9 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. Комплекс мер по организации строительства жилья

9. Комплекс мер по организации строительства жилья

При осуществлении строительства жилья для северных переселенцев необходимо проводить работу по регламентации очередности предоставления государственной финансовой поддержки, оказываемой северным переселенцам, имея в виду преимущественное и первоочередное переселение социально незащищенных категорий граждан, особенно в первый период реализации Программы. Более детальная регламентация этой очередности может предусматриваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации северных территорий.

В составе общего со строительством комплекса работ необходимо обеспечивать обязательное выполнение следующих процессов:

организация переезда северных переселенцев;

организация их социальной адаптации.

Участниками реализации Программы являются:

государственные органы и специализированные службы;

органы территориального управления северных регионов и администрации предприятий, осуществляющие выявление желающих переселиться, их отбор, согласование районов и населенных пунктов вселения;

ведомства и производственные структуры, характеризующиеся межрегиональной деятельностью, участвующие в реализации Программы для своего персонала;

органы территориального управления и производственные структуры в районах вселения, осуществляющие согласование районов и населенных пунктов вселения, предпроектные и проектные работы, ресурсообеспечение, подбор исполнителей, строительство и приемку объектов в эксплуатацию, социальную адаптацию северных переселенцев;

объединения северных переселенцев, заинтересованные в мобилизации финансовых средств и выполняющие функции контроля за реализацией Программы и защиты интересов переселенцев.

Для реализации Программы наряду с уже имеющимися государственными структурами могут создаваться специализированные государственные производственные предприятия (объединения), осуществляющие комплекс соответствующих работ и функционирующие под руководством Госкомсевера России. Предприятия будут обеспечивать исполнение следующих функций:

застройщика;

банковских структур;

страховых компаний;

транспортно-экспедиционных организаций;

служб трудоустройства и других видов социальной адаптации северных переселенцев;

территориальных филиалов и доверенных представителей центрального аппарата предприятия;

службы мониторинга.

Количество таких предприятий обусловливается годовым объемом работ по реализации Программы. Предприятия осуществляют свои функции преимущественно в рекомендуемых Программой районах приема северных переселенцев.

Наряду с организационными формами комплексных государственных предприятий целесообразно практиковать привлечение к строительству жилья для северных переселенцев отраслевых предприятий и специально создаваемых при северных администрациях фирм, осуществляющих функции застройщика, а при необходимости выполняющих работы хозяйственным способом. Выбор предпочтительных организационных форм осуществления инвестиционного процесса должен предусматривать вариантный и конкурсный отбор по критерию наиболее эффективного использования средств государственной поддержки строительства путем организации тендеров и подрядных торгов с привлечением при необходимости представителей Минстроя России.

Для реализации Программы в районах, имеющих особо выгодное геополитическое положение, таким территориям предоставляется право пользования особо благоприятным режимом хозяйствования. На эти территории должно распространяться действие специальных административно-правовых мер (специального порядка внешнеторгового, налогового, валютного, трудового и других видов регулирования). Вместе с тем, это не предполагает установления их экстерриториальности. Администрации соответствующих территориальных образований должны получить следующие дополнительные права:

регулировать взаимоотношения всех участников внешнеэкономической деятельности, в том числе совместных и иностранных предприятий, с последующим согласованием с Минфином России;

самостоятельно устанавливать квоты и выдавать разрешения (лицензии) на ввоз и вывоз товаров и услуг (исходя из потребности территориального узла), на реализацию населению продукции предприятий района;

стимулировать комбинирование хозяйственных структур в строительстве для соединения выполняемых ими смежных технологических процессов в единый производственный цикл;

выдавать разрешения на открытие представительств отечественных и иностранных фирм, банков, акционерных компаний;

вступать в прямые отношения с иностранными фирмами, используя различные формы сотрудничества;

принимать решения и другие нормативные акты, регулирующие условия хозяйственной деятельности в пределах территориального узла;

решать вопросы социального развития, обеспечения занятости населения, оказывать различные формы материальной помощи малоимущим категориям переселенцев.