III. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2030 ГОДА

III. Целевые ориентиры развития таможенной службы Российской Федерации

III. Целевые ориентиры развития таможенной службы
Российской Федерации

Стратегической целью развития Федеральной таможенной службы является формирование к 2030 году качественно новой, насыщенной "искусственным интеллектом", быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, "умной" таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства.

На достижение указанной цели направлены следующие целевые ориентиры.

Целевой ориентир 1 - полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов включает:

цифровую трансформацию технологий таможенного оформления и таможенного контроля до и после выпуска товаров с использованием методов искусственного интеллекта и обработки больших объемов данных;

применение самообучающейся интеллектуальной системы управления рисками;

внедрение технологий, обеспечивающих автоматическое совершение таможенных операций без участия должностных лиц в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза;

создание долговременных архивов юридически значимых электронных документов;

применение международных электронных систем верификации и сертификации происхождения товаров;

автоматизацию процесса контроля правильности классификации товаров и выявления нарушений, связанных с заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

применение интегрированных механизмов межведомственного информационного взаимодействия;

участие в создании национального механизма "единого окна", его развитии и модернизации, обеспечении сопряжения с системами "единого окна" зарубежных государств;

применение высокотехнологичных автоматических систем и устройств, направленных на предупреждение и пресечение незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов;

использование при совершении таможенных операций транспортных, коммерческих и иных документов, созданных и используемых в деловом обороте в виде электронных документов.

Целевой ориентир 2 - содействие развитию международной торговли, реализации конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики, расширению номенклатуры и объема экспорта несырьевой продукции, распространению практик применения таможенных процедур, стимулирующих расширение экспортно ориентированных производств, содействие расширению географии внешнеэкономических и инвестиционных связей, отвечающих национальным интересам Российской Федерации.

Целевой ориентир 3 - обеспечение прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в Российской Федерации.

Целевой ориентир 4 - оптимизация процедуры уплаты и администрирования таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, включает:

самостоятельное управление плательщиками таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (далее - плательщики), своими денежными средствами, отраженными на едином лицевом счете;

полномасштабное электронное взаимодействие таможенных органов с плательщиками при осуществлении операций по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;

автоматизацию таможенных операций по администрированию денежных средств, поступающих на счета Федерального казначейства и предназначенных для уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и администрированию обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

Целевой ориентир 5 - создание конкурентных преимуществ для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных экономических операторов, стимулирующих развитие внешнеэкономической деятельности.

Целевой ориентир 6 - ориентация деятельности таможенных органов при реализации функций по контролю на сокращение административной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности и создание условий ведения внешнеэкономической деятельности, исключающих незаконные практики и формирующих прозрачную систему внешней и внутренней торговли, включает:

реорганизацию системы контроля за перемещаемыми товарами, предусматривающей определение различных подходов к формированию системы контроля отдельно для экспортируемых товаров и импортируемых товаров с учетом реализации национальных целей и приоритетов;

расширение перечня операций, осуществляемых в ходе таможенного контроля, на этапе после выпуска товаров;

совершенствование субъектно-ориентированного подхода для стимулирования выстраивания модели поведения участников внешнеэкономической деятельности, характеризующих их как добросовестных и законопослушных;

внедрение глобальной системы прослеживаемости товаров на территории Союза, аккумулирующей информацию из различных источников (производители, продавцы, покупатели, таможенные службы зарубежных стран и иные государственные контрольные органы);

формирование института таможенного аудита как дополнительного инструмента в рамках осуществления государственных услуг;

обеспечение проведения таможенного контроля с учетом принципа выборочности в объеме, необходимом для соблюдения законодательства;

формирование новых подходов к выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров с использованием системы прослеживаемости товаров с учетом внедрения цифровых технологий.

Целевой ориентир 7 - создание эффективной системы предотвращения и пресечения нарушений валютного законодательства, основанной на риск-ориентированном подходе.

Целевой ориентир 8 - принятие комплекса мер, направленных на минимизацию рисков использования участниками внешнеэкономической деятельности различных схем осуществления сомнительных валютных операций, связанных с незаконным выводом денежных средств из Российской Федерации, в том числе в сфере обращения цифровых финансовых активов.

Целевой ориентир 9 - создание условий для развития международного транзита, в том числе с использованием интеллектуальных навигационных пломб, и конкурентной внешнеторговой транспортно-логистической инфраструктуры.

Целевой ориентир 10 - участие в создании условий для развития и повышения эффективности использования международных транспортных коридоров.

Целевой ориентир 11 - развитие института уполномоченных экономических операторов, расширение практики его применения.

Целевой ориентир 12 - создание на территории Союза эффективного механизма таможенного администрирования товаров, пересылаемых в рамках трансграничной электронной торговли, организация информационного взаимодействия с иностранными почтовыми администрациями, участниками Всемирного почтового союза и иностранными интернет-площадками.

Целевой ориентир 13 - развитие диалога с добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, бизнес-объединениями и общественными организациями путем выстраивания вертикали общественных связей по всем основным направлениям деятельности таможенных органов, внедрение новых форматов взаимодействия, развитие конгрессно-выставочной деятельности и позиционирование таможенной службы на площадках крупных федеральных форумов и конференций.

Целевой ориентир 14 - дальнейшее развитие информационно-аналитического обеспечения деятельности таможенных органов, совершенствование процессов обработки больших объемов данных, а именно подходов, инструментов и методов автоматической обработки структурированной и особенно неструктурированной информации, поступающей из различных источников информации.

Целевой ориентир 15 - сопряжение информационных ресурсов, содержащих сведения о выявленных фактах неверной классификации или происхождения товаров, и информационных ресурсов, содержащих классификационные решения, обязательные к применению на территории Российской Федерации и на территории Союза, в целях автоматизации контроля правильности классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и определения происхождения товаров.

Целевой ориентир 16 - повышение результативности борьбы с преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, в том числе с использованием новейших цифровых платформ и технологий. Оказание содействия в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом, блокирование каналов и источников финансирования терроризма, которые формируются в том числе за счет отмывания денежных средств, поставок оружия, незаконного оборота наркотиков и другой преступной деятельности.

Целевой ориентир 17 - развитие социальной сферы таможенной службы Российской Федерации, повышение уровня социальной защищенности должностных лиц таможенных органов.

Целевой ориентир 18 - повышение эффективности управления кадровым составом таможенных органов включает:

совершенствование системы подбора и расстановки кадров;

сохранение высококвалифицированного кадрового состава и привлечение молодых специалистов на службу в таможенные органы;

совершенствование системы профессионального развития должностных лиц таможенных органов, повышение их профессионализма и компетенции;

противодействие коррупции, исключение причин и условий совершения правонарушений и преступлений коррупционной направленности;

обеспечение собственной безопасности таможенных органов.

Целевой ориентир 19 - реализация прав должностных лиц таможенных органов на оплату труда в размере, соответствующем профессиональным требованиям и социальной значимости принимаемых решений.

Целевой ориентир 20 - развитие таможенного сотрудничества включает:

позиционирование таможенной службы Российской Федерации в числе лидеров коммуникационных систем Союза и безбумажной таможенной среды на пространстве Союза;

продвижение инициатив таможенной службы Российской Федерации в международных организациях и интеграционных объединениях по созданию условий по упрощению и гармонизации таможенных процедур;

укрепление позиций Федеральной таможенной службы в сообществе таможенных служб государств - членов Союза, Содружества Независимых Государств, а также в международных интеграционных объединениях и организациях;

участие в процессе глобализации без потери собственной аутентичности.

Целевой ориентир 21 - повышение престижа и статуса экспертно-криминалистической деятельности Федеральной таможенной службы на международном уровне. Обеспечение полномочий и исполнение функций региональной таможенной лаборатории Всемирной таможенной организации, в том числе и на территории Союза.

Целевой ориентир 22 - содействие созданию условий по повышению привлекательности российской юрисдикции для осуществления производства и внешнеэкономической деятельности включает:

совершенствование обязательных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования), на основе внедрения перспективных информационных технологий и вовлечения предпринимательского сообщества в процесс пересмотра обязательных требований;

внедрение в нормативно-правовое регулирование лучших международных практик и примеров действующих в иностранном праве обязательных требований в области таможенных правоотношений;

проведение анализа фактических положительных (отрицательных) последствий принятия нормативных правовых актов, а также достижения заявленных целей регулирования;

активное участие в работе по совершенствованию нормативно-правового регулирования на уровне Союза;

обеспечение единообразного применения положений права Союза и законодательства Российской Федерации в области таможенного регулирования всеми участниками таможенных правоотношений;

инициативное содействие в создании и развитии на площадке Всемирной таможенной организации профессиональной системы оценки результативности деятельности таможенных служб.

Целевой ориентир 23 - совершенствование системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований с использованием цифровых технологий включает:

качественное повышение уровня правовой грамотности всех участников таможенных правоотношений;

развитие интерактивных сервисов взаимодействия таможенных органов с участниками таможенных правоотношений по разъяснению вопросов, связанных с соблюдением обязательных требований, и разрешению сложных правовых ситуаций;

обеспечение информационной открытости и электронной доступности механизмов досудебного (внесудебного) урегулирования споров;

совершенствование подходов к мониторингу и анализу влияния применяемых профилактических мер на уровень соблюдения законности в области таможенного дела.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D