4. Инфраструктурное обеспечение социально-экономического развития

4. Инфраструктурное обеспечение
социально-экономического развития

Транспортная инфраструктура

Развитие транспортного комплекса является основой для реализации потенциала наиболее перспективных секторов экономики Северо-Кавказского федерального округа.

Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса Северо-Кавказского федерального округа являются:

повышение обеспеченности территорий транспортной инфраструктурой с учетом прогнозных потребностей экономики и населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

обеспечение транспортной связности территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, с центрами экономического роста в других регионах Российской Федерации, внешними рынками сбыта;

повышение качества, пропускной способности и эффективности работы существующей транспортной инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа;

эффективная реализация транзитного потенциала субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

расширение, повышение технологического уровня и конкурентоспособности транспортно-логистического комплекса Северо-Кавказского федерального округа;

рост инвестиционной привлекательности транспортно-логистического комплекса Северо-Кавказского федерального округа;

повышение мобильности населения регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

повышение безопасности и экологичности транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа.

В развитие транспортного комплекса должны быть вовлечены все виды транспорта.

Приоритетными направлениями развития автодорожной сети Северо-Кавказского федерального округа являются:

приведение в нормативное состояние автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения;

ускорение автодорожного сообщения за счет расширения и модернизации действующей федеральной и региональной автодорожной сети;

усиление связности Северо-Кавказского федерального округа с территориями Черноморского побережья за счет строительства автомобильной дороги, соединяющей Северо-Кавказский и Черноморский туристические кластеры, с учетом минимизации негативного воздействия на окружающую среду при ее строительстве;

транспортное обеспечение развития приоритетных туристских территорий;

строительство обходов крупных городов Северо-Кавказского федерального округа, в том числе гг. Невинномысска, Черкесска, Прохладного, Владикавказа, Хасавюрта, Махачкалы, Дербента, Грозного, Минеральные Воды;

обеспечение круглогодичной транспортной доступности всех населенных пунктов на территории Северо-Кавказского федерального округа;

реконструкция и модернизация автомобильных пунктов пропуска на границе Российской Федерации с увеличением их пропускной способности: на первом этапе реализации Стратегии - пунктов пропуска Верхний Ларс и Яраг-Казмаляр, на втором этапе реализации - Нижний Зарамаг, Гарах, Ново-Филя, Тагиркент-Казмаляр, при условии определения источника финансирования данных мероприятий.

Для усовершенствования системы автотранспортного сообщения особо важное значение имеют мероприятия по обустройству небольших инфраструктурных объектов и решению локальных инфраструктурных проблем туристских территорий, такие как:

создание системы парковок на приоритетных туристских территориях;

создание системы комфортной придорожной инфраструктуры на основных туристских маршрутах;

организация тактового пассажирского автобусного сообщения между основными туристскими территориями и аэропортами;

развитие пассажирского автобусного сообщения между основными туристскими территориями для интеграции в общий туристский продукт.

Отдельным направлением является развитие транспортной системы крупнейших городских агломераций Северо-Кавказского федерального округа (Махачкалинская, Ставропольская, Кавказские Минеральные Воды). Это направление требует комплексных решений по созданию транспортных схем агломераций, включая проекты модернизации, расширения и реконструкции улично-дорожной сети, железнодорожной сети, организации скоростного внутригородского и пригородного пассажирского сообщения, развития парковочных пространств, велосипедного и пешеходного транспорта.

В числе наиболее приоритетных можно выделить следующие направления развития железнодорожного транспорта на территории Северо-Кавказского федерального округа:

модернизация железнодорожной инфраструктуры на протяжении международного транспортного коридора "Север - Юг", в том числе с возможностью строительства железнодорожного обхода г. Махачкалы;

организация ускоренного пассажирского движения на главном ходу Северо-Кавказской железной дороги;

строительство мультимодального транспортно-пересадочного узла (аэропорт, железнодорожный и автовокзалы) в аэропорту Минеральные Воды;

организация пассажирского и грузового сообщения на участке железной дороги Назрань - Грозный с учетом восстановления железнодорожной линии Слепцовская - Грозный, реконструкции участка Назрань - Слепцовская, развитием инфраструктуры вокзальных комплексов;

строительство транспортно-пересадочного узла в г. Гудермесе, реконструкция вокзального комплекса со строительством транспортно-пересадочного узла в г. Грозном;

реконструкция и модернизация железнодорожного пункта пропуска на границе Российской Федерации (г. Дербент) до 2027 года при условии определения источника финансирования.

В перспективе после 2030 года целесообразно строительство на территории Северо-Кавказского федерального округа второго железнодорожного выхода на г. Сочи путем строительства участков Роза-Хутор - Джегута и Невинномысск - Ставрополь. Необходимо до 2030 года разработать проектно-сметную документацию по реализации данного проекта.

К числу приоритетных направлений развития морского транспорта в Прикаспийском регионе относится развитие инфраструктуры глубоководных портов, одним из которых является Махачкалинский морской торговый порт, входящий в состав махачкалинского транспортного узла и международного транспортного коридора "Север - Юг".

Развитие Махачкалинского морского торгового порта осуществляется в рамках транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.

Значительные риски для увеличения грузопотока через указанный морской порт создает активизация железнодорожного сообщения на международном транспортном коридоре "Север - Юг". Одним из дальнейших вариантов развития морского порта после 2030 года может быть организация паромного сообщения на Каспии под российским флагом по маршрутам Махачкала - Иран и Махачкала - Туркменистан.

Потенциал развития круизного туризма в Каспийском регионе определяет необходимость строительства причалов для круизных и яхтенных судов на территориях гг. Дербента и Махачкалы.

Ключевым элементом обеспечения внешних пассажирских связей субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, с другими территориями Российской Федерации и с зарубежными странами выступает воздушный транспорт.

Среди приоритетных направлений развития воздушного транспорта выделяют:

создание мультимодального воздушно-железнодорожного хаба (транспортного узла) в аэропорту Минеральные Воды;

организацию воздушно-железнодорожного хаба (транспортного узла) в аэропорту Уйташ (г. Махачкала);

завершение реконструкции аэропортов Уйташ, Шпаковское, Нальчик, Беслан, Грозный, Магас;

создание аэропортов бизнес-авиации на приоритетных туристских территориях (г. Дербент и другие).

Основными инструментами реализации приоритетных направлений развития магистральной транспортной инфраструктуры являются включение проектов в транспортную часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, а также финансирование отдельных проектов через инвестиционные программы естественных монополий.

Необходимой материальной базой для развития перевозок в Северо-Кавказском федеральном округе является создание сети транспортно-логистических комплексов, выполняющих накопительно-распределительные функции в отношении товаропотоков и переработку транзитных потоков.

Крупный транспортно-логистический комплекс, который должен обеспечить переработку грузов с ориентацией на рынки других регионов Российской Федерации, может быть создан в районе г. Минеральные Воды, такой же комплекс с ориентацией на переработку международных грузов - в районе г. Махачкалы.

Региональные и локальные транспортно-логистические центры могут быть созданы во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, прежде всего для хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Проекты развития транспортно-логистических комплексов являются инвестиционными и могут быть реализованы частными инвесторами с привлечением системных мер государственной поддержки.

Одним из приоритетов развития транспортной системы Северо-Кавказского федерального округа должен быть постепенный переход на технологии с минимальным воздействием на окружающую среду (переход на газомоторное топливо, развитие электротранспорта и т.д.). Это особенно важно в условиях задач по сохранению уникальной природной среды Северо-Кавказского федерального округа, развитию туризма и сельского хозяйства.

В условиях внешнего санкционного давления со стороны недружественных государств и необходимости развития торгово-экономических отношений с государствами Ближнего Востока и остальной части Азии стратегическое значение в масштабах всего государства приобретает участок международного транспортного коридора "Север - Юг" на территории Северо-Кавказского федерального округа, позволяющий осуществлять грузо- и пассажироперевозки в страны Персидского залива и Индийского океана.

Раскрытие потенциала международного транспортного коридора "Север - Юг" в настоящих реалиях рассматривается в качестве важного транзитного направления между странами Северо-Западной Европы, Каспийского бассейна, Персидского залива, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также как возможность дальнейшего развития евроазиатских перевозок по более короткому и экономичному маршруту.

Энергетическая инфраструктура

Основные направления развития энергетики с учетом приоритетов социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа - обеспечение устойчивого энергоснабжения и растущих потребностей бизнеса и населения в электроэнергии на основе использования возобновляемых источников энергии. Среди ключевых направлений развития электроэнергетики можно отметить следующие:

строительство новых электростанций и увеличение производства электроэнергии на возобновляемых источниках энергии;

расширение, модернизация и обновление электросетевого хозяйства;

ликвидация незаконного подключения к электрическим сетям;

повышение энергоэффективности потребителей энергии;

развитие науки и кадрового потенциала в сфере альтернативной энергетики.

Северо-Кавказский федеральный округ имеет ресурсы для обеспечения роста производства электроэнергии на своей территории посредством строительства новых электростанций и увеличения производства электроэнергии на возобновляемых источниках энергии. Проекты строительства новых станций могут быть реализованы за счет частных инвестиций при условии прохождения в установленном порядке данными проектами предусмотренных нормативной базой в сфере функционирования оптового рынка конкурсных процедур. Наиболее важными проектами являются:

строительство гидроэлектростанций в соответствии с инвестиционными планами публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро";

строительство солнечных и ветровых электростанций в Ставропольском крае и Республике Дагестан в дополнение к уже строящимся и введенным в эксплуатацию с учетом оценки возможности передачи мощности из смежных энергосистем для покрытия перспективного спроса на электрическую энергию и мощность, обоснования объема необходимой генерации в документах перспективного планирования в электроэнергетике.

Кроме того, необходимо продолжить проектные изыскания для оценки возможности строительства гидроэлектростанций, в том числе каскадов малых гидроэлектростанций, на территории Северо-Кавказского федерального округа.

Использование наряду с гидроэнергией других возобновляемых источников (ветровая энергия, солнечная энергия) будет способствовать решению проблемы значительной сезонной неравномерности и снижения производства электроэнергии на гидроэлектростанциях в период низких температур в горах.

Приоритетными направлениями по расширению, модернизации и обновлению электросетевого хозяйства на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:

строительство новых электрических подстанций и высоковольтных линий, предусмотренных Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. N 1209-р, схемой и программой развития Единой энергетической системы России, программами и схемами перспективного развития электроэнергетики, комплексным планом расширения и модернизации магистральной инфраструктуры Российской Федерации;

решение проблем распределительных сетей на территории Северо-Кавказского федерального округа, в том числе бесхозяйных и незарегистрированных сетей, через внедрение новых технологий учета и управления энергоснабжением, передачу внутриквартальных сетей, созданных застройщиками, ресурсоснабжающим организациям, обязательства по снижению задолженностей за электроэнергию со стороны субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, и сокращению уровня потерь электрической энергии в сетях;

решение проблемы высокого уровня потерь электроэнергии в электрических сетях и проблемы неплатежей со стороны потребителей путем обеспечения мер по добровольной легализации бизнеса на территории округа, внедрению новых технологий учета, а также расширению практики информационной и контрольно-надзорной работы с населением и бизнесом со стороны региональных и муниципальных органов власти и правоохранительных органов;

реализация мероприятий по реконструкции распределительных сетей в целях увеличения надежности электроснабжения малых населенных пунктов, при этом необходимо рассмотреть вопрос субсидирования закупки малых автономных генерирующих установок, в том числе использующих возобновляемые источники энергии, в населенных пунктах, где усиление распределительных сетей экономически и технологически нецелесообразно.

Приоритетным направлением также является внедрение энергосберегающих технологий при строительстве и реконструкции зданий и сооружений с использованием бюджетных средств. Это касается, прежде всего, новых зданий и сооружений в системах государственного управления, образования, здравоохранения. Механизмами реализации этого направления могут быть:

введение региональных нормативов энергоэффективности при реализации различных типовых проектов строительства административных зданий;

расширение практики энергосервисных контрактов (частных инвестиций в энергоэффективность зданий с последующей компенсацией за счет экономии на расходах).

Также необходимо использовать научный и кадровый потенциал Северо-Кавказского федерального округа для решения прикладных задач и предпроектных исследований для строительства новых ветровых, солнечных и малых гидроэлектростанций, в частности, задач по оптимизации режимов эксплуатации и обслуживания производств электроэнергии на возобновляемых источниках энергии, проектирования, оптимизации режимов эксплуатации и обслуживания "умных электросетей", строительству и обслуживанию микрогенерирующих установок.

В целях сбалансированного функционирования жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса в Республике Дагестан, Республике Северная Осетия - Алания и Республике Ингушетия реализуются программы по обеспечению устойчивого экономического развития предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающие следующие основные направления деятельности:

создание регионального и муниципального штабов по повышению уровня оплаты за поставленные потребителям энергоресурсы;

реализация мероприятий по погашению накопленной задолженности и противодействию безучетному (бездоговорному) потреблению коммунальных ресурсов;

разработка и внедрение единых стандартов работы с абонентами для ресурсоснабжающих организаций;

пересмотр нормативно-правовой базы пилотных регионов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса;

создание единого оператора в сфере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения;

создание единого информационного расчетного центра пилотного региона с муниципальными филиалами.

Доступное и комфортное жилье

Задача обеспечения населения качественным и доступным жильем - один из национальных приоритетов Российской Федерации. В Северо-Кавказском федеральном округе эта задача особенно актуальна из-за низкой обеспеченности населения жильем, а также растущей потребности в новом жилье из-за роста численности населения и миграции населения внутри Северо-Кавказского федерального округа (прежде всего ускоренного притока населения в крупнейшие городские агломерации и центры).

Ключевыми приоритетными направлениями по обеспечению населения доступным и комфортным жильем являются:

реализация специальных льготных программ ипотечного кредитования для отдельных категорий семей (семьи с детьми, семьи, имеющие 3 и более детей, молодые семьи), а также программ сельской ипотеки;

реализация программ и проектов ипотечного кредитования для строительства индивидуальных жилых домов (которые доминируют в регионах округа);

поддержка отдельных категорий граждан в приобретении (строительстве) жилья;

реализация проектов комплексного развития территорий, в том числе с участием институтов развития;

развитие системы территориального планирования, включая улучшение координации планирования жилищного строительства и планирования размещения объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры с учетом обеспечения доступности таких объектов для маломобильных групп населения и инвалидов;

упрощение правил и сокращение сроков предоставления технических условий подключения к инженерным сетям и заключения договоров на такое подключение;

сохранение контроля со стороны федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления за соблюдением нормативов градостроительного проектирования застройщиками;

реализация проектов по цифровизации строительной отрасли в регионах, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

реализация мер по решению проблемы незавершенного строительства в регионах, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Реализация программ по льготным программам ипотечного кредитования в Северо-Кавказском федеральном округе имеет свою специфику. Она будет невозможна без легализации "теневых" доходов населения, которая значительно упростит получение ипотечных кредитов для жителей округа.

Программа поддержки отдельных категорий граждан в приобретении или строительстве жилья особо актуальна в контексте задачи по обеспечению экономики и социальной сферы Северо-Кавказского федерального округа квалифицированными кадрами. Прежде всего, это касается льготных программ по приобретению или строительству жилья для работников образования, здравоохранения и сферы культуры, работающих как в сельской, так и в городской местности.

Специфика жилищного строительства на территории Северо-Кавказского федерального округа требует сохранения контроля за соблюдением нормативов градостроительного проектирования застройщиками, нарушение которых приводит к усилению проблемы незавершенного жилищного строительства.

Реализация данных мер поможет обеспечить в целом по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, улучшение жилищных условий не менее 156,8 тыс. семей ежегодно в 2024 году и не менее 188,8 тыс. семей к 2030 году, а также увеличить ежегодные объемы жилищного строительства до 4,95 млн. кв. метров к 2024 году и 7,56 млн. кв. метров к 2030 году.

Коммунальная инфраструктура

Существующий недостаточный уровень развития коммунальной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, значительно ухудшает качество жизни населения, определяет высокую антропогенную нагрузку на окружающую среду (прежде всего на бассейн реки Терек и Каспийский бассейн), ограничивает развитие бизнеса.

Основные направления развития коммунальной инфраструктуры: обеспечение существующих и растущих потребностей населения и бизнеса в качественных услугах водоснабжения и водоотведения, а также модернизация систем теплоснабжения. Среди ключевых направлений развития коммунальной инфраструктуры выделяются:

строительство новых и модернизация существующих объектов водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе сетей водоснабжения и водоотведения;

ликвидация незаконного подключения к сетям газоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

организация и развитие систем ливневой канализации и очистки поверхностных стоков;

приоритетное использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для оптимизации теплоснабжения крупных населенных пунктов;

обеспечение новых инвестиционных площадок коммунальной инфраструктурой.

В горных и предгорных районах субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, проблема обеспеченности водными ресурсами отсутствует. Северные районы субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, и Ставропольский край нуждаются в организации водоводов и переброске воды с южных территорий. Качество артезианских и поверхностных вод в целом очень высокое, однако негативное влияние оказывает высокий уровень износа основных фондов коммунальной инфраструктуры (особенно износ трубопроводов, обеспечивающих транспортировку воды), а также активный сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод в водотоки и водоемы.

Необходимо обеспечить комплексное территориальное решение проблемы водоснабжения и водоотведения - формирование полноценных систем, полностью покрывающих текущие и прогнозные потребности населения и хозяйства на конкретных территориях (в конкретных районах).

Наиболее важными комплексными проектами развития систем водоснабжения и водоотведения являются:

развитие водохозяйственного комплекса региона Кавказских Минеральных Вод;

развитие водохозяйственного комплекса Махачкалинской агломерации;

комплексный проект оздоровления бассейна реки Терек, включающий в том числе развитие водохозяйственного комплекса Республики Ингушетия;

развитие водохозяйственного комплекса населенных пунктов Республики Дагестан;

комплексный проект развития систем водоснабжения отдельных территорий Северо-Кавказского федерального округа, не вошедших в другие комплексные проекты;

комплексный проект развития систем водоотведения и очистки сточных вод отдельных территорий Северо-Кавказского федерального округа, не вошедших в другие комплексные проекты.

При организации и развитии на территории округа систем ливневой канализации и сооружений по очистке поверхностных стоков необходимо:

обеспечить автономность систем (инфраструктура ливневой канализации не должна быть физически связана с объектами хозяйственно-бытовой канализации) для снижения стоимости строительства и содержания инфраструктуры;

стимулировать проектирование и создание не только классической "серой", но и элементов "зеленой" ливневой канализации (систем естественной инфильтрации поверхностных стоков), инфраструктуры для временного хранения ливневых осадков и постепенного сброса в ливневую канализацию.

Среди ключевых проектов, требующих первоочередных решений, - комплексный проект развития централизованных систем ливневой канализации курортных городов региона Кавказских Минеральных Вод. В дальнейшем также могут быть реализованы проекты развития централизованной системы ливневой канализации Махачкалинской агломерации, Ставропольской агломерации, а также проекты для других столиц субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Все проекты по развитию систем водоснабжения и водоотведения являются капиталоемкими. В настоящее время отсутствуют финансовые ресурсы для их реализации. При этом точечные решения, которые могут быть осуществлены через государственные программы субъектов Российской Федерации, не приводят к коренному изменению ситуации. Необходимо рассмотреть вопрос о выделении дополнительного финансирования на данное направление (в рамках дополнительных средств государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" или комплексных проектов развития коммунальной инфраструктуры субъектов Российской Федерации) после проведения детальной инвентаризации источников сбросов и водовыпусков.

Вместе с этим часть вопросов, связанных с созданием и развитием объектов водоснабжения и водоотведения на территории Северо-Кавказского федерального округа, планируется решить с помощью инфраструктурных бюджетных кредитов, являющихся одним из ключевых инструментов реализации инициативы "Инфраструктурное меню", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р.

Так, президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации одобрены инфраструктурные проекты, которые в том числе предполагают:

строительство магистральных водоводов для обеспечения нормативным водоснабжением населения городов гг. Махачкалы и Каспийска (Республика Дагестан);

строительство первой очереди Баксанского группового водопровода (Кабардино-Балкарская Республика);

строительство коллекторов хозяйственно-бытовой канализации и водоводов на территории г. Владикавказа и прилегающих к нему территориях, а также в селе Даргавс Пригородного района (Республика Северная Осетия - Алания);

реконструкцию распределительного канализационного коллектора, водопроводных и канализационных насосных станций, водозаборов, строительство водоводов и водопроводных сетей (Чеченская Республика);

строительство канализационной насосной станции, напорной канализационной линии и очистных сооружений канализации (Ставропольский край). В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, должна быть проведена актуализация схем теплоснабжения. В соответствии с указанными схемами должны быть разработаны и реализованы программы развития систем теплоснабжения, меры по модернизации данных систем.

Модернизация систем теплоснабжения населенных пунктов должна включать оптимизацию организации теплоснабжения, в том числе путем переключения тепловых нагрузок с неэффективных источников тепловой энергии (котельных) на источники тепловой энергии, функционирующие в режиме комбинированного производства тепловой и электрической энергии.

В рамках реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р, необходимо обеспечить внедрение к 2035 году на территориях всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, модели "альтернативной котельной" (не менее чем в одном муниципальном образовании на территории каждого субъекта Российской Федерации).

Для обеспечения модернизации систем теплоснабжения, повышения надежности и эффективности теплоснабжающего комплекса необходима реализация целевой модели рынка тепловой энергии ("альтернативной котельной") в поселениях.

Задача обеспечения новых инвестиционных площадок коммунальной инфраструктурой является одной из долгосрочных и включает 3 направления:

инфраструктурное обеспечение проектов создания индустриальных парков и небольших производственных площадок;

инфраструктурное обеспечение проектов развития туристских территорий (туристских кластеров);

инфраструктурное обеспечение реализации крупных индустриальных проектов.

Основным инструментом реализации подобных проектов являются субсидии субъектам Российской Федерации на развитие коммунальной инфраструктуры, реализуемые через государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа".

Одним из приоритетов развития коммунальной инфраструктуры является создание на территории Северо-Кавказского федерального округа устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100 процентов отходов и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в 2 раза. Одним из важных моментов является организация устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами на приоритетных туристских территориях округа.

Преодоление инфраструктурных ограничений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Северо-Кавказском федеральном округе тормозится значительной накопленной задолженностью потребителей перед ресурсоснабжающими организациями и высоким бездоговорным потреблением. Возможность стабильного функционирования организаций сектора, привлечение частных инвестиций, в том числе через механизм концессионных соглашений, в этих условиях может быть обеспечена только за счет системных мер, направленных на ликвидацию текущего операционного дефицита (составляющего до 30 процентов экономически обоснованной тарифной выручки), включающих:

консолидацию имущества на базе единого регионального оператора;

доведение тарифов и нормативов до экономически обоснованного уровня;

повышение платежной дисциплины;

создание единых информационно-расчетных центров;

приборный учет потребления коммунальных ресурсов в многоквартирных домах;

комплексную работу по снижению потерь и бездоговорного потребления.

Развитие систем мелиорации

Развитие сельскохозяйственного производства тесно связано с восстановлением и развитием отдельных видов мелиорации, в первую очередь систем орошаемого земледелия. Решение данной проблемы также тесно связано с обеспечением населения питьевой и поливной водой.

На территории Северо-Кавказского федерального округа имеются территории, нуждающиеся в одном из видов мелиорации:

гидромелиоративные мероприятия;

культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот;

агролесомелиоративные мероприятия;

фитомелиоративные мероприятия, направленные на закрепление песков.

Наибольшее распространение в Северо-Кавказском федеральном округе получили агролесомелиорация и гидромелиорация.

В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, присутствуют как государственные мелиоративные системы, обеспечивающие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, так и мелиоративные системы общего и индивидуального пользования. Необходимо принятие системного решения по взаимоувязке проектов развития указанных систем (всей сложившейся иерархической структуры), опирающегося на уже имеющийся опыт по использованию межрегиональных и межхозяйственных водных систем.

Важную роль для адаптивного сельского хозяйства играют защитные лесные насаждения на землях сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации естественные и (или) искусственно созданные и не входящие в лесной фонд. Однако в целях коренного улучшения земель сельскохозяйственного назначения необходим комплекс агролесомелиоративных мероприятий, обеспечивающих создание и восстановление защитных лесных насаждений.

Восстановление и развитие систем мелиорации должны проводиться на территории Северо-Кавказского федерального округа в контексте обеспечения устойчивого земледелия с учетом условий экологической безопасности, сохранения и восстановления естественного плодородия почв, а также возможных климатических изменений.

Приоритетными направлениями развития системы мелиорации в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, являются:

инвентаризация состояния и оценка мелиоративных систем на территории всех субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа;

правовое урегулирование принадлежности систем мелиорации;

разработка территориальной схемы развития и модернизации систем мелиорации разных видов, включая отдельные схемы развития межрегиональных и межхозяйственных водных систем;

разработка реестра защитных лесных насаждений;

обеспечение финансирования развития и модернизации федеральных мелиоративных систем на основе утвержденной территориальной схемы;

обеспечение государственной поддержки модернизации и создания систем общего и индивидуального пользования в рамках действующих механизмов государственной поддержки;

создание межрегионального органа (ведомственной комиссии), контролирующего рациональное использование водных ресурсов в условиях нарастающего дефицита воды.

Развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры

Целью развития информационной и коммуникационной инфраструктуры в увязке со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" является обеспечение свободного доступа граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления к информации на всех этапах ее создания и распространения. Приоритетными направлениями развития информационной и коммуникационной инфраструктуры являются:

завершение реализации национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации";

повышение качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям с использованием информационно-коммуникационных технологий;

снятие инфраструктурных ограничений для обеспечения равного доступа к информационно-коммуникационным услугам на всей территории Северо-Кавказского федерального округа;

цифровизация приоритетных отраслей экономики Северо-Кавказского федерального округа.

Реализация национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", повышение качества предоставления услуг и использования информационно-коммуникационных технологий является одной из задач органов власти каждого субъекта Российской Федерации, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа.

Одной из общегосударственных функций является расширение практики сбора, анализа и использования при принятии решений ведомственных и частных данных с географической привязкой (больших данных). Прежде всего это касается данных сотовых операторов, банков, контрольно-кассовой техники, первичных данных о работе энергетической и коммунальной систем. В условиях высокой доли "теневого" сектора экономики при значительных искажениях официальной статистической информации в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, получение дополнительных данных особенно важно при планировании и проектировании развития социальной сферы и другой инфраструктуры.

Снятие инфраструктурных ограничений для обеспечения равного доступа к информационно-коммуникационным услугам предполагает поэтапное создание и модернизацию инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных на всей территории Северо-Кавказского федерального округа. В первую очередь, такие мероприятия должны быть реализованы в районах наибольшей концентрации населения и туристов (в крупнейших городах, а также на приоритетных туристских территориях).

Важнейшим общесистемным направлением для Северо-Кавказского федерального округа становится цифровизация приоритетных отраслей специализации, в том числе и отраслей "теневого" сегмента экономики. Все большее распространение приобретают цифровые каналы реализации произведенной продукции и услуг, продвижение продукции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Отдельное направление - цифровизация производственных процессов в сельском хозяйстве. Однако особенности Северо-Кавказского федерального округа - преобладание малого и среднего бизнеса, личных подсобных хозяйств - определяют специфические решения по внедрению цифровых технологий и сервисов. В отличие от других аграрных регионов страны на территории Северо-Кавказского федерального округа эту функцию не может взять на себя бизнес.

Среди приоритетных направлений цифровизации сельского хозяйства выделяются следующие:

создание общедоступных цифровых агроклиматических карт и информационных систем, в том числе почвенных карт;

цифровая поддержка систем землепользования на территории Северо-Кавказского федерального округа;

цифровые консультационные сервисы для малого и среднего бизнеса (приложения, сайты, платформы);

представление отчетности в цифровой форме, предоставление государственной поддержки малым хозяйствам и кооперативам.

Для реализации приоритетных направлений могут быть привлечены инструменты национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", а также системные меры поддержки бизнеса при реализации частных проектов.

Обеспечение экологической безопасности

Обеспечение экологической безопасности в Северо-Кавказском федеральном округе является безусловным приоритетом, поскольку не только влияет на качество жизни населения, но и обеспечивает значимые конкурентные преимущества для развития туризма, агропромышленного комплекса, медицинских услуг.

Стратегия является частью нормативного правового обеспечения реализации национального плана мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р (далее - Национальный план), в том числе она обеспечивает решение установленной Национальным планом задачи по планированию мер адаптации Российской Федерации к изменениям климата.

Для обеспечения высокого уровня экологической безопасности необходимо осуществление мероприятий по следующим приоритетным направлениям:

уменьшение загрязнения атмосферного воздуха от передвижных источников выбросов (прежде всего в городских агломерациях Махачкалы, Ставрополя, Владикавказа, рекреационных зонах);

государственная поддержка развития газотранспортной инфраструктуры, а также стимулирования перехода автотранспорта на газомоторное топливо;

ужесточение контроля над выбросами загрязняющих веществ промышленными предприятиями, а также финансовое стимулирование предприятий для улучшения технологии производства и качественной модернизации очистных сооружений;

оздоровление экологической обстановки в бассейне реки Терек и прибрежной акватории Каспийского моря;

развитие системы управления утилизацией отходов, прежде всего в курортных зонах, включая строительство мусороперерабатывающих заводов и экотехнопарков;

эффективное функционирование и развитие комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, позволяющие достичь значений показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

формирование системы раздельного накопления и сбора отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, проведение информационно-просветительской работы среди населения относительно раздельного накопления и сбора отходов;

ликвидация накопленного вреда окружающей среде, в том числе в рамках федерального проекта "Чистая страна" национального проекта "Экология";

обеспечение инженерной защиты поселений, объектов экономики от наводнений и иного негативного воздействия вод;

совершенствование систем лесопользования и лесоразведения, принятие мер по сокращению потерь леса от пожаров, болезней и вредителей, усилению охраны лесных ресурсов, восстановлению, воспроизводству лесов и повышению их продуктивности, а также сохранению пригородных лесов;

внедрение и применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий и оборудования;

усиление охраны и развитие системы особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в строгом соответствии с их целевым предназначением;

формирование и обеспечение устойчивого функционирования систем особо охраняемых природных территорий в целях сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;

предотвращение неконтролируемого распространения на территории округа инвазивных видов животных, растений и микроорганизмов;

сохранение биологического разнообразия, включая редкие и исчезающие виды растений, животных и других организмов, среды их обитания, в том числе посредством реализации программ сохранения и восстановления отдельных редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений.

Важные меры, направленные как на улучшение экологической ситуации, так и на стимулирование устойчивого развития Северо-Кавказского федерального округа на среднесрочную перспективу, включают:

создание и ведение современной цифровой информационно-аналитической системы государственного экологического мониторинга по основным подсистемам для обеспечения прогнозирования экологической ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе и выработки управленческих решений, создание (в Республике Ингушетия) и совершенствование (во всех остальных регионах) региональных систем экологического мониторинга, прежде всего мониторинга качества воздуха и поверхностных вод, интегрированных в государственную систему экологического мониторинга;

разработку и реализацию на базе ведущих научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений Северо-Кавказского федерального округа региональных комплексных научно-исследовательских и мониторинговых программ в области прогнозирования угроз экологического характера;

постановку на кадастровый учет (при отсутствии) и последующее восстановление системы защитных лесополос на землях сельскохозяйственного назначения (с использованием лучших практик, уже реализованных в Ставропольском крае);

сохранение и сбережение уникальных экосистем на территории округа;

рекреационное обустройство и создание инфраструктуры для отдыха выходного дня и экологического туризма в границах и буферных зонах федеральных и региональных особо охраняемых природных территорий, на землях лесного фонда с учетом существующих законодательных ограничений.

Долгосрочные меры, реализация которых может происходить в течение всего срока действия Стратегии, включают в себя такие мероприятия, как:

ландшафтно-экологическая адаптация систем земледелия к изменению климата;

создание пригородных зеленых поясов и восстановление зеленых насаждений в крупнейших городах;

развитие системы полезащитного лесоразведения и содействие созданию полезащитных лесополос;

реализация эколого-просветительских программ и проектов, направленных на охрану окружающей среды и решение общероссийских и региональных экологических проблем;

строительство экодуков и других элементов, обеспечивающих беспрепятственное перемещение животных, в том числе особо ценных, редких и находящихся под угрозой исчезновения, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;

реализация мер по развитию инфраструктуры, обеспечивающей защиту населенных пунктов, объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, туристских комплексов, расположенных в горных районах, от оползневых процессов, селей и лавин.

Значительное влияние на реализацию приоритетных направлений обеспечения экологической безопасности окажут меры по развитию коммунальной и транспортной инфраструктуры.

Указанные меры соответствуют принципам планирования мер адаптации Российской Федерации к изменениям климата, установленным Национальным планом, и обеспечивают научное сопровождение процесса разработки и принятия субъектами государственного управления и экономической деятельности решений, направленных на повышение уровня экологической безопасности, предусматривают мероприятия по повышению уровня безопасности личности, общества и государства от последствий изменений климата, направленные также на уменьшение экономического ущерба вследствие опасных природных явлений.

Основным инструментом реализации приоритетных направлений являются меры национального проекта "Экология", а также проекты и программы, реализуемые субъектами Российской Федерации на территории Северо-Кавказского федерального округа. Важным инструментом обеспечения экологической безопасности должна стать реализация комплексных планов развития коммунальной инфраструктуры субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в частности разработка программ, способствующих оздоровлению бассейна реки Терек и прибрежной акватории Каспийского моря. Реализация долгосрочных мер потребует значительных капитальных затрат, для чего необходимо рассмотреть вопрос о возможности выделения дополнительного финансирования после детального научного обоснования.