3. Производственная инфраструктура
Транспортная инфраструктура, обеспечивающая внутреннюю и внешнюю связность Северо-Кавказского федерального округа, является важнейшим элементом, определяющим экономический рост и повышение качества жизни населения.
Особую роль развитие транспортной системы приобретает в контексте возможности использования потенциала развития внешнеэкономической деятельности при формировании международных транспортных коридоров. Система международных транспортных коридоров в Северо-Кавказском федеральном округе включает:
автодорожные и железнодорожные участки международного транспортного коридора "Север - Юг" по направлениям Москва - Ростов-на-Дону (Астрахань) - Махачкала - Дербент, и далее в Азербайджан, Иран, страны Персидского залива и Индию;
ответвления международного транспортного коридора "Север - Юг" (от автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 "Кавказ" - автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой") от Беслана в страны Закавказья;
в морском сообщении - "Транскаспийский" маршрут от Махачкалы на Бендер-Энзели, Ноушехр, Бендер-Амирабад.
Экономико-географическое положение Северо-Кавказского федерального округа на пересечении транзитных направлений в страны Закавказья и субширотных маршрутов между Черноморским и Каспийским бассейнами одновременно с особенностями системы расселения определило высокую плотность транспортной инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа с большим количеством транспортных узлов.
Северо-Кавказский федеральный округ хорошо обеспечен транспортной инфраструктурой на фоне других территорий страны. По территории Северо-Кавказского федерального округа проходят главные направления Северо-Кавказской железной дороги. Общая эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования в Северо-Кавказском федеральном округе по состоянию на 1 января 2021 г. составляет около 2,1 тыс. километров. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Северо-Кавказском федеральном округе по состоянию на 2020 год составляет 90,2 тыс. километров, в том числе федеральных - 2,8 тыс. километров, региональных - 21,5 тыс. километров. В качестве важных автодорожных узлов на территории Северо-Кавказского федерального округа выступают большинство административных центров (гг. Ставрополь, Владикавказ, Грозный, Махачкала), а также такие города, как Пятигорск, Минеральные Воды, Невинномысск.
Махачкалинский морской торговый порт является одним из основных звеньев системы транспортной коммуникации на Каспийском море и остается ключевым связующим звеном Транскаспийского маршрута международного транспортного коридора "Север - Юг". По информации акционерного общества "Махачкалинский морской торговый порт", пропускная способность порта составляет порядка 6 млн. тонн грузов в год и включает в себя в том числе сухогрузную гавань с перегрузочным комплексом мощностью 3 млн. тонн грузооборота в год, причалы для генеральных, навалочных грузов и контейнеров мощностью до 1,2 млн. тонн в год, железнодорожный и автопаромный терминал мощностью 1,3 млн. тонн, зерновой терминал мощностью 0,5 млн. тонн в год. Грузооборот порта в 2020 году составил 5 млн. тонн, что вдвое превысило грузооборот Астраханского порта (2,5 млн. тонн) несмотря на более низкую пропускную способность.
Инфраструктура воздушного транспорта имеется во всех субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа (кроме Карачаево-Черкесской Республики), но требует развития и комплексной модернизации (аэропортовые комплексы, взлетно-посадочные полосы).
Несмотря на высокий уровень обеспеченности транспортной инфраструктурой, ее качество остается недостаточным для Северо-Кавказского федерального округа. Низкая пропускная способность значительной части автомобильных дорог ограничивает развитие экономики, снижает безопасность дорожного движения и скорость движения, ведет к росту аварийности. В летний период участки федеральных дорог в рекреационных зонах работают в режиме перегрузки. Проблемой остается несоответствие автомобильных дорог некоторых туристско-рекреационных зон нормативным требованиям. В Северо-Кавказском федеральном округе остро не хватает автодорожных обходов городов, являющихся важными автомобильными узлами. Ограничивает рост использования газомоторного топлива населением и общественным транспортом недостаточный уровень развития газозаправочной инфраструктуры. По состоянию на конец 2020 года в Северо-Кавказском федеральном округе действуют 94 объекта заправки транспортных средств природным газом с валовым потреблением природного газа в качестве моторного топлива 103,4 млн. куб. м (без учета Чеченской Республики и Республики Северная Осетия - Алания). Кроме того, сохраняется недостаточный уровень развития электрозаправочных станций.
Для Северо-Кавказского федерального округа характерна значительная неравномерность развития автодорожной сети. Наибольшая концентрация сети дорог наблюдается вблизи центров субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, рекреационных зон, а также вдоль железнодорожных линий, в то время как значительная часть сельских населенных пунктов Северо-Кавказского федерального округа не обеспечена круглогодичной связью с опорной транспортной сетью дорог с твердым покрытием.
Слабым местом остается недостаточная инфраструктурная обеспеченность основных транспортных "точек выхода" из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, за рубеж. Автомобильные пункты пропуска на границах с Азербайджанской Республикой и Грузией обустроены недостаточно - пропускная способность существующей инфраструктуры на постах не соответствует пиковым значениям грузопотока через границу, наблюдаемым в летний период. Министерством транспорта Российской Федерации запланировано завершение модернизации автомобильных пунктов пропуска Яраг-Казмаляр и Верхний Ларс в 2023 году. Кроме того, в Северо-Кавказском федеральном округе наблюдается острый дефицит транспортно-логистических терминалов.
Развитие морских грузоперевозок также характеризуется недостаточной пропускной способностью инфраструктуры и транспортных подходов к Махачкалинскому морскому торговому порту.
Низкая пропускная способность железнодорожной инфраструктуры на основных магистральных направлениях, дефицит современных транспортно-логистических центров и мощностей терминально-складского хозяйства сдерживают рост как внутренних, так и международных грузовых железнодорожных перевозок. Нерешенной остается проблема восстановления отдельных участков железной дороги Назрань - Грозный.
Состояние и особенности работы энергетической инфраструктуры являются важным барьером для развития Северо-Кавказского федерального округа. На фоне стабильного потребления в Северо-Кавказском федеральном округе идет постепенное сокращение производства электроэнергии. Спрос на электроэнергию будет продолжать расти за счет роста населения и развития экономического потенциала региона. Одновременно будет расти энергоэффективность потребления. В результате темпы роста спроса на электроэнергию будут ниже темпов экономического роста и не превысят 1,5 - 2 процента в год. Потребление электроэнергии в Северо-Кавказском федеральном округе в 2035 году по сравнению с 2018 годом может вырасти с 24971 млн. кВт·ч на 23,3 процента и составит 30790 млн. кВт·ч. Это определяет задачу по строительству новых генерирующих мощностей на территории Северо-Кавказского федерального округа.
Основными проблемами электроэнергетического комплекса Северо-Кавказского федерального округа являются:
большая доля потерь электрической энергии в сетях общего пользования в связи с крайне высоким уровнем износа электросетей и широким распространением безучетных подключений (по данным публичного акционерного общества "Россети Северный Кавказ", на 1 января 2021 г. доля потерь в сетях общего пользования от всего потребления электрической энергии составила 24,7 процента по Северо-Кавказскому федеральному округу в целом, 41,8 процента по Республике Дагестан, 34,1 процента по Чеченской Республике, 20,1 процента по Республике Северная Осетия - Алания, 19,6 процента по Республике Ингушетия, 17,6 процента по Кабардино-Балкарской Республике, 15,9 процента по Карачаево-Черкесской Республике и 9,4 процента по Ставропольскому краю при среднем по Российской Федерации в 2019 году - 8,9 процента);
массовые неплатежи потребителей электроэнергии;
высокий износ распределительных электросетевых объектов (в Республике Дагестан - 80,9 процента, в Республике Ингушетия - 87,8 процента, в Кабардино-Балкарской Республике - 80,9 процента, в Карачаево-Черкесской Республике - 81,9 процента, в Республике Северная Осетия - Алания - 82,4 процента, в Чеченской Республике - 76,9 процента, в Ставропольском крае - 70,3 процента).
Результатом такого состояния электросетевого хозяйства являются ограничения по доступу к подключению (техническому присоединению) к сетям электроснабжения. Ярким примером подобной проблемы является ситуация с энергоснабжением на территории Республики Ингушетия, где без реализации проекта по строительству подстанции "Тихая" становится невозможным развитие других отраслей экономики.
Вследствие низкого уровня урбанизации, распространения малоэтажной застройки в городах, значительной доли территорий, застроенных с нарушениями градостроительных норм, сохраняется проблема обеспечения некоторых территорий Северо-Кавказского федерального округа коммунальной инфраструктурой. В Республике Дагестан к концу 2020 года водопроводом было обеспечено лишь 66,9 процента жилого фонда, в Карачаево-Черкесской Республике - 81,6 процента (при среднем по Российской Федерации - 84,7 процента). В этих же регионах доля жилого фонда, обеспеченного системами водоотведения, составляла 54,5 процента и 62,4 процента соответственно (при среднем по Российской Федерации - 79,8 процента), а отоплением - 71,2 процента и 73,2 процента соответственно (при среднем по Российской Федерации - 87,5 процента). При этом удельный вес жилищного фонда, обеспеченного газом, в Северо-Кавказском федеральном округе один из самых высоких по стране (92,4 процента в среднем по округу при 66,4 процента в среднем по Российской Федерации по состоянию на 1 января 2021 г.).
Проблемой жилищно-коммунального хозяйства в Северо-Кавказском федеральном округе остается износ коммунальной инфраструктуры. Прежде всего это касается городов и агломераций, особенно городов со сравнительно старой застройкой (Владикавказ, Нальчик, регион Кавказские Минеральные Воды). В Северной Осетии - Алании износ коммунальной инфраструктуры, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2017 году превышал 74,9 процента, в Кабардино-Балкарской Республике - 70,1 процента, а в Ставропольском крае - 69 процентов, Республике Дагестан - 67 процентов, Карачаево-Черкесской Республике - 63 процента (при среднем значении по Российской Федерации - 62,3 процента). Только в Чеченской Республике и Республике Ингушетия износ коммунальной инфраструктуры ниже среднероссийских показателей. В сельских районах также наблюдается чрезвычайно высокий уровень износа инфраструктурных объектов, однако для сельских районов первоочередной проблемой остается недостаточная обеспеченность инфраструктурой, а потому проблема качества сетей и подключения отступает на второй план.
В среднем лишь 76 процентов жителей Северо-Кавказского федерального округа сегодня имеют доступ к качественной питьевой воде из систем центрального водоснабжения. Доля недостаточно очищенных вод, сбрасываемых в водные объекты бассейна реки Терек, в общем объеме сброса составляет порядка 73 процентов.
Еще одна проблема - низкая водообеспеченность региона, что ограничивает как качество жизни населения, так и реализацию инвестиционных проектов в водоемких отраслях экономики. Общий объем водных ресурсов в Северо-Кавказском федеральном округе составляет 61,4 кв. км в год, по этому показателю, как и по удельной водообеспеченности, округ занимает последнее место в Российской Федерации. Наиболее высоки значения удельной водообеспеченности в Республике Северная Осетия - Алания и Карачаево-Черкесской Республике. Ресурсы речного стока распределены по округу неравномерно, значения слоя стока достигают наиболее высоких значений в горах и значительно ниже на равнинах. Реки Кубань, Терек, Сулак и Сунжа являются главными водными объектами округа.
Износ основных фондов систем теплоснабжения городов Северо-Кавказского федерального округа приводит к низкой надежности систем теплоснабжения, низкому качеству услуг отопления и горячего водоснабжения, повышенным бюджетным расходам на обеспечение работоспособности технологических систем.
Ситуация с утилизацией твердых коммунальных отходов остается достаточно сложной. По данным Федеральной службы государственной статистики, в целом по Северо-Кавказскому федеральному округу в 2020 году было вывезено с городских территорий порядка 12,4 млн. куб. метров твердых коммунальных отходов, в том числе на объекты, используемые для обработки отходов, - 5,8 млн. куб. метров (47,2 процента от объема вывезенных твердых коммунальных отходов, в среднем по Российской Федерации - 24,5 процента). Одна из главных проблем - низкая собираемость платежей за вывоз твердых коммунальных отходов, в среднем по округу в 2020 году - не более 70 процентов. В рамках национального проекта "Экология" в 2019 - 2020 годах введены в строй объекты инфраструктуры в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в 2 субъектах на территории округа - Ставропольском крае и Кабардино-Балкарской Республике (общей мощностью по обработке 364,3 тыс. тонн). Отдельную сложность составляет создание надежной системы обращения с отходами на территориях перспективного развития туризма.
Состояние сопутствующей инфраструктуры остается ограничением и для повышения производительности агропромышленного комплекса. Мелиоративный комплекс Северо-Кавказского федерального округа нуждается в реконструкции. В неудовлетворительном состоянии находится около 40 процентов оросительных систем, в хорошем - 33 процента. В Чеченской Республике и Республике Ингушетия показатели неудовлетворительного состояния оросительных систем достигают 80 процентов. Серьезной проблемой Северо-Кавказского федерального округа является опустынивание приграничных северо-восточных территорий (Северного Дагестана, западной части Ставропольского края) и прилегающей к территории округа территории юга Калмыкии в связи с процессами глобального потепления. Здесь сосредоточены земли, которые требуют проведения срочных мелиоративных и фитомелиоративных мер для остановки опустынивания и восстановления растительного покрова, в том числе земли горных районов (земли отгонного животноводства) с зимними пастбищами, а также рисоводческие и животноводческие предприятия.
Существующий дефицит логистической инфраструктуры и мощностей хранения сельскохозяйственной продукции ограничивает для производителей возможности ее сбыта в течение всего года, в том числе по более высоким ценам.
Серьезным ограничением экономического развития Северо-Кавказского федерального округа выступает недостаточный уровень развития инфраструктуры связи и телекоммуникаций. В Северо-Кавказском федеральном округе самые низкие среди регионов Российской Федерации показатели обеспеченности широкополосным интернетом (9,2 абонента на 100 жителей в 2019 году с доступом к фиксированному широкополосному интернету и 70,3 абонента на 100 жителей с доступом к мобильному интернету при показателях по Российской Федерации - 22,2 и 96,4). По данным Федеральной службы государственной статистики, только 77,7 процента организаций Северо-Кавказского федерального округа использовали интернет в 2019 году (в целом по Российской Федерации - 91,2 процента).