5. Формирование сбалансированного пространственного развития

5. Формирование сбалансированного пространственного развития

В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р, все территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, относятся к геостратегическим. Приоритетным направлением является формирование устойчивого и сбалансированного пространственного развития Северо-Кавказского федерального округа. В рамках реализации национальных приоритетов пространственного развития необходимо стимулировать снижение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорить темпы экономического роста и технологического развития, обеспечить национальную безопасность страны. В целях реализации указанных приоритетных направлений на территории Северо-Кавказского федерального округа необходимо обеспечить:

ускорение темпов экономического развития за счет действующих и новых центров экономического роста;

создание условий для возникновения локальных точек роста за пределами городских агломераций;

развитие сельских опорных населенных пунктов и прилегающих к ним малонаселенных пунктов;

стабилизацию системы расселения в горных районах;

благоприятные условия для межрегионального и межмуниципального взаимодействия по совместному решению социально-экономических проблем;

усиление приграничного сотрудничества с сопредельными странами;

сбалансированное функционирование топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.

Ключевыми действующими и потенциальными центрами экономического роста на территории округа являются:

крупные городские агломерации (Махачкалинская, Ставропольская, Кавказских Минеральных Вод);

особые экономические зоны туристско-рекреационного типа "Архыз", "Ведучи", "Эльбрус", "Армхи", "Цори", "Мамисон";

территории опережающего социально-экономического развития в монопрофильных городах Невинномысске, Каспийске, Дагестанские Огни;

города с населением более 100 тыс. жителей.

Общим для всего Северо-Кавказского федерального округа приоритетом пространственного развития в части локализации экономического роста является ускорение экономического роста и развития действующих и потенциальных центров экономического роста. Для этого необходимо в приоритетном порядке снять существующие институциональные и инфраструктурные ограничения на данных территориях. Ключевыми приоритетами по снятию инфраструктурных ограничений на указанных территориях являются:

опережающее развитие коммунальной инфраструктуры по сравнению с темпами роста численности населения;

развитие транспортной системы за счет реконструкции, модернизации и создания транспортной инфраструктуры, обновления парка общественного транспорта, мер по оптимизации маршрутной сети общественного транспорта и дорожного движения;

благоустройство.

Основную угрозу сбалансированности пространственного развития в регионах Северо-Кавказского федерального округа формирует ускоренный миграционный переток из сельских (прежде всего горных и высокогорных) районов в крупнейшие города и агломерации. Урбанизация обусловлена объективными причинами: лучшим качеством жизни, разнообразием рынка труда, более высокими доходами жителей крупнейших городов. Остановить данную тенденцию с учетом особенностей и сложностей жизни населения и ведения бизнеса в сельских и горных районах практически невозможно. В этих условиях приоритетом должно стать развитие сельских опорных населенных пунктов и прилегающих к ним малонаселенных пунктов с учетом направлений сбалансированного пространственного развития, определенных в Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, а также инициативы "Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р, в том числе посредством:

улучшения условий жизни жителей сельских населенных пунктов, в том числе путем обеспечения устойчивого сокращения доли непригодного для проживания жилищного фонда, повышения уровня благоустройства сельских населенных пунктов, обеспечения коммунальной инфраструктурой;

содействия развитию малых и средних городов и крупных сельских населенных пунктов как межмуниципальных обслуживающих центров для сельских территорий, обеспечивающих население и предпринимателей различными видами услуг (отраслей социальной сферы, сервисного обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, информационно-консультационных услуг, услуг в области хранения и переработки местного сельскохозяйственного сырья и других услуг);

повышения конкурентоспособности экономики сельских территорий, являющихся перспективными агропромышленными центрами, путем продвижения уникальных локальных брендов, содействия развитию потребительской, кредитной и иных форм кооперации, фермерства, повышения доступности для малых и средних товаропроизводителей рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, поддержки развития специализированной инфраструктуры хранения сельскохозяйственной продукции, внедрения технологий и оборудования для глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, содействия развитию объектов мелиорации, вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых угодий и пашен на сельских территориях, пригодных для ведения эффективного сельского хозяйства.

Кроме того, в связи с наличием рисков по минимизации сбалансированности пространственного развития в регионах Северо-Кавказского федерального округа необходима стабилизация системы расселения в горных районах, в том числе за счет:

создания локальных точек роста в горных районах (в том числе на слабо освоенных территориях) за счет мер поддержки предпринимательских и социальных инициатив в форме инициативного бюджетирования, грантов и других невозвратных вариантов государственной поддержки;

разработки механизмов государственной поддержки создания мультифункциональных объектов социальной инфраструктуры в отдаленных малонаселенных поселениях горных районов (совмещающих инфраструктуру детских садов, школ, домов культуры, спортивных объектов в одном здании);

содействия реализации инновационных инфраструктурных решений в отдаленных горных районах (развитие распределенных систем энергетики, локальных систем водоотведения, цифровизация отдельных услуг социальной сферы).

Одной из мер может стать содействие переселению населения из зон с наиболее высокой вероятностью оползневых процессов, селей, лавин и других неблагоприятных природных явлений в горных районах Северо-Кавказского федерального округа, а также введение дополнительных ограничений на жилищное строительство и реализацию инвестиционных проектов (в том числе в сфере туристско-рекреационного комплекса) в таких районах.

Усиление приграничного сотрудничества с сопредельными странами может быть реализовано через:

развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей международное взаимодействие, - инфраструктуры международного транспортного коридора "Север - Юг", автомобильной трассы Р-217 "Кавказ", международных аэропортов, портовой инфраструктуры в гг. Махачкале и Дербенте;

развитие инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации: на первом этапе реализации Стратегии пунктов пропуска Верхний Ларс и Яраг-Казмаляр, на 2 этапе - автомобильных пунктов пропуска Нижний Зарамаг, Гарах, Ново-Филя, Тагиркент-Казмаляр, а также реконструкция и модернизация железнодорожного пункта пропуска на государственной границе Российской Федерации "Дербент" при условии определения источника финансирования этих мероприятий;

развитие внешнеэкономической деятельности во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в том числе за счет участия в мероприятиях национального проекта "Международная кооперация и экспорт";

реализацию инвестиционных проектов по созданию транспортно-логистических комплексов, ориентированных на экспортно-импортные операции, прежде всего в регионах с высоким транзитным потенциалом (Республика Дагестан, Республика Северная Осетия - Алания), а также с узловым транспортно-географическим положением (район Кавказских Минеральных Вод в Ставропольском крае);

реализацию международных проектов в социокультурной сфере и вопросах экологической безопасности в зонах наиболее интенсивных контактов с сопредельными странами (международное сотрудничество в Каспийском регионе, двустороннее сотрудничество в приграничной зоне России с Азербайджанской Республикой, Грузией, Республикой Южная Осетия, Республикой Абхазия).

Значимым фактором активизации приграничного сотрудничества может быть развитие туризма. Для этого требуются смягчение ограничений на пребывание иностранных граждан в приграничной зоне Российской Федерации, развитие системы электронной выдачи виз и другие меры.

Каждый субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа, формирует собственную политику пространственного развития, в рамках которой должен обеспечить сбалансированность пространственного развития внутри региона. Регион может дополнительно формировать центры экономического роста или выделять отдельные территории (типы территорий), требующие повышенного внимания региональных органов власти.