ходе выполнения Программы;

риск отсутствия необходимой координации при реализации Программы.

Неэффективное управление Программой может привести к экономическим потерям, негативным социальным последствиям, а также к невыполнению основных задач, предусмотренных Программой в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Среди рисков использования программно-целевого метода следует отдельно рассмотреть риск, связанный с тем, что одна или несколько стратегических задач могут быть решены не полностью в связи с возможным сокращением численности лиц, заинтересованных в изучении русского языка и получении образования на русском языке.

В результате невыполнения задачи "Обеспечение реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации" не будет реализована или реализована не в полной мере функция русского языка как государственного.

В случае если не будет решена задача "Создание условий для функционирования русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации", русский язык может перестать быть средством общения между народами, проживающими в различных республиках на территории России. В результате этого появятся серьезные проблемы в сфере сохранения культурного и политического единства Российской Федерации.

Риск того, что не будет решена задача "Поддержка русского языка как основы развития интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств", повлияет на ослабление мер по поддержке русского языка в сопредельных государствах. Это также негативно скажется на интенсивности интеграционных процессов между Россией и государствами - участниками Содружества Независимых Государств и приведет к ослаблению позиций Российской Федерации в международной политической, экономической, культурной, образовательной и духовной сферах.

В результате невыполнения задачи "Удовлетворение языковых и культурных потребностей соотечественников, проживающих за рубежом" велики риски потери исторических и культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и представителями русской диаспоры в зарубежных странах, что негативно отразится на политическом имидже Российской Федерации перед мировым сообществом.

Невыполнение отдельных задач Программы помимо прямых экономических потерь, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств, существенно снизит положительные эффекты, достигнутые за счет выполнения Программы на 2006 - 2010 годы.

Нерешенность хотя бы одной из задач Программы приведет к невозможности достижения ее цели. Это будет означать, что Программа не выполнена.

Для минимизации рисков необходимо наличие своевременной, адекватной и объективной информации о ходе выполнения Программы. При этом отсутствие такой информации само по себе является существенным фактором риска.

Отдельно следует остановиться на группе рисков, связанных с результатами реализации Программы. Социально-экономические эффекты ее реализации должны быть ясны и понятны. В противном случае в обществе может возникнуть безразличие, неприятие и негативное отношение как к самой Программе, так и к отдельным ее элементам.

Важнейшим фактором снижения этого риска является своевременная разъяснительная работа, информирование общества о целях, задачах и ходе реализации Программы. Кроме того, необходимо проведение социологических исследований.

Для предотвращения указанных рисков необходимо осуществлять мониторинг языковой ситуации, в ходе проведения которого планируется учитывать внешние факторы функционирования системы поддержки русского языка, своевременно проводить оценку возникших перемен и адаптировать задачи Программы к меняющимся условиям.

Для минимизации возможных отрицательных последствий реализации Программы будут предприняты в том числе следующие меры:

мониторинг хода мероприятий Программы и выполнения Программы в целом;

привлечение общественности, ученых и представителей экспертного сообщества к разработке Программы, а также к оценке результатов ее реализации;

публичность отчетов и годовых докладов о ходе реализации Программы.

При оценке указанных рисков учитываются организационные недостатки в управлении Программой, изменение принципов регулирования в сфере государственного управления и международного сотрудничества, вытекающих из документов Правительства Российской Федерации и планов его деятельности, а также возможные различия в объемах финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета.

В качестве возможных рассматриваются 3 различных варианта решения проблемы.

Первый вариант решения проблемы является инерционным. Он заключается в сохранении созданной инфраструктуры (концептуально-методологическое и информационное обеспечение, формы проведения мероприятий, механизмы организационного управления), которая продолжает активно работать и эволюционно развиваться в условиях программных ограничений.

Второй вариант решения проблемы является экстенсивным. В этом случае центр тяжести решения проблемы переносится на дальнейшее расширение и развитие инструментального и институционального обеспечения, актуализацию баз данных и создание более совершенных научно-методических средств, увеличение масштабов подготовки профессионалов высокого уровня, расширение территориальной составляющей Программы (увеличение числа и мощности центров активности, рост количества охваченных Программой стран и регионов), а также совершенствование средств языкового и культурного воздействия. При этом продолжает использоваться сложившийся способ реализации программно-целевого управления со свойственными ему достоинствами и недостатками.

Суть третьего варианта решения проблемы заключается в использовании программно-целевого метода. Этот вариант представляется оптимальным вариантом решения проблемы.

На обновленной организационно-управленческой основе в свою очередь должна базироваться логика формирования всего содержательного наполнения Программы.

Инерционный вариант решения проблемы характеризуется высокой вероятностью реализации мероприятий Программы (наименьшими рисками), так как он фактически сводится к естественной пролонгации осуществления уже апробированных мероприятий. Однако этому же методу будет свойственна низкая эффективность, так как дальнейшее повышение значений целевых показателей будет достигаться только при условии нелинейного роста необходимых финансовых ресурсов.

Инерционный вариант предполагает следующие риски:

отсутствие новизны и инновационных подходов при разработке и реализации Программы и, как следствие, консервация сформированного и задействованного инструментального и институционального пространства решения проблемы;

недостижимость заданного темпа решения проблемы и, как результат, недостижимость заданных целевых показателей;

высокая зависимость от внешних факторов.

Экстенсивный вариант решения проблемы предполагает максимальные риски в отношении успешного решения задач, предусмотренных Программой. Высокий уровень рисков недостижения цели при реализации этого варианта будет связан с тем, что в 2002 - 2010 годах уже были задействованы наиболее доступные инструменты решения проблемы. По этой причине все направления экстенсивного развития (новые регионы, новые социальные прослойки, новые продукты) потребуют увеличения объемов ресурсов для их освоения и сроков для их реализации. Вместе с тем использование сложившейся модели управления Программой со свойственными ей недостатками еще более повысит риски недостижения цели.

Экстенсивный вариант решения проблемы предполагает наличие следующих рисков:

чрезмерное увеличение количества структур, занимающихся решением проблемы, и продукции (словари, учебники, учебные пособия и др.);

снижение качества управления Программой, координации и реализации мероприятий и соблюдения графика их финансирования.

Оптимальный вариант решения проблемы предусматривает необходимость создания развитой системы программно-целевого управления, с одной стороны, и проектов поддержки русского языка, которые становятся эффективно управляемыми и реализуемыми благодаря качественно осуществленному этапу разработки Программы, с другой стороны.