1. Вызовы текущего десятилетия

1. Вызовы текущего десятилетия

Технологическое развитие Российской Федерации в среднесрочной перспективе будет находиться под воздействием с одной стороны ряда внешних и внутренних угроз технологического отставания и деградации российской экономики, с другой - открывающихся новых возможностей ускорения ее инновационно ориентированного роста.

Следует выделить следующие ключевые угрозы для технологического развития Российской Федерации в период с 2023 по 2030 год.

Первой угрозой является недостаточная способность национальной экономики адаптироваться к глобальным трендам, имеющим системный характер, что приводит к структурным деформациям экономики и повышает социальную напряженность:

резкое ускорение процесса создания и распространения качественно новых технологий, в том числе цифровых, радикально меняющих рынки и производственные системы;

усложнение технологий, особенно в области микроэлектроники, вычислений, новых материалов, системотехники, требующее развития соответствующих компетенций и глубокой кооперации исследований;

влияние на глобальную экономику климатических изменений, стимулирующих распространение энергосберегающих и "зеленых" технологий, а также ограничительные меры на импорт и потребление углеводородов и сырьевых товаров;

системные нарушения баланса спроса и предложения на ряде глобальных товарных рынков, включая рынки энергоносителей, металлов, удобрений, продовольствия;

формирование в наиболее развитых странах новых стандартов уровня и качества жизни, в том числе в сфере здравоохранения, образования, жилья и безопасности.

Ключевым ответом на происходящие системные изменения является применение новых, прежде всего сквозных, технологий, в том числе искусственного интеллекта. Применение сквозных технологий позволяет существенно увеличить скорость адаптации отечественных компаний и корпораций и российской экономики в целом к глобальным трендам, повысить энергетическую эффективность, справиться с возникающим дефицитом ресурсов, что в свою очередь создает возможность развивать сквозные технологии, производить инновационную продукцию на их основе.

В Российской Федерации также развернуты работы по развитию сквозных технологий, в том числе с использованием принципов государственно-частного партнерства. Вместе с тем Российская Федерация в целом отстает от наиболее развитых стран в развитии и внедрении сквозных технологий.

Так, например, Российская Федерация находится в первой десятке стран по патентной и публикационной активности в области технологий генерации и передачи энергии, квантовых технологий и новых материалов, и в середине второго десятка в области цифровых технологий - искусственного интеллекта, новых производственных технологий, перспективных мобильных сетей связи, интернета вещей, а также медико-биологических и фармацевтических технологий. Вместе с тем важно отметить, что в абсолютных значениях индикаторов патентной и публикационной активности имеет место кратное отставание Российской Федерации от стран-лидеров - Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики и стран Западной Европы.

Вторая угроза - отставание от наиболее развитых стран в темпах инновационно ориентированного экономического роста, что обусловлено низкой мотивацией разработчиков технологических решений к созданию соответствующих производств в силу слабой защищенности технологических предпринимателей, недостатка финансовых ресурсов и относительно небольшой емкости внутреннего рынка высокотехнологичной продукции, а также компаний и корпораций - к исследованиям и технологическим инновациям, прежде всего в силу низкой конкуренции и возможности покупки готовых технологических решений за рубежом (до применения санкций).

В наиболее развитых странах мира в последние 20 лет развитие и внедрение новых технологий стало ключевым фактором роста экономики и повышения уровня жизни населения. Использование новых технологий направлено как на повышение эффективности существующих процессов и бизнес-моделей, так и на создание новых рынков. Следует отметить, что технологии стали ключевым фактором привлечения инвестиций и рыночной капитализации компаний и корпораций. При этом основными средствами для обеспечения роста капитализации бизнеса являются создание и оборот результатов интеллектуальной деятельности в сфере новых технологий.

Таким образом, инновационная активность компаний и корпораций, прежде всего в сфере технологических инноваций, определяет их устойчивую конкурентоспособность и потенциал роста. Низкая инновационная активность бизнеса в долгосрочной перспективе означает потерю рынков сбыта, снижение производительности труда, отток наиболее квалифицированных кадров.

Значения индикаторов, характеризующих инновационную активность бизнеса в Российской Федерации, существенно отстают от лидирующих стран. Так, в 2021 году удельный вес инновационных товаров (услуг) в общем объеме отгруженных товаров (услуг) в Российской Федерации составил 5 процентов, в то время как в ведущих европейских странах превысил 15 процентов.

Другим важным индикатором заинтересованности бизнеса в развитии технологий является объем венчурных инвестиций, направляемых на реализацию инновационных проектов в сфере технологий. По доле венчурных инвестиций в процентах к валовому внутреннему продукту Российская Федерация в 11 раз уступает среднему показателю по странам Организации экономического сотрудничества и развития, по объему венчурных инвестиций - в 43 раза.

По показателю уровня инновационной активности бизнеса Российская Федерация отстает от большинства наиболее развитых стран - в 2021 году его величина составила 11,9 процента, в то время как в Канаде - 79,3 процента, Федеративной Республике Германии - 68,8 процента, Соединенных Штатах Америки - 64,7 процента, Французской Республике - 54,8 процента, Японии - 54,2 процента, Великобритании - 47,3 процента, Китайской Народной Республике - 40,8 процента.

По оценкам федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", отдача от инвестиций в технологические инновации в Российской Федерации на треть ниже, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Как свидетельствуют данные Глобального инновационного индекса за 2022 год, имеющийся в стране инновационный потенциал используется на 61 процент, что объясняется недостаточной эффективностью национальной инновационной системы, институциональных условий и регулирования инновационной деятельности.

Отставание Российской Федерации по указанным показателям имеет тенденцию к нарастанию, что говорит о необходимости радикально менять условия деятельности бизнеса в сфере технологических инноваций с целью повысить мотивацию компаний и корпораций и обеспечить их необходимыми ресурсами для разработки и внедрения технологий как основного фактора роста прибыли и капитализации компаний и корпораций.

Третья угроза - отток талантов и высококвалифицированных кадров за рубеж, уменьшающий возможности научного и технологического развития страны, конкурентоспособность российской экономики.

"Утечка умов" - это глобальная проблема, с которой сталкивались и продолжают сталкиваться на разных фазах своей экономической активности не только Российская Федерация, но и другие страны с формирующимися и развитыми рынками. В последнее десятилетие научно-технологическое развитие оказывает существенное влияние на международное разделение труда, которое определяет изменения в отраслевой структуре экономик стран, связанные с возникновением новых технологических рынков, формирует запрос на кадровое обеспечение этих процессов. В связи с этим структура миграции человеческого капитала претерпевает изменения. В частности, в потоке свободной трудовой миграции возрастает доля высококвалифицированных специалистов с высоким интеллектуальным потенциалом, которые становятся участниками уже не национального, а глобального рынка труда (в их числе молодые исследователи, инженерные кадры, ИТ-специалисты).

В научном секторе наиболее распространенными причинами оттока исследователей становятся несоответствие уровня оплаты труда ожиданиям соискателей, устаревание научной инфраструктуры, дефицит источников и объемов финансирования исследований.

Реализация целей технологического развития потребует большого количества высококвалифицированных специалистов. У ведущих ученых и специалистов расширятся возможности самореализации, а также возможности роста благосостояния. Государство при этом должно предусмотреть механизмы, которые позволят эти возможности реализовать.

Четвертая угроза - нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек) под воздействием санкционных ограничений в области технологий.

В 2022 году Российская Федерация столкнулась с беспрецедентным и долгосрочным санкционным давлением. Введен запрет на экспорт в Российскую Федерацию широкого круга товаров и технологий, на приобретение товаров третьих стран, созданных при помощи западных технологий. Ограничены поставки и обслуживание программного обеспечения.

В настоящее время критическая инфраструктура Российской Федерации, а также производство и потребление ряда жизненно необходимых товаров обеспечиваются в значительной степени импортируемой техникой и программным обеспечением, которые в Российской Федерации не производятся. Если же эта техника производится на территории страны, то по зарубежным технологиям (конструкторской и технологической документации), с критической долей импортируемых комплектующих и материалов, на импортируемом производственном оборудовании (включая компьютерные средства проектирования и обеспечения технологических процессов).

Имеющиеся в стране технические средства, включая средства производства, постепенно исчерпывают свой ресурс, морально и физически изнашиваются. Процесс исчерпания ресурса ускоряется при прекращении регулярного обслуживания и поставки запасных частей. В результате возникают следующие угрозы:

технологическая деградация производственных систем в широком круге отраслей, которая вызвана в том числе сокращением поставок инвестиционного оборудования и технологий (75 процентов инвестиций в машины и оборудование относились к их импорту на территорию Российской Федерации), что делает технически невозможной реализацию ряда инвестиционных проектов;

нарушение безопасности инфраструктуры, продукции и производственных процессов, включая информационную безопасность;

ограничение развития собственных научных исследований из-за сужения возможностей научной кооперации, взаимодействия с иностранными компаниями - технологическими лидерами, ограниченного доступа к патентам, лабораторному оборудованию.

Вместе с тем необходимо отметить, что в условиях ускорения научно-технического развития для Российской Федерации в ближайшие 10 лет открываются новые возможности. Российская Федерация обладает значительным кадровым потенциалом и существенными научно-техническими заделами по важнейшим направлениям развития технологий, что определяет следующие ключевые возможности для ускорения технологического развития Российской Федерации:

локализация производств в высокотехнологичных отраслях в условиях сокращения импорта и ухода иностранных компаний;

использование и внедрение в отраслях экономики научных результатов благодаря имеющимся научно-технологическим заделам по ряду сквозных технологий и созданию опытных образцов в условиях неразвитых возможностей по созданию опытных и экспериментальных производств, масштабированию производства и выходу в серийное (массовое) производство;

привлечение к масштабным задачам технологического развития профессиональных инженерно-технических кадров. В Российской Федерации имеются исторически сильные инженерные и естественно-научные школы и высокий уровень базового физико-математического образования, что позволяет удерживать высокие позиции в сфере создания и развития программного обеспечения, в области физики и математики.

На фоне ухода с российского рынка ряда зарубежных производителей отечественные технологические компании получили возможность увеличить объем продаж производимой продукции. Сдерживающим фактором в такой ситуации является необходимость оперативно масштабировать производство и осуществлять доработку выпускаемых продуктов для полноценного удовлетворения нужд заказчиков. С учетом низкого уровня развития венчурного рынка, недостаточно развитых инструментов долевого и долгового финансирования технологических компаний задача масштабирования производства не может быть решена технологическими компаниями, в том числе малыми, в короткие сроки самостоятельно, без привлечения государственной поддержки.

Таким образом, исходя из анализа угроз и возможностей в сфере технологического развития формулируются цели, задачи и механизмы их решения.