VI. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
VI. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Улучшение качества и уровня жизни населения субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, необходимо для полноценного раскрытия и наращивания интеллектуального потенциала и человеческого капитала - основополагающих ресурсов устойчивого социально-экономического роста и повышения конкурентоспособности макрорегиона в глобальной системе разделения труда. Достижение этой цели осуществляется посредством стратегического планирования и проектирования социального развития, создания благоприятных условий для самореализации населения, активного внедрения в социальную сферу технологических, организационных и институциональных инноваций, интенсификации межрегионального и международного сотрудничества в интересах эффективной интеграции регионов округа в социокультурное и экономическое пространства России и мира, что сформирует новый социально ориентированный и привлекательный образ макрорегиона.
Такой подход предполагает проведение целостной, комплексной, скоординированной, целенаправленной и последовательной социальной политики, которая должна стать органичным, неотъемлемым и первостепенным приоритетом долгосрочного социально-экономического развития Южного федерального округа.
Предусматривается повышение результативности проведения социальной политики на территории Южного федерального округа, а также ее совершенствование. В основе социальной политики лежат следующие общие принципы:
возрастающая роль в укреплении основ российской государственности, содействии территориальной целостности, незыблемости конституционного строя, внутриполитической стабильности и согласию в обществе, а также в удовлетворении других конституционных прав, свобод и обязанностей личности, общества и государства;
целостный, интегральный подход к стратегическому прогнозированию и долгосрочному планированию социального развития, предполагающий комплексность решения ключевых проблем;
увязка приоритетных направлений социальной политики Южного федерального округа с общегосударственной системой стратегического прогнозирования и долгосрочного планирования, а также с основными параметрами федеральных, отраслевых, региональных и корпоративных концепций, стратегий, а также средне- и долгосрочных программ;
концентрация интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов на приоритетах (выбор и обоснование наиболее эффективных и результативных способов решения комплексных актуальных задач, которые сменяются по этапам реализации);
приоритет механизмов согласования интересов и стимулирования всех заинтересованных участников, включая прямые (дотации, субсидии, др.) и косвенные (налоговые, таможенные, тарифные, кредитные, страховые и др.) меры государственного экономического стимулирования и регулирования социального развития, а также сглаживания конфликтогенных ведомственных и региональных интересов;
партнерство государства, бизнеса, науки и институтов гражданского общества в интересах устойчивого социального развития округа;
реализация социальной политики по правилам ориентированного на результат бюджетирования, обеспечения ее нацеленности на достижение общественно значимых результатов;
адекватная оценка открывающихся возможностей и сопутствующих рисков в условиях неопределенности, оперативности, своевременности и гибкости реагирования на возникающие вызовы и неблагоприятные тенденции, распределение и разделение рисков (и управления ими), обязательств и компетенций между всеми заинтересованными субъектами социальной политики;
использование сценарного подхода с разработкой системы альтернативных путей достижения стратегических целей;
учета текущих и перспективных потребностей округа на основе анализа политических, экономических, социальных и демографических процессов, происходящих в Российской Федерации и сопредельных государствах;
ориентация перспективного социально-экономического развития на повышение уровня и качества жизни населения в соответствии с ресурсными возможностями, использование преимуществ географического положения регионов Южного федерального округа, обусловливающих интенсификацию межрегионального и международного двустороннего (многостороннего) сотрудничества с их участием;
повышение эффективности, результативности и качества принимаемых управленческих решений с использованием мониторинговой информации;
учет пространственной неоднородности социального развития территорий Южного федерального округа, специфики существующих и возможных вызовов и угроз, дифференцированного подхода к реализации стратегических решений в разрезе муниципальных образований;
прогнозирование, включая упреждающее прогнозирование долгосрочного развития, интерактивные методы дискуссий и анализа;
формирование новых сетевых взаимосвязей в системе координации социальной политики;
выработка стратегического видения, основанного на разделяемых участвующими сторонами представлениях, идеологических ценностях и стратегических целеустановках;
причастность к решениям и действиям сегодняшнего дня, определяющим эффективность процессов социального развития округа;
широкое использование информационно-коммуникационных технологий;
эффективная пропаганда целей социальной политики и популяризация общественно значимых социальных проектов.
Достижению высоких стандартов качества и уровня жизни в Южном федеральном округе, сравнимых с показателями развитых стран Средиземноморья, препятствует ряд общесистемных проблем в социальной сфере. Наряду с ними в настоящее время открываются новые перспективные возможности для устойчивого и комплексного социального развития макрорегиона.
Несмотря на сравнительно высокие показатели демографической динамики Южному федеральному округу грозит старение населения, трансформация его генетической структуры (распределение населения по продолжительности проживания в той или иной местности) и снижение доли лиц трудоспособного возраста в условиях невысокой производительности труда, которые могут обернуться негативными последствиями в экономике, например, в вопросах формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал. За годы реформ резко уменьшились инвестиции в социальную сферу, что привело к сужению воспроизводства материальной базы и износу основных фондов социальной инфраструктуры.
В силу исторических и природно-климатических причин округ на протяжении многих лет был и остается привлекательным для мигрантов как из других регионов России, так и из-за рубежа, что обусловило сложный полиэтнический состав населения при преобладании русских. Вместе с тем современные миграционные процессы идут и в направлении оттока из округа высококвалифицированных трудовых ресурсов в центральные районы страны и за границу. А усугубление нерегулируемой миграции из-за рубежа малоквалифицированной рабочей силы (включая трудовую, транзитную миграцию и нелегальные перемещения) меняет внутреннюю этническую и религиозно-цивилизационную структуру на региональном уровне, а также размывает социокультурную идентичность населения.
При сохранении современных тенденций миграции населения будет происходить замещение уезжающих из Южного федерального округа постоянных жителей мигрантами, что воспрепятствует обеспечению национальной безопасности и комплексному социально-экономическому развитию. К тому же значительная межрегиональная скорость миграции населения снижает устойчивость поселенческого ядра, препятствует развитию социокультурной идентичности, местного самосознания и патриотизма (проявляется синдром временщиков). Отмечается также недоиспользование мер стимулирования притока квалифицированных кадров, а также кадров рабочих и инженерных профессий в региональные экономики. Усугубляется моноспециализация и асимметрия социокультурного развития, происходит усиление дифференциации социальных групп по степени их участия в культурной жизни и приобщенности к социокультурным благам в зависимости не только от места проживания, но и от уровня доходов.
Среди внутренней миграции преобладает трудовая, обусловленная временной или сезонной занятостью, поиском возможностей профессиональной самореализации, а также лучших условий и качества жизни. В этом процессе в качестве донора в первую очередь выступает Республика Калмыкия, а в качестве реципиентов - Краснодарский край и промышленно развитые Волгоградская и Ростовская области. Преимущественно по этим же причинам усиливаются миграционные потоки из села в город, что особенно актуально для округа, поскольку он заметно превышает среднероссийские показатели по доле сельского населения в общей численности (37,9 процента - по Южному федеральному округу, 26,9 процента - по России). В условиях открывающихся перспектив развития макрорегиона многочисленное сельское население может частично обеспечить его трудовыми ресурсами, что, в свою очередь, потребует создания адекватной системы их переквалификации, а также разработки соответствующих норм миграционной политики.
Запаздывающее развитие сферы социального обеспечения и социальных инфраструктур в регионах Южного федерального округа приводит к снижению качества жизни, что препятствует развитию человеческого капитала. Как следствие усугубляется имущественное расслоение общества, дифференциация доходов населения, в том числе среднемесячной заработной платы, в территориальном разрезе и по видам экономической деятельности, а также в сравнении с другими регионами страны и зарубежными государствами, которая отражается в перманентном росте коэффициента фондов или децильного коэффициента. К числу характерных особенностей Южного федерального округа относится также высокий уровень общей безработицы в округе - этот показатель ниже среднего по России лишь в Краснодарском крае и Республике Адыгея, а в Республике Калмыкия существенно выше (почти в 2 раза), что во многом объясняется занятостью населения в личных подсобных хозяйствах. Несмотря на опережающие темпы роста денежных доходов населения Южного федерального округа, их абсолютное выражение в округе по-прежнему существенно отстает от средних значений по стране, особенно в Республике Калмыкия и Республике Адыгея (81 и 78 места в Российской Федерации соответственно).
Состояние здоровья населения Южного федерального округа в целом лучше, чем у среднестатистического жителя России. По показателю уровня заболеваемости округ сохраняет значительный разрыв с общероссийскими значениями. В 2009 году наиболее высокие показатели заболеваемости на 100 тыс. человек отмечались в Ростовской (164786,7 человека) и Астраханской (144013,8 человека) областях. Заболеваемость населения округа социально значимыми болезнями также в целом ниже, чем в среднем по стране, однако по некоторым из них зарегистрированы значения, превышающие среднероссийские (в том числе, активный туберкулез - в Республике Калмыкия (110,9 человека на 100 тыс. человек), Волгоградской области (103,8 человека на 100 тыс. человек), злокачественные новообразования - в Волгоградской области (418,8 человека на 100 тыс. человек), Краснодарском крае (414,9 человека на 100 тыс. человек). В 2009 году высокая заболеваемость в Южном федеральном округе хроническим алкоголизмом отмечалась в Астраханской области (134,6 человека на 100 тыс. человек), в Республике Адыгея (132,8 человека на 100 тыс. человек), наркоманией - в Волгоградской области (19,8 человека на 100 тыс. человек) и в Республике Адыгея (16,9 человека на 100 тыс. человек).
Округ отличается значительными межрегиональными диспропорциями по качеству оказываемых медицинских услуг, доступности высококвалифицированной помощи и эффективности системы здравоохранения в целом. Специализированные современные клиники сконцентрированы преимущественно в нескольких крупнейших городах округа (гг. Краснодар, Ростов, Астрахань и Волгоград), а объем оказываемых услуг также имеет неоднородную структуру по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Южного федерального округа. В целом округ отстает от среднероссийских показателей обеспеченности населения врачами (в 2009 году этот показатель составил 40 врачей на 10 тыс. человек, а в Российской Федерации по сравнению с 2008 годом увеличился с 42,2 до 44,1 врача), средним медицинским персоналом (за последние 10 лет в Южном федеральном округе он уменьшился с 88,6 до 86,8 врача на 10 тыс. человек, в то время как в Российской Федерации он снизился с 96,9 до 94,3 врача на 10 тыс. человек), мощностями врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений. По нехватке врачей заметно выделяются Республика Адыгея, Ростовская область и Краснодарский край, недостаточно обеспечены средним медицинским персоналом Ростовская область и Краснодарский край, а недостаточность мощностей амбулаторно-поликлинических учреждений испытывают все регионы округа, за исключением Астраханской и Волгоградской областей.
Наблюдается также резкая и неуменьшающаяся поляризация урбанизированных и сельских районов по уровню развития культуры. Социальная и территориальная доступность в социокультурной сфере снизилась, что в первую очередь обусловлено изменением структуры расселения, сокращением количества малых и средних городов, а также поселков городского типа наряду с демографическими трендами и проблемами расселения (растущая дисперсность, мелкоселенность), что привело к существенному несоответствию сетей социального обслуживания и системы расселения.
Обеспеченность учреждениями культуры Южного федерального округа невысока, за последние 5 лет сократилось количество библиотек, культурно-досуговых учреждений, детских школ искусств, театров и концертных организаций. По отношению к социальным нормативам и нормам, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р, Южный федеральный округ на 50 процентов обеспечен театрами, на 13 процентов - музеями, на 53 процента - культурно-досуговыми учреждениями, на 28 процентов - парками культуры и отдыха, на 33 процента - концертными организациями и коллективами. Данные статистики свидетельствуют о сокращении по сравнению с 2005 годом детских школ искусств (в Республике Калмыкия на 8 единиц, в Ростовской области на 5 и в Астраханской области на 7 единиц).
Более 30 процентов зданий требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Велика потребность музеев в фондовых и экспозиционных площадях (по экспертным оценкам, она составляет более 30 тыс. кв. метров). Требуется полное обновление сценического и другого специального оборудования культурно-досуговых учреждений. А отсутствие современных киноустановок, кинозалов со специальным звуком и спецэффектами, рассчитанных на показ современных фильмов, делает недоступным целый пласт мировой художественной культуры для зрителей регионов.
По причинам высоких миграционных потоков, слабой закрепляемости молодых специалистов, низкой заработной платы (от 5 тыс. рублей в Республике Калмыкия до 8,9 тыс. рублей в Краснодарском крае) одной из ключевых проблем в Южном федеральном округе остается проблема кадрового обеспечения отрасли культуры. Только 30 процентов специалистов, работающих в учреждениях культуры, имеют высшее профессиональное образование.
В настоящее время в субъектах Южного федерального округа проживает 3,3 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет (по данным на начало 2010 года), что составляет значительную часть (24,1 процента) населения округа. К наиболее значимым проблемам молодежи можно отнести низкий уровень культуры межнационального общения, безработицу, распространение наркомании и алкоголизма, отсутствие доступного жилья, высокий уровень преступности среди молодежи. Кроме того, отмечается слабая развитость институциональных механизмов и способов соучастия молодежи в формировании социальной политики, включая собственно саму молодежную политику. Указанными факторами объясняется политическая и социальная пассивность и инертность молодежи, ее самоустранение от политического процесса и концентрация исключительно на создании материальной основы своего существования. Эти причины влекут за собой деградацию молодежной культуры, ведущую к доминированию субкультурных или контркультурных течений и организационных формирований, в том числе на принципах их противопоставления общегосударственной политике. К тому же практически во всех регионах Южного федерального округа отмечается недостаточная развитость малого и среднего бизнеса как механизма становления каркаса и институциональной сети молодежных организаций, а также культивирования амбициозных профессионально-должностных и потребительских притязаний и стратегий успеха.
На фоне сохранения в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, высокого образовательного уровня населения, его толерантности и уникальных качественных характеристик происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональных экономик (особенно рабочих и инженерных профессий), а также самой социальной сферы. Усугубление дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы происходит и в территориальном, и в профессиональном разрезах (дефицит рабочих и инженерных специальностей и переизбыток невостребованных специалистов в банковском секторе, операциях с недвижимым имуществом, торговле и сфере услуг, а также людей, не имеющих профессионального образования, то есть общее понижение образовательного уровня).
В этой связи отмечается неполное соответствие содержания образования и технологии обучения общественным запросам, требованиям работодателей и потребностям устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, а также дисбаланс в подготовке специалистов, переизбыток выпускников, имеющих невостребованные направления подготовки. Недостаточен и уровень диверсификации образовательных услуг, оказываемых населению, а также расширения компетентностей.
Вместе с тем Южный федеральный округ располагает развитой системой высшего профессионального образования. Краснодарский край и Ростовская область занимают лидирующие позиции в стране по количеству высших учебных заведений. В 2006 году в округе был образован Южный федеральный университет. По количеству студентов на 10 тыс. человек занятого населения Южный федеральный округ немного отстает от среднероссийских значений, однако превосходит их по количеству студентов государственных учреждений высшего образования (443 учреждения на 10 тыс. человек занятого населения в Южном федеральном округе и 438 - в России). В сфере начального и среднего профессионального образования продолжает сокращаться как количество учреждений, так и абсолютные показатели выпуска квалифицированных рабочих, однако по численности выпускников на 10 тыс. человек занятого населения округ все еще превышает среднероссийские значения, что свидетельствует о сохранении в общероссийской тенденции падения престижа рабочих профессий, несмотря на значительный спрос на них на рынке труда как в масштабах округа, так и в масштабах всей страны.
Указанными обстоятельствами объясняется ограниченность использования местных трудовых ресурсов при реализации экономического потенциала и масштабных инвестиционных проектов, в первую очередь намеченных в связи с проведением в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года, а также в рамках федеральной целевой программы "Юг России (2008 - 2013 годы)". Спрос на трудовые ресурсы в Южном федеральном округе увеличивается, вследствие чего в прогнозный период в макрорегионе снизится уровень безработицы. При этом основной дефицит высококвалифицированных кадров, обладающих профессиональными и языковыми компетенциями международного уровня, будут испытывать Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области. Значительные изменения ожидаются и в структуре занятости по секторам экономики. В отраслевом разрезе значительно возрастет спрос на трудовые ресурсы со стороны туристско-рекреационного комплекса, услуг для бизнеса и населения. В свою очередь, потребности в кадрах со стороны обрабатывающей промышленности в целом снизятся.
Для округа также характерен ряд проблем в жилищной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. Так, в 2009 году, по показателю общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 жителя, Южный федеральный округ (21,6 кв. метра на человека) отставал от среднероссийского значения (22,4 кв. метра). Для округа характерен более высокий показатель доли ветхого и аварийного жилищного фонда в общей его площади - 4,6 процента (в среднем по России - 3,2 процента). Отмечаются также низкие значения по некоторым показателям обеспеченности жилья отдельными видами благоустройства, в частности, лишь 68,4 процента общей площади жилья оборудовано водоотведением (канализацией), в то время как в среднем по Российской Федерации - 73,3 процента.
Решение основных проблем Южного федерального округа будет осуществляться в рамках основных направлений социального развития округа, имеющих общесистемный характер. Кроме того, с учетом специфики социальной сферы потребуется реализация особых подходов к развитию социальной инфраструктуры, основными составляющими которой выступают учреждения образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социального обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства.
Среди основных направлений социального развития, имеющих общесистемный характер, выделяются:
усиление роли государственного регулирования социальных процессов посредством правовых, экономических и административных инструментов и механизмов стимулирования, включая широкое использование программно-целевого метода управления социальным развитием;
развитие рыночных компетенций в системе государственного управления социальным развитием и деловых кругах, поощрение социальной ответственности бюджетоформирующих предприятий, их участия в выработке социальной политики и реализации социально значимых проектов;
реализация комплекса мер, в том числе информационно-просветительного характера, направленных на укрепление общегражданской идентичности населения Южного федерального округа, гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений;
обеспечение целостной системы подготовки и ротации кадров с учетом приоритета подготовки специалистов новых профессий;
проведение эффективной государственной политики в области детства;
создание нескольких научно-образовательных кластеров и бизнес-школ мирового уровня;
внедрение схем франчайзинга в сельском хозяйстве, в сфере бытовых услуг, общественного питания, торговле и дистрибуции, производства строительных материалов, одежды и продуктов питания, особенно в сельской местности;
совершенствование нормативной правовой базы социальной сферы на региональном уровне.
Реализация основных направлений социального развития, имеющих общесистемный характер, окажет положительное влияние на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Южного федерального округа и приведет к сокращению численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 15 процентов к 2013 году и до 10 процентов к 2020 году, а также к увеличению реальных доходов населения в 2013 году на 120,6 процента по отношению к уровню 2009 года, а в 2020 году на 166,7 процента - к уровню 2013 года.
В сфере демографической политики выделяются следующие приоритетные направления:
всестороннее укрепление института семьи (как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации), стимулирование рождения в семьях 2-го ребенка и последующих детей посредством предоставления родовых и материнских сертификатов, пособий, льгот, надбавок (включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции), рассмотрение возможности предоставления регионального материнского капитала, а также ссудной поддержки молодой семьи различного демографического типа и социального статуса;
разработка и реализация мер, направленных на увеличение количества семей с 3 и более детьми, а также на создание режима наибольшего благоприятствования для многодетных семей, в том числе бесплатное предоставление земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении 3-го и последующего ребенка;
создание условий для увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни путем дальнейшего сокращения заболеваемости, травматизма и количества лиц, имеющих инвалидность, профилактики дорожно-транспортных происшествий, своевременного выявления профессиональных заболеваний, улучшения условий труда за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками, а также путем обязательной диспансеризации;
снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста, а также разработка и внедрение комплекса профилактических мер, продлевающих человеку жизнь;
инвентаризация и анализ утвержденных и разрабатываемых на региональном уровне законодательных и нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия принципам демографической безопасности.
В сфере миграционной политики выделяются следующие приоритетные направления:
проведение эффективной миграционной политики за счет использования современных организационных и экономических решений, создания стимулов и возможностей для притока и оттока населения, социальной адаптации и интеграции мигрантов;
содействие внутри- и межрегиональной мобильности рабочей силы, привлечению ее из других регионов Российской Федерации;
пресечение нелегальной миграции;
содействие социальной адаптации и интеграции мигрантов.
В совокупности указанные направления позволят обеспечить увеличение естественного прироста населения, коэффициент которого достигнет неотрицательной (нулевой) отметки к 2013 году и составит 1,4 в 2020 году, рост ожидаемой продолжительности жизни населения до 72 лет в 2013 году и до 77 лет в 2020 году, а также сбалансированный миграционный прирост округа, прогнозируемый на уровне 87 человек на 10 тыс. человек в 2013 году и 139 человек - в 2020 году.
В сфере государственной национальной политики выделяются следующие приоритетные направления:
укрепление общероссийской гражданской идентичности и гармонизация межнациональных отношений с целью снижения рисков этнополитических конфликтов;
проведение эффективной информационной политики, максимально действенное использование современных социально ориентированных коммуникативных технологий, направленных на обеспечение целостной и системной работы с общественным мнением и всеми целевыми аудиториями в сфере межэтнических отношений и толерантных установок;
предотвращение оттока русского населения из Южного федерального округа и содействие его возвращению в округ;
разработка мероприятий, направленных на эффективное противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму, укрепление межэтнического и межконфессионального сотрудничества;
содействие институтам гражданского общества в укреплении межэтнического и межрелигиозного согласия, профилактике этнополитического и религиозного экстремизма.
Реализация приоритетных направлений обеспечит снижение социальной напряженности среди населения округа в сфере межэтнических отношений.
В области развития рынка труда и кадрового обеспечения намечены следующие приоритетные направления:
планирование развития рынка труда, оптимизация спроса и предложения рабочей силы в территориальном и профессиональном отношении, создание новых эффективных рабочих мест, улучшение условий труда, в том числе с учетом реализации крупных инвестиционных региональных и макрорегиональных проектов;
становление институциональной системы развития рынка труда, формирование сектора негосударственных фирм, занятых рекрутингом, создание сети специальных кадровых агентств (независимых частных предприятий), специализирующихся на подборе персонала, а также развитие аутсорсинга;
проведение работы по замещению российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников;
организация процесса непрерывного приобретения новых знаний и навыков, предоставление образовательных услуг населению Южного федерального округа, особенно технического характера подготовки инженеров, технологов и кадров рабочих профессий;
развитие социального партнерства как основы для создания благоприятных условий труда и улучшения уровня жизни населения;
оптимизация размера квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности с учетом демографической ситуации в округе и возможностей по обустройству иностранных граждан;
создание системы медико-профилактических мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья работающего населения округа, снижение негативного влияния вредных условий труда.
Указанные направления будут способствовать снижению уровня общей безработицы в Южном федеральном округе до 6,2 процента к 2013 году и до 3,1 процента - к 2020 году, снижению уровня зарегистрированной безработицы до 1 процента к 2013 году и до 0,6 процента - к 2020 году, а также росту количества занятых, имеющих профессиональное образование, в общей численности занятых до 55 процентов в 2013 году и до 70 процентов - в 2020 году.
В сфере здравоохранения приоритет отдается следующим направлениям:
улучшение материально-технического оснащения и кадрового обеспечения отрасли, в том числе путем создания необходимых медицинских служб в муниципальных и региональных учреждениях здравоохранения;
реализация комплекса мер, направленных на повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, включая дооснащение сети кабинетов врачей общей практики и фельдшерско-акушерских пунктов средствами телемедицины, а также внедрение дистанционных операций с использованием робототехники;
расширение охвата населения профилактическими мероприятиями, прежде всего ранней диагностики заболеваний, а также стационарозамещающими технологиями;
скрининг факторов риска, связанных с образом жизни (табакокурение, неправильное питание, низкая физическая активность, алкоголь), а также биологических факторов риска (избыточная масса тела, гипертензия, гиперлипидемия, гипергликемия) с целью их коррекции у населения, развитие (с использованием механизмов государственно-частного партнерства) на базе функционирующих санаториев и профилакториев современных центров восстановительной медицины;
развитие системы информирования населения о возможных опасностях и об угрозах для жизни и здоровья, связанных с эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров;
разработка специальной медицинской программы по сохранению здоровья родителей, имеющих более 1 ребенка;
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям, включая развитие телемедицинской сети для комплексного решения проблем детства и материнства в Южном федеральном округе;
создание системы выездных бригад врачей-педиатров, акушеров, гинекологов с целью углубленных осмотров женщин и детей, выявления хронических форм патологии, оказания детям и женщинам консультативной и лечебно-профилактической помощи;
укрепление материально-технической базы существующих учреждений материнства и детства;
развитие системы восстановительного лечения для детей первых 3 лет жизни, новорожденных с низкой массой тела;
проведение дополнительных мер, направленных на профилактику и совершенствование системы противодействия распространению ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов (B и C) среди целевых (дифференцированных) групп населения, в том числе среди школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп, с учетом эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции и вирусным гепатитам (B и C) в ряде регионов округа;
развитие системы геронтологических служб и консультаций, а также социальной защиты и здравоохранения, особенно в части кардиологической помощи и лечения онкологических заболеваний;
мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье и культивирование навыков поведения, сберегающих здоровье, сокращение потребления алкоголя и табака;
информационная поддержка организации лечебно-диагностического процесса на основе создания автоматизированной системы ведения медицинской карты пациента в электронном виде и информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи;
развитие системы непрерывного профессионального образования, обеспечение подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров с учетом внедрения в практику здравоохранения современных методов диагностики, лечения и профилактики заболеваний.
Указанные направления позволят увеличить обеспеченность населения округа врачами (на 10 тыс. человек) в 2013 году до 44 врачей, в 2020 году - до 50, средними медицинскими работниками (на 10 тыс. человек) в 2013 году - до 96, в 2020 году - до 100, а также амбулаторно-поликлинической помощью (число посещений на 10 тыс. населения) в 2013 году - до 232 и в 2020 году - до 237.
В сфере образования в числе приоритетных направлений выделяются:
обновление материально-технической базы образовательных учреждений, их компьютеризация и интернетизация, создание современной мультимедийной информационной среды, использование дистанционных технологий для нивелирования различий между городскими и сельскими образовательными учреждениями, в том числе за счет широкого использования механизмов государственно-частного партнерства;
обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентного подхода с сохранением традиций российской высшей школы;
внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различных уровней;
обеспечение гибкости и многообразия форм предоставления услуг дошкольного образования;
введение в образовательный процесс от средней школы и выше модулей по обучению навыкам ведения бизнеса с использованием опыта и методики Международной организации труда;
развитие вариативности образовательных программ и адаптивности содержания школьного образования к различным группам обучающихся (индивидуальные образовательные траектории);
обеспечение систематического характера технического образования инженеров, технологов и кадров рабочих профессий;
создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций, а также разработка и внедрение на основе взаимодействия с общественными организациями и бизнесом системы кадрового аудита, направленной на мониторинг перспективных потребностей в специалистах с высшим и средним специальным образованием;
реализация программ реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставления под них соответствующих помещений;
обеспечение детей дошкольным образованием, включая поддержку системы негосударственных детских учреждений и семейных детских садов;
реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования с привлечением ресурсов бизнеса, заинтересованного в получении соответствующих кадров, а также внедрение механизмов соучредительства предприятий - заказчиков кадров;
реализация проектов стратегического партнерства образовательных учреждений Южного федерального округа с зарубежными организациями профессионального образования;
создание сети образовательно-оздоровительных центров путем совершенствования материально-технической базы, повышения образовательного уровня и инфраструктурной доступности уже существующих санаториев и центров восстановительной медицины посредством развертывания новых таких центров для оздоровления детей и подростков округа и других регионов страны с учетом выполнения развивающих и познавательных программ дополнительного образования.
Реализация указанных направлений позволит обеспечить охват дошкольным образованием детей старше 5 лет на уровне 61 процента к 2013 году и 87 процентов - к 2020 году, а также рост доли населения, включенного в процессы непрерывного образования, в общем количестве населения округа до 27 процентов в 2013 году и до 49 процентов - в 2020 году.
В сфере культуры к числу приоритетов относятся следующие направления:
модернизация материально-технической базы и развитие инфраструктуры учреждений культуры путем создания интегрированных структур, способных оказывать населению качественные услуги многопрофильного характера, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства (модельные клубы и сельские библиотеки, информационные интеллект-центры, народные дома, культурно-образовательные и культурно-спортивные комплексы);
развитие государственной поддержки творческих проектов в сфере культуры;
совершенствование системы управления развитием театрально-концертных учреждений;
создание единого культурного пространства Южного федерального округа путем обеспечения равного доступа к культурным ценностям населения различных территорий и разных этнических групп;
сохранение сети образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, в том числе детских школ искусств как основы 3-ступенчатой системы образования в сфере культуры и искусства;
совершенствование подготовки и трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования культуры и искусства, расширение перечня образовательных программ подготовки и переподготовки кадров, реализуемых в вузах округа;
проведение мониторинга состояния памятников истории и культуры, создание единого реестра объектов культурного наследия, ведение и популяризация кадастров культурных ресурсов;
оцифровка объектов культурного наследия и перевод на электронные носители библиотечных и музейных фондов;
развитие общей инфраструктуры вокруг объектов культурного наследия - центров притяжения организаций туризма;
организация неограниченного доступа через сеть Интернет к мировым и отечественным культурным ценностям (библиотечным фондам, фонотекам, фильмотекам и др.);
создание условий для поддержки национальных культур, формирование сети домов народного творчества как методических и информационных центров развития этнокультурных традиций;
сохранение и развитие традиций российского казачества;
проведение крупных международных культурных акций, развитие гастрольной деятельности творческих коллективов, поддержка международного и межрегионального культурного обмена;
сохранение традиционных национальных праздников как средства признания культурной самобытности каждого народа, проживающего на территории округа.
Направления позволят увеличить число учреждений культуры на 0,05 процента к 2013 году и на 0,14 процента - к 2020 году, а также увеличить количество учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, на 1 процент к 2013 году и на 3,5 процента - к 2020 году.
В сфере физической культуры и спорта выделяются следующие приоритетные направления:
привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом (по месту жительства, образовательной и трудовой деятельности);
создание и реконструкция объектов спортивной инфраструктуры, укрепление и модернизация материально-технической базы учреждений физкультуры и спорта, детско-юношеских спортивных школ, в том числе на основе широкого использования механизмов государственно-частного партнерства, а также обеспечение безопасного и эффективного функционирования спортивных объектов;
формирование рыночно ориентированной инфраструктуры и обеспечение инвестиционной привлекательности сферы физической культуры и спорта;
совершенствование подготовки спортивного резерва и развитие спорта высших достижений;
поддержка национальных и экстремальных видов спорта;
содействие локализации небольших местных компаний вокруг крупных технопарков, в том числе на основе конверсии олимпийских объектов;
создание условий для кадровой обеспеченности сферы физической культуры и спорта, закрепление в ней талантливых специалистов, подготовка и повышение квалификации с мотивацией на результат труда и обеспечение высокого социального статуса работников;
развитие сети профильных спортивных учебных заведений среднего и высшего профессионального образования с последующим созданием на их базе центров спортивной подготовки молодежного олимпийского резерва;
опережающее научное и методическое сопровождение, разработка и внедрение научно обоснованных концепций и программ деятельности, развитие инновационного потенциала сферы физической культуры и спорта;
внедрение новых методов и технологий в учебно-тренировочный процесс;
диверсификация физкультурно-спортивной практики с целью обеспечения потребностей всех возрастных и социальных групп населения в доступных и качественных оздоровительных и досуговых услугах, проведение информационных кампаний в средствах массовой информации, ориентированных на пропаганду спортивного образа жизни.
Реализация указанных направлений позволит создать устойчивую систему подготовки спортсменов для олимпийских сборных команд России, увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения до 27 процентов к 2013 году и до 42 процентов - к 2020 году, а также увеличить обеспеченность населения спортивными залами до 2,4 тыс. кв. метров на 10 тыс. населения к 2013 году и до 3,5 тыс. кв. метров - к 2020 году.
В сфере молодежной политики к числу приоритетов отнесены следующие направления:
организация рекрутирования в среде молодежных организаций перспективных кадров в интересах естественной и органичной ротации региональных элит;
разработка целевой программы поддержки молодых специалистов (система целевых договоров на обучение в высших учебных заведениях, создание целевых курсов для подготовки специалистов, обеспечение социальной защищенности молодых специалистов);
активизация процесса социализации молодежи путем проведения социально ориентированных проектов, акций и инсталляций с привлечением к ним популярных исполнителей, видных политиков, общественных деятелей и представителей культуры;
разработка и последовательная реализация специальных муниципальных программ социального менеджмента (особенно на селе);
профилактика наркотизации, преступности и других асоциальных явлений в молодежной среде;
обеспечение органов по работе с молодежью в регионах необходимой инфраструктурой (специальные государственные учреждения, молодежные стационарные лагеря), дальнейшее восстановление практики субботников, воскресников и студенческих отрядов;
содействие заключению образовательных контрактов между учебными заведениями, студентами и государственными и частными предприятиями региона, нуждающимися в обновлении кадрового состава;
прививание психологии, ориентированной на успех, новой производственной этики, предполагающей радость от творчества, желание созидания и значимость признания коллег по творческому сообществу;
вовлечение молодежи в социальную практику, в том числе за счет разработки эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая трудовые объединения и студенческие отряды, стимулирования развития молодежных бирж труда и других форм занятости, разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование культуры межнационального сотрудничества и повышение эффективности патриотического воспитания молодежи;
формирование системы поддержки инициативной и талантливой молодежи;
обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет повышения эффективности и расширения сети региональных (муниципальных) служб социальной реабилитации несовершеннолетних.
Результатом реализации Стратегии станет наличие разнообразных возможностей для самовыражения молодых людей всех категорий, повышение социальной активности, активное участие в жизни общества, формирование культуры межнационального сотрудничества, предупреждение деструктивного и девиантного поведения. Кроме того, отдельным значимым результатом реализации Стратегии станет возвращение в общество и к созидательному труду молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Популярной и привлекательной в молодежной среде станет активная жизненная позиция, подкрепляемая действиями и достижениями. Указанные направления позволят обеспечить рост числа молодежи, охваченной различными формами дополнительного образования, до 31 процента к 2013 году и до 63 процентов к 2020 году, увеличить долю молодых людей, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений, в общем количестве молодежи до 9 процентов к 2013 году и до 20 процентов к 2020 году, повысить долю молодых людей, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общем количестве молодежи до 11,5 процента к 2013 году и до 15 процентов к 2020 году.
11. Повышение качества социального обслуживания
пожилых людей, инвалидов, детей, оставшихся без попечения
родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации,
и детей с ограниченными возможностями
Приоритетными направлениями для повышения качества социального обслуживания пожилых людей, инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей с ограниченными возможностями являются:
повышение эффективности работы органов по семейному устройству детей и помощи приемным семьям;
разработка и реализация программ социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов;
создание кризисных центров для оказания помощи в случаях семейного насилия;
проведение комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей, включая выявление и учет всех пожилых людей, нуждающихся в социальных услугах;
совершенствование работы мобильных социальных служб по оказанию неотложных социальных и медико-социальных услуг пожилым людям и оснащение мобильных бригад автомобильным транспортом;
разработка и реализация схем регионального развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов до 2025 года;
модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов, а также переселение пожилых людей, постоянно проживающих в ветхих и находящихся в аварийном состоянии учреждениях социального обслуживания, в более современные помещения;
реализация комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд), а также совершенствование условий и порядка предоставления услуг в сфере медико-социальной экспертизы и реабилитации с целью интеграции инвалидов с обществом;
внедрение систем материального стимулирования социальных работников за достижение высоких конечных результатов социального обслуживания пожилых граждан;
обеспечение возможности использования пожилыми гражданами спортивных, оздоровительных, рекреационных объектов, в том числе объемов инфраструктуры учреждений общего и профессионального образования;
формирование механизмов привлечения негосударственных (частных) организаций для организации социального обслуживания населения, в том числе лиц старшего возраста, с помощью государственно-частного партнерства оказания реабилитационных услуг, в первую очередь в сфере предоставления санаторно-курортных услуг, предоставления социальных услуг в стационарных условиях и на дому.
В области развития жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства к числу приоритетов относятся:
формирование новой жилищной модели как механизма повышения комфортности проживания в регионах Южного федерального округа;
строительство социального и доступного комфортного жилья для молодых семей, переселенцев из других регионов и зарубежных стран, а также из неблагоустроенного и ветхого муниципального жилья;
развитие комфортного жилищного фонда и современной коммунальной инфраструктуры;
модернизация существующих и строительство новых тепловых, газовых и водопроводных систем на основе энергосберегающих технологий, а также организация общедомового и индивидуального приборного учета;
создание привлекательной городской среды и среды сельских поселений, ликвидация аварийного и ветхого жилья, квартир коммунального заселения;
совершенствование системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства, а также развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда;
содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, в том числе стимулирование процедуры формирования товариществ собственников жилья;
активное привлечение частного капитала для модернизации коммунального хозяйства и повышения энергоэффективности в жилищно-коммунальном секторе;
внедрение систем по утилизации бытовых отходов с максимальным извлечением из них вторичного сырья;
создание в городах и сельской местности благоприятной среды обитания, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;
формирование жизнеспособной системы городских центров, предлагающих жителям высокое эстетическое, функциональное и экологическое качество среды обитания и широкий спектр современных услуг, а также учет при застройке населенных пунктов принципов формирования их архитектурного облика и сохранения исторического облика для старых населенных пунктов;
рациональное сочетание разнообразных типов строительства, включая каркасное деревянное домостроение.
Реализация указанных направлений приведет к сокращению доли граждан, живущих в неблагоустроенном жилье, в общем количестве населения округа к 2013 году до 35 процентов, к 2020 году до 17 процентов, а также к увеличению обеспеченности населения жильем до 23 кв. метров общей площади на 1 человека в 2013 году и до 27 кв. метров к 2020 году.