2. Этапы технологического развития
В технологическом развитии российской экономики с начала 90-х годов до настоящего времени следует выделить 2 крупных этапа.
Первый этап (90-е годы) - дезинтеграция и выживание научно-технологической системы.
Распад СССР и попытки фронтальной либерализации российской экономики запустили ряд инерционных деструктивных процессов в научной и технологической сферах, которые не удавалось преодолеть до середины 2000-х годов. Важнейшими из указанных процессов являлись:
распад организационных форм взаимодействия и интеграции научной, образовательной и производственной деятельности в гражданской сфере;
"атомизация" фундаментальной и прикладной науки и отток научных кадров, связанные с резким сокращением финансирования;
переход производства к модели "импорт технологий в обмен на сырье";
деградация системы управления наукой и технологиями как единым комплексом, в результате чего была утрачена возможность реализации крупных научно-технологических и промышленных проектов;
деградация инженерного образования и инженерных школ.
Фактически научный сектор выполнял социальную функцию - предоставление рабочих мест и оплата труда научным сотрудникам. Это привело к тому, что научный сектор практически утратил способность быть источником инноваций.
Второй этап (с середины 2000-х годов по настоящее время) - встраивание в глобальное научное пространство и глобальные производственно-технологические цепочки.
В Российской Федерации был предпринят ряд системных действий по реформированию научной и инновационной сфер и ускорению технологического развития, нацеленных на интеграцию в мировое научное и технологическое пространство. Эти действия, как правило, опирались на заимствования сложившихся зарубежных институтов и практик, в частности, были предприняты комплексные усилия по интеграции научного и образовательного секторов, реализованы проекты и программы, направленные на создание и настройку элементов национальной инновационной системы, запущен ряд специализированных институтов развития (акционерное общество "РОСНАНО", акционерное общество "Российская венчурная компания", Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд "Сколково"), Российский научный фонд и другие), создана линейка налоговых и финансовых инструментов поддержки исследований и разработок, проведено реформирование системы академической науки (2005, 2013 годы), осуществлен запуск преференциальных режимов для инновационных компаний (2005, 2011, 2017 годы).
Предпринятые усилия остановили процессы деградации науки и предотвратили коллапс научной и технологической сфер. Вместе с тем принципиальных улучшений в сфере развития технологий не произошло. С начала 2000-х годов до настоящего времени уровень затрат на исследования и разработки остается неизменным - 1 - 1,1 процента валового внутреннего продукта. Удельный вес Российской Федерации в общемировом числе патентных заявок на изобретения сократился вдвое - с 1,8 процента до 0,9 процента. Число занятых исследованиями и разработками сократилось на четверть - с 887,7 тыс. человек до 662,7 тыс. человек (2021 год). Уровень инновационной активности организаций стабильно находится в диапазоне 9 - 11 процентов. Российская экономика остается в критической зависимости от импорта продукции микроэлектроники, биоинженерии, ряда других высокотехнологичных товаров и услуг.
Причина указанного положения в научной и технологической сферах состоит в том, что сложившаяся на втором этапе технологического развития модель российской экономики неизбежно определяла место научного и технологического секторов на периферии мирового научно-технологического пространства. Встраивание в глобальные производственно-технологические цепочки закрепляло сырьевой характер российской экономики в структуре мирового разделения труда и усиливало модель "импорт технологий в обмен на сырье", сложившуюся еще в 90-е годы. Крупный бизнес оставался невосприимчивым к отечественным разработкам - покупать готовые импортные технологии проще и дешевле, чем инвестировать в собственные линии разработки технологий. Возникающие технологические стартапы тяготели к центру научно-технологического пространства с развитым венчурным финансированием.
В результате закрепилось по сути параллельное развертывание 2 системных процессов (метапроцессов), каждый из которых обладает своей внутренней логикой, мотивациями субъектов, языком описания проблем и результатов.
Первый процесс - развитие науки. Основной целью его субъектов (образовательные организации высшего образования, научные организации) является расширенный оборот новых научных знаний в рамках исследований и разработок. Технологические инновации являются скорее побочным продуктом этого метапроцесса, чем его результатом.
Второй процесс - развитие производственной системы, в рамках которого существует технологическая составляющая. Целью субъектов (компании, корпорации, технологические стартапы) является обновление продуктов (услуг), способов производства, распределения и потребления ресурсов, что в конечном счете приводит к созданию добавленной стоимости, капитализации компаний, корпораций и технологических стартапов и повышения экономической устойчивости.
В настоящее время можно говорить о наступлении третьего этапа технологического развития российской экономики.
Отмеченные вызовы, с которыми столкнулась российская экономика в текущем десятилетии, определяют необходимость системного изменения подходов к научно-технологическому развитию станы.
В рамках третьего этапа приоритетом технологической политики становится достижение технологического суверенитета - наличие в стране (под национальным контролем) критических и сквозных технологий собственных разработок.
Достижение технологического паритета в условиях ограничения научных заделов, кадровых, материальных и финансовых ресурсов объективно требует формирования системы технологических приоритетов и их последовательной "сквозной" реализации на всех стадиях научно-технологического цикла.
Реализация технологических приоритетов означает необходимость проведения новой технологической политики государства, самостоятельной по отношению к научно-технической и промышленной политике.
Источниками формирования технологических приоритетов являются:
в части сквозных технологий - научный прогноз (форсайт);
в части критических технологий - потребности страны в производстве системно значимых видов высокотехнологичной продукции, таких как микроэлектроника, станки и оборудование, турбины и другие.
Требование достижения технологического суверенитета не отрицает, а предполагает формирование взаимовыгодного партнерства с развитыми дружественными странами в научной и технологической сферах. При этом такое партнерство строится исходя из собственных технологических приоритетов.
Для реализации новых приоритетов необходимо сформировать принципиально новые типы субъектов технологического развития, которые станут опорой при решении задач технологического развития.
Если в рамках второго этапа основными субъектами технологического развития являлись отраслевые компании, научные организации и образовательные организации высшего образования, институты развития и стартапы, то на новом этапе критически необходимо развивать комплексные организационные формы управления и сетевой формат их взаимодействия.
Новыми субъектами технологического развития должны стать:
объединения (технологические холдинги и др.), включающие образовательную, исследовательскую, конструкторскую и производственную базу, опытные производства. Такие объединения могут формироваться вокруг как технических образовательных организаций высшего образования, так и технологических компаний и будут объединять стартапы с исследовательской, инфраструктурной и производственной базой в целях создания высокотехнологичной продукции на основе комплексного подхода;
научно-образовательные структуры (исследовательские консорциумы), способные реализовывать крупномасштабные технологические проекты вплоть до разработки готовых к коммерциализации опытных образцов, основной функционал которых будет направлен на оперативное решение научно-образовательных задач путем выстраивания эффективного взаимодействия между участниками консорциума за счет объединения собственных и внешних ресурсов, перераспределения указанных задач между ними и оптимизации затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
малые технологические компании, ориентированные как на встраивание в производственно-технологические цепочки крупного бизнеса, так и на самостоятельное развертывание серийного производства;
профессиональные технологические посредники (брокеры), обеспечивающие развитие сервисов инжиниринга, трансфера технологий и интеллектуальных прав, организации международного взаимодействия.
Для эффективного функционирования указанных субъектов нужна качественно новая институциональная среда:
институты поддержки собственных линий разработки технологий, включая центры коллективного пользования инфраструктурой исследований и разработок, тестирования и испытаний;
договорные формы интеграции научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности, реализация государственно-частного партнерства (в том числе соглашения между Правительством Российской Федерации и компаниями-лидерами);
институт "квалифицированного заказчика", включая генеральных конструкторов и конструкторские бюро, формирующего техническое задание на исследования и разработки для дальнейшего внедрения их результатов в производственные и технологические процессы;
цифровые платформы и информационные сервисы для обеспечения сетевого взаимодействия субъектов технологического развития;
устранение регуляторных барьеров, прежде всего в части оборота результатов интеллектуальной деятельности и защиты прав инвесторов;
система "выращивания" малых технологических компаний как формы капитализации знаний (идей).
Также необходимо обеспечить запуск новых инструментов технологического развития, создающих "вытягивающий" эффект и ускоряющих развитие приоритетных технологий. Ключевыми инструментами станут:
индустриальные мега-проекты, нацеленные на выведение на рынки крупных линеек высокотехнологичной продукции, созданных с использованием собственных линий разработки технологий, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства;
программы внедрения наилучших доступных технологий с использованием высокотехнологичной продукции собственных линий разработки технологий;
соглашения компаний-лидеров и Правительства Российской Федерации по разработке линеек высокотехнологичной продукции на основе критических и сквозных технологий;
крупномасштабные исследовательские проекты по приоритетам технологического суверенитета (по перечням критических и сквозных технологий), в том числе включающие прикладные исследования.
Роль государства в обеспечении технологического развития на новом этапе технологического развития объективно возрастает.
Основными функциями государства (государственных институтов) на третьем этапе являются:
стратегическое планирование и целеполагание, управление перечнями критических и сквозных технологий, установление технологических приоритетов и таксономии проектов технологического суверенитета;
установление и обеспечение прозрачных и стабильных регуляторных правил поведения и взаимодействия субъектов технологического развития, мотивирующих их к технологическим инновациям;
финансовая поддержка частных инновационных проектов, в том числе институтами развития и государственными корпорациями и компаниями с государственным участием;
государственный заказ на фундаментальные и прикладные исследования и разработки, приоритетные технологические решения;
принятие рисков и части затрат при реализации отдельных долгосрочных неокупаемых инновационных проектов;
поддержка развития малых технологических компаний;
обеспечение взаимодействия с дружественными странами в научной и технологической областях;
развитие системы образования с целью кадрового обеспечения технологического развития;
развитие инфраструктуры фундаментальных и прикладных исследований, включая базу для проведения испытаний опытных образцов.