15. Заключительные положения

15. Заключительные положения

Выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность является одним из важных инструментов активизации торгово-экономических отношений и развития внешнеэкономических связей, способствует привлечению иностранных инвестиций, внедрению высокотехнологических производств, укреплению экономического потенциала нашей страны. На современном этапе экономических преобразований в Российской Федерации выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность превратилась в значимый, динамично развивающийся сегмент рынка.

В качестве основных инструментов реализации политики инновационного развития на региональном уровне выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность реализует конкурентный потенциал территорий и формирующихся инновационных высокотехнологичных кластеров, расширяя доступ к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам, совместным кооперационным проектам.

Важным аспектом выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности является ее социально-экономическая направленность, обеспечивающая повышение деловой активности в регионах, развитие региональных экономик, эффективное рыночное позиционирование территорий, создание новых рабочих мест и постоянную занятость населения в инфраструктуре региона.

Вместе с тем обеспеченность регионов выставочно-ярмарочными площадями недостаточна. Более 70 процентов существующих выставочно-ярмарочных комплексов расположены в гг. Москве и Санкт-Петербурге. Большая часть выставочно-ярмарочных и конгрессных комплексов не отвечает мировым стандартам. Значительный физический и моральный износ материально-технической базы выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, отсутствие выставочно-ярмарочных и конгрессных площадей соответствующего качества являются препятствием для организации полномасштабных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий на уровне современных требований.

Для создания современной индустрии выставочно-ярмарочных и конгрессных услуг, обеспечивающей интенсификацию социально-экономического развития Российской Федерации и отвечающей требованиям международных стандартов по техническому уровню и качеству выставочных услуг, необходимо развивать инфраструктуру выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, реконструировать и модернизировать устаревшие объекты инфраструктуры, строить новые выставочно-ярмарочные и конгрессные площади, отвечающие мировым стандартам, активно и рационально их использовать с получением максимальной прибыли.

Государственная политика в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности должна быть направлена на координацию работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, системы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, предпринимательских и выставочных союзов, общественных организаций, структур выставочного бизнеса с целью оказания поддержки российским товаропроизводителям при участии в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях внутри страны и за рубежом.

Развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной инфраструктуры в Российской Федерации должно осуществляться на принципах государственно-частного партнерства в форме концессионных соглашений и арендных договоров по управлению объектами инфраструктуры выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

На современном этапе развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности требуется формирование и совершенствование ее нормативно-правовой базы, обеспечивающей равные условия конкуренции всем ее участникам и включающей, в первую очередь, правовые акты в области государственно-частного партнерства. Международный опыт и отечественные научно-исследовательские работы по изучению нормативно-правового обеспечения выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности свидетельствуют о целесообразности внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие выставочно-ярмарочную и конгрессную деятельность, а также о необходимости разработки федерального закона, определяющего принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого выставочно-ярмарочного и конгрессного рынка в Российской Федерации, и подкрепленного развитой системой национальных стандартов, региональных законов, а также нормативных документов добровольного применения, разрабатываемых самими участниками выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Развитие форм государственной поддержки выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, а также стимулирование участия российских организаций в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях обеспечит в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке эффективное содействие российскому экспорту и импортозамещению, позволит укрепить имидж Российской Федерации, сформировать доверие к качеству продукции, сделанной в России, и к деловой репутации российских производителей.

Таким образом, у выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации имеется значительный потенциал, который многократно возрастет и станет важным элементом структурной перестройки и технологической модернизации экономики страны в случае осуществления координации и оказания поддержки со стороны государства.