3. Снятие ограничений реализации человеческого потенциала
Развитие образования и науки
Повышение уровня образования населения - одна из национальных задач Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, остро нуждаются в развитии материально-технической базы и инфраструктуры сферы образования и науки, а также в повышении качества образовательных услуг в соответствии с требованиями современной экономики.
В связи с этим ключевыми приоритетными направлениями развития образования и науки на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:
повышение доступности образования всех уровней для населения;
повышение качества образования;
улучшение подготовки кадров для отраслей экономики и социальной сферы;
обеспечение доступного качественного образования и создание специальных условий получения образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями;
усиление роли науки и образования в социально-экономическом развитии Северо-Кавказского федерального округа;
повышение престижа профессии преподавателя, уровня социальной защищенности профессорско-преподавательского и научно-педагогического состава.
Одним из нерешенных вопросов остается необходимость обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет (особенно в Республике Дагестан и Республике Ингушетия) и для детей в возрасте до 3 лет (проблема сохраняется в Республике Дагестан, Республике Ингушетия, Чеченской Республике). Кроме того, сохранение дефицита мест в организациях общего образования, проблемы обучения в третью смену, большое количество образовательных организаций, размещенных в неприспособленных помещениях, ветхих и аварийных зданиях, ограничивают доступность качественного образования для населения округа.
Решение существующих проблем в сфере образования возможно путем строительства новых образовательных организаций, модернизации и реконструкции существующих образовательных организаций. Субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, реализуют собственные программы развития материально-технической базы образовательных организаций в соответствии с их полномочиями и с привлечением доступных ресурсов национальных проектов и государственных программ. Одним из важных аспектов должна стать модернизация сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. При этом при реализации программ строительства и модернизации организаций дошкольного и общего образования необходимо учитывать демографический прогноз на муниципальном уровне, прогнозное число детей в различных возрастных группах.
Основным инструментом повышения уровня образования населения Северо-Кавказского федерального округа являются меры национального проекта "Образование", национального проекта "Демография". В отдельных случаях доступность дошкольного, общего и дополнительного образования может быть улучшена за счет создания частных образовательных организаций, в том числе в форме социального предпринимательства.
Среди мер по решению проблемы недостаточного качества образования можно назвать следующие:
развитие системы методической поддержки педагогов и преподавателей образовательных организаций, в том числе благодаря активному привлечению федеральных кадровых и информационных ресурсов, которое предполагает обновление программ работы действующих центров методической и информационной поддержки, усиление информационной работы и расширение практики текущего консультирования педагогов и преподавателей, распространение практики наставничества (при необходимости с привлечением федеральных экспертов), обеспечение педагогов и преподавателей новейшими учебными и методическими материалами (в том числе в электронной форме), расширение практики проведения конкурсов профессионального мастерства, расширение практики предоставления персональных консультаций педагогам и т.д.;
кадровое обеспечение развития образования, в том числе за счет привлечения на территорию Северо-Кавказского федерального округа высококвалифицированных педагогических кадров;
расширение инструментов мотивации работников образования к повышению качества образования, учет конкретных результатов их деятельности при поощрении работников;
ускоренное внедрение современных технологий в образовании, в том числе технологий электронного обучения или обучения с применением дистанционных образовательных технологий, позволяющих привлечь лучших преподавателей из других регионов Российской Федерации и мира;
расширение практики совместных образовательных программ высших учебных заведений, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, с ведущими организациями профессионального образования Российской Федерации и зарубежных стран, а также высших учебных заведений Северо-Кавказского федерального округа друг с другом;
реализация программ поддержки общеобразовательных организаций, демонстрирующих низкие результаты обучения;
реализация программ формирования и подготовки кадрового резерва для назначения руководителей общеобразовательных организаций;
реализация программ развития муниципальных систем образования, включая формирование муниципальных территориально ориентированных методических служб, а также включение задачи повышения качества общего образования как ключевого приоритета в деятельность муниципальных органов управления образованием.
В рамках обеспечения доступного качественного образования и создания специальных условий получения образования для обучающихся с особыми образовательными потребностями могут быть реализованы следующие мероприятия:
реализация федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в части подготовки педагогов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных и общеобразовательных организациях;
обеспечение инклюзивного образования специалистами психолого-педагогического сопровождения (дефектологи, логопеды, психологи, тьюторы, сурдо- и тифлопедагоги);
повышение качества работы психолого-медико-педагогических комиссий;
развитие сети центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
развитие системы оказания ранней помощи на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Задача улучшения подготовки кадров для экономики и социальной сферы включает в себя:
комплексную модернизацию среднего профессионального образования, предусматривающую повышение количества обучающихся в системе среднего профессионального образования, изменение структуры подготовки в соответствии с прогнозами отраслевой структуры экономики, повышение квалификации педагогических работников и мастеров производственного обучения организаций среднего профессионального образования;
модернизацию материально-технической базы;
дальнейшее совершенствование программ профессиональной подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований работодателей;
дальнейшее развитие системы целевого обучения;
развитие системы коротких образовательных программ в профессиональных образовательных организациях по наиболее востребованным специальностям;
развитие форм дуального обучения;
развитие системы наставничества в образовательных организациях;
популяризацию профессий в приоритетных секторах экономики и в социальной сфере среди молодежи путем проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа этих профессий и вовлечение молодежи в приоритетные сектора экономики и в социальную сферу (в том числе проведение конкурсов профессий);
создание мастерских в соответствии с современными стандартами и передовыми технологиями;
создание ресурсных центров при ведущих предприятиях в рамках дополнительных профессиональных программ;
развитие системы профессиональной ориентации школьников;
создание центров опережающей профессиональной подготовки;
развитие системы повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки на базе ведущих образовательных организаций высшего образования на территории Северо-Кавказского федерального округа;
формирование прогноза кадровой потребности субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Одним из элементов решения задач по кадровому обеспечению экономики и социальной сферы является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи в рамках мероприятий федеральных проектов "Успех каждого ребенка", "Молодые профессионалы" национального проекта "Образование".
Внедрение технологий электронного обучения или обучения с применением дистанционных образовательных технологий требует опережающего развития информационно-коммуникационной инфраструктуры в образовательных организациях. Обеспечение такой инфраструктурой даже отдельных классов и аудиторий позволит привлечь к проведению занятий ведущих специалистов из других учебных и научных организаций. В приоритетном порядке такая инфраструктура должна развиваться:
в школах, демонстрирующих наиболее высокое качество образования (для постоянного повышения конкурентоспособности образовательного процесса);
в школах, показывающих низкие результаты по качеству обучения, для обеспечения контроля за образовательным процессом и дополнительной методической поддержки учителей;
в ведущих организациях профессионального образования, особенно в участвующих в совместных образовательных программах с ведущими образовательными организациями Российской Федерации и зарубежных стран.
Инструментом повышения уровня образования населения являются мероприятия национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Прогноз кадровой потребности представляет собой систему научно обоснованных представлений о спросе на рабочую силу в среднесрочном и долгосрочном периодах. Определение потребности субъектов Российской Федерации в профессиональных кадрах осуществляется на базе моделей экономического развития регионов с применением методов экономико-математического моделирования, учитывающих взаимодействие и взаимозависимость развития экономики и рынка труда, дополненных экспертными оценками.
При построении прогноза необходимо совмещать статистические данные о социально-экономическом положении субъекта Российской Федерации по направлениям "экономика", "демография", "рынок труда" со сведениями о потребности в кадрах, полученными от работодателей. Данные прогноза кадровой потребности Северо-Кавказского федерального округа могут использоваться для корректировки контрольных цифр приема в образовательные организации и корректировки образовательных программ дополнительного образования.
При разработке прогноза необходимо использовать данные опросов (выборочных обследований) работодателей о прогнозах занятости и кадровой потребности.
Усиление роли науки и образования в социально-экономическом развитии Северо-Кавказского федерального округа может быть реализовано с учетом нескольких ключевых направлений:
включение в программы развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, разделов по участию этих организаций в реализации целей и задач социально-экономического развития округа в целом и отдельных субъектов Российской Федерации в его составе;
обеспечение государственного задания по научным исследованиям для образовательных и научных организаций с учетом проблематики и потребностей региона;
реализация инициативных научных исследований с привлечением финансирования российских и международных научных фондов по приоритетным направлениям научных исследований для социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа;
развитие инновационной инфраструктуры научных и образовательных организаций в целях формирования высокотехнологичной промышленности, развития прикладных научных исследований и разработок, информационно-телекоммуникационных услуг;
расширение практики участия образовательных и научных организаций в дополнительных мероприятиях и конкурсах в рамках национальных проектов Российской Федерации.
Основным инструментом реализации приоритетных направлений развития образования станет реализация на территории Северо-Кавказского федерального округа мероприятий национальных проектов "Образование" и "Наука и университеты".
Развитие здравоохранения
Приоритетными направлениями развития здравоохранения являются:
развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи;
развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям;
развитие специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;
кадровое обеспечение развития здравоохранения, в том числе подготовка врачебного и среднего медицинского персонала в зависимости от потребностей, с обеспечением создания для них условий для работы в округе;
развитие профилактической медицины и медицинского туризма на территории округа;
завершение недостроенных и не введенных в эксплуатацию объектов здравоохранения;
развитие гериатрической медицинской помощи;
цифровизация системы здравоохранения округа - внедрение единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения на всех уровнях, расширение перечня услуг, получаемых в электронном виде.
Первичное звено медицинской помощи в Северо-Кавказском федеральном округе требует особенного внимания в связи с текущим проблемным состоянием инфраструктуры, со значительной долей населения, проживающего в сельских районах, а также в труднодоступных горных районах, где сложнее обеспечить получение услуг в мобильной форме. Проблема может быть решена с учетом:
строительства новых и замены аварийных фельдшерско-акушерских пунктов и врачебных амбулаторий с учетом демографического прогноза на муниципальном уровне;
приобретения мобильных медицинских комплексов для оказания своевременной медицинской помощи (медицинских автопоездов и т.д.);
реконструкции и модернизации действующих учреждений;
развития системы оказания экстренной медицинской помощи (скорой медицинской помощи, санитарной авиации и т.д.);
расширения практики применения цифровых форм функциональной диагностики, особенно в удаленных горных районах.
Реализация мероприятий по развитию детского здравоохранения позволит улучшить оказание первичной медико-санитарной помощи детям и снизить уровень младенческой смертности. Оснащение детских поликлиник и поликлинических отделений современным оборудованием, использование в них организационно-планировочных решений внутренних пространств приведут к снижению длительности ожидания осмотров врачами-специалистами и диагностических обследований детей, упростят процедуру записи к врачу, создадут систему понятной навигации. Не менее 95 процентов детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций должны соответствовать современным требованиям. Строительство и реконструкция детских больниц (или корпусов) расширят возможности по оказанию специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, обеспечат внедрение инновационных медицинских технологий в педиатрическую практику, создадут комфортные условия пребывания детей в медицинских организациях, в том числе совместно с родителем.
Важной мерой по снижению младенческой смертности является дальнейшее развитие системы обеспечения детей, беременных женщин и кормящих матерей необходимыми продуктами питания по назначениям врачей.
Развитие специализированной медицинской помощи необходимо проводить с учетом транспортной доступности медицинских учреждений для населения, а также доступности медицинской инфраструктуры для маломобильных групп населения и инвалидов.
Расширение перечня услуг и развитие системы высокотехнологичной медицинской помощи на макрорегиональном уровне предполагают, прежде всего, формирование межрегиональных центров оказания высокотехнологичных медицинских услуг.
Для сокращения дефицита квалифицированных кадров в сфере здравоохранения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, необходимо разработать и принять собственные планы и программы. Среди приоритетных решений выделяются:
активизация взаимодействия с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования в сфере здравоохранения для обеспечения дуального образования и стажировок с учетом географии кадровых проблем в системе здравоохранения;
наряду с программами "земский доктор" разработка и реализация программ по привлечению профильных высококвалифицированных специалистов в региональные учреждения здравоохранения (в том числе и на временной основе);
создание и развитие медицинских клиник и центров при медицинских образовательных организациях высшего образования для оказания высокотехнологичной медицинской помощи на бесплатной и платной основе - такие клиники будут частью системы обучения и наиболее современными центрами оказания медицинских услуг на территории округа;
развитие системы мотивации и поощрения медицинских работников, в том числе финансового стимулирования в зависимости от качества и результатов работы, предоставления мер социальной поддержки работникам.
На территории Северо-Кавказского федерального округа развитие медицинского туризма предполагает формирование системы специализированных межрегиональных и региональных центров, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь. Развитие медицинского туризма должно вестись с учетом наличия уникального природно-климатического потенциала и наращивания потенциала действующей санаторно-курортной инфраструктуры, а также инфраструктурных и кадровых ограничений в здравоохранении.
Основной специализацией медицинского туризма могут быть услуги по реабилитации и восстановлению здоровья. К реабилитации относятся как медицинская реабилитация (восстановление и реабилитация после операций по преодолению и смягчению последствий инвалидизирующих заболеваний), так и общее оздоровление пациентов. При этом медицинская реабилитация будет относиться к медицинской деятельности, а общее восстановление - к санаторно-курортной.
На первом этапе может быть сформирована организационная модель развития медицинского туризма - объединение действующих медицинских и санаторно-курортных учреждений, учреждений науки, образования с целью формирования направления по медицинской реабилитации. На втором этапе определяются приоритетные территории развития медицинского туризма и формируется система связанных инфраструктурных объектов. Ключевой территорией для реализации этого проекта должны стать Кавказские Минеральные Воды. Медицинские и санаторно-курортные учреждения других регионов также могут быть участниками реализации проекта.
Основным инструментом реализации приоритетных направлений развития здравоохранения являются мероприятия национального проекта "Здравоохранение".
Молодежная политика
Одним из необходимых элементов для создания возможностей для самореализации населения и развития талантов на территории Северо-Кавказского федерального округа является молодежная политика. В соответствии с Федеральным законом "О молодежной политике в Российской Федерации" и с Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, ключевыми принципами государственной молодежной политики на Северном Кавказе являются:
ответственность государства за соблюдение законных интересов молодежи;
открытость и равный доступ молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений к соответствующим мерам государственной поддержки;
комплексный, научный и стратегический подходы при формировании и реализации молодежной политики;
сочетание интересов личности, общества и государства, обеспечение сбалансированности интересов и прав молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений, интересов и прав иных граждан, общественных объединений и организаций, приоритетность государственной поддержки социально незащищенных молодых граждан, молодых семей;
обязательность участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики;
поддержка деятельности молодежных общественных объединений и организаций.
Приоритетными задачами государственной молодежной политики на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:
формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства;
развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи;
создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, в том числе формирование условий для самореализации молодежи на селе;
создание благоприятных условий для молодых семей.
Ключевыми механизмами реализации государственной молодежной политики на территории Северо-Кавказского федерального округа с учетом общих целей и задач Стратегии, особенностей социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа должны быть:
вовлечение и обеспечение возможностей для участия молодежи Северо-Кавказского федерального округа в социально значимой и творческой деятельности, повышении гражданской активности и раскрытии потенциала молодежи в интересах развития страны, а также в укреплении межнационального и межрегионального взаимодействия, способствующего в том числе профилактике межэтнических конфликтов и проявлений экстремизма в молодежной среде, посредством участия в конкурсных молодежных проектах, в том числе на предоставление грантов в форме субсидий и последующей реализации проектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2021 г. N 215 "О конкурсе молодежных проектов Северо-Кавказского федерального округа и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2017 г. N 1306 и пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 442";
расширение практики участия молодежи в социально-экономическом развитии Северо-Кавказского федерального округа и в реализации молодежной политики, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участия через развитие системы молодежного предпринимательства, в том числе социального;
обеспечение возможностей для социальной и территориальной мобильности молодежи субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, через повышение качества общего и профессионального образования, вовлечение молодежи в проведение научных исследований, проведение совместных образовательных и научных мероприятий, организацию студенческого и научного обмена;
развитие общественных организаций молодежи;
развитие волонтерского движения;
развитие системы поддержки инициатив молодежи;
развитие досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи;
содействие решению жилищных проблем молодежи, молодых семей;
организация подготовки специалистов по работе с молодежью;
развитие института наставничества;
обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством студенческих отрядов, профессиональному развитию молодых специалистов;
предупреждение правонарушений и антиобщественных действий;
проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики;
организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики на территории Северо-Кавказского федерального округа;
повышение профессиональных компетенций специалистов по работе с молодежью;
повышение эффективности использования и совершенствование информационных ресурсов и инфраструктуры в интересах реализации молодежной политики;
формирование экологической культуры (системы экологических знаний, умений и навыков) молодежи, в том числе через развитие практико-ориентированной деятельности;
поддержка и развитие юннатского движения посредством расширения и укрепления сети кружков юных натуралистов, школьных лесничеств, клубов друзей заповедных островов на базе особо охраняемых природных территорий.
Развитие физической культуры и спорта
В рамках развития физической культуры и спорта в Северо-Кавказском федеральном округе необходимо выделить следующие приоритетные направления:
развитие массового спорта путем поддержки строительства в профессиональных образовательных организациях спортивных залов, полей и площадок, стадионов, бассейнов и т.д., развитие и совершенствование спортивной инфраструктуры, создание спортивных досуговых центров и кружков в жилых микрорайонах;
строительство профессиональных спортивных центров и баз в целях подготовки олимпийского резерва и проведения тренировочных сборов профессиональных спортсменов, в том числе с учетом приоритетных видов спорта и традиций народов Северо-Кавказского федерального округа;
реализация программной и нормативной основы физического воспитания Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне";
развитие кадрового потенциала физической культуры и спорта;
обеспечение доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в рамках региональных программ в области физической культуры и массового спорта;
популяризация здорового образа жизни, организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи;
обеспечение всех учреждений спортивной направленности, осуществляющих деятельность по развитию детско-юношеского и студенческого спорта, соответствующей материально-технической базой, а также современным спортивным инвентарем и оборудованием;
развитие игровых видов спорта в сельской местности путем строительства игровых площадок в шаговой доступности;
приведение спортивных учреждений в соответствие с федеральными стандартами спортивной подготовки;
обеспечение сельских школ и спортивных объектов квалифицированными преподавателями физической культуры и профильными тренерами;
развитие инфраструктуры физической культуры и спорта для маломобильных групп населения и инвалидов.
Основным инструментом реализации приоритетных направлений развития сферы физической культуры и спорта являются мероприятия государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", а также мероприятия федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография", интегрированного в указанную государственную программу.
Развитие культуры
Приоритетными направлениями в сфере культуры являются:
сохранение природного и культурного наследия;
сохранение, развитие и популяризация народного художественного творчества;
развитие инфраструктуры культуры;
создание равных возможностей для населения различных территорий и представителей разных этнических групп, а также маломобильных групп населения и инвалидов для получения доступа к культурным ценностям;
развитие единства культурного пространства;
подготовка и реализация программ и проектов, направленных на эффективное противодействие этническому и религиозному экстремизму, укрепление и развитие межконфессионального сотрудничества в целях преодоления религиозной и этнической нетерпимости;
активизация культурных, эколого-просветительских событий на территории Северо-Кавказского федерального округа, в том числе развитие внутреннего культурно-познавательного туризма.
Основным инструментом реализации приоритетных направлений в сфере культуры являются мероприятия национального проекта "Культура". Однако их реализация невозможна без привлечения внебюджетных источников финансирования: средств меценатов и спонсоров, проведения коммерческих мероприятий в сфере культуры. Ряд инициатив может быть реализован в формате социального предпринимательства и местных социальных инициатив.
Укрепление общегражданской идентичности
и межнациональных отношений
Создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного согласия на Северном Кавказе является одним из основных вопросов государственной национальной политики Российской Федерации.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", указывает на необходимость создания механизмов предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов, а также осуществления мер по недопущению пропаганды насилия, расовой, религиозной и межнациональной нетерпимости. Непреодоленные последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации отмечены в качестве одной из системных угроз национальной безопасности Российской Федерации в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".
Приоритетными направлениями государственной национальной политики Российской Федерации, наиболее значимыми для Северо-Кавказского федерального округа, являются:
укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации;
сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, обеспечение условий для сохранения и развития языков народов России, проживающих на территории Северо-Кавказского федерального округа;
сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
содействие этнокультурному и духовному развитию народов, проживающих на территории Северо-Кавказского федерального округа;
создание условий для удовлетворения национально-культурных потребностей жителей Северо-Кавказского федерального округа;
развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Развитие межнациональных отношений в Северо-Кавказском федеральном округе предполагает осуществление мероприятий по следующим приоритетным направлениям:
развитие системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций;
разработка "дорожных карт" мероприятий по решению сохраняющихся проблем постконфликтного урегулирования в зонах межэтнического противостояния 1990-х годов;
реализация мероприятий, направленных на поддержку российского казачества на территории Северо-Кавказского федерального округа.
В сфере содействия институтам гражданского общества в профилактике этнополитического и религиозного экстремизма основными мероприятиями являются:
развитие диалога органов власти с институтами гражданского общества, в том числе национально-культурными объединениями, с привлечением авторитетных активистов таких организаций к обсуждению проблем в сфере межэтнических отношений и сопряженных с ними вопросов;
выявление неформальных лидеров этнических сообществ, в том числе молодежных, поощрение взаимодействия лидеров молодежных сообществ в разработке и реализации общественно значимых проектов;
разработка системы мероприятий по взаимодействию с общественными объединениями, представляющими национально-культурные объединения субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, и мер поддержки этой группы населения с учетом выявленных реальных потребностей.
Кроме того, в образовательной и культурной сфере необходимо обеспечить:
совершенствование образовательных программ, а также учебно-методических комплексов по изучению исторического опыта взаимодействия народов Российской Федерации и значимых событий, повлиявших на формирование общероссийского единства и солидарности;
совершенствование системы обучения в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации и воспитания уважения к российской истории и культуре, мировым культурным ценностям;
включение в образовательные программы курсов по изучению культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации;
поддержку общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание детей и молодежи;
подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации педагогических кадров и кадров в сфере культуры с учетом этнокультурных и региональных особенностей;
поддержку проектов, ориентированных на знакомство жителей Северо-Кавказского федерального округа с культурой и историей народов, проживающих на территории округа и других субъектов Российской Федерации, на преодоление этнической разобщенности;
обеспечение более глубокой интеграции студенческой молодежи Северо-Кавказского федерального округа в общероссийскую образовательную среду, в том числе через поддержку стажировок в образовательных организациях высшего образования других регионов Российской Федерации.
В сфере предпринимательства следует обеспечить:
поддержку проектов в сфере туризма, ориентированных на развитие контактов молодежи Северо-Кавказского федерального округа и других регионов Российской Федерации и развитие этнографического и культурно-познавательного туризма;
содействие развитию народных художественных промыслов и ремесел в целях увеличения занятости населения, в том числе на селе, в горных и других отдаленных районах, в местах традиционного проживания.