8 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. Финансовое обеспечение строительства жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

8. Финансовое обеспечение строительства жилья
для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей

Потребность в средствах для финансирования строительства обеспечивается за счет следующих источников:

личные средства северных переселенцев;

сбережения граждан, включая средства, полученные от продажи недвижимости, ценных бумаг и других видов собственности;

кредиты;

средства коллективных объединений граждан (вовлеченные в оборот) и другие виды средств;

средства бюджетов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации северных территорий (в том числе компенсация за жилье, освобождаемое северными переселенцами, предоставляемая в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. N 1141 "О нормах возмещения расходов по найму, аренде и приобретению жилой площади гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о размерах компенсаций, выплачиваемых за освобождаемое жилье при выезде граждан из указанных районов и местностей"), а также средства предприятий и организаций северных регионов;

средства федерального бюджета: капитальные вложения (с использованием казначейских обязательств) в жилищное строительство, а также безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья, предоставляемые в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 1278 "Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья";

средства федерального бюджета и субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. N 533 "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность".

Принципиальное распределение долей указанных источников в финансировании определялось в 1993 - 1994 годах в соответствии с "Временной методикой долевого участия бывшего Госкомсевера России государственными капитальными вложениями в реализации Государственной программы строительства жилья на территории Российской Федерации для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утвержденной Постановлением коллегии бывшего Госкомсевера России от 24 апреля 1993 г. и согласованной с Минэкономики России.

С принятием Программы затраты на жилищное строительство в размере до 30 процентов необходимой суммы компенсируются Госкомсевером России из средств федерального бюджета, 70 процентов обеспечиваются за счет средств местных бюджетов, предприятий и переселяемых граждан в соответствии с разработанными и утвержденными региональными программами переселения. Финансовая поддержка со стороны государства строительства жилья для северных переселенцев в южных районах Сибири и Дальнего Востока предусматривается в увеличенных размерах - с компенсацией переселяющимся гражданам до 50 процентов затрат за счет средств федерального бюджета.

Необходимо предусмотреть в составе нормативных документов, принимаемых в развитие действующего законодательства о восстановлении и защите сбережений граждан, положений о преимущественном предоставлении северным переселенцам (в первую очередь выезжающим в южные районы Сибири и Дальнего Востока) государственной недвижимости в качестве залоговой базы для финансового обеспечения строительства жилья.

Капитальные вложения, финансируемые за счет федерального бюджета, выделяются субъектам Российской Федерации для выполнения ими конкретных объемов строительства на основе заключенных договоров с Госкомсевером России. Размер средств определяется ассигнованиями на эти цели, предусмотренными в федеральном бюджете на соответствующий год, пропорционально количеству выезжающих из каждого региона. В качестве дополнительного фактора распределения финансовых ресурсов, выделяемых из средств федерального бюджета, предусматривается учет разницы в стоимости строительства на территориях особо стратегически важных принимающих регионов и средней стоимости по стране при условии планирования и фактического исполнения фиксированных объемов жилищного строительства на этих территориях для переселенцев из конкретных районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для учета различного экономического потенциала северных районов предусматривается разработка специального нормативно-методического документа, регламентирующего размер увеличения доли каждого района в общем объеме выделяемых финансовых средств из федерального бюджета с учетом показателя дотационности конкретной территории. Средства из федерального бюджета выделяются в порядке завершения ранее начатого строительства при условии, что размеры задела составляют не менее 25 - 30 процентов. Средства из федерального бюджета, выделенные получателям, передаются через Госкомсевер России, который выполняет функции государственного заказчика, при распределении государственных капитальных вложений. При этом решениями органов исполнительной власти возможно фиксирование долей общего объема средств федерального бюджета, передаваемых конкретным субъектам северных регионов Российской Федерации.

В соответствии с решением Госкомсевера России для обеспечения необходимыми финансовыми средствами северных переселенцев, не имеющих стабильного прикрепления к конкретным территориям (геологи, изыскатели, гидрологи, картографы, строители дорог и других магистралей и так далее), часть средств направляется на строительство жилья через специализированные предприятия министерств и ведомств, характеризующихся межрегиональным характером деятельности.

Бюджетные средства в виде безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет. В целях эффективного использования безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 1278 необходимо внести уточнение и дополнение в это Постановление, имея в виду предоставление прав органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации северных территорий получать на эти цели средства из федерального бюджета для финансовой поддержки северных переселенцев, проработавших 10 и более лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и выезжающих в районы юга и средней полосы России для строительства или приобретения жилья (с первоочередным предоставлением такой поддержки лицам, выезжающим в южные районы Сибири и Дальнего Востока). Аналогичные предложения подготавливаются в проект федерального закона о переселении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Для повышения эффективности финансового обеспечения строительства жилья рекомендуется объединять средства различных министерств и ведомств на конкретных объектах жилищного строительства с последующим распределением вводимого жилья пропорционально долевому участию.

Общий объем кредитных ресурсов определяется суммарной величиной, складывающейся из ежегодно передаваемых финансовых средств в период с 1995 по 1997 годы, а также средствами, образующимися за счет платежей, взимаемых с заемщиков по процентам за предоставленный кредит. Предоставление льготных кредитов гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 10 и более лет, предусматривается с учетом очередности, определяемой размерами среднедушевого годового дохода в расчете на одного члена семьи.

Учитывая тенденцию снижения объемов бюджетного финансирования, необходимо использовать следующие варианты инициирования создания благоприятных условий для привлечения на реализацию Программы частных инвестиций, то есть средств физических и юридических лиц:

применение территориального (муниципального) облигационного займа, основанного на эмиссии территориальных (муниципальных) ценных бумаг и финансовых операциях с ними, с учетом предлагаемого Госкомсевером России механизма финансирования;

создание в административно-национальных образованиях северных территорий объединений (корпораций, консорциумов и др.), в состав которых войдут администрации территорий, банки, страховые компании, предприятия производственных отраслей. Основой внедрения этого механизма являются гарантия со стороны органов исполнительной власти, наличие не менее 10 процентов готового жилья и не менее 20 процентов недостроенного, необходимого для переселенцев данного региона, а также стартовый капитал, который может быть предоставлен банковскими структурами и Госкомсевером России в виде компенсаций затрат администрациям и предприятиям данного региона на выполненные строительные объемы по уже возведенным и недостроенным объектам;

использование возможностей мобилизации ресурсов северных территорий как залоговых стоимостей в целях получения беспроцентных кредитов отечественных и зарубежных инвесторов.

Мобилизация собственных средств граждан осуществляется за счет:

жилищных сертификатов;

ипотечных кредитов;

коллективных форм депозитных вкладов и других источников.

Рекомендуется содействовать накоплению собственных средств граждан через территориальные отделения банков и другие коммерческие структуры, в том числе через специализированные банковские структуры, создаваемые при государственных предприятиях, реализующих Программу.

Дополнительным источником является использование незавершенных строительных объектов в рекомендованных Программой территориях приема северных переселенцев, а также средств, получаемых за счет реинвестиционных ресурсов, для финансирования жилищного строительства.