II. СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
II. Современное состояние и тенденции развития сельских территорий
Сельские территории обладают обширным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, рациональное использование которого может обеспечить устойчивое развитие, достойный уровень и качество жизни сельского населения.
Численность сельского населения с 2000 года сократилась на 2,3 млн. человек и составила на 1 января 2014 г. 37,1 млн. человек.
На фоне высокой рождаемости, обеспечивающей расширенное воспроизводство сельского населения, сохраняются такие проблемы демографического развития сельских территорий, как низкая ожидаемая продолжительность жизни населения и миграционный отток населения. В 2013 году показатель ожидаемой продолжительности жизни у сельского населения был на год ниже, чем у городского (сельское население - 69,2 года, городское население - 71,3 года). Растет миграционный отток населения из сельской местности (2012 год - 166,6 тыс. человек, 2013 год - 176,8 тыс. человек).
В структуре сельского расселения преобладают малочисленные сельские населенные пункты. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, из 153 тыс. сельских населенных пунктов 12 процентов не имеют постоянного населения, а две трети - имеют население менее 200 человек. Сельские населенные пункты с численностью жителей более 2 тысяч составляют около 2 процентов.
Выполнение основных общенациональных функций сельских территорий затруднено из-за структурного кризиса, связанного с трансформацией форм собственности и переводом деятельности всех сфер жизни на рыночные принципы.
С начала действия приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", который трансформировался в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства) в сельское хозяйство привлечено 2852,8 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет). Положительная динамика производства сельскохозяйственной продукции в 2013 году способствовала обеспечению продовольственной безопасности страны по целому ряду видов продукции - зерну, картофелю, растительному маслу и сахару.
Доля занятых в основных отраслях сельской экономики (сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство) с 2000 по 2013 год сократилась с 49 процентов до 23 процентов общего числа занятых в сельской местности.
Сельское хозяйство в большинстве административных районов тем не менее является важной сферой приложения труда сельского населения. Однако заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении последних лет была в среднем стабильно в 2 раза ниже средней по экономике (в 2013 году начисленная заработная плата работников сельского хозяйства составила 15,1 тыс. рублей, или 50,8 процента средней заработной платы по экономике страны).
В абсолютном выражении среднедушевые располагаемые ресурсы семей, проживающих в сельской местности, увеличиваются, но отставание от городского уровня сохраняется. В 2013 году среднедушевые располагаемые ресурсы семей, проживающих в сельской местности, составили 14,2 тыс. рублей, в городской местности - 23,6 тыс. рублей.
В сельской местности выше доля малоимущих семей. При том что доля сельского населения составляет 26 процентов общей численности населения, доля семей со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума в сельской местности составила в 2013 году более 40 процентов общего числа малоимущих семей.
При сохранении сложившихся тенденций в развитии сельских территорий, характеризующихся низким качеством и уровнем жизни, отток наиболее перспективных молодых кадров продолжится, что подтверждается социологическими исследованиями, согласно которым 50 процентов молодежи имеют намерения уехать из сельской местности, в которой постоянно проживают. Следствием является деградация человеческого потенциала сельских территорий, а при привлечении рабочей силы вахтовым методом - рост социальной напряженности.
В этой ситуации выходом является всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, в том числе развитие ремесел и сельского туризма, организация и снятие административных барьеров для сбыта продукции через рынки, облегчение доступа к природным, в том числе земельным, материальным, финансовым и информационным ресурсам (далее - ресурсы развития), поддержка деятельности консультационных центров и развитие инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход.
Реализация мер государственной поддержки развития жилищного строительства, в том числе в рамках Программы социального развития села, существенно улучшила жилищную ситуацию в сельской местности. В 2013 году по сравнению с 2000 годом сельский жилищный фонд вырос на 20 процентов. Рост произошел за счет индивидуального сектора, площадь которого увеличилась почти на 217 млн. кв. метров, или на 36 процентов. Общая площадь жилых помещений на одного жителя в сельской местности в 2013 году составляла 24,7 метра, в городской местности - 22,9 метра.
Благоустроенность сельского жилого фонда улучшается, но все еще отстает от городского уровня. Успешно осуществляется газификация сельских поселений. За время действия Программы социального развития села уровень газификации сельских населенных пунктов вырос более чем на 20 процентных пунктов и составил 56,5 процента на начало 2014 года. Напряженной остается ситуация со снабжением сельского населения питьевой водой и с водоотведением. Уровень обеспечения питьевой водой населения составлял в 2013 году 59,6 процента. Удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих водоотведение, составлял всего 5 процентов (по городам - 98 процентов).
Число школ в сельской местности с 2008 года сократилось более чем на 12 тыс. В 2013 году в сельской местности действовали 32 тыс. учреждений общего среднего образования, из которых 27 тыс. были самостоятельными, а 4,7 тыс. - филиалами. Сельские малокомплектные школы находятся в сфере действия проекта модернизации образования на 2011 - 2015 годы, но мероприятия пока ограничиваются мониторингом и паспортизацией школ, повышением квалификации педагогических кадров и консультационным сопровождением. Заметен рост компьютеризации сельских школ. В 2013 году 91 процент школ и школ-интернатов имели кабинеты информатики и вычислительной техники, 93 процента - доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), 92 процента - собственные адреса электронной почты, 87 процентов - собственный сайт.
Численность организаций здравоохранения в сельской местности сокращается. По сравнению с 2000 годом число поликлиник сократилось на 65 процентов, фельдшерско-акушерских пунктов - на 22 процента, станций скорой помощи - на 11 процентов, численность среднего медицинского персонала сократилась на 9 процентов.
Импульсом к развитию сети медицинских организаций в сельской местности стала реализация в 2011 - 2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения. Для обеспечения населения врачебной помощью число офисов врачей общей практики (семейных врачей) и врачебных амбулаторий в 2013 году увеличилось до 9468 единиц. Также функционируют 36,7 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.
Сокращение сети медицинских организаций в сельской местности сопровождается развитием дистанционных форм медицинской помощи (в 2013 году использовалось 915 передвижных медицинских комплексов) и внедрением мобильных форм работы (создано более 8 тыс. выездных медицинских бригад, которые оснащены портативным диагностическим оборудованием). В рамках региональных программ модернизации здравоохранения в 2011 - 2013 годах организовано 9,6 тыс. домовых хозяйств, на которые возложены функции по оказанию первой помощи в малонаселенных пунктах с числом жителей менее 100, в которых отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты.
Недостаточен уровень технической оснащенности учреждений, оказывающих ветеринарные услуги в сельской местности. Так, например, в Вологодской области лишь 22 процента ветеринарных учреждений имеют стационарные помещения, позволяющие качественно оказывать ветеринарные услуги.
Сеть учреждений культуры в сельской местности по сравнению с 1990 годом сократилась на 23 процента. Уровень обеспеченности субъектов Российской Федерации учреждениями культуры по отношению к утвержденным социальным нормативам составляет по культурно-досуговым учреждениям 55 процентов, по библиотекам - 63 процента. Сегодня две трети сельских населенных пунктов (105 тыс.) не имеют учреждений культуры.
Материально-техническая база учреждений культуры в сельской местности, сформированная в 1970 - 1980 годах, не обновлялась в 42 процентах этих учреждений. Одна треть зданий учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии, 30,5 процента - требует капитального ремонта, а износ оборудования в среднем составляет 70 процентов. Имеют доступ к сети "Интернет" около 31 процента библиотек в сельской местности. Потребность в передвижных автоклубах удовлетворена лишь на 15 процентов, а в передвижных библиотеках - на 3 процента.
Растет интерес сельского населения к занятиям физической культурой и спортом. Систематически занимаются физической культурой и спортом 8,1 млн. человек, или 22 процента общей численности сельского населения (по сравнению с 2008 годом количество сельских жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличилось почти на 3 млн. человек). За период действия федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", по направлению "Массовый спорт" с 2006 года по 2013 год профинансировано 643 объекта, введено в эксплуатацию 505. В среднем 30 процентов спортивных сооружений, вводимых в строй в рамках указанной программы, строится в сельской местности.
Бытовое и торговое обслуживание сельского населения улучшается, но более низкими темпами, чем в городах. Если в 1990 году обеспеченность сельского населения торговыми площадями на 1 тыс. человек составляла 277 кв. метров, то в 2012 году - 320 кв. метров. В городской местности сеть организаций розничной торговли развивалась опережающими темпами. В результате, если к началу рыночных реформ удельная обеспеченность сельского населения организациями розничной торговли превышала городской уровень в 1,4 раза, то в 2012 году этот показатель в отношении городской местности был выше, чем в отношении сельской местности, в 2 раза.
По состоянию на 1 апреля 2014 г. в сельской местности действовало 1520 розничных рынков, из них 879 универсальных, 374 сельскохозяйственных и всего 23 сельскохозяйственных кооперативных рынка. Торговое обслуживание в малых городах и отдаленных населенных пунктах осуществляется с помощью автолавок, которых насчитывается более 8 тысяч. Они обслуживают 36 тыс. сельских населенных пунктов.
На начало 2014 года в системе потребительской кооперации насчитывалось 49 тыс. объектов розничной торговли, в том числе 46 тыс. магазинов, из которых 80 процентов находится в сельской местности. Удельный вес потребительской кооперации в общем товарообороте в сельской местности по сравнению с 1990 годом сократился с 84 процентов до 13 процентов.
Бытовое обслуживание в сельской местности активно развивается. За 2004 - 2012 годы число объектов бытового обслуживания увеличилось в 3,3 раза, хотя к уровню 1990 года составляет только 57,1 процента. Развитие сети бытового обслуживания в сельской местности происходит за счет индивидуального предпринимательства.
Количество не соединенных дорогами с твердым покрытием сельских населенных пунктов на 1 января 2011 г. составляло порядка 45 тыс., из них в 35,2 тыс. населенных пунктах (78 процентов общего количества таких населенных пунктов) проживало от 0 до 50 человек.
За 2011 - 2013 годы в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 г. N 848 "О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", обеспечен прирост количества сельских населенных пунктов, имеющих постоянную круглогодичную связь с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, в размере 670 единиц, на 2014 год планировалось соединить 134 населенных пункта. Таким образом, в 2011 - 2014 годах в рамках этой подпрограммы 804 населенных пункта, в которых проживает более 200 тыс. человек, должны получить круглогодичную автотранспортную связь с сетью дорог общего пользования.
Показатели деятельности автотранспортных организаций (юридических лиц, за исключением микропредприятий) в сельской местности снижаются. Число автобусных маршрутов в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократилось на 0,2 тыс. (1,4 процента), их длина - на 38,7 тыс. км (6,2 процента), а число перевезенных пассажиров - на 110,3 млн. человек (18,2 процента). Число сельских населенных пунктов, охваченных автобусным обслуживанием в пригородном и междугородном сообщении, составило 85,4 тысяч.
Обеспеченность современными услугами связи сельского населения увеличивается, но при этом остается ниже городского уровня. В 2013 году 49,8 процента семей, проживающих в сельской местности, имели доступ к сети "Интернет" с использованием домашнего компьютера (в городской местности - 70,2 процента). В целях расширения возможности обеспечения сельских населенных пунктов современными услугами связи в законодательство Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие создание пунктов коллективного доступа, в том числе с использованием точек доступа, к сети "Интернет" на скорости не менее 10 Мбит/с в населенных пунктах численностью 250 - 500 человек, а также допускающие использование многофункциональных терминалов универсальных услуг связи, в том числе в отделениях федеральной почтовой связи.
Структурная перестройка сельской экономики отразилась на кадровом обеспечении аграрного сектора. Сохраняется тенденция снижения насыщенности хозяйств дипломированными специалистами и роста работников пенсионного возраста.
В руководящем составе в 2013 году доля кадров в возрасте до 30 лет составляла 4 процента, а в пенсионном - 14 процентов, среди специалистов среднего звена - соответственно 6 процентов и 11 процентов. В целом доля молодежи в возрастной структуре работников агропромышленного комплекса имеет тенденцию к снижению и составила в 2013 году 12,5 процента (в 2012 году - 13,6 процента).
Из общего числа специалистов, прошедших обучение в сельскохозяйственных учебных заведениях, в сельскохозяйственные организации, профильные научные институты и предприятия смежных отраслей трудоустраиваются 57 - 60 процентов выпускников. Целевой набор в 2013 году составлял 10 процентов.
Система дополнительного профессионального аграрного образования включает 22 организации. В 2013 году профессиональную переподготовку и повышение квалификации прошли 104,9 тыс. руководителей и специалистов агропромышленного комплекса.
Следует отметить, что в системе высшего аграрного образования и дополнительного аграрного образования не существует обязательного курса по тематике устойчивого сельского развития.
Аграрные образовательные организации высшего образования ежегодно увеличивают объемы финансовых средств на проведение научно-исследовательских работ. В последние годы в системе высшего аграрного образования общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет более 2 млрд. рублей в год.
Для обеспечения сельскохозяйственного производства и сельского населения информацией о научно-технических достижениях, содействия и консультационной поддержки внедрения инноваций продолжается развитие системы сельскохозяйственного консультирования. Квалифицированную консультационную помощь сельские жители могут получить в 50 субъектах Российской Федерации, где функционируют 64 региональных и более 560 районных организаций сельскохозяйственного консультирования. В них работают около 3,5 тыс. консультантов. В 2013 году сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению было оказано более 770 тыс. консультационных услуг. При этом 60 процентов консультаций по разным направлениям получили фермеры и владельцы приусадебных хозяйств.
Основной проблемой развития сельскохозяйственного консультирования в регионах является нестабильность в финансовом обеспечении такой деятельности. В условиях отсутствия поддержки из федерального бюджета в 2013 году возросла роль финансирования консультационной деятельности со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Финансирование консультационной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации возросло до 380,9 млн. рублей (103 процента к уровню 2012 года). Более значимо увеличение вложений на консультационную деятельность из местных бюджетов - 213,4 млн. рублей (137 процентов). Это свидетельствует о значимости и возросшей заинтересованности в консультационной деятельности со стороны органов местного самоуправления и ее важности для развития сельских территорий.
Количество зарегистрированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов с 2006 по 2013 год увеличилось почти в 5 раз и по состоянию на 1 января 2014 г. составило 6913, из них 1846 - кредитных, 1043 - перерабатывающих и 1595 - снабженческо-сбытовых кооперативов.
Более 100 стабильно работающих кооперативов созданы в каждом из таких субъектов Российской Федерации, как Волгоградская, Иркутская, Калужская, Кировская, Оренбургская, Саратовская и Тюменская области, Республика Дагестан, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Краснодарский, Забайкальский и Красноярский края. Лидерами кооперативного движения по численности кооперативов являются Пензенская и Липецкая области, а также Республика Саха (Якутия).
Второй год действует Концепция развития кооперации на селе до 2020 года, принятая на Первом всероссийском съезде сельских кооперативов (март 2013 г., г. Санкт-Петербург), в которой предусмотрен ряд мероприятий в области нормативно-правового регулирования, финансово-экономической поддержки, информационно-консультационного обслуживания и совершенствования системы кооперативного обучения.
Деятельность органов местного самоуправления позволяет реализовать один из основных принципов управления - обеспечение условий для самоорганизации населения. В связи с этим, как показывает мировой опыт, наличие эффективного института местного самоуправления является одним из основных факторов устойчивого развития сельских территорий.
В сельской местности действует двухуровневая модель местного самоуправления, включающая сельские поселения и муниципальные районы. За годы, прошедшие после вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проведена большая работа по разграничению полномочий между органами местного самоуправления разных уровней и органами государственной власти, а также по закреплению за ними соответствующих источников дохода. Вопросы местного значения, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, охватывают широкий круг социально значимых задач. Эффективное исполнение органами местного самоуправления соответствующих полномочий является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития сельских территорий.
В России в сельской местности насчитывается 20,2 тыс. муниципальных образований, в том числе 1,8 тыс. муниципальных районов и 18,4 тыс. сельских поселений, объединяющих 153 тыс. сельских населенных пунктов. В среднем на один муниципальный район приходится примерно 10 сельских поселений, 84 сельских населенных пункта и 31,5 тыс. жителей, а на одно сельское поселение - около 8 сельских населенных пунктов и 1835 жителей.
Более половины сельских поселений имеют число жителей от 500 до 2000 человек, а 25 процентов сельских поселений - 2000 человек и более. Как показывает практика, малочисленные поселения часто оказываются не в состоянии эффективно решать отнесенные к их ведению вопросы местного значения, поскольку не имеют для этого ни достаточных финансовых средств, ни кадровых ресурсов. С похожими проблемами сталкиваются и некоторые муниципальные районы, не имеющие достаточных ресурсов для эффективного выполнения своих полномочий.
Недостаток ресурсов приводит к тому, что многие муниципальные образования оказываются способны решать вопросы социально-экономического развития лишь при поддержке со стороны органов государственной власти. Степень вовлечения граждан в деятельность органов местного самоуправления, в обсуждение и принятие решений по общественно значимым вопросам остается низкой.
Сохраняется высокая дифференциация бюджетной обеспеченности муниципальных районов и сельских поселений. Причем ситуация значительно отличается в разных субъектах Российской Федерации (например, величина бюджетной обеспеченности сельских поселений колеблется от 1086 рублей в Чеченской Республике до 68940 рублей в Ненецком автономном округе).
Остается высокой зависимость местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации отмечается высокий уровень долговой нагрузки на местные бюджеты (преимущественно в форме бюджетных кредитов), что увеличивает риски неисполнения бюджетных обязательств в случае сокращения доходных поступлений при неблагоприятной экономической конъюнктуре.
Несмотря на предпринимаемые меры по развитию доходной базы муниципальных образований, наметилась тенденция сокращения доли доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации (с 2007 по 2012 год она уменьшилась с 15,5 процента до 15 процентов).
Таким образом, остается актуальной задача дальнейшего совершенствования механизмов финансовой поддержки и развития собственной доходной базы муниципальных образований.
Россия располагает большим земельным потенциалом для ведения сельского хозяйства, однако уже в течение более 20 лет площадь земельного фонда неуклонно сокращается. По состоянию на 1 января 2014 г. площадь сельскохозяйственных угодий равнялась 220,2 млн. гектаров, в том числе площадь пашни - 121,5 млн. гектаров. Всего за 1995 - 2013 годы площадь сельскохозяйственных угодий земель всех категорий уменьшилась на 1,8 млн. гектаров, площадь пашни - на 8,7 млн. гектаров. Основные причины сокращения сельскохозяйственных угодий - неудовлетворительное финансово-экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, что ведет к отказу от предоставленных земель, перевод земель в другие категории под застройку в пригородных районах, недостаточность мероприятий по мелиорации и восстановлению плодородия почв.
Площадь земельных долей граждан, включая право в общей совместной собственности на землю, составляет 94,9 млн. гектаров, что соответствует 74 процентам всех земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности. В составе земельных долей граждан площадь невостребованных земельных долей равнялась 20,9 млн. гектаров.
Лесные пожары, вызванные заболеваниями и вредителями деревьев, неосторожным обращением с огнем, отсутствием минерализованных полос и другими причинами, наносят существенный урон в сельской местности, уничтожая зачастую населенные пункты целиком. Чрезмерное усложнение получения разрешений на рубку сухостоя и использование бурелома лишает население привычного вида топлива (дров), при том что санитарные рубки и расчистка леса практически не производятся. Использование недревесных ресурсов, заготовка леса и охота - одни из основных альтернативных возможностей деятельности в сельской местности. Необходимо обеспечить рациональное использование лесных древесных и недревесных ресурсов сельскими жителями.
В России существует множество особо охраняемых природных территорий регионального значения, их площадь в целом по стране превышает площадь особо охраняемых природных территорий федерального значения. Необходимо на региональном уровне осуществлять природопользование таких территорий с учетом мнения и интересов местного населения (особенно в отношении коренных малочисленных народов Российской Федерации).
В связи с изменением климата повышается ущерб от стихийных бедствий. В частности, во время наводнений обширные площади сельских территорий подвергаются механическому, химическому и биологическому видам загрязнений.
Негативное воздействие на состояние окружающей среды оказывают свалки бытового мусора и полигоны. Остро стоит вопрос захоронения бытовых отходов, вывезенных из городской местности, так как полигоны для последних зачастую располагаются в сельской местности.
При ведении растениеводства загрязнение почвы, воды и воздуха возникает в результате применения удобрений и пестицидов. Животноводство также является существенным загрязнителем окружающей среды. В России производится более 200 млн. тонн навоза и навозных стоков в год. Крупные свинокомплексы и птицефабрики из-за высокой токсичности отходов (3-й класс опасности) и больших локальных объемов представляют собой серьезную угрозу для окружающей среды.
Особенностью сельского развития в стране является большое разнообразие видов сельской местности. Проведенные исследования показали наличие следующих 4 типов субъектов Российской Федерации с различным характером освоения и сельскохозяйственного использования, потенциалом и ограничениями развития сельской местности:
первый тип - регионы с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, благоприятными природными и социальными условиями ее развития;
второй тип - регионы с полифункциональной сельской экономикой, сельским хозяйством пригородного типа и благоприятными социальными условиями развития сельской местности;
третий тип - регионы с неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности и обширными зонами социально-экономической депрессии;
четвертый тип - регионы со слабой очаговой освоенностью сельской местности и неблагоприятными природно-климатическими условиями ее развития.
Первый тип характеризуется расширением роли сельского хозяйства в развитии сельской местности при его модернизации, но нуждается в усилении диверсификации экономики и развитии инфраструктуры сельских поселений. Второй тип характеризуется наиболее тесным взаимопроникновением городов и сельской местности, бурным развитием сферы услуг и пригородного дачного и коттеджного строительства. Третий тип охватывает наиболее депрессивные сельские территории с переживающими кризис сельскохозяйственными организациями, главными препятствиями развития которых являются давление дешевого импортного продовольствия на местных рынках, сокращение трудовых ресурсов и деградация социальной среды. Четвертый тип охватывает малоосвоенные сельские территории со сложными природными условиями, мелкоочаговым развитием или традиционным хозяйством коренных народностей.
Следует отметить, что различия между районами внутри одного региона часто оказываются выше, чем различия между регионами. Особенно велики различия между пригородами и периферией в регионах с неблагоприятными условиями развития и с очаговой освоенностью. Внутри каждого региона можно выделить относительно развитые районы, депрессивные территории с существенными социально-экономическими проблемами и сельские территории переходного типа.
Реализация задач устойчивого развития сельских территорий должна осуществляться на основе использования сравнительных преимуществ сельских территорий, поиска точек роста, выявления и поддержки приоритетных направлений развития, совершенствования механизмов финансовой поддержки и развития собственной доходной базы муниципальных образований.
В регионах с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, благоприятными природными и социальными условиями ее развития необходимо использовать набор следующих универсальных мер, направленных на развитие сельской экономики и повышение уровня жизни сельского населения:
диверсификация сельской экономики, поддержка всех видов бизнеса в сельской местности, создающих рабочие места, малого бизнеса и всех форм самозанятости, особенно сельского туризма и ремесел;
повышение качества жизни и доступа сельского населения к жилью и качественным социальным услугам;
обеспечение развития рыночной инфраструктуры и повышение доступа мелких и средних товаропроизводителей к рынкам сбыта сельхозяйственной продукции;
расширение доступа сельского населения к ресурсам развития, развитие сельского самоуправления, поддержка инициатив сельских сообществ;
поддержка сельской кооперации.
В регионах с полифункциональной сельской экономикой, сельским хозяйством пригородного типа и благоприятными социальными условиями развития сельской местности, характеризующихся высокой плотностью сельского населения, развитой инфраструктурой и активным жилищным строительством при высокопродуктивном сельскохозяйственном производстве, политика в области развития сельских территорий должна проводиться в основном по следующим направлениям:
поддержка высокопродуктивного сельского хозяйства, ориентированного на производство высококачественного сырья и продовольствия для обеспечения жителей гг. Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов России продуктами отечественного производства;
создание условий для развития сельскохозяйственных рынков, в том числе кооперативных;
сохранение и восстановление природных и аграрных ландшафтов, развитие экологически ориентированного сельского хозяйства, повышающего устойчивость экосистем и обеспечивающего жизнь и деятельность людей, проживающих в сельской местности, а также рекреацию городского населения;
совершенствование земельных отношений и прекращение нерационального перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории, поддержка промышленной и инфраструктурной субурбанизации, способствующей диверсификации сельской экономики и появлению новых рабочих мест для селян;
содействие диверсификации сельской экономики на территориях пригородного типа, поддержка развития малого предпринимательства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, для создания новых рабочих мест в сельской местности;
содействие миграции населения в сельскую местность, поощрение строительства частных домов, поддержка сельских инфраструктурных проектов (благодаря увеличению миграционных потоков в сельскую местность, в том числе рекреационного характера, расширение сферы обслуживания приведет к созданию новых рабочих мест и развитию мелкого предпринимательства).
Регионы с неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности страдают главным образом от депопуляции, для преодоления которой необходим комплекс следующих мер:
проведение специальной демографической политики, включая усиление государственной поддержки семей, имеющих детей, и оказание дополнительной поддержки социально уязвимым семьям - многодетным, малообеспеченным, неполным, воспитывающим детей-инвалидов, разработку мер по сохранению и укреплению здоровья, формированию мотивации ведения здорового образа жизни, сокращению смертности населения, миграционного оттока и повышению миграционной привлекательности этих территорий, а также по содействию занятости населения;
развитие социальной инфраструктуры, включая разработку специальных программ по сохранению доступа населения к учреждениям здравоохранения и образования, улучшению транспортной доступности, развитию инженерно-бытовой инфраструктуры (доступ к сетевому газу, водопроводу и канализации);
обеспечение специальной поддержки сельского хозяйства, включая осуществление перехода на более экстенсивные и менее трудоемкие отрасли сельского хозяйства в периферийных районах (пастбищное животноводство, выращивание трав), а также облегчение доступа к кредитам, оказание помощи в обновлении техники и закупке кормов, предоставление дотаций к закупочным ценам на молоко со стимулированием продуктивности;
диверсификация сельской экономики, включая развитие несельскохозяйственных отраслей сельской экономики по таким направлениям, как развитие лесного хозяйства и деревообработки, лесопереработки, ремесел, сохранение традиционного культурного ландшафта, сельской архитектуры, а также развитие сферы обслуживания туристов;
сохранение освоенности территорий, включая введение таких мер, как поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и малого бизнеса, осуществляющих свою деятельность в сельской местности, реализация политики по привлечению соотечественников из стран ближнего зарубежья, расширение сезонного дачного заселения удаленных деревень;
выделение в каждом регионе депрессивных районов и предоставление адресных субсидий жителям этих районов.
Для развития регионов со слабой очаговой освоенностью сельской местности и неблагоприятными природно-климатическими условиями необходимо выполнение следующих мер:
разработка программы обеспечения доступа сельского населения к основным социальным услугам (магазины, больницы, школы, учреждения культуры, доступ к телевидению, сотовой связи и сети "Интернет"), включая развитие доступного авиатранспорта и речного транспорта;
разработка на основе внутрирегионального зонирования и выделения депрессивных районов программы финансовой поддержки населения, заключающейся в предоставлении адресных субсидий жителям депрессивных районов;
сохранение традиционной культуры коренных малонаселенных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, стимулирование активности сельских сообществ путем выделения грантов на развитие народного творчества, проведение фестивалей;
развитие малого предпринимательства, включая введение таких мер экономической поддержки, как льготное кредитование и налогообложение, развитие бизнес-консультирования, упрощенная процедура регистрации и отчетности, создание и развитие сельской кооперации.
Переход сельских территорий к устойчивому развитию тормозится отсутствием эффективной системы межведомственного взаимодействия и координации отдельных вопросов, связанных с развитием сельских территорий.
По сравнению с развитыми странами государственная поддержка сельского хозяйства значительно ниже, что является одним из факторов низкой доходности сельского хозяйства, ограничивает возможности модернизации и инновационного развития отрасли, негативно сказывается на уровне оплаты труда работников отрасли и формировании налоговой базы местных бюджетов сельских поселений. Поддержка развития инфраструктуры в целом недостаточна и ориентирована на развитие тех сельских территорий, где осуществляются инвестиции в сельское хозяйство, что еще больше усиливает дифференциацию территорий и очаговость в развитии.
Развитие жизненно важной инфраструктуры здравоохранения и образования подчинено цели обеспечения экономической эффективности в ущерб доступу населения к этим важнейшим социальным услугам, что фактически ведет к нарушению конституционных прав жителей села на медицинскую помощь и образование.
Инфраструктурное развитие сельских территорий, особенно дорожной сети и современных средств связи, ведется темпами, не позволяющими в ближайшее время преодолеть существующий пространственный и коммуникационный разрыв между городом и селом.
Сохраняются ведомственные барьеры, препятствующие доступности ресурсов развития для сельского населения.
Реформирование местного самоуправления не привело к созданию института сельского самоуправления, обладающего достаточными средствами для решения проблем сельского населения. Институты гражданского общества развиваются в сельской местности слабо.
Утрата сельской традиционной культуры не осознается обществом как проблема, заслуживающая внимания и общественных ресурсов для ее преодоления, в результате разрушаются и исчезают уникальные памятники материального и нематериального наследия народов России, служащие основой их идентичности.
Жизнь в сельской местности не является привлекательной для молодежи, отток молодежи из сельской местности в города является ощутимым препятствием для формирования кадровой базы сельского развития.