ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2024 г. N 88

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
САМООКУПАЕМОГО ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПРОЕКТА, ПРЕДУСМОТРЕННОГО
ПУНКТОМ 25 ПЕРЕЧНЯ САМООКУПАЕМЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ,
РЕАЛИЗУЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, В ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ КОТОРЫХ
РАЗМЕЩАЮТСЯ СРЕДСТВА ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
И (ИЛИ) ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОВЕРИТЕЛЬНОМ
УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ,
НА ВОЗВРАТНОЙ ОСНОВЕ, УТВЕРЖДЕННОГО РАСПОРЯЖЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 НОЯБРЯ 2013 Г.
N 2044-Р, И ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА
НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ
УКАЗАННОГО ПРОЕКТА

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 25 перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 2044-р, и целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанного проекта.

2. Министерству энергетики Российской Федерации осуществлять функции уполномоченного органа при осуществлении мониторинга и контроля реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 25 перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 2044-р, и целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанного проекта.

3. Министерству энергетики Российской Федерации:

в месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить форму соглашения о представлении отчетов и иной дополнительной информации о ходе реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, указанного в пункте 2 настоящего постановления, и об использовании средств Фонда национального благосостояния для его финансирования, заключаемого между участниками мониторинга и контроля реализации указанного самоокупаемого инфраструктурного проекта и целевого использования средств Фонда национального благосостояния, перечень которых приведен в пункте 3 Правил осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 25 перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 2044-р, и целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанного проекта, утвержденных настоящим постановлением;

в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления обеспечить подписание соглашения, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 января 2024 г. N 88

ПРАВИЛА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА И КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ
САМООКУПАЕМОГО ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПРОЕКТА, ПРЕДУСМОТРЕННОГО
ПУНКТОМ 25 ПЕРЕЧНЯ САМООКУПАЕМЫХ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ,
РЕАЛИЗУЕМЫХ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, В ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ КОТОРЫХ
РАЗМЕЩАЮТСЯ СРЕДСТВА ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
И (ИЛИ) ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОВЕРИТЕЛЬНОМ
УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ,
НА ВОЗВРАТНОЙ ОСНОВЕ, УТВЕРЖДЕННОГО РАСПОРЯЖЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 5 НОЯБРЯ 2013 Г.
N 2044-Р, И ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА
НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ
УКАЗАННОГО ПРОЕКТА

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают цель и порядок осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 25 перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 2044-р (далее - самоокупаемый инфраструктурный проект), и целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании самоокупаемого инфраструктурного проекта (далее - мониторинг и контроль).

2. Мониторинг и контроль осуществляются со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2024 г. N 88 "Об утверждении Правил осуществления мониторинга и контроля реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренного пунктом 25 перечня самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 2044-р, и целевого использования средств Фонда национального благосостояния при финансировании указанного проекта" и до дня возврата средств Фонда национального благосостояния, привлеченных для финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта, или исключения самоокупаемого инфраструктурного проекта из перечня, указанного в пункте 1 настоящих Правил.

Целью мониторинга и контроля является оценка эффективности осуществляемых вложений средств Фонда национального благосостояния при финансировании самоокупаемого инфраструктурного проекта, на основе которой возможно принятие обоснованных решений о необходимости внесения изменений в самоокупаемый инфраструктурный проект для его оптимизации.

3. Участниками мониторинга и контроля являются:

а) Министерство энергетики Российской Федерации (далее - уполномоченный орган);

б) Министерство экономического развития Российской Федерации;

в) юридические лица, в финансовые активы которых прямо или косвенно размещаются средства Фонда национального благосостояния в целях финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта, включая общество с ограниченной ответственностью "РусХимАльянс" и общество с ограниченной ответственностью "Балтийский Химический Комплекс", являющиеся инициаторами самоокупаемого инфраструктурного проекта (далее - общества);

г) организация, на депозиты которой могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, необходимые для финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта, с которой обществами заключены договоры банковского сопровождения самоокупаемого инфраструктурного проекта (далее - лицо, осуществляющее банковское сопровождение).

4. Договоры банковского сопровождения самоокупаемого инфраструктурного проекта должны содержать:

а) порядок и сроки открытия обществам отдельных банковских счетов с ограничениями (специальным режимом) проведения операций по счету (далее - специальный счет), а также перечень разрешенных операций по специальным счетам обществ со средствами Фонда национального благосостояния, связанных с исполнением сопровождаемого самоокупаемого инфраструктурного проекта;

б) права и обязанности сторон;

в) порядок и сроки зачисления и списания денежных средств со специальных счетов;

г) обязанность лица, осуществляющего банковское сопровождение, в рамках мониторинга и контроля расчетов обществ, осуществляемых при исполнении сопровождаемого самоокупаемого инфраструктурного проекта, представлять ежеквартально, не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом (далее - отчетный период), обществам информацию о целевом использовании средств, источником которых являются средства Фонда национального благосостояния, либо о выявлении намерений и (или) фактов нецелевого использования указанных средств при реализации мероприятий самоокупаемого инфраструктурного проекта, представляемую в рамках банковского сопровождения самоокупаемого инфраструктурного проекта, а также включающую в себя:

сведения о проведении операций со средствами Фонда национального благосостояния на специальных счетах в форме выписки о движении денежных средств по специальным счетам обществ за отчетный период;

данные об объеме полученных, использованных и возвращенных обществами средств Фонда национального благосостояния на специальных счетах за отчетный период, а также об остатке не использованных обществами средств Фонда национального благосостояния на конец отчетного периода;

отчет по специальным счетам обществ о проведении операций в форме выписки о движении денежных средств по специальным счетам за отчетный период, оборотно-сальдовой ведомости по специальным счетам за отчетный период, а также информацию о текущих остатках на специальных счетах на последнее число отчетного периода;

д) случаи и порядок внесения изменений в договор о банковском сопровождении самоокупаемого инфраструктурного проекта и его расторжения;

е) согласованную с обществами информацию, указываемую в платежном документе;

ж) право лица, осуществляющего банковское сопровождение, осуществить проверку платежного документа в порядке и сроки, которые согласованы с обществами;

з) перечень и порядок представления обществами документов, подтверждающих основание платежа;

и) порядок и сроки проверки лицом, осуществляющим банковское сопровождение, представляемых обществами документов, подтверждающих основание платежа;

к) право лица, осуществляющего банковское сопровождение, отказать в осуществлении платежа по платежным документам при несоответствии платежа целевому использованию в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, а также иные случаи для отказа в осуществлении платежа, порядок и условия такого отказа;

л) порядок приостановления предоставления обществам средств Фонда национального благосостояния в случае неподтверждения целевого характера их использования в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил до принятия Правительством Российской Федерации решения о возобновлении предоставления обществам соответствующих средств;

м) порядок и условия досрочного возврата обществами средств Фонда национального благосостояния в случае неподтверждения целевого характера их использования в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

5. Основными задачами мониторинга и контроля являются:

а) сбор и анализ информации о ходе реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, в том числе об отклонениях фактических значений основных параметров самоокупаемого инфраструктурного проекта от плановых величин, указанных в паспорте самоокупаемого инфраструктурного проекта;

б) контроль за целевым использованием средств Фонда национального благосостояния при реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта.

Использование средств Фонда национального благосостояния при реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта признается целевым при соблюдении следующих условий:

доведение средств Фонда национального благосостояния до обществ;

использование обществами средств Фонда национального благосостояния в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) выявление рисков самоокупаемого инфраструктурного проекта на этапе реализации, а также подготовка предложений по их устранению либо минимизации негативного влияния на показатели основных параметров самоокупаемого инфраструктурного проекта.

6. Средства Фонда национального благосостояния считаются использованными на цели, определенные паспортом самоокупаемого инфраструктурного проекта, в случае оплаты (в том числе авансирования) за счет этих средств сырья, материалов (в том числе расходных и горюче-смазочных), расходов по контрактам на проектирование, строительство самоокупаемого инфраструктурного проекта и его ввод в эксплуатацию, лицензий, конструкций, оборудования, комплектующих, запасных частей, работ (включая строительно-монтажные, пусконаладочные, предпроектные и проектно-изыскательские работы, разработку исходно-разрешительной, проектно-сметной и рабочей документации, экспертизу проектно-изыскательской документации, приобретение и (или) оформление технико-экономической документации, подготовку территорий, проектирование и проведение кадастровых работ) и услуг (включая строительный контроль, авторский надзор, услуги технического заказчика, услуги по содержанию административных и производственных зданий и сооружений), аренды (включая фрахт средств транспортировки) и финансовой аренды (лизинга), выплаты заработной платы с учетом начислений и социальных выплат, налогов и сборов, непосредственно связанных с реализацией самоокупаемого инфраструктурного проекта, процентов по займам и кредитам, предоставленным на цели реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта прямо или косвенно лицом, осуществляющим банковское сопровождение.

Компенсация за счет средств Фонда национального благосостояния расходов, понесенных обществами на цели самоокупаемого инфраструктурного проекта за счет заемных средств, предоставленных лицом, осуществляющим банковское сопровождение, на цели реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта (погашение основного долга и процентов по займам и кредитам) со своих расчетных счетов, открытых у лица, осуществляющего банковское сопровождение, и (или) в иных кредитных организациях в части платежей в иностранной валюте, осуществляется прямо или косвенно лицом, осуществляющим банковское сопровождение, в случае осуществления таких расходов после включения самоокупаемого инфраструктурного проекта в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридическими лицами, в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 2044-р, либо после выполнения отлагательных условий, предусмотренных паспортом самоокупаемого инфраструктурного проекта (в зависимости от того, что наступит ранее), а также после представления обществами лицу, осуществляющему банковское сопровождение, в качестве подтверждения понесенных расходов следующих документов:

платежные поручения на оплату (в том числе предварительную оплату) товаров, работ и услуг, непосредственно связанных с реализацией самоокупаемого инфраструктурного проекта;

акты приемки поставленных товаров, акты о выполненных работах и оказанных услугах, непосредственно связанных с реализацией самоокупаемого инфраструктурного проекта, и (или) договоры о поставке товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг, непосредственно связанных с реализацией самоокупаемого инфраструктурного проекта (в случае предварительной оплаты);

счета-фактуры (при необходимости) на поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги, непосредственно связанные с реализацией самоокупаемого инфраструктурного проекта.

7. Предметом мониторинга и контроля являются:

а) ход реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта (своевременность и полнота выполнения мероприятий в рамках реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта);

б) контроль за целевым использованием средств Фонда национального благосостояния в целях реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта;

в) выполнение обществами принятых на себя обязательств при реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, предусмотренных паспортом самоокупаемого инфраструктурного проекта.

II. Порядок представления и рассмотрения документов в рамках
мониторинга и контроля

8. Лицо, осуществляющее банковское сопровождение, ежеквартально, не позднее 5-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом, направляет обществам отчеты, содержащие информацию о целевом использовании денежных средств на специальных счетах либо о выявлении намерений и (или) фактов их нецелевого использования при реализации мероприятий самоокупаемого инфраструктурного проекта, представляемые в рамках банковского сопровождения самоокупаемого инфраструктурного проекта (далее - отчет лица, осуществляющего банковское сопровождение), а также включающие в себя:

сведения о проведении операций с денежными средствами на специальном счете в форме выписки о движении денежных средств по специальному счету за отчетный период;

данные об объеме полученных, использованных и возвращенных обществами денежных средств на специальном счете за отчетный период, а также об остатке не использованных обществом таких средств на конец отчетного периода.

Отчеты лица, осуществляющего банковское сопровождение, составляются на бумажном носителе и подписываются уполномоченным лицом лица, осуществляющего банковское сопровождение.

Лицо, осуществляющее банковское сопровождение, несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в отчетах лица, осуществляющего банковское сопровождение. В случае неподтверждения целевого характера использования денежных средств в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил на специальных счетах, информация о котором зафиксирована в отчетах лица, осуществляющего банковское сопровождение, лицо, осуществляющее банковское сопровождение, обязано перечислить на счет по учету средств Фонда национального благосостояния, открытый Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации, денежные средства в объеме денежных средств, зачисленных на специальный счет, использованных нецелевым образом.

9. Общества в целях мониторинга и контроля:

а) ведут раздельный бухгалтерский учет денежных средств, поступивших на специальный счет;

б) ежеквартально, не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в уполномоченный орган отчет лица, осуществляющего банковское сопровождение, а также отчет, подписанный уполномоченным лицом общества, на бумажном и электронном носителях, содержащий информацию:

о достижении целей самоокупаемого инфраструктурного проекта в соответствии с пунктами 4 и 5 паспорта самоокупаемого инфраструктурного проекта, об оценке потенциального спроса (объема рынка) на продукцию (услуги) в соответствии с пунктом 6 паспорта самоокупаемого инфраструктурного проекта, а также о рисках реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта в соответствии с паспортом самоокупаемого инфраструктурного проекта;

о ходе реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, в том числе о ходе исполнения мероприятий, предусмотренных паспортом самоокупаемого инфраструктурного проекта;

о ходе финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта за счет всех источников финансирования, в том числе об объеме полученных и использованных средств Фонда национального благосостояния;

о фактических сроках привлечения и направления привлеченных средств Фонда национального благосостояния на финансирование самоокупаемого инфраструктурного проекта;

о доле средств Фонда национального благосостояния в совокупном объеме финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта за счет всех источников;

о целевом использовании средств Фонда национального благосостояния при финансировании самоокупаемого инфраструктурного проекта;

об актуализированном реестре договоров, заключенных обществами с подрядчиками в рамках реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, с указанием предмета, цены и исполнителя соответствующего договора, а также статуса исполнения договора и его фактической оплаты;

о наличии или отсутствии предложений о внесении изменений в паспорт самоокупаемого инфраструктурного проекта;

в) уведомляют в письменной форме уполномоченный орган о завершении ввода в эксплуатацию всех объектов, предусмотренных паспортом самоокупаемого инфраструктурного проекта, в течение 30 рабочих дней с даты ввода в эксплуатацию соответствующих объектов.

10. Уполномоченный орган ежеквартально, до последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом, по результатам рассмотрения документов, указанных в подпункте "б" пункта 9 настоящих Правил, формирует и направляет за подписью руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа в Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и обществам ежеквартальный отчет уполномоченного органа (далее - ежеквартальный отчет).

11. Ежеквартальный отчет содержит:

а) информацию о достижении целей самоокупаемого инфраструктурного проекта в соответствии с пунктами 4 и 5 паспорта самоокупаемого инфраструктурного проекта, оценку потенциального спроса (объема рынка) на продукцию (услуги) в соответствии с пунктом 6 паспорта самоокупаемого инфраструктурного проекта, а также о рисках реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта в соответствии с паспортом самоокупаемого инфраструктурного проекта;

б) информацию о ходе реализации самоокупаемого инфраструктурного проекта, в том числе о ходе исполнения мероприятий, предусмотренных паспортом самоокупаемого инфраструктурного проекта;

в) информацию о ходе финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта за счет всех источников финансирования, в том числе об объеме полученных и использованных средств Фонда национального благосостояния;

г) информацию о фактических сроках привлечения и направления привлеченных средств Фонда национального благосостояния на финансирование самоокупаемого инфраструктурного проекта;

д) информацию о доле средств Фонда национального благосостояния в совокупном объеме финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта за счет всех источников;

е) информацию о целевом использовании средств Фонда национального благосостояния при финансировании самоокупаемого инфраструктурного проекта;

ж) предложение о внесении изменений в паспорт самоокупаемого инфраструктурного проекта (при необходимости);

з) предложение о приостановлении выделения средств Фонда национального благосостояния до устранения выявленных в ходе мониторинга и контроля нарушений (при необходимости);

и) предложение о досрочном выполнении обществами обязательств по возврату средств Фонда национального благосостояния (при необходимости).

12. В случае установления уполномоченным органом фактов нецелевого использования средств Фонда национального благосостояния в ежеквартальном отчете указывается размер средств, направленных на нецелевое использование, и период их нецелевого использования.

13. Мониторинг и контроль предусматривают проведение уполномоченным органом плановых и внеплановых выездных мероприятий в отношении обществ.

14. Плановые выездные мероприятия осуществляются уполномоченным органом не реже одного раза в год. Информация о проведении таких выездных мероприятий направляется обществам не позднее чем за 10 рабочих дней до даты проведения соответствующего выездного мероприятия.

15. По результатам осуществления выездных мероприятий уполномоченный орган:

а) учитывает полученную информацию при подготовке ежеквартального отчета;

б) не позднее 20-го рабочего дня со дня завершения выездного мероприятия направляет в общества в письменной форме рекомендации по устранению выявленных нарушений или разногласий (при необходимости);

в) принимает в пределах своей компетенции меры, направленные на устранение выявленных нарушений или разногласий (при необходимости).