3 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА. Правовое обеспечение Программы

3. Правовое обеспечение Программы

Действующее законодательство не отражает социальную и экономическую направленность преобразования земельных отношений и нуждается в существенном обновлении. Проведение реформы на основе подзаконных актов не обеспечивает гарантий собственникам, пользователям земли, инвесторам и иным участникам рынка земли. Реформа должна проводиться, опираясь на широкую законодательную базу, в первую очередь на Земельный кодекс Российской Федерации, без принятия которого не может быть сформирована полноценная система земельного законодательства.

Правовое обеспечение развития земельной реформы в России будет осуществляться по направлениям, обеспечивающим необходимость и достаточность правового регулирования земельных отношений. В этих целях предусматривается:

развитие законодательства, регулирующего отношения собственности на землю и другую недвижимость;

создание гарантий конституционных прав граждан на землю;

принятие законодательных актов, предусматривающих правовой механизм эффективного управления землей и другой недвижимостью, создание рыночной инфраструктуры;

развитие законодательства, регулирующего рынок земли и другой недвижимости;

правовое обеспечение рационального использования и охраны земель как в сельскохозяйственной, так и несельскохозяйственной сферах.

Необходимо сохранить преемственность в регулировании земельных отношений в той части, которая не противоречит целям и задачам социально - экономических реформ.

Земельное законодательство будет развиваться на базе положений Конституции Российской Федерации, а в части правового регулирования рынка земли и другой недвижимости - на базе Гражданского кодекса Российской Федерации путем расширения норм гражданского права с учетом специфики земельных отношений.

На I этапе реализации Программы предусматривается разработка проектов следующих федеральных законов:

"О государственных и муниципальных землях", в котором будут урегулированы условия и порядок разграничения земель, находящихся в государственной собственности, по объектам федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, а также находящихся в муниципальной собственности, определены система органов управления и порядок распоряжения федеральной земельной собственностью, условия и порядок передачи объектов федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность по миновании федеральных нужд, а также условия и порядок передачи муниципальной земельной собственности и собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность;

"О государственном земельном кадастре", который определит систему органов по ведению земельного кадастра, требования, предъявляемые к кадастровой документации, порядок и условия ее предоставления заинтересованным государственным органам, юридическим лицам и гражданам;

"О землеустройстве", который определит участников землеустроительных отношений, порядок проведения землеустройства в городах и других поселениях, межевания земель и внутрихозяйственного землеустройства, взаимоотношения организаций, проводящих землеустройство, с заинтересованными лицами, формы государственного участия в проведении землеустроительных работ, порядок утверждения землеустроительных проектов;

"Об оценке земель", в котором устанавливаются процедуры определения рыночной и кадастровой стоимости земельных участков, закрепляется принцип оценочного зонирования, предусматривается создание системы оценки земель, определение правового статуса оценщиков земель и их взаимоотношении с государственными органами и заинтересованными лицами;

"О государственном регулировании и особенностях ограниченного оборота сельскохозяйственных земель", в котором будут предусмотрены меры, направленные на сохранение продуктивных сельскохозяйственных земель. Закон должен стимулировать собственников рационально использовать землю и предусматривать возможность изъятия у них необрабатываемых и неэффективно используемых земельных участков с выплатой компенсации. В законе будут установлены цели, для реализации которых могут быть проданы земельные участки сельскохозяйственного назначения, порядок изменения целевого назначения использования земель при совершении сделок с земельными участками, круг лиц, имеющих право на приобретение земельных участков для сельскохозяйственного производства, предельные размеры приобретаемых в собственность в субъектах Российской Федерации земельных участков. Законодательно оформляются меры по ограничению оборота земель сельскохозяйственного назначения: запрет на продажу участков из состава указанных земель иностранным гражданам, ограничение права на продажу таких участков в течение определенного срока, если они были приватизированы на бесплатной основе, и другие. В целях предупреждения существенного занижения цены продаваемого земельного участка сельскохозяйственного назначения по сравнению с рыночными ценами на аналогичные участки в данной местности при иных сходных условиях сделки за органами местного самоуправления должно быть закреплено право выкупа данного земельного участка. Дальнейшее развитие получит и законодательство об аренде земель сельскохозяйственного назначения;

"О землях городов и иных поселений", устанавливающий правовой режим использования земель поселений, порядок их оборота;

"О порядке изъятия земельных участков в государственную и муниципальную собственность".