ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2007 г. N 980

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ
СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О естественных монополиях" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

перечень услуг субъектов естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, тарифы на которые регулируются государством.

2. Установить, что Федеральная антимонопольная служба разрабатывает и утверждает методические указания по установлению тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам по маршрутам, включающим в себя транспортировку нефти по магистральным трубопроводам, входящим в трубопроводную систему "Восточная Сибирь - Тихий океан", с учетом использования железнодорожного транспорта и услуг в транспортных терминалах и специального морского нефтяного порта Козьмино для поставки нефти на внешние рынки в пределах своих полномочий.

3. Федеральной службе по тарифам в месячный срок с даты вступления в силу настоящего Постановления утвердить форму акта о результатах проведения мероприятия по государственному контролю.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЗУБКОВ

Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2007 г. N 980

ПРАВИЛА
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ ИЛИ ИХ ПРЕДЕЛЬНЫХ
УРОВНЕЙ НА УСЛУГИ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
ПО ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок формирования и государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам по маршрутам, включающим в себя транспортировку нефти по магистральным трубопроводам, входящим в трубопроводную систему "Восточная Сибирь - Тихий океан", с учетом использования железнодорожного транспорта и услуг в транспортных терминалах и специального морского нефтяного порта Козьмино для поставки нефти на внешние рынки (далее - комплексная транспортировка нефти).

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

"тарифы" - тарифы на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также по комплексной транспортировке нефти, представляющие собой систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за оказываемые услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов;

"транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам" - процесс перемещения нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включающий в себя совокупность услуг субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов, предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 980.

3. Государственное регулирование тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также по комплексной транспортировке нефти (далее - услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов) осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере регулирования цен (тарифов) (далее - регулирующий орган) путем установления тарифов или их предельных уровней.

В случае установления регулирующим органом предельных уровней тарифов субъект естественной монополии самостоятельно определяет тарифы в рамках их предельных уровней.

4. Установление (изменение, отмена) тарифов может производиться по инициативе регулирующего органа, в том числе на основании результатов мероприятия по государственному контролю (надзору), а также на основании предложений (обращений) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов, включая предложения (обращения) субъектов естественных монополий.

5. При поступлении соответствующих предложений (обращений) об установлении (изменении, отмене) тарифов регулирующий орган запрашивает у субъекта естественной монополии документы, необходимые для принятия решения об установлении (изменении, отмене) тарифов с указанием срока их представления.

6. При рассмотрении вопроса об установлении (изменении, отмене) тарифов по обращению субъекта естественной монополии последний представляет в регулирующий орган соответствующее заявление с приложением следующих материалов:

а) расчет тарифов по видам деятельности, выполненный в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми регулирующим органом;

б) бухгалтерская и статистическая отчетность субъекта естественной монополии, осуществляющего регулируемые виды деятельности, на последнюю отчетную дату;

в) обоснование расчетного физического объема оказания услуг на период регулирования;

г) расчет необходимого планового объема выручки исходя из раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета);

д) обоснование необходимой прибыли от реализации услуг по регулируемым видам деятельности;

е) планы капитальных вложений субъекта естественной монополии на период регулирования тарифов с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;

ж) сравнительные данные по статьям расходов и размеру прибыли за предыдущие 3 года.

6.1. При рассмотрении вопроса об установлении (изменении, отмене) тарифов на комплексную транспортировку нефти субъект естественной монополии помимо материалов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, представляет данные по статьям расходов по перевозке нефти железнодорожным транспортом, а также по перевалке нефти в транспортных терминалах и морских портах, включая понесенные расходы по оплате услуг различных участников перевозочного процесса, возникающие в процессе перевозки нефти по железнодорожным путям общего и необщего пользования. Расходы по оплате услуг по перевозке нефти и услуг по использованию инфраструктуры, оказываемых субъектами естественных монополий на железнодорожном транспорте, а также в транспортных терминалах и морских портах, учитываются в соответствии с тарифами, сборами и платой, установленными федеральным органом исполнительной власти в сфере регулирования цен (тарифов), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а по оплате услуг, не подлежащих государственному регулированию, - в размерах, определенных по соглашению сторон.

7. В случае если для принятия решения об установлении (изменении, отмене) тарифов необходима дополнительная информация, регулирующий орган запрашивает ее у субъекта естественной монополии, который обязан представить эту информацию в срок, не превышающий 15 дней с даты соответствующего запроса.

8. Формы представления субъектом естественной монополии, осуществляющим регулируемые виды деятельности, материалов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, устанавливаются регулирующим органом в соответствии с требованиями к составлению бухгалтерской, статистической и иной отчетности.

9. Непредставление субъектом естественной монополии, осуществляющим регулируемые виды деятельности, части материалов, предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил, является основанием для отказа в рассмотрении предложения об установлении (изменении, отмене) тарифов до представления всех материалов.

10. Решение об установлении (изменении, отмене) тарифов принимается регулирующим органом в срок, не превышающий 6 месяцев с даты получения им предложений об установлении (изменении, отмене) тарифов или их предельных уровней, и доводится до субъекта естественной монополии в недельный срок в письменной форме.

II. Основы формирования тарифов

11. Регулирование тарифов основывается на следующих принципах:

а) ведение раздельного учета субъектами естественных монополий доходов и расходов по регулируемым видам деятельности;

б) возмещение экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий, непосредственно связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов, включая налоги и иные обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Применяются следующие методы государственного регулирования:

а) метод экономически обоснованных расходов;

б) метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;

в) метод предельных максимальных тарифов или предельного соотношения со стоимостью транспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту альтернативными видами транспорта;

г) метод индексации тарифов.

13. Метод экономически обоснованных расходов предусматривает определение тарифов на основе планового объема выручки субъектов естественных монополий, необходимого для возмещения экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов, и расчетного объема соответствующих услуг. При расчете тарифов и оценке экономической обоснованности расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов, регулирующим органом учитываются:

а) индексы изменения цен на товары (работы, услуги), потребляемые субъектами естественных монополий для оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов, прогнозируемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти в сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации;

б) прогнозируемая субъектами естественных монополий прибыль от реализации услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов;

в) потребность субъектов естественных монополий в средствах на обслуживание заемного капитала, развития производства и выплаты дивидендов;

г) планы капитальных вложений субъектов естественных монополий и источники их финансирования;

д) динамика расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов в предыдущий период регулирования, а также прогнозные показатели инфляции на расчетный период действия тарифов.

13.1. При определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам могут учитываться расходы, связанные с оказанием услуг по комплексной транспортировке нефти, при сохранении расчетного планового объема выручки субъектов естественных монополий от оказания услуг по транспортировке нефти.

14. Метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала применяется в случае привлечения средств инвесторов на развитие системы магистральных трубопроводов и предусматривает определение тарифов исходя из условий обеспечения срока окупаемости инвестированного капитала и уровня доходности на вложенный капитал. При расчете тарифов в соответствии с указанным методом необходимая плановая выручка субъекта естественной монополии, осуществляющего регулируемые виды деятельности, устанавливается на уровне, обеспечивающем:

а) покрытие текущих эксплуатационных расходов;

б) возврат инвестированного капитала;

в) получение дохода на инвестированный капитал.

15. Метод предельных максимальных тарифов или предельного соотношения со стоимостью транспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту альтернативными видами транспорта применяется в целях развития конкурентных отношений и предусматривает определение тарифов исходя из сравнения эффективности транспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту альтернативными видами транспорта.

16. Метод индексации тарифов применяется при изменении условий хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий и незначительном (в рамках прогнозного уровня инфляции) отклонении фактического объема выручки от планового. При применении метода индексации тарифы умножаются на величину индекса изменения тарифов, определяемого регулирующим органом.

17. При установлении (изменении) регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов.

В случае если субъекты естественных монополий помимо деятельности по оказанию услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов осуществляют иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этих видов деятельности не учитываются при расчете тарифов.

18. При установлении (изменении) тарифов используется один или несколько из следующих показателей:

а) расчетный объем услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов на период регулирования, определяемый исходя из показателей за отчетный период с учетом заявок пользователей услуг на планируемый период, копии которых субъект естественной монополии направляет в регулирующий орган по его запросу;

б) расчетный плановый объем выручки на период регулирования, требуемой для возмещения экономически обоснованных расходов субъектов естественных монополий, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов;

в) эффективность транспортировки нефти и нефтепродуктов по альтернативному маршруту трубопроводным транспортом или альтернативными видами транспорта, определяемая на основе мониторинга рынка транспортных услуг путем сопоставления суммарных затрат заказчиков услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов при их транспортировке трубопроводным транспортом с затратами при перевозке по альтернативным маршрутам альтернативными видами транспорта.

19. Для субъектов естественных монополий, входящих в одну группу лиц в соответствии с законодательством о защите конкуренции и оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по одной системе магистральных трубопроводов, тарифы могут рассчитываться на основании обобщенных в отношении группы лиц показателей, указанных в пункте 18 настоящих Правил.

20. В целях стимулирования увеличения загрузки трубопроводных мощностей и развития конкуренции с альтернативными видами транспорта регулирующий орган вправе дифференцировать тарифы в зависимости от объемов и характеристик транспортируемых нефти и нефтепродуктов.

20.1. При определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам из одного района добычи нефти на внешние рынки учитывается необходимость создания равных условий поставки нефти на указанные рынки с учетом складывающейся на них ценовой конъюнктуры.

20.2. При определении тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на внешние рынки учитывается необходимость обеспечения снижения удельной стоимости транспортировки по мере увеличения ее расстояния.

20.3. При определении тарифов на услуги по комплексной транспортировке нефти учитывается необходимость развития новых регионов добычи нефти и обеспечения привлекательности ее перевозки по всему маршруту комплексной транспортировки нефти с учетом его протяженности.

III. Государственный контроль в области
регулирования тарифов

Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 27.06.2013 N 543.

IV. Заключительные положения

35. Регулирующий орган в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за обоснованность устанавливаемых тарифов и своевременность их введения, а должностные лица этого органа - за разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

36. Споры и разногласия, связанные с применением регулируемых тарифов, рассматриваются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в досудебном порядке - регулирующим органом в пределах его компетенции.

Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2007 г. N 980

ПЕРЕЧЕНЬ
УСЛУГ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ
ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ПО МАГИСТРАЛЬНЫМ
ТРУБОПРОВОДАМ, ТАРИФЫ НА КОТОРЫЕ РЕГУЛИРУЮТСЯ ГОСУДАРСТВОМ

1. Услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам:

перекачка нефти по магистральным трубопроводам;

выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефти;

перевалка нефти;

прием, слив нефти в систему магистральных трубопроводов;

налив, сдача нефти из системы магистральных трубопроводов.

2. Услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам:

перекачка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включая отводы, ответвления и подключения;

выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефтепродуктов;

перевалка нефтепродуктов;

сдача нефтепродуктов в систему магистральных трубопроводов;

налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов.