IV. СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

IV. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

IV. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ,
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

1. Развитие транспортной инфраструктуры

Транспортная отрасль Южного федерального округа представлена всеми видами магистрального транспорта - железнодорожным, морским, речным, автомобильным и воздушным транспортом, а также объектами транспортно-логистической инфраструктуры. Она является одной из ведущих в экономике округа, обеспечивая до 10 процентов валового регионального продукта Южного федерального округа и предоставляя комплекс транспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров во внутреннем и международном сообщении.

Развитие транспортной системы Южного федерального округа обусловлено его географическим положением, особенностями хозяйственного комплекса, отраслевой и территориальной структурой производства, местом региона в национальном и международном разделении труда.

Геополитическое положение Южного федерального округа определяет его стратегическую роль в обслуживании транзитных грузопотоков в рамках развивающего международного транспортного коридора "Север - Юг", а также ответвления Транссибирской железнодорожной магистрали и международных транспортных коридоров N 3 и N 7.

Современной специализацией транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа является обеспечение внешнеэкономических связей России и экспортно-импортных перевозок грузов в бассейнах Азовского, Черного и Каспийского морей. Изменения географии и структуры транспортно-экономических связей на постсоветском пространстве (значительный рост доли внешнеторговых грузов в общем объеме перевозок на юге России) обусловили основное направление развития транспортной инфраструктуры региона, характеризуемое наращиванием мощностей портовых комплексов и припортовой инфраструктуры, пропускных способностей соответствующих железнодорожных направлений (развитие грузового направления Волгоград - Котельниково - Тихорецкая - Новороссийск), модернизацией и развитием автодорожного хозяйства, гидротехнических объектов внутреннего водного транспорта.

Другая особенность Южного федерального округа как главной курортно-рекреационной зоны страны состоит в сезонном кратном росте объемов пассажирских перевозок и соответствующем увеличении нагрузки на транспортную инфраструктуру региона. Совмещенное грузовое и пассажирское движение на магистральном направлении центр - юг с учетом сезонного фактора является основной причиной низких эксплуатационных характеристик и конкурентоспособности данных коммуникаций.

Актуальность разработки перспективных направлений развития транспортно-логистического комплекса обусловлена:

решением задач модернизации российской экономики, предполагающим осуществление перехода от экспортно-сырьевой к инновационной социально-ориентированной модели развития общества;

процессом интеграции транспортной инфраструктуры Южного федерального округа в мировую, который сопровождается усилением внутриотраслевой и международной конкуренции, растущими требованиями ко всем составляющим транспортного процесса;

наличием системных проблем в развитии транспортно-дорожного комплекса округа и необходимостью устранения инфраструктурных ограничений долгосрочного развития его экономики.

Современное состояние транспортной инфраструктуры Южного федерального округа характеризуется следующим образом.

Ведущее место среди магистральных видов транспорта округа занимает железнодорожный. Северо-Кавказская железная дорога, а также Волгоградское и Астраханское отделения Приволжской железной дороги обеспечивают перевозку более 60 процентов грузов в пределах Южного федерального округа. Эксплуатационная длина железнодорожных путей на территории округа составляет 7,6 процента, отправление грузов - 6,7 процента, пассажиров - 3,5 процента соответствующих общероссийских показателей.

В Южном федеральном округе расположены основные морские и речные порты европейской части России (Новороссийск, Туапсе, Оля, Таганрог, Ейск, Кавказ, Азов, Ростов-на-Дону, Волгоград, Астрахань). Суммарный объем перевалки грузов в портах Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов превышает 180 млн. тонн в год, в том числе 35 процентов приходится на сухие грузы и 65 процентов - на наливные грузы. Удельный вес перевалки грузов в морских портах Южного федерального округа в соответствующем грузообороте России составляет 36 процентов.

Основной водной артерией, связывающей порты 5 морей, в том числе бассейны Каспийского и Черного морей, является Волго-Донской судоходный канал протяженностью 100 километров. Базовыми параметрами, определяющими условия судоходства в Волго-Донском судоходном канале, являются глубина водного пути, составляющая 4 метра и ограничивающая грузоподъемность судов 6500 тоннами, сезонность навигации (8 - 9 месяцев в году), а также состояние гидротехнических сооружений. К числу барьерных объектов на пути движения судов по данному направлению относится разводной железнодорожный мост через р. Дон в г. Ростове-на-Дону.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в Южном федеральном округе составляет 6,6 процента общероссийской, а проникновение в 3,8 раза превышает среднероссийский показатель. Территорию Южного федерального округа пересекают федеральные автомагистрали М-4 "Дон", М-6 "Каспий", М-21 "Волгоград - Каменск-Шахтинский до границы с Украиной (на Днепропетровск, Кишинев)", А-147 "Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия", М-29 "Кавказ".

Основную роль в региональных перевозках грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт. По уровню автомобилизации Южный федеральный округ занимает ведущее место среди федеральных округов России. Доля перевозок грузов, осуществляемых грузовым автопарком крупных и средних предприятий Южного федерального округа, составляет 3,1 процента общего объема грузовых перевозок в стране.

Крупные города (административные центры субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, центры курортных зон) обеспечены регулярным воздушным сообщением практически со всеми регионами России и рядом иностранных государств. В округе действуют 10 аэропортов федерального значения, в том числе 6 международных. Объем перевозок пассажиров воздушным транспортом Южного федерального округа в 2008 году составил 2,9 млн. человек (4,3 процента общероссийского объема).

Современное состояние транспортно-дорожного комплекса, в первую очередь транспортно-логистической инфраструктуры, в Южном федеральном округе без изменения направлений и темпов модернизации может стать системным ограничением социально-экономического развития не только федерального округа, но и страны в целом.

Наиболее существенными, требующими решения в рассматриваемой перспективе, являются следующие проблемы развития подотраслей транспорта:

в сфере железнодорожного транспорта:

несоответствующая перспективным грузо- и пассажиропотокам провозная способность железнодорожной инфраструктуры на отдельных участках магистральных направлений - пассажирском (Москва - Адлер, Москва - Минеральные Воды) и грузовом (Москва - Новороссийск, Котельниково - Новороссийск);

возрастающий дефицит современных транспортно-логистических центров и мощностей терминально-складского хозяйства;

в сфере автодорожного комплекса:

несоответствие уровня развития сети автомобильных дорог темпам роста автомобилизации и спроса на автомобильные перевозки;

необеспеченность части сельских населенных пунктов округа круглогодичной связью с опорной транспортной сетью по дорогам с твердым покрытием;

существенная перегруженность движением магистральных автомобильных дорог в пределах крупных транспортных узлов (Краснодар, Ростов-на-Дону, Большой Сочи, Волгоград);

низкие транспортно-эксплуатационные характеристики дорог;

в сфере автомобильного транспорта:

необеспеченность современным общественным пассажирским транспортом в городах и в пригородных зонах;

сверхнормативный износ парка городских и пригородных автобусов;

низкий уровень обеспеченности современными автоматизированными системами управления транспортными потоками в крупных городах и на автомагистралях;

несовершенство законодательной и нормативной правовой базы для создания конкурентных условий функционирования отечественных автоперевозчиков на рынке международных грузовых перевозок;

высокий уровень аварийности в крупных городах и на автомобильных магистралях;

в сфере морского и внутреннего водного транспорта:

недостаточная пропускная способность глубоководных морских портов Черноморского и Каспийского бассейнов и транспортных подходов к ним. Мощности портовой инфраструктуры не обеспечивают переработку российских внешнеторговых грузов в портах округа;

высокий износ гидротехнических сооружений Волго-Донского канала и других внутренних водных путей на юге страны;

острая необходимость замены устаревшего флота и в первую очередь судов типа "река - море" (доля российского флота во внешнеторговых перевозках составляет 4 процента);

в сфере воздушного транспорта:

низкий уровень конкурентоспособности воздушных транспортных узлов на региональном и международном рынках транспортных услуг;

требующая реконструкции инфраструктура федеральных и региональных аэропортов;

необходимость замены устаревшего парка воздушного флота, не отвечающего требованиям конкурентоспособности и надежности полетов;

отсутствие рынка внутрирегиональных перевозок воздушным транспортом в Южном федеральном округе.

Основной задачей развития транспортной инфраструктуры в рассматриваемой перспективе является создание транспортных условий для инновационного развития Южного федерального округа и повышения качества жизни населения, включая развитие современной и эффективной транспортной сети, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, повышение конкурентоспособности транспортной отрасли и реализацию транзитного потенциала округа, обусловленного его географическим положением, и интеграцию в мировое транспортное пространство.

К числу ключевых проблем функционирования транспорта Южного федерального округа следует отнести:

несоответствие между уровнями развития транспортно-дорожного комплекса, эффективности и качества его функционирования и растущим спросом экономики и населения округа на транспортные услуги;

низкий уровень логистического обеспечения грузовых перевозок, практическое отсутствие мультимодальных транспортно-логистических систем на магистральных направлениях грузопотоков и в зоне деятельности крупных транспортных узлов;

неконкурентоспособные транспортные технологии, нерациональное использование существующей инфраструктуры (в результате доля транспортных издержек в себестоимости продукции достигает 20 процентов).

Нынешнее состояние транспортной инфраструктуры не позволяет обеспечить конкурентоспособный уровень транспортной доступности и качества услуг, предоставляемых субъектам хозяйствования и населению Южного федерального округа в части скорости доставки грузов и пассажиров, уровня транспортных издержек и рисков.

Реализация транзитного потенциала Южного федерального округа возможна в условиях опережающего развития и повышения конкурентоспособности терминально-логистического комплекса на международном рынке транспортных услуг путем повышения транспортного сервиса до уровня мировых стандартов, обеспечения надежности, ритмичности, своевременности доставки и сохранности грузов, увеличения коммерческой скорости поставки товаров, снижения транспортных издержек и экологической нагрузки транспорта.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

создание современной региональной технологической инфраструктуры товарно-транспортной логистики, включая складские комплексы;

территориальное размещение и развитие грузоперерабатывающих и накопительных терминалов, а также логистических центров;

формирование сети транспортно-экспедиторских компаний и других предприятий транспортного сервиса;

реконструкция и современное техническое оснащение пограничных переходов и таможенных пунктов пропуска в целях сокращения времени досмотра и оформления грузов и пассажиров.

Создание в рассматриваемой перспективе единой сети терминально-логистических комплексов для переработки транзитных и экспортных грузов на территории Южного федерального округа с обустройством мультимодальных центров в гг. Ростове-на-Дону, Волгограде, Астрахани, крупных терминальных комплексов в гг. Новороссийске, Туапсе, Тамани, Оля, Тихорецке, а также разветвленной сети складских комплексов во всех населенных пунктах округа с численностью более 50 тыс. человек позволит устранить дефицит соответствующих мощностей в транспортных узлах, оптимизировать грузопотоки, обеспечить координацию работы всех видов транспорта, снизить затраты и время обработки грузов.

Стратегическими направлениями развития транспортно-логистической инфраструктуры Южного федерального округа должны стать:

гармонизированное развитие различных объектов транспортно-логистической инфраструктуры региона на основе общероссийских и региональных стратегий и программ социально-экономического развития, схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа;

формирование региональной транспортно-логистической базы для обеспечения внешнеторговых связей России, потребностей экономики регионов Южного федерального округа, повышения конкурентоспособности и интеграции транспортно-логистического комплекса округа в мировую транспортную систему;

содействие развитию автотранспортной инфраструктуры трансграничного сотрудничества государств Азово-Черноморского бассейна;

развитие инфраструктуры международных транспортных коридоров на территории Южного федерального округа, реализация транзитного потенциала;

повышение качества жизни населения за счет доступного уровня транспортного обеспечения, развития транспортно-дорожной сети и ее инфраструктуры;

транспортное обеспечение развития курортно-рекреационного комплекса побережий Черного, Азовского и Каспийского морей Южного федерального округа, подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи;

повышение уровня надежности и безопасности транспортно-дорожного обеспечения социально-экономического развития округа в едином транспортном пространстве России.

Благодаря геополитическому положению Южный федеральный округ обладает значительным транзитным потенциалом в отношении перевозки грузов и пассажиров в международном сообщении, использование которого должно стать приоритетом развития транспортной системы и основой экономического роста округа.

Ключевыми проектами развития инфраструктуры международных транспортных коридоров на территории Южного федерального округа являются:

реконструкция федеральных автомагистралей М-4 "Дон", М-6 "Каспий", строительство вторых железнодорожных путей на участках Краснодар - Туапсе - Адлер;

строительство глубоководного порта Тамань, включая сухогрузный район с развитием железнодорожных и автодорожных подходов;

строительство вторых железнодорожных путей на направлении Волгоград - Котельниково - Тихорецкая;

увеличение пропускной способности воднотранспортного пути р. Волга - Волго-Донской канал - р. Дон - Черное море;

создание терминально-логистических комплексов, информационных систем в узлах пересечений международных транспортных коридоров (в гг. Новороссийске, Ростове-на-Дону, Астрахани);

модернизация и увеличение пропускной способности загруженных пограничных и таможенных пунктов пропуска, внедрение современных технологий, обеспечивающих максимальную скорость выполнения процедур при пересечении транспортными средствами государственной границы.

Перспективным направлением формирования транспортных коридоров через территорию Южного федерального округа является продление международного транспортного коридора N 7 (Дунай - Дон - Волга) в страны Каспийского бассейна и международного транспортного коридора N 3 (Дрезден - Киев - Ростов-на-Дону) через гг. Ростов-на-Дону и Астрахань до соединения с коридором по проекту ТРАСЕКА в Казахстане.

Развитие транспортной инфраструктуры в Южном федеральном округе должно проводиться в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, федеральными целевыми программами "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)" и "Юг России (2008 - 2013 годы)", региональными и ведомственными целевыми программами.

Реализация проектов развития транзитного потенциала позволит повысить уровень интеграции округа в единое экономическое пространство России и обеспечить эффективное включение в глобальную транспортную систему, что создаст стратегические конкурентные преимущества для развития экономики Южного федерального округа.

К стратегическим приоритетам транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа относится развитие крупных транспортных узлов, обеспечивающих переработку и перевалку грузов в интермодальном международном и межрегиональном сообщениях (предусматривается комплексная модернизация и развитие дорожной сети в крупных транспортных узлах - гг. Ростове-на-Дону и Новороссийске).

Развитие портовых комплексов, железнодорожных подъездов на Таманском полуострове формирует Таманский транспортный узел, включающий порты, а также железнодорожные подходы и припортовые станции. Перспективы развития узла связаны с планируемым строительством мостового перехода через Керченский пролив, соединяющего Россию и Украину.

Развитие Астраханского транспортного узла, включающего порты Астрахань, Оля, припортовые железнодорожные станции и пограничную станцию Аксарайская, связано с формированием международного транспортного коридора Север - Юг по направлению Астрахань - Баку - Тегеран и увеличением мощностей Астраханского транспортного узла до 30 млн. тонн в год.

Перспективы развития Волгоградского транспортного узла связаны с увеличением грузопотоков по международному транспортному коридору Север - Юг, ответвлениям Транссиб и международному транспортному коридору N 7 (Дунай - Дон - Волга). Транспортный узел включает портовые комплексы р. Волги, Волго-Донской судоходный канал, грузовые и припортовые железнодорожные станции, а также современные автомобильные дороги. Стратегией предусматривается завершение реконструкции Волго-Донской судоходный канал, а также создание терминально-логистического комплекса. Завершение реконструкции автомобильной дороги Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала создаст дополнительные условия для значительного увеличения транзитного грузопотока через Волгоградский транспортный узел.

В сфере развития автодорожного комплекса предусматривается:

реконструкция наиболее загруженных участков автомобильных дорог;

комплексное развитие крупных транспортных узлов, расположенных на международных транспортных коридорах, и транспортно-логистических центров, которое обеспечит сбалансированное развитие транспортно-технологической инфраструктуры международных транспортных коридоров;

реконструкция автомобильной дороги Джубга - Сочи (с обходом г. Сочи) в целях развития туристско-рекреационных возможностей российского Черноморского побережья и транспортного обеспечения проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи;

строительство автомобильной дороги Краснодар - Абинск - Кабардинка на концессионной основе;

реконструкция участков автомобильной дороги Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала;

обеспечение сельских населенных пунктов связью с сетью автомобильных дорог общего пользования.

В сфере развития автомобильного транспорта предусматривается осуществление следующих мероприятий:

развитие технологий интеллектуальных транспортных систем организации автомобильных перевозок, управления дорожным движением, транспортного сервиса и безопасности дорожного движения;

реализация пилотных проектов использования альтернативных экологических видов топлива на городском общественном транспорте.

В сфере развития железнодорожного транспорта предусматривается осуществление следующих мероприятий:

развитие скоростного пассажирского сообщения на направлении Центр - Юг (Москва - Ростов-на-Дону - Адлер, Москва - Ростов-на-Дону - Минеральные Воды);

увеличение провозных способностей железнодорожной инфраструктуры на основных направлениях грузопотоков (Москва - Новороссийск, Волгоград - Котельниково - порты Азово-Черноморского бассейна);

развитие припортовых станций и подъездных путей для обслуживания развивающихся портов в районе Таманского полуострова;

комплексная реконструкция участка железнодорожной линии Туапсе - Адлер (предусматривает организацию двухпутного движения и развитие станций);

строительство железнодорожной линии Элиста - Волгоград;

реконструкция пограничных железнодорожных станций для обеспечения беспрепятственного пропуска поездов в международном сообщении.

В сфере развития городского транспорта предусматривается проектирование и подготовка строительства 1-й очереди метрополитена в г. Ростове-на-Дону.

В сфере развития морского транспорта предусматривается осуществление следующих мероприятий:

модернизация Астраханского, Ростовского и Азовского водно-транспортных узлов с увеличением суммарной перегрузочной мощности на 32 - 34 млн. тонн в год в рамках развития международного транспортного коридора Север - Юг;

строительство перегрузочных комплексов в порту Тамань с суммарным грузооборотом до 90 млн. тонн в год;

создание автопаромных переправ в страны Черноморского и Каспийского бассейнов в портах Кавказ, Новороссийск и Оля.

В сфере развития внутреннего водного транспорта предусматривается осуществление следующих мероприятий:

принятие решения по строительству второй нитки Волго-Донского канала, направленного на освоение грузопотоков в рамках развития международного транспортного коридора N 7 Дунай - Волга;

создание глубоководных речных путей на участках рек Дона, Волги и Волго-Донского судоходного канала, расположенных в Южном федеральном округе;

реализация комплексных проектов реконструкции гидротехнических сооружений и водных путей Волго-Донского и Азово-Донского бассейнов;

принятие решения по строительству Багаевского гидроузла (р. Дон).

В сфере развития воздушного транспорта предусматривается осуществление следующих мероприятий:

реконструкция аэропортов гг. Краснодара, Сочи, Ростова-на-Дону, Анапы, Волгограда, Майкопа, Астрахани, Элисты;

строительство крупного международного аэропорта-хаба Южный в районе г. Ростова-на-Дону;

создание на территории Южного федерального округа системы внутрирегионального воздушного сообщения на базе восстановления и развития аэропортов (аэродромов) местных воздушных линий и использования современных экономичных самолетов малого типа.

В ближайшей перспективе транспортно-логистический комплекс Южного федерального округа призван сыграть особую роль в связи с подготовкой и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи. В рамках Программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта предусматривается строительство целого ряда объектов транспортной инфраструктуры.

К числу важнейших ожидаемых результатов реализации Стратегии в сфере развития транспортной инфраструктуры относятся:

приведение качества, безопасности и экологичности перевозок к уровню мировых стандартов;

формирование региональной системы транспортных узлов;

создание региональной сети логистических терминальных комплексов;

эффективное взаимодействие морского, железнодорожного и автомобильного транспорта в транспортных узлах на базе логистических центров и терминалов;

транспортное обеспечение подготовки и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

В 2010 - 2020 годах планируется осуществление следующих мероприятий:

на железнодорожном транспорте - снятие ограничений провозных способностей на магистральных линиях, создание сети отраслевых логистических центров и терминальной инфраструктуры, реализация проекта развития инфраструктуры скоростного движения и обеспечение роста средней скорости доставки грузов на 15 процентов (по контейнерным отправкам - в 1,6 - 1,8 раза);

на морском и внутреннем водном транспорте - создание инфраструктуры портов Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов, подготовка водных путей на участках международного транспортного коридора Север - Юг и международного транспортного коридора N 7 для интеграции в систему международных транспортных коммуникаций, увеличение пропускной способности воднотранспортного сообщения между Каспийским и Черным морями, а также восстановление региональных и международных пассажирских и круизных морских и речных перевозок;

в автодорожном комплексе и на автомобильном транспорте - обеспечение круглогодичного доступа всех населенных пунктов Южного федерального округа к основным коммуникациям, завершение создания единой опорной транспортной сети без разрывов, а также обеспечение автодорожного сообщения к объектам курортно-рекреационного и туристского комплексов Северного Кавказа и Черноморского побережья;

на воздушном транспорте - завершение реконструкции и строительства узловых аэропортов и взлетно-посадочных полос аэродромов, а также восстановление сети регионального воздушного сообщения на территории Южного федерального округа.

В результате реализации Стратегии к 2020 году планируется достичь следующих общественно значимых результатов:

увеличение коммерческой скорости перевозки товаров, обеспечивающей их доставку в пределах Южного федерального округа в срок, не превышающий 3 дней;

снижение совокупных транспортных издержек в себестоимости российских товаров до уровня 10 - 12 процентов;

повышение в грузовой структуре удельного веса транзитных перевозок;

увеличение объема отправления грузов в 1,5 раза;

рост объема перевалки грузов в портах Южного федерального округа в 1,4 - 1,6 раза;

увеличение объема отправления пассажиров в 1,3 - 1,5 раза;

повышение производительности труда работников транспортной отрасли не менее чем в 1,9 раза.

Условием успешной реализации стратегических планов развития транспортного комплекса Южного федерального округа должно стать скоординированное и постоянное взаимодействие органов государственной власти и бизнес-сообщества, направленное на создание благоприятного предпринимательского климата и реализацию приоритетных инвестиционных проектов.

Инструментами реализации Стратегии являются:

федеральные целевые программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)" и "Юг России (2008 - 2013 годы)", а также региональные и ведомственные целевые программы и инвестиционные проекты;

использование государственно-частного партнерства, компенсационных механизмов, средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;

разработка и осуществление стратегий экономического развития регионов Южного федерального округа, схем территориального планирования регионов и муниципальных образований;

разработка комплекса мер по введению единых правил функционирования и развития системы пунктов пропуска, созданию информационной автоматизированной системы мониторинга транспортных средств и грузов;

создание особых экономических зон в портах Оля и Тамань в целях повышения конкурентоспособности портов и привлечения дополнительных инвестиций в развитие высокотехнологичной портовой инфраструктуры.

Функции координации деятельности по созданию системы информационно-логистического обеспечения развития транспортного комплекса Южного федерального округа целесообразно возложить на организуемый Южнороссийский транспортный информационно-логистический центр. Для координации взаимодействия органов государственной власти, бизнеса, транспортных предприятий и организаций планируется создание координационного совета по развитию транспортно-логистического комплекса Южного федерального округа (при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе).

Реализация проектов развития транзитного потенциала позволит обеспечить эффективное включение Южного федерального округа в глобальную транспортную систему России, что создаст стратегические конкурентные преимущества для развития его экономики.

2. Развитие энергетической инфраструктуры

Электроэнергетика является базовой отраслью экономики Южного федерального округа, опережающее развитие которой станет необходимым фактором успешного социально-экономического развития округа.

В настоящее время 6 региональных энергосистем Южного федерального округа объединяют объекты генерации и сетевого комплекса и входят в объединенную энергосистему юга, которая также охватывает энергосистемы Северо-Кавказского федерального округа и имеет связи с объединенной энергосистемой Центра, объединенной энергосистемой Средней Волги, Украиной и Республикой Казахстан.

Установленная мощность 32 электростанций, расположенных на территории Южного федерального округа - 9927 МВт (по состоянию на начало 2010 года). Наиболее крупные из них - Волжская ГЭС (2572 МВт), Новочеркасская ГРЭС (2112 МВт), Ростовская АЭС (1000 МВт, с вводом в эксплуатацию энергоблока N 2 (10 декабря 2010 г.) установленная мощность станции возросла до 2000 МВт) и Краснодарская ТЭЦ (648 МВт). В структуре установленной мощности тепловые электростанции составляют 60 процентов, гидроэнергетика - 29,6 процента, атомная энергетика - 10,4 процента. В 2009 году на электростанциях Южного федерального округа было выработано 45,4 млрд. кВт·ч электроэнергии (тепловыми электростанциями - 53,3 процента, гидростанциями - 28,3 процента, атомными - 18,4 процента). В структуре топлива крупных электростанций округа высокую долю составляет газообразное топливо (75,7 процента).

Высшим напряжением основной электрической сети Южного федерального округа является напряжение 500 кВ. Энергосистема округа является зоной совместного действия шкал напряжения 330 - 500 кВ и 220 - 500 кВ. Сеть напряжением 330 - 500 кВ развита в юго-восточной части территории округа. В северной и западной частях округа, включающих Волгоградскую, Астраханскую, Ростовскую, Калмыцкую и Кубанскую энергосистемы, сети развиваются на напряжении 500 кВ и 220 кВ. Протяженность высоковольтных линий электропередачи на территории Южного федерального округа составляет 41907,1 километра.

Основное оборудование электростанций и сетевое оборудование Южного федерального округа характеризуется высокой степенью износа. До 2020 года в Южном федеральном округе будет выведено из эксплуатации и заменено на более эффективное оборудование около 700 МВт установленной мощности.

В Южном федеральном округе развиты нефтегазовая, тяжелая и легкая промышленности, функционируют мощные аграрно-промышленный и рекреационный комплексы. Округ характеризуется высоким процентом городского населения, что в совокупности определяет значительные масштабы потребления электроэнергии, составившее в 2009 году около 57,7 млрд. кВт·ч. При этом за счет собственного производства было покрыто только 79 процентов потребления электроэнергии в округе, дефицит электроэнергии составил около 11,1 млрд. кВт·ч. Энергоемкость валового регионального продукта по Южному федеральному округу имеет тенденцию к сокращению и в 2009 году составила 0,03 кВт·ч на рубль.

Современная структура установленной мощности электростанций объединенной энергосистемы Южного федерального округа и конфигурация ее сети обусловливают следующие особенности и проблемы ее функционирования:

Объединенная энергосистема округа является дефицитной энергосистемой по установленной мощности собственных электростанций и использованию в топливном балансе собственных первичных энергоресурсов;

основное оборудование характеризуется высокой степенью износа и требует замены;

значительная часть получаемой электроэнергии поступает на территорию Южного федерального округа через Украину (40 процентов), что предполагает параллельную работу энергосистем и решение вопросов энергообмена на межгосударственном уровне;

в Ростовской области, Сочинском и Новороссийском энергорайонах и др. находится значительное количество проблемных по надежности энергоснабжения узлов электропотребления;

высокая (по сравнению с другими объединенными энергосистемами) доля гидроэлектростанций в установленной мощности электростанций, а также неравномерность стока рек на территории Северного Кавказа обусловливают значительную неравномерность режима производства электроэнергии в летний и зимний периоды;

высокая (по сравнению с другими регионами) доля коммунально-бытовой нагрузки в структуре электропотребления приводит к резким скачкам электропотребления при температурных изменениях и неравномерности суточных графиков нагрузок, что требует дополнительной мощности электростанций, а также повышенных по сравнению с другими объединенными энергосистемами нормативов резерва мощности;

высокая стоимость подключения к сетям.

В перспективе на территории Южного федерального округа ожидается рост электропотребления до 81,9 - 85,6 млрд. кВт·ч в 2020 году (в 1,4 - 1,5 раза по сравнению с 2009 годом).

В целях обеспечения потребностей в электроэнергии экономики и социальной сферы округа, а также для реализации его транзитно-экспортного потенциала в сфере поставок электроэнергии в соседние регионы и страны необходимо решить следующие стратегические задачи развития энергетической системы Южного федерального округа в 2010 - 2020 годах:

преодоление дефицитности в сфере энергоснабжения потребителей округа и создание условий для поставки электроэнергии для межрегионального обмена и на экспорт;

обеспечение надежности и энергетической безопасности работы системы электроснабжения Южного федерального округа в нормальных и чрезвычайных ситуациях, а также удовлетворение потребностей экономики и населения округа в электрической энергии (мощности) по доступным конкурентоспособным ценам, обеспечивающим окупаемость инвестиций в электроэнергетику.

Формирование рациональной структуры генерирующих мощностей Южного федерального округа в перспективе предполагает:

развитие генерирующих мощностей, обеспечивающих надежное (при соблюдении установленных технологических параметров и стандартных показателей качества электрической энергии) функционирование электроэнергетики. Для преодоления дефицитности по электроэнергии на территории Южного федерального округа в период до 2020 года может быть реализовано около 33 энергетических инвестиционных проектов нового строительства, расширения и модернизации, в том числе строительство объектов, реализация которых предполагает поддержку со стороны федерального уровня (энергоблоки N 3 и 4 Ростовской АЭС, электростанции в Краснодарском крае, ориентированные на проведение Олимпийских игр 2014 года и др.);

обеспечение максимально возможного роста доли атомных и гидравлических электростанций с целью сокращения доли мощности тепловых электростанций, использующих органическое топливо, в связи с чем предусматривается строительство энергоблоков N 3 и 4 Ростовской АЭС, увеличение мощности Волжской ГЭС и ряда малых ГЭС в Краснодарском крае и Республике Адыгея;

сокращение использования газа на тепловых электростанциях в пользу развития теплоэлектростанций, работающих на угле, в том числе местном, при обязательном оборудовании энергетических установок на твердом топливе современными пылегазоулавливающими устройствами, в связи с чем прогнозируется строительство Новоростовской ГРЭС и расширение Новочеркасской ГРЭС;

техническое перевооружение теплоэлектростанций, работающих на газе, с переходом на наиболее прогрессивное парогазовое и газотурбинное оборудование с увеличением использования местного газа.

Перспективными задачами развития объединенных энергосистем Южного федерального округа в том числе являются:

первоочередное строительство генерации и электрических сетей для ликвидации сложившегося дефицита в энергосистемах округа до 2015 года;

обеспечение достаточной гибкости сети, позволяющей осуществлять ее поэтапное развитие и обеспечивать возможность приспособления к изменению условий роста нагрузки и развитию электростанций с учетом значительного транзитно-экспортного потенциала Южного федерального округа (до 45 млрд. кВт·ч) в сфере поставок электроэнергии в соседние страны (Грузия, Украина, Республика Казахстан, Азербайджанская Республика, Республика Армения, Турецкая Республика, Исламская Республика Иран);

обеспечение возможности выдачи всей располагаемой мощности крупных электростанций в нормальных режимах работы без применения устройств противоаварийной автоматики. Для атомных электростанций указанное условие должно выполняться как в нормальных режимах, так и в ремонтных режимах работы энергосистемы;

обеспечение соответствия схемы основной электрической сети требованиям охраны окружающей среды, уменьшению площади изъятия земельных участков для нового строительства и общей площади охранных зон линий электропередачи;

обеспечение надежности электроснабжения с постепенным переходом к схеме энергоснабжения, при которой обеспечение потребителей осуществляется без ограничения нагрузки с соблюдением нормативных требований к качеству электрической энергии при полной схеме сети и при отключении одной линии электропередачи или трансформатора.

Высоковольтные линии электропередачи (500 кВ) будут использоваться для выдачи мощности крупных электростанций и усиления основной сети, а также связей Южного федерального округа со смежными энергосистемами. Основные направления развития сети напряжением 220 кВ будут состоять в усилении распределительных функций и обеспечении выдачи мощности электростанций, развития сети напряжением 110 кВ - в расширении распределительной сети по территории Южного федерального округа с целью повышения надежности электроснабжения потребителей.

Перспективное развитие энергетической сети Южного федерального округа предполагает реализацию целого ряда проектов.

Для усиления межсистемной связи Центр - Северный Кавказ намечено строительство высоковольтной линии электропередачи (500 кВ) Фролово - Ростовская протяженностью 460 километров.

Для выдачи мощности энергоблоков N 2 и 3 Ростовской АЭС запланировано строительство высоковольтной линии электропередачи (500 кВ) Ростовская АЭС - Невинномысск (Ставропольская энергосистема) (410 километров) и 2-й высоковольтной линии электропередачи (500 кВ) Ростовская АЭС - Тихорецк (350 километров). В 2016 - 2020 годах для повышения пропускной способности сети напряжением 500 кВ между Ростовской и Кубанской энергосистемами намечено сооружение высоковольтной линии электропередачи (500 кВ) Ростов - Брюховецкая (230 километров), реконструкция высоковольтной линии электропередачи (330 кВ) Новочеркасская ГРЭС - Южная (Украина) (152,8 километра) и высоковольтной линии электропередачи (330 кВ) Новочеркасская ГРЭС - Тихорецк (Кубанская энергосистема) (178 километров). В электросетевом комплексе Краснодарского края будет построена высоковольтная линия электропередачи (500 кВ) Крымская - Центральная (145 километров), высоковольтная линия электропередачи (500 кВ) Невинномысск - распределительная подстанция Новослободская - Черноморская, двухцепная высоковольтная линия электропередачи (220 кВ) Краснодар - подстанция напряжением 500 кВ Крымская. Для эффективного электроснабжения г. Сочи до 2020 года запланировано строительство 1195,5 километра электрических сетей. Для снятия сетевых ограничений и повышения уровня надежности электроснабжения потребителей предусмотрено строительство высоковольтной линии электропередачи (500 кВ) Астрахань - Моздок и строительство высоковольтной линии электропередачи (500 кВ) Южная - Астрахань с подстанцией напряжением 500 кВ Астрахань (перевод на номинальное напряжение до 2015 года). Для выдачи мощности планируемой к строительству ПГУ-235 в г. Астрахани предусмотрено строительство высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Котельная "Центральная" - подстанция "Рассвет" и строительство высоковольтной линии электропередачи (220 кВ) Котельная "Центральная" - подстанция "Астрахань".

В топливно-энергетическом балансе Южного федерального округа предполагается использовать потенциал местных, нетрадиционных и возобновляемых видов энергетических ресурсов. Такими ресурсами для Южного федерального округа в первую очередь являются энергия малых рек, ветровая, геотермальная и солнечная энергия. Например, ветровая энергетика в период до 2020 года при поддержке федерального уровня широко будет внедряться в Республике Калмыкия. Кроме того, использование нетрадиционных видов энергетики предусматривается в Республике Адыгея (ветровая, солнечная, геотермальная), в Волгоградской области (ветровая), в Ростовской области (ветровая), в Краснодарском крае (ветровая, солнечная, геотермальная).

Ценовая политика в области энергетики Южного федерального округа будет формироваться с учетом происходящих процессов реформирования, развития рынков электроэнергии, изменения системы государственного регулирования в электроэнергетике, а также с учетом принимаемых решений в отношении цен на газ и потребности ввода новых генерирующих и сетевых объектов. В период до 2020 года должна пройти поэтапная либерализация оптового и розничного рынков электроэнергии. При этом государственное регулирование тарифов сохранится для компаний с естественно-монопольными видами деятельности.

В качестве источников инвестиций должны быть использованы собственные средства владельцев генерирующих федеральных и региональных сетевых компаний и привлеченные ими средства - кредиты, эмиссия акций, выпуск облигаций, привлеченные средства новых инвесторов, средства промышленных предприятий при строительстве электростанций для обеспечения собственных нужд. Будут привлекаться также средства соответствующих бюджетов.

Для успешной реализации задач развития электроэнергетики Южного федерального округа на федеральном и региональном уровнях необходимо реализовать комплекс следующих мер:

создание механизма обеспечения реализации генеральной схемы;

создание долгосрочной системы прогнозирования спроса (предложения) на электрическую энергию и мощность, в том числе региональных систем прогнозирования производства и потребления электрической энергии и мощности;

координация развития электроэнергетики и стратегических и программных документов социально-экономического развития субъектов Южного федерального округа;

обеспечение эффективного управления государственной собственностью в электроэнергетике с использованием различных рыночных механизмов ее функционирования;

создание целевой модели регулирования электроэнергетики, разработка стандартов взаимодействия ее субъектов с государственными органами и инфраструктурными организациями, а также организация разработки регламентов и стандартов обеспечения надежности в электроэнергетике.

Реализация предлагаемых инвестиционных проектов на территории Южного федерального округа в области энергетики позволит увеличить установленные мощности электростанций в 1,7 - 1,9 раза. Это позволит ликвидировать дефицитность округа по электроэнергии, обеспечит надежное развитие его экономики и создаст условия для развития межреспубликанского обмена электроэнергией. При этом к 2020 году ожидается рост душевого потребления электроэнергии в 1,3 - 1,4 раза при сохранении достигнутого уровня электроемкости валового регионального продукта на уровне 0,03 кВт·ч на рубль.

3. Развитие
информационно-телекоммуникационной инфраструктуры

Телефонная плотность фиксированной телефонной связи на территории Южного федерального округа в 2009 году составила 25,7 телефонных аппарата на 100 человек, что ниже, чем в целом по России, где значение этого показателя составляет 32. При этом наиболее высокие значения показателя, приближающиеся к среднероссийским, зафиксированы в Волгоградской и Ростовской областях, а самые низкие значения телефонной плотности наблюдаются в Республике Адыгея и Республике Калмыкия.

Телефонная плотность подвижной радиотелефонной связи по состоянию на конец 2009 года составила в Южном федеральном округе 159 абонентских устройств на 100 человек (средняя по России - 162,4 абонентских устройства). Высокие значения плотности радиотелефонной связи, превышающие среднероссийские, зафиксированы в Астраханской области, Краснодарском крае и Республике Калмыкия. Самое низкое проникновение подвижной радиотелефонной связи наблюдается в Республике Адыгея.

Для сферы фиксированной телефонной связи в регионах Южного федерального округа в последние годы характерно повышение уровня цифровизации телефонных сетей, а также уменьшение очередей на установку фиксированных телефонов. Быстрыми темпами идет сокращение количества заявок на подключение, не удовлетворенных на конец года. Так, например, в 2008 году снижение в целом по округу по сравнению с 2007 годом произошло больше чем в 1,5 раза. Самые высокие результаты достигнуты в Волгоградской области, где в 2008 году очередь сократилась почти в 7,8 раза.

В 2009 году доходы от предоставления услуг связи в Южном федеральном округе выросли до 82 млрд. рублей (107,6 процента по отношению к 2008 году), что составило лишь 6,4 процента соответствующих доходов в целом по России. Наибольшие доходы от предоставления услуг связи получены в Краснодарском крае (34,5 млрд. рублей, или 2,7 процента) и Ростовской области (26,2 млрд. рублей, или 2,1 процента), а наименьшие - в Республике Адыгея и Республике Калмыкия.

Охват населения Южного федерального округа радио- и телевизионным вещанием достаточно полный. По состоянию на конец 2008 года имели возможность принимать телевизионные программы от 93 процентов (Республика Калмыкия) до 100 процентов (Волгоградская область) населения, что в целом соответствует среднероссийскому уровню (98,7 процента).

Одним из главных перспективных направлений развития телевещания является переход к цифровому телевидению. В настоящее время на территории Южного федерального округа осуществляются пилотные проекты по развитию цифрового телевидения.

Количество компьютеров на 100 работников в Южном федеральном округе несколько ниже, чем в среднем по России (в 2008 году 32 компьютера на 100 работников, в том числе с доступом к сети Интернет 13 компьютеров). По состоянию на 2008 год низкие значения этого показателя зафиксированы в Краснодарском крае и Республике Адыгея (соответственно 26 и 27 компьютеров на 100 работников). Высокие, соответствующие среднероссийским, значения зафиксированы в Астраханской области и Республике Калмыкия (32 компьютера на 100 работников). В то же время в Республике Адыгея и Республике Калмыкия отмечено низкое количество компьютеров, подключенных к сети Интернет (8 компьютеров на 100 работников), в Ростовской области этот показатель максимален среди регионов Южного федерального округа (12 компьютеров на 100 работников).

Развитие услуг по предоставлению доступа к сети Интернет в последние годы характеризуются следующими основными тенденциями:

строительство новых магистральных оптико-волоконных линий связи;

развитие инфраструктуры предоставления широкополосного доступа к сети Интернет.

Быстро развивается в последние годы предоставление беспроводного высокоскоростного доступа. В настоящее время в Южном федеральном округе развернуты и введены в коммерческую эксплуатацию сети связи третьего поколения в Волгограде, Волжском, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Астрахани и Майкопе. В 2010 году в г. Сочи была введена в тестовую эксплуатацию (одной из первых в России) сеть следующего поколения.

В рамках программы строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи как горноклиматического курорта планируется реализация следующих крупномасштабных инвестиционных проектов:

строительство сети подвижной радиосвязи стандарта "Тетра";

строительство оптико-волоконных линий передачи связи вдоль автомобильных дорог на участках Анапа - Джубга - Сочи с ответвлением Джубга - Краснодар.

Создаваемая в г. Сочи информационно-коммуникационная инфраструктура будет востребована по окончании XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

Также на территории Южного федерального округа планируется реализация следующих инвестиционных проектов:

организация FTTx-доступа в г. Майкопе;

развитие широкополосного доступа по технологии xDSL в Республике Адыгея;

строительство волоконно-оптической линии связи Кошехабль - Курганинск;

модернизация мультисервисных сетей связи в Республике Адыгея;

реконструкция телефонной сети связи Тахтамукайского района (Республика Адыгея);

строительство внутризоновой волоконно-оптической линии связи Ростов - Таганрог;

строительство внутризоновой волоконно-оптической линии связи Краснодар - Майкоп.

При возвращении к докризисным темпам роста можно ожидать к 2013 году рост рынка информационно-коммуникационных технологий в Южном федеральном округе не менее чем на 50 процентов, а к 2020 году рост может составить 250 - 350 процентов. Рост плотности телефонной связи к 2013 году ожидается на уровне 8 - 9 процентов (30 абонентских устройств на 100 человек). Рост плотности подвижной радиотелефонной связи при возобновлении докризисных темпов роста к 2013 году ожидается на уровне 20 процентов (200 абонентских устройств на 100 человек).

Ожидается, что к 2020 году цифровизация всех сетей фиксированной телефонной связи достигнет 100 процентов. Кроме того, в 2013 году 50 процентов населения будет охвачено цифровым телевещанием, а к 2020 году этот показатель должен составить 100 процентов.

Развитие информационно-коммуникационных технологий в Южном федеральном округе будет способствовать повышению качества жизни населения, созданию и развитию информационного общества, совершенствованию системы государственного управления, динамичному экономическому и социальному развитию округа.

Развитие информационно-коммуникационных технологий в Южном федеральном округе предполагается по следующим основным направлениям:

развитие сетей связи, обеспечение оказания услуг связи на всей территории федерального округа, а также расширение состава и повышение доступности предоставляемых услуг связи;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, а также качества и оперативности предоставления государственных услуг;

организация перевода государственных и муниципальных услуг, предоставляемых организациям и гражданам, в электронный вид;

экономическое развитие сектора информационно-коммуникационных технологий.

Основными направлениями развития сетей связи в Южном федеральном округе являются:

в сфере фиксированной электросвязи - цифровизация телефонных сетей связи, предполагающая достижение в прогнозный период 100-процентного уровня цифровизации, а также увеличение плотности телефонной сети связи и уменьшение количества сельских населенных пунктов, не подключенных к сети фиксированной телефонной связи;

в сфере подвижной радиотелефонной связи - увеличение площади территории, на которой осуществляется предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи, а также увеличение плотности базовых станций для повышения качества связи;

в сфере радио- и телевещания - увеличение охвата населения вещанием центральных телеканалов и радиостанций, повышение доступности региональных телеканалов и переход к цифровому телевещанию;

в сфере предоставления доступа к сети Интернет - прокладка новых магистральных каналов связи, подключение всех крупных населенных пунктов и районных центров к магистральной сети связи, обеспечение населенных пунктов резервированными подключениями к магистральной сети связи, увеличение объема услуг в сфере широкополосного доступа к сети Интернет, а также предоставление беспроводного доступа к сети Интернет за счет развития имеющихся сетей связи третьего поколения и создания сетей связи следующих поколений.

Развитие сетей широкополосного доступа к сети Интернет позволит жителям малых городов и сельским жителям Южного федерального округа к 2020 году получить современный качественный доступ к информационно-коммуникационным ресурсам с увеличением зон покрытия сети до 80 процентов общей площади округа.

Расширение номенклатуры и повышение доступности услуг связи нацелено на развитие социальной и экономической жизни общества, предусматривающее:

предоставление наиболее полного набора услуг связи всему населению округа;

расширение набора услуг, предоставляемых операторами подвижной радиотелефонной связи;

снижение тарифов на услуги по доступу (в том числе широкополосному) к сети Интернет и повышение качества оказываемых услуг при сохранении прежних тарифов.

К 2020 году на территории Южного федерального округа предполагается переход к оказанию таких услуг связи, как интерактивное телевидение и видеотелефония.

Приоритетами развития информационно-коммуникационной инфраструктуры Южного федерального округа в перспективе являются:

увеличение доступности государственных услуг, в том числе получение наиболее востребованных государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет;

снижение административных барьеров;

развитие дистанционного консультирования высококлассными специалистами (для повышения качества медицинского обслуживания населения);

внедрение дистанционного образования в удаленных населенных пунктах, разработка новых учебных программ для повышения качества образования;

дальнейшая информатизация учреждений культуры - подключение к сети Интернет;

оцифровка и размещение в сети Интернет фондов библиотек и музеев.

Для быстрого развития информационно-коммуникационных технологий в Южном федеральном округе предполагается принять следующие меры:

снижение административных барьеров, обеспечение радиочастотным ресурсом организаций, внедряющих перспективные технологии связи;

создание благоприятного инвестиционного климата для развития конкурентоспособной отрасли информационно-коммуникационной технологии;

развитие механизмов рискового финансирования;

создание и развитие технопарков;

повышение качества образования в области информационно-коммуникационной технологии;

увеличение уровня информированности граждан о предоставляемых услугах и стимулирование к пользованию ими.

Основным механизмом реализации направлений и приоритетов развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры будет являться привлечение инвестиций со стороны операторов связи для развития услуг широкополосного доступа к сети Интернет, расширения пропускной способности магистральных, зоновых и местных транспортных сетей связи, достижения полной цифровизации телефонных сетей связи и расширения зоны покрытия сетей подвижной радиотелефонной связи.

Развитие фиксированной телефонной связи в сельской местности будет осуществляться в рамках механизма реализации универсальных услуг.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D