II. Таможенная служба Российской Федерации в условиях динамично изменяющейся внешней среды

II. Таможенная служба Российской Федерации в условиях
динамично изменяющейся внешней среды

Современный мир претерпевает изменения, обусловленные переходом к полицентричной системе международных отношений. Этот процесс сопровождается стремительным развитием процессов глобализации, ростом доли торговли промежуточными товарами в глобальной торговле. Структура международной торговли продолжает усложняться. Отрасли "перемещаются" в высокотехнологичную, наукоемкую сферу с растущим удельным весом секторов услуг. Усиливается фактор эффективного участия экономик в цепочках добавленной стоимости как драйвера экономического роста и интеграции в глобальную торговлю.

Одновременно наблюдается формирование новых экономических центров. Все большую роль в развитии международной торговли играют страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

На базе крупнейших экономик мира произошло формирование национальных платформ развития - совокупности систем, решений и институтов, обеспечивающих устойчивое развитие государств и их стран-партнеров. Такие платформы определяют как параметры участия государства во внешнеэкономической деятельности, так и эффект от такого участия для других экономических игроков. Происходящее в настоящее время столкновение национальных платформ приводит к торговым конфликтам, рискам фрагментации многосторонней торговой системы, усилению протекционизма, санкционным ограничениям.

Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнем благосостояния государств, усилением борьбы за ресурсы, доступ к ресурсам и рынкам сбыта и контроль над транспортными артериями.

Ряд иностранных государств пытается добиться своих политических и экономических целей путем усиления мер протекционизма, отступления от норм Всемирной торговой организации, активного применения принципа "двойных стандартов", введения экономических санкций в отношении Российской Федерации и других стран.

В этих условиях Российская Федерация проводит политику, направленную на обеспечение равноправного и активного участия в современной системе мирохозяйственных связей:

добивается адекватного учета российских интересов и подходов при выработке коллективной позиции по наиболее актуальным аспектам международного развития и функционирования мировой экономики, включая вопросы укрепления энергетической и продовольственной безопасности, совершенствования сотрудничества в области торговли и транспорта;

содействует эффективному функционированию многосторонней торговой системы, основой которой является Всемирная торговая организация, а также развитию соответствующей российским приоритетам региональной экономической интеграции;

создает благоприятные условия для укрепления российского присутствия на мировых рынках, прежде всего за счет расширения номенклатуры экспорта, в частности увеличения объема экспорта несырьевой продукции и расширения географии внешнеэкономических связей;

оказывает государственную поддержку отечественным производителям в освоении новых и развитии традиционных рынков, противодействует дискриминации отечественных инвесторов и экспортеров;

принимает необходимые меры в области торговой политики в целях защиты национальных интересов и эффективного реагирования на недружественные экономические действия иностранных государств, ущемляющие права Российской Федерации и российских хозяйствующих субъектов;

предпринимает усилия по технологическому обновлению и диверсификации национальной экономики, повышению доли наукоемких, инновационных и других приоритетных отраслей в общеэкономической структуре за счет привлечения инвестиций, передовых зарубежных научно-технических знаний и технологий;

осуществляет мероприятия по рациональному импортозамещению, снижению критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции;

укрепляет сотрудничество с ведущими производителями энергетических ресурсов, стремится к развитию равноправного диалога со странами-потребителями и странами транзита таких ресурсов для обеспечения стабильного спроса и надежности транзита энергоресурсов;

принимает меры по использованию своего уникального географического положения для увеличения транзитных грузопотоков в целях оптимального развития торгово-экономических связей между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом;

активизирует расширение экономических связей, в том числе путем подписания двусторонних и многосторонних договоренностей со странами, входящими в "G-20" ("Большую двадцатку"), БРИКС, Шанхайскую организацию сотрудничества;

активно использует возможности региональных экономических и финансовых организаций для развития национальной экономики, уделяя особое внимание деятельности организаций и структур, способствующих укреплению интеграционных процессов в Евразии.

Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой добавленной стоимостью и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.

Экспортный потенциал и его фактическая реализация являются основными индикаторами конкурентоспособности и служат подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов в масштабах мирового хозяйства.

Обеспечение эффективного участия Российской Федерации в международной торговле будет способствовать росту налоговых поступлений в бюджет, созданию дополнительных рабочих мест и стимулировать экономический рост.

Таким образом, осуществляется развитие внешнеэкономических связей и проведение активной внешней экономической политики Российской Федерации, направленной на привлечение иностранных инвестиций и технологий, реализацию совместных международных проектов, расширение рынков сбыта российской продукции, противодействие попыткам иностранных государств регулировать мировые рынки исходя из их политических и экономических интересов.

Важность стоящих перед государством задач, связанных с реализацией всех указанных направлений в политике Российской Федерации, а также внешние и внутренние факторы в области внешней торговли, формирующие систему больших вызовов, предопределяют изменение места и роли Федеральной таможенной службы в системе обеспечения экономической безопасности государства и приоритетные направления ее развития.

Формирование Союза с общей таможенной границей, едиными таможенной территорией и таможенным регулированием предопределяет активное участие Федеральной таможенной службы в работе по развитию интеграционных процессов, стремление играть лидирующую роль в разработке и актуализации регулирующих таможенные правоотношения актов, составляющих право Союза, формировании единой практики их применения, создании единого информационного пространства в рамках Союза для таможенных целей.

Федеральная таможенная служба, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, занимает уникальное положение, позволяющее обеспечивать безопасность цепи поставок товаров и транспортных средств, осуществляемых в рамках внешней торговли, а также содействовать социально-экономическому развитию государства.

Федеральная таможенная служба обладает исключительными полномочиями, которые позволяют осуществлять документальный и фактический контроль товаров и транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию, вывозимых из Российской Федерации, товаров, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, товаров, находящихся в обороте на территории Российской Федерации, а также осуществлять контроль внешнеэкономической деятельности.

Учитывая такие полномочия, таможенные органы могут и должны играть центральную роль в вопросе обеспечения безопасности и упрощения процедур внешней торговли. При этом реализация задач обеспечения безопасности внешней торговли и ее упрощения требует целостного комплексного подхода.

Развитие таможенной службы Российской Федерации осуществляется в условиях внешних и внутренних вызовов и угроз:

использование западными странами политического давления и экономических санкций против Российской Федерации;

наметившиеся тенденции разворота большинства западных стран от глобализации к национальному протекционизму, в том числе путем отступления от норм Всемирной торговой организации;

рост интеграции российских преступных групп в трансграничные криминальные структуры, угрозы международного терроризма и экстремизма;

имеющиеся различия в законодательстве и подходах к осуществлению таможенного контроля в условиях отсутствия границ между странами - членами Союза;

усиление международной и внутриотраслевой конкуренции, требующей повышения конкурентоспособности в таможенной сфере и сокращения сроков проведения таможенных операций;

сложность привлечения на службу в таможенные органы высококвалифицированных кадров в связи с недостаточным уровнем экономической мотивации;

увеличение угроз несанкционированного доступа в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов (далее - информационная система таможенных органов) со стороны глобального информационного пространства;

размывание налогооблагаемой базы и рост незаконных финансовых потоков;

появление новых способов и методов совершения преступлений и административных правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности в условиях развития информационных технологий.

На деятельность таможенных органов оказывают существенное влияние следующие факторы:

развитие процессов региональной экономической интеграции;

недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов в рамках Союза;

развитие в Российской Федерации информационного общества, а также нового этапа экономики - цифровой экономики;

мировые и национальные тенденции развития администрирования контрольной деятельности;

увеличение объемов трансграничной торговли и торговли товарами посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", пересылаемыми в международных почтовых отправлениях, а также товаров, доставляемых экспресс-перевозчиками;

недостаточно эффективная и оптимальная работа ряда российских портов;

недостаточное развитие отечественных информационных технологий и элементной базы, зависимость от поставок на российский рынок информационно-технических средств и общесистемных программных средств зарубежного производства.

В течение последних лет проводится комплекс мероприятий, направленных на совершенствование таможенного администрирования.

В настоящее время в большей степени по основным направлениям деятельности таможенных органов сформирована международная и национальная нормативная правовая база, направленная на реализацию положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

С учетом развития транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах обеспечено перераспределение таможенных операций между таможенными органами внутри страны и таможенными органами в приграничных субъектах Российской Федерации.

Проведено масштабное реформирование системы таможенных органов с концентрацией декларирования товаров в центрах электронного декларирования.

Автоматизация совершения таможенных операций выходит на качественно иной уровень.

Введено обязательное предварительное информирование в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза всеми видами транспорта.

Реализовано применение обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при транзите товаров по территории Российской Федерации в электронном виде.

Регистрация деклараций на товары и выпуск товаров, в отношении которых не выявлены риски нарушения законодательства, осуществляется преимущественно в автоматическом режиме.

Внедряется единый механизм таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанный на применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству финансов Российской Федерации.

Реализована возможность уплаты плательщиками таможенных пошлин, налогов, денежных средств на единый лицевой счет и его использование при совершении таможенных операций вне зависимости от того, в какой таможенный орган подана декларация на товары.

Создаются условия для полного перехода на электронный документооборот таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности, министерств и ведомств, банковского сектора при совершении операций по уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также при администрировании обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и организации взыскания задолженности по уплате таможенных платежей, пени.

Обеспечена возможность получения плательщиком таможенных пошлин, налогов информации о состоянии его единого лицевого счета, справочной информации о движении денежных средств и их расходовании в режиме времени, близком к реальному, что позволило минимизировать случаи отказа в выпуске товаров в связи с отсутствием денежных средств.

Реализуется возможность оказания в электронном виде государственных услуг по соответствующим направлениям деятельности.

Минимизировано время совершения таможенных операций, связанных с принятием обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, за счет реализации перехода на применение электронных технологий.

Обеспечена техническая реализация технологических карт межведомственного взаимодействия в рамках организации системы межведомственного электронного взаимодействия Федеральной таможенной службы с другими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в части информационного обмена документами (сведениями) в электронном виде.

Реализуется возможность принятия в электронной форме решения о классификации в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которых предполагается различными товарными партиями в течение установленного периода времени.

В соглашениях, регламентирующих правила определения происхождения товаров, заложена возможность, позволяющая не представлять оригинал сертификата о происхождении товара на бумажном носителе таможенным органам при таможенном декларировании товара (в случае если между таможенным органом государства-члена и уполномоченным органом страны-бенефициара применяется электронная система верификации).

Сформированы организационно-технические основы для перехода к осуществлению валютного контроля с использованием системы управления рисками, в том числе направленного на обеспечение мер противодействия незаконным валютным операциям. Реализуется комплекс мероприятий, направленных на обеспечение мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма при перемещении через таможенную границу Союза наличных денежных средств, в том числе с учетом мировых стандартов в рамках рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

Достигнут качественно новый уровень информационного взаимодействия Федеральной таможенной службы с Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой в целях противодействия незаконным валютным операциям.

Сформирована значительная договорно-правовая база международного сотрудничества с таможенными службами иностранных государств, охватывающая вопросы организации информационного обмена, взаимного признания результатов таможенного контроля, обмена информацией о таможенной стоимости товаров, содействия развитию торговли и применения системы управления рисками, правоохранительного сотрудничества и др.

Создается национальная система прослеживаемости движения товаров от их ввоза на территорию Российской Федерации до их выбытия из торгового оборота на основе документарной и физической идентификации.

Обеспечен качественно новый уровень таможенного контроля после выпуска товаров:

внедрен риск-ориентированный подход по выбору объектов контроля;

возросла эффективность проверочных мероприятий при одновременном снижении их количества;

снижена административная нагрузка на добросовестных участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных экономических операторов на этапе таможенного декларирования и выпуска товаров путем разработки и внедрения технологий, позволяющих обеспечить смещение акцента таможенного контроля на этап после выпуска товаров;

обеспечено эффективное взаимодействие и координация с иными государственными органами;

созданы подразделения таможенных органов, осуществляющие в целях защиты внутреннего рынка контроль обеспечения запрета либо ограничения осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, а также осуществляющие контроль за ввозом и оборотом товаров, ввезенных нелегально либо с нарушениями установленных требований.

При таможенном контроле применяется система управления рисками, основанная на принципах, определенных Рамочными стандартами безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации и Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г.). Система управления рисками стала основным инструментом для выбора объекта контроля, который позволил отказаться от сплошной проверки, при этом выверено и точечно определять конкретный товар и конкретного участника внешнеэкономической деятельности, форму таможенного контроля и меры, обеспечивающие его проведение.

Реализован полный цикл управления рисками. Проводится многофакторный анализ и оценка риска, профилирование, применение комплекса мер по минимизации риска, оценка их результативности и дальнейшая актуализация.

Внедрена субъектно-ориентированная модель системы управления рисками, позволяющая в автоматическом режиме специализированным программным средством на основе математической модели оценки критериев определять категорию уровня риска участников внешнеэкономической деятельности, с соответствующим дифференцированным применением мер таможенного контроля.

Унифицированы подходы к управлению рисками таможенными службами государств - членов Союза посредством формирования нормативной правовой, методологической и информационно-технической основы применения системы управления рисками.

Внедрено в работу таможенных органов автоматизированное программное средство "Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности" (далее - личный кабинет). Обеспечено информационное взаимодействие участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами в режиме, близком к реальному времени, на всех этапах совершения таможенных операций как до, так и после выпуска товаров.

Выстраивается эффективная система досудебного урегулирования споров в области таможенного дела, позволяющая минимизировать конфликтные ситуации между таможенными органами и иными участниками таможенных правоотношений.

Значительно повысился уровень доверия участников внешнеэкономической деятельности к административному порядку обжалования решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.

Существенно снизился уровень конфликтности таможенных правоотношений.

Для решения задач экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов в таможенной службе создана сеть экспертно-криминалистических подразделений, функционирующих в регионах деятельности таможенных органов и приближенных к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) и зонам таможенного контроля.