ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1999 - 2002 ГОДЫ" | ПАСПОРТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1999 - 2002 ГОДЫ"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1999 - 2002 ГОДЫ" 
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 1999 - 2002 ГОДЫ" 
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Развитие
земельной реформы в Российской
Федерации на 1999 - 2002 годы"
Дата принятия решения - протокол первого заседания "круглого
о разработке Программы стола" по проблемам земельной реформы
(наименование документа) от 26 декабря 1997 г.
Государственные - Государственный комитет Российской
заказчики Программы Федерации по земельной политике
(координатор), Министерство сельского
хозяйства и продовольствия Российской
Федерации
Основные разработчики - Государственный комитет Российской
Программы Федерации по земельной политике,
Министерство экономики Российской
Федерации, Министерство сельского
хозяйства и продовольствия Российской
Федерации, Министерство
государственного имущества Российской
Федерации, Государственный комитет
Российской Федерации по строительству
и жилищно - коммунальному комплексу,
федеральный кадастровый центр "Земля",
Институт государства и права
Российской академии наук,
Исследовательский центр частного права
при Президенте Российской Федерации,
Институт экономических проблем
переходного периода, Всероссийский
институт аграрных проблем и
информатики, Союз землевладельцев
России
Цели и задачи Программы - повышение эффективности использования
земли, создание условий для увеличения
социального, инвестиционного,
производительного потенциала земли и
превращение ее в самостоятельный
фактор экономического роста
Сроки и этапы реализации - 1999 - 2002 годы:
Программы I этап - 1999 - 2000 годы
II этап - 2001 - 2002 годы
Перечень основных - разработка и совершенствование на всех
мероприятий Программы уровнях правовой и нормативной базы
регулирования земельных отношений;
создание механизма, реализующего права
собственников земельных долей;
создание механизма, обеспечивающего
приватизацию городских земель при
приватизации государственных и
муниципальных предприятий и развитие
оборота земель в городах и поселениях;
разграничение земель, находящихся в
федеральной собственности,
собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной
собственности;
создание инфраструктуры рынка земли;
развитие механизма ипотечного
кредитования;
введение государственного земельного
кадастра;
совершенствование системы земельных
платежей;
зонирование территорий;
проведение массовой оценки земель;
картографическое, геодезическое и
землеустроительное обеспечение
земельной реформы;
ведение мониторинга земель;
техническое оснащение службы
государственного контроля за
использованием и охраной земель,
создание денежного фонда охраны
земель;
проведение информационно -
разъяснительной работы среди
населения;
создание специализированных
информационно - консультационных
центров;
организация в высших и средних
специальных учебных заведениях
лабораторий современных
геоинформационных технологий;
подготовка и переподготовка кадров;
установление правил бухгалтерского
учета для сельскохозяйственных
организаций, отражающих операции с
земельными долями
Объемы и источники (млн. рублей)
финансирования 1999 - 2002 годы 2000 год
Всего 4015 1267
в том числе
федеральный бюджет 2472 825
бюджеты субъектов 1279 354
Российской Федерации
и местные бюджеты
прочие источники 264 88
Ожидаемые конечные - закрепление конституционных прав
результаты реализации граждан свободно распоряжаться участком
Программы земли и земельной долей под жестким
контролем государства;
разграничение земель, находящихся в
федеральной собственности,
собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной
собственности;
создание рынка земли и недвижимости как
единого имущественного комплекса;
развитие ипотеки земли и создание
благоприятных условий для инвестиций;
эффективное и рациональное
использование земельных ресурсов на
всех уровнях управления ими;
повышение поступлений от платежей за
землю в доходную часть бюджета
Введение
Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв. При этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения крайне политизированы.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию земельной реформы в Российской Федерации.
Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Федеральная целевая программа "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с протоколом первого заседания "круглого стола" от 26 декабря 1997 г. N Пр-2212 и поручением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 г. N ВЧ-П1-41711.