IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в учетно-регистрационной сфере без использования программно-целевого метода, включающие сведения о расходных обязательствах Российской Федерации, а также о расходных обязательствах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере

IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся
ситуации в учетно-регистрационной сфере без использования
программно-целевого метода, включающие сведения о расходных
обязательствах Российской Федерации, а также о расходных
обязательствах субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований в указанной сфере

В настоящее время ситуация в учетно-регистрационной сфере характеризуется следующими параметрами:

инфраструктура пространственных данных государственного кадастра недвижимости создана на всей территории Российской Федерации;

срок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляет 20 календарных дней;

срок кадастрового учета объектов недвижимости составляет 20 рабочих дней;

электронные запросы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия в 2012 году ежемесячно составляли 64 процента общего количества электронных запросов (6,5 млн. запросов). Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости, предоставляются более чем 40 федеральным органам исполнительной власти, а также государственным внебюджетным фондам. Предполагаемое число входящих и исходящих запросов в 2013 году, по оценке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, возрастет в 10 раз.

Вместе с тем:

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости существуют как взаимосвязанные, но самостоятельные базовые информационные ресурсы, что приводит к высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости и не позволяет повысить эффективность налогооблагаемой базы в условиях введения единого налога на недвижимое имущество;

отсутствует единый закон о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости. Учетно-регистрационные процедуры регулируются федеральными законами "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и "О государственном кадастре недвижимости", которые не исключают дублирования сведений о правах и объектах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственном кадастре недвижимости и не предусматривают правила синхронизации сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости, что приводит к многократному увеличению ошибок в сведениях указанных систем;

значительная доля ошибок и пробелов в базах данных соответствующих информационных ресурсов также является одной из причин высокой удельной ресурсоемкости предоставления государственных услуг в сфере регистрации прав, кадастрового учета недвижимости и налогообложения недвижимого имущества.

При этом следует отметить, что в 2013 году предполагалось внедрение на всей территории Российской Федерации единой федеральной информационной системы недвижимости.

Вместе с тем, как отмечалось ранее, по причине отсутствия единого закона о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости, а также необходимого финансирования единая федеральная информационная система недвижимости о государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости в 2013 году не будет создана.

В то же время за прошедший период разработана первая очередь, в рамках которой была выработана архитектура решения, разработана схема переноса данных и схема интеграции компонентов в сфере кадастрового учета, что впоследствии дало возможность произвести оценку стоимости создания и внедрения новой системы, а также определить принципы создания единого закона о государственной регистрации прав и кадастровом учете объектов недвижимости, регулирующего в том числе и порядок ведения единого государственного реестра объектов недвижимости.

Однако для перехода к ведению единого государственного реестра объектов недвижимости необходимо соответствующее финансирование, поскольку в рамках текущего содержания бюджетных средств будет хватать только на поддержание материально-технической базы единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

За последние 3 года указанные объемы финансирования остались практически на уровне 2009 года и составили в среднем 40 млрд. рублей.

На 2013 год федеральным бюджетом Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии предусмотрены ассигнования в размере 38425,8 млн. рублей, в том числе расходы в сфере информационно-коммуникационных технологий в размере 4022,9 млн. рублей.

Также следует отметить, что решить проблемы в указанной сфере за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на 2013 год Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной налоговой службе, не представляется возможным.

Так, по целевой статье расходов "Мероприятия по землеустройству и землепользованию" расходные обязательства Федерального агентства по управлению государственным имуществом в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. N 191-р, составляют 235,8 млн. рублей.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в федеральном бюджете на 2013 год, направленные на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, составляют 58195,9 млн. рублей. Фактически на уровне 2013 года предусмотрено финансирование этих видов работ на 2014 - 2015 годы. Соответственно выделение средств для создания программно-аппаратной платформы хранения электронных документов в области земельно-имущественных отношений не предусматривалось.

В целях повышения эффективности информационного взаимодействия между Федеральной налоговой службой и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и деятельности в области налогообложения недвижимого имущества на 2013 год Федеральной налоговой службой намечено выделение средств в объеме 838,6 млн. рублей.

Расходные обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в указанной сфере отсутствуют.

При этом необходимо учитывать следующее:

ранее установленные Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (начиная с 2006 года) программно-технические комплексы, рабочие станции, системы мониторинга и управления серверами, системы управления электронной очередью, системы взаимодействия с заявителями, комплекты центральных групповых и сетевых средств обработки информации, серверы для организации работы по принципу "одного окна", телекоммуникационное и иное оборудование не обеспечивают необходимую аппаратную поддержку в условиях значительного роста объема информации (объема предоставления государственных услуг);

доля услуг по государственной регистрации прав и кадастровому учету, оказываемых через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", составляет 5 процентов общего объема оказываемых услуг;

доля лиц, положительно оценивающих качество работы органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, составляет 60 процентов общего количества лиц, обращающихся за государственными услугами;

доля объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и документы по которым переведены в электронный вид, составляет 7,2 процента общего числа объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы;

сведения о границах только 6 субъектов Российской Федерации внесены в государственный кадастр недвижимости;

земельные участки, относящиеся к собственности Российской Федерации, не в полном объеме поставлены на кадастровый учет, и достоверные сведения об их границах отсутствуют;

динамика роста потребности общества в государственных услугах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в сфере регистрации прав и кадастрового учета недвижимости опережает динамику ресурсного обеспечения деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по их предоставлению. В 2011 году объем предоставленных государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений составил 92,8 млн. единиц (26 процентов общего объема предоставленных услуг в иных сферах деятельности);

по причине нехватки площадей затраты на аренду помещений для работы территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и органов кадастрового учета по предоставлению услуг в сфере государственной регистрации и государственного кадастрового учета ежегодно составляют 1,2 млрд. рублей;

стабильный рост физического объема документов в сфере регистрации прав и кадастрового учета при одновременном дефиците помещений, предназначенных для хранения архивов, а также при несоответствии имеющихся помещений архивов санитарно-техническим нормам хранения документов и требованиям пожарной безопасности.

Так, для обеспечения хранения имеющегося объема бумажных документов эксплуатируется более 3 тыс. помещений, общей площадью порядка 240 тыс. кв. метров, по состоянию на 2012 год помещения заполнены в среднем на 95 процентов.

При сохранении существующей практики комплектования и хранения документов Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости ежегодно требуется увеличение архивных площадей в среднем на 6 процентов.

В случае отказа от продолжения применения программно-целевого метода управления сферой земельно-имущественных отношений достижение прогнозных показателей учетно-регистрационной системы и развитие достигнутых результатов невозможно.

Для эффективного решения проблем в данной сфере и обеспечения достижения показателей, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимо продолжение системной реализации мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости и их обеспеченность финансовыми ресурсами.

Отсутствие новой федеральной целевой программы до 2020 года после окончания в 2012 году действия подпрограммы может привести к следующему:

несоответствие общей производительности системы регистрации прав и кадастрового учета современным запросам рынка, в том числе длительность оказания услуг, наличие очередей, высокие коррупционные риски;

недостаточный рост качества и доступности предоставления государственных услуг;

неполное и (или) некорректное налогообложение;

невозможность обеспечения должным образом гарантий прав на недвижимое имущество;

ограничения для улучшения инвестиционной привлекательности Российской Федерации (плохой деловой климат).

Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода после 2012 года также могут стать:

разрозненные действия органов власти на всех уровнях управления, снижение их ответственности в решении стоящих перед государством задач по повышению качества оказания государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений;

неэффективное использование бюджетных средств для решения проблем в учетно-регистрационной сфере;

невозможность формирования единых целевых индикаторов и показателей в учетно-регистрационной сфере;

отсутствие системы контроля за реализацией мероприятий по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости.

В этом случае государственная политика в сфере земельно-имущественных отношений в стране может свестись преимущественно к совершенствованию организационно-правовых основ деятельности в указанной сфере и поддержанию материально-технической базы единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, что обеспечит лишь локальную результативность в части достижения основных показателей.

С учетом изложенного следует сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости продолжения работы по развитию единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости с использованием программно-целевого подхода.