VII. Механизмы и инструменты реализации основных направлений социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, меры государственной поддержки, в том числе преференциальные режимы
VII. Механизмы и инструменты реализации
основных направлений социально-экономического развития
Северо-Кавказского федерального округа, меры государственной
поддержки, в том числе преференциальные режимы
Реализация Стратегии обеспечивается согласованными действиями следующих государственных органов, органов местного самоуправления и организаций:
Правительство Российской Федерации;
аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе;
федеральные органы исполнительной власти;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
органы местного самоуправления;
институты развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
государственные корпорации, компании с государственным участием и частные компании (в соответствии с планом реализации Стратегии).
Основными механизмами реализации Стратегии станут:
государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа";
национальные проекты Российской Федерации;
отраслевые государственные программы Российской Федерации, реализуемые на территории Северо-Кавказского федерального округа;
государственные программы субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
региональные программы модернизации первичного звена здравоохранения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
деятельность институтов развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
инвестиционные программы субъектов естественных монополий, реализуемые на территории Северо-Кавказского федерального округа;
инвестиционные программы частных инвесторов, реализуемые на территории Северо-Кавказского федерального округа;
инфраструктурные бюджетные кредиты для финансирования инфраструктурных проектов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Значительное влияние на реализацию Стратегии могут оказать мероприятия Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен Правительством Российской Федерации 23 сентября 2020 г., протокол N 36, раздел VII).
Общесистемными инструментами реализации Стратегии станут:
план реализации Стратегии на период до 2030 года;
планы комплексного социально-экономического развития отдельных территорий Северо-Кавказского федерального округа;
модели экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
комплексные планы развития коммунальной инфраструктуры субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
План комплексного социально-экономического развития территории Северо-Кавказского федерального округа представляет собой системы проектов, обеспечивающих устойчивое развитие экономики и социальной сферы при сохранении природной среды региона. Проекты включают меры по обеспечению коммунальной инфраструктуры и благоустройства, развития социальной инфраструктуры, приоритетных направлений бизнеса, необходимые для значительного улучшения качества жизни населения и качества туристского продукта, реализуемого в регионе.
Модель экономического развития субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, - аналитический инструмент, создающий основу для принятия управленческих решений, формирования планов и программ, направленных на достижение национальных целей в сфере экономики, и определяющий траекторию перехода из текущего состояния экономического развития к целевому состоянию к 2030 году и далее.
В рамках разработки моделей экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в частности:
формируется оценка потребности в рабочих местах на основе анализа и прогноза демографической ситуации, а также потенциала снижения безработицы и легализации неформальной ("теневой") занятости;
проводится анализ отраслевой структуры и специализации экономики регионов с выделением ключевых отраслей;
выявляются ключевые вопросы и проблемы регионов;
формируется перечень проектов и мероприятий, направленных на достижение целевых значений ключевых показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, и стратегических региональных инициатив в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
выделяются приоритетные ("прорывные") проекты, оказывающие наибольшее влияние на ключевые показатели социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
проводится оценка достигаемых значений ключевых показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
На основе моделей экономического развития сформированы стратегические инициативы макрорегионального уровня, которые реализуются с использованием федеральных мер государственной поддержки и подлежат комплексному оперативному мониторингу со стороны Правительства Российской Федерации.
Комплексный план развития коммунальной инфраструктуры субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа, представляет собой систему приоритетных инфраструктурных проектов. Проекты направлены на решение проблем коммунальной инфраструктуры с учетом обеспечения снятия инфраструктурных ограничений развития существующих и потенциальных центров экономического роста, реализации человеческого потенциала и обеспечения экологической безопасности на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Включение в комплексные планы развития коммунальной инфраструктуры является дополнительным условием приоритизации при включении в комплексный план развития и модернизации магистральной инфраструктуры Российской Федерации, мероприятия национальных проектов Российской Федерации, инвестиционные планы естественных монополий, а также определяющим фактом при формировании расходов федерального бюджета.
При включении в комплексный план развития инфраструктуры приоритет отдается проектам, обеспечивающим наибольший эффект для реализации целей Стратегии и решения ключевых проблем социально-экономического развития.
Частными инструментами реализации отдельных направлений Стратегии могут являться:
проработка институциональных решений по созданию условий для выхода экономики "из тени", в том числе по смягчению и отмене штрафов и наказаний при условии легализации предпринимательской деятельности и занятости населения;
создание преференциальных режимов в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;
создание за счет средств федерального бюджета отдельных объектов магистральной инфраструктуры для развития инвестиционных площадок, территорий с преференциальными режимами, индустриальных парков;
субсидии субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, на развитие магистральной инфраструктуры инвестиционных площадок, территорий с преференциальными режимами, индустриальных парков;
субсидии субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, на развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры для приоритетных туристских территорий;
субсидирование процентных ставок по кредитам на реализацию приоритетных инвестиционных проектов, проектов развития малого и среднего предпринимательства в приоритетных отраслях, а также разработка других механизмов обеспечения малого и среднего предпринимательства льготными кредитами;
субсидии субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, на разработку проектно-сметной документации по созданию индустриальных парков, объектов магистральной и коммунальной инфраструктуры для последующего получения государственной поддержки в рамках действующих механизмов;
прогноз потребности в рабочих местах на территории Северо-Кавказского федерального округа, в том числе с учетом подготовки кадров со средним профессиональным образованием, а также возможностей по обеспечению занятости подготовленных кадров за пределами округа;
государственная поддержка программ продвижения приоритетных продуктов и услуг (прежде всего в сфере туризма), частичное возмещение расходов на продвижение, организацию интернет-торговли;
государственная поддержка развития экспорта в рамках действующих механизмов;
частичное возмещение капитальных затрат частных инвесторов по отдельным приоритетным направлениям;
государственная поддержка развития кооперации в приоритетных отраслях;
государственное задание (либо грант в форме субсидии) организациям профессионального образования на подготовку специалистов для приоритетных отраслей;
государственная поддержка реализации программ развития организаций профессионального образования и науки для целей обеспечения социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа;
программы государственной поддержки предпринимательских инициатив;
практики инициативного бюджетирования;
трансферты между бюджетами субъектов Российской Федерации для обеспечения скоординированного развития межрегионального пассажирского сообщения;
инструменты государственно-частного и муниципально-частного партнерства;
механизм комплексного развития территорий, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации.
С учетом социально-экономических характеристик Северо-Кавказского федерального округа, первоочередными мерами по стабилизации ситуации в условиях внешнего санкционного давления в 2022 году являются:
институциональные меры по поддержанию благоприятного делового климата (налоговое стимулирование, снижение давления на бизнес в части обязательных требований и контрольно-надзорной деятельности, снижение регуляторных издержек для отечественных предпринимателей, стимулирование инвестиционной активности);
эффективное использование средств институтов поддержки, а также иных организаций с государственным участием, относящихся к системе поддержки предпринимательской деятельности и инвестиционной активности;
поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в части расширения их доступа к льготному кредитованию и фондированию, предоставление таким объектам кредитных каникул, изменение условий отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства;
отраслевые меры поддержки промышленности, агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и акцент на импортозамещение в этих сферах (льготное кредитование, поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, льготный лизинг, субсидирование транспортных перевозок, регулирование начисления и уплаты пени в сфере жилищно-коммунального хозяйства);
осуществление мер социальной поддержки, в том числе в сфере занятости, путем мониторинга цен на социально значимые товары, организации общественных и временных работ для безработных граждан, реализации программ переобучения и социального контракта, предупредительного мониторинга угроз высвобождения работников.
Особое значение продолжат иметь механизмы финансирования инвестиционных проектов за счет государственных корпораций (акционерное общество "КАВКАЗ.РФ", региональные корпорации развития округа) в части предоставления беспроцентных займов, а также за счет вхождения в уставный капитал организаций. При этом, учитывая имеющиеся сложности привлечения заемного капитала на территории Северо-Кавказского федерального округа, необходима проработка создания механизма финансовой поддержки, исключающего привлечение финансовых средств кредитных организаций.
Среди конкретных мер смягчения последствий внешнего санкционного давления на территории Северо-Кавказского федерального округа выделяются следующие.
Приоритетные для Северо-Кавказского федерального округа виды деятельности (сельское хозяйство, гостиничный бизнес, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства, включая производство продуктов питания, одежды, мебели) включены в перечень отраслей, субъекты которых в 2022 году смогут воспользоваться кредитными каникулами в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 337 "Об утверждении перечня отраслей, в которых осуществляет деятельность заемщик, указанный в части 1 статьи 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Кроме того, облегчение оформления разрешительных документов, введенное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году", будет способствовать не только поддержке предпринимательства в условиях введения внешних санкций, но и решению одной из приоритетных для округа задач легализации "теневой" занятости. В соответствии с указанным постановлением в 2022 году осуществляется автоматическое продление сроков действия лицензий и других видов разрешительных документов на 12 месяцев, а также обеспечиваются их упрощенное получение или переоформление.
Финансовое обеспечение реализации Стратегии осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, местных бюджетов, внебюджетных источников, включая средства институтов развития, компаний с государственным участием, государственных корпораций и частных компаний.