VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

VIII. Предварительная оценка
ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы

В результате реализации Программы будут созданы условия для обеспечения открытости, прозрачности и доступности правосудия, повышения эффективности работы судебных органов, улучшения качества судебных актов, а также повышения уровня исполнения судебных и иных исполнительных документов.

Количество автоматизированных рабочих мест в судах общей юрисдикции достигнет 75 тысяч, в арбитражных судах - 14 тысяч, будет создана система электронного документооборота, способствующая повышению эффективности работы судей и работников аппаратов судов.

Дополнительно будут созданы 2200 веб-сайтов судов общей юрисдикции, 13 веб-сайтов арбитражных судов, что позволит размещать в сети Интернет сведения о суде и судьях, порядке работы судов, о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел, информацию об органах судейского сообщества (советов судей и квалификационных коллегий), об их составе и режиме работы, о кандидатах в судьи и процессе рассмотрения кандидатур.

Будет пересмотрена подсудность дел между мировыми судьями и судами общей юрисдикции районного звена (срок реализации - 2008 год), в арбитражных судах будут определены категории дел, по которым кассационное и надзорное обжалование не допускается (срок реализации - 2009 год), а по другим категориям дел будет исключена возможность обжалования решений суда первой инстанции в кассационном порядке без предварительного апелляционного обжалования (срок реализации - 2008 год), что позволит оптимизировать судебную нагрузку, повлияет на улучшение качества работы судов и выносимых судебных решений.

Будет введен внесудебный порядок урегулирования споров, что повлечет за собой снижение судебной нагрузки и скажется на повышении качества судебных актов (срок реализации - 2009 год).

Будет введен обязательный порядок оглашения судьей до начала слушания дела всех неформальных обращений, связанных с этим делом, что обеспечит независимость и объективность решений, предотвратит условия для коррупционных проявлений (срок реализации - 2007 год).

Будет установлен запрет на участие в рассмотрении дел адвокатов - супругов, близких родственников или свойственников судьи в пределах юрисдикции суда, что также повлияет на устранение условий для коррупционных проявлений.

Будет осуществляться обязательная аудиозапись судебного заседания, что повлияет на обеспечение соблюдения процессуальных норм, стимулирует корректное поведение участников процесса и предотвратит появление жалоб на протоколы судебных заседаний (срок реализации - 2008 год).

Будет обеспечен открытый доступ к правовым базам и банкам данных судебных решений и судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции (срок реализации - 2008 год).

Будут созданы приемные во всех районных судах общей юрисдикции, что обеспечит доступность правосудия для граждан, сократит очереди в судах, даст возможность подавать заявления и получать информацию в течение всего рабочего дня, устранит общение судей со сторонами до рассмотрения дела, исключит условия для коррупционных проявлений (срок реализации - 2008 год).

Будет введено обязательное декларирование судьями своих доходов, имущества и имущественных обязательств с учетом положений главы 7 Семейного кодекса Российской Федерации, что также исключит условия для коррупционных проявлений в их деятельности и повысит доверие к органам правосудия (срок реализации - I квартал 2008 г.).

В целях обеспечения независимости судей с учетом статьи 124 Конституции Российской Федерации будут обеспечены жильем 1713 судей и 1071 работник аппарата судов общей юрисдикции и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в арбитражных судах - 200 судей и 195 работников аппарата.

Будет увеличена служебная площадь помещений в расчете на одного судью:

в судах общей юрисдикции - со 117,8 кв. метра до 129,6 кв. метра общей площади;

в арбитражных судах - с 85,4 кв. метра до 111,5 кв. метра общей площади.

В арбитражных судах будут созданы "офисы судьи" исходя из того, что размер общей площади помещений, приходящихся на одного судью, составляет 160 кв. метров. Будут внедрены необходимые средства охраны зданий судов.

Исполнение судебных актов возрастет с 52 до 80 процентов.

В качестве федерального органа исполнительной власти, ответственного за формирование и реализацию Программы, предлагается Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Функции государственного заказчика - координатора Программы предполагается возложить на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, а государственных заказчиков Программы - на Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральную службу судебных приставов, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, которые должны стать основными разработчиками Программы.