VI. Сценарии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа

VI. Сценарии социально-экономического развития
Северо-Кавказского федерального округа

Реализация Стратегии осуществляется в 2 этапа.

Первый этап проходит с 2022 по 2024 год. На этом этапе должны быть реализованы наиболее проработанные, находящиеся в высокой стадии готовности проекты, а также мероприятия Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. N 2765-р. В этот же период должны быть сформированы нормативно-правовая основа и условия для развития территорий с особыми преференциальными режимами и для реализации масштабных проектов, в том числе должны быть реализованы меры по подготовке проектно-сметной документации и поиску дополнительных источников финансирования.

Второй этап будет реализован в 2025 - 2030 годах и направлен на обеспечение масштабных трансформаций социально-экономического развития в связи с реализацией крупных инфраструктурных проектов (развитие международного транспортного коридора "Север - Юг", завершение строительства объектов транспортной инфраструктуры, соединяющей Черноморское побережье с курортами Северо-Кавказского федерального округа, развитие генерирующих мощностей энергетической инфраструктуры на Северном Кавказе).

Стратегия должна быть актуализирована в 2030 году с учетом оценки достижения национальных целей Российской Федерации на территории Северо-Кавказского федерального округа, оценки результатов реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", а также с учетом изменений социально-экономической ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе.

Формируются 2 основных сценария реализации Стратегии: базовый и целевой.

Базовый сценарий основан на сохранении действующих направлений политики в сфере социально-экономического развития, завершении реализации уже запущенных инвестиционных и инфраструктурных проектов. Параметры бюджетной обеспеченности при данном сценарии в целом сохраняются в рамках текущих объемов бюджетных ассигнований на государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", а также средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Целевой сценарий ориентируется на достижение национальных целей социально-экономического развития Российской Федерации, предполагает максимальное достижение социально-экономических эффектов, а также значительное увеличение финансирования в целях реализации мер государственной поддержки, прежде всего поддержки инфраструктурных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Условиями реализации целевого сценария являются:

реализация оптимистичного варианта демографического прогноза на период до 2036 года;

реализация комплекса проектов международного транспортного коридора "Север - Юг";

формирование дополнительных ресурсов для реализации проектов развития инфраструктуры, инвестиционных проектов в рамках национальных проектов и государственных программ, комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р, работы институтов развития на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Речь идет, прежде всего, о дополнительных ресурсах для реализации проектов развития туристской инфраструктуры, индустриальных парков и территорий с преференциальными режимами, инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, проектов повышения транспортной связности (прежде всего строительство автомобильной дороги, соединяющей Северо-Кавказский и Черноморский туристические кластеры), комплексного плана развития Кавказских Минеральных Вод.

Целевой сценарий не будет реализован, если в активную фазу перейдут следующие риски социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа:

сокращение финансовых возможностей федерального бюджета по финансированию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа", а также мероприятий иных государственных программ Российской Федерации и национальных проектов, реализуемых на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

ухудшение качества государственного и муниципального управления на территории округа, распространение коррупции;

возникновение межнациональных конфликтов, распространение международного терроризма на территории Северо-Кавказского федерального округа;

ухудшение условий ведения бизнеса (в силу изменений внешней конъюнктуры, регуляторных условий на территории Российской Федерации), которое может привести к уходу большей доли бизнеса и занятости в "теневой" сектор экономики;

сокращение внутрироссийского и внешнего спроса на товары и услуги на территории Северо-Кавказского федерального округа в результате снижения уровня доходов населения, изменения ценовой конъюнктуры, геополитических изменений;

ускорение глобальных климатических изменений, которое может привести к увеличению частоты неблагоприятных природных явлений и ухудшению ситуации, например, в агропромышленном комплексе и туризме, осложнению решения проблем водоснабжения, ограничению развития мелиорации и другим последствиям.

Для нивелирования влияния этих рисков необходимо усиление риск-ориентированного подхода при мониторинге и оценке реализации Стратегии, корректировке Стратегии (после завершения первого и второго этапов ее реализации).

Реализация Стратегии в рамках целевого сценария позволит обеспечить достижение национальных целей и целевых показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в том числе:

обеспечение устойчивого роста численности населения округа;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 79,43 года к 2030 году;

снижение уровня бедности в 2 раза (по сравнению с 2017 годом) к 2030 году;

увеличение в 2 раза по сравнению с 2019 годом числа городов с благоприятной городской средой к 2030 году;

обеспечение темпов роста совокупного валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, не ниже среднероссийских;

реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, не менее чем на 70 процентов (по сравнению с показателем 2020 года) к 2030 году;

увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых;

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, не ниже 70 процентов к 2030 году.