II. Показатели оценки социально-экономического эффекта хода реализации Программы

II. Показатели оценки социально-экономического эффекта хода
реализации Программы

В самом общем случае под эффектом понимается результат деятельности безотносительно к тому, какими усилиями он достигнут.

С учетом этого под социально-экономическим эффектом от реализации Программы понимается результат общественно-экономического характера от реализации всего комплекса мероприятий, предусмотренных Программой. В данном случае рассматривается влияние модернизации образования на качество жизни (уровень потребления материальных и социальных благ, оцениваемый главным образом объемом валового внутреннего продукта на душу населения и уровнем социальной стабильности общества), на конкурентоспособность государства.

Социально-экономический эффект хода реализации Программы определяется на конкретный момент времени. Под социально-экономическим эффектом хода реализации Программы на определенный момент времени понимается результат общественно-экономического характера от реализации проведенных к данному моменту времени мероприятий. Он является функцией времени и представляется в виде хронологической последовательности результатов от реализации мероприятий, определенных через установленные интервалы времени. Учитывая, что заложенные в Программе показатели и индикаторы определены по годам планового периода, а также принимая во внимание сложившуюся в стране систему статистической отчетности, в настоящей методике оценку социально-экономического эффекта хода реализации Программы рекомендуется проводить в годовом срезе.

Социально-экономический эффект хода реализации Программы определяется кумулятивным (нарастающим) итогом и на момент окончания Программы соответствует социально-экономическому эффекту от ее реализации.

Необходимо различать плановый и фактический социально-экономический эффект от реализации Программы, а также плановый и фактический социально-экономический эффект хода реализации Программы. Плановые показатели социально-экономического эффекта рассчитываются на основе плановых характеристик состояния системы образования, а фактические показатели - на основе фактически достигнутых характеристик.

Существенное многообразие направлений развития образования, разноаспектность его влияния на социальные и экономические стороны жизни общества, значительная номенклатура показателей, характеризующих состояние системы образования и отражающих его влияние на общество, обусловливают необходимость сведения множества частных показателей к единому интегральному показателю.

Сведение всех социально-экономических аспектов Программы к единому интегральному показателю (W) проводится с учетом весовых коэффициентов учитываемых факторов. Вместе с тем сведение множества разноаспектных частных показателей к единому показателю приводит к тому, что абсолютная величина интегрального показателя не имеет ясного физического смысла. Представление о социально-экономическом эффекте Программы и ходе ее реализации может быть получено только на основе относительных показателей.

Оценка хода модернизации образования может проводиться с разной целью и в разном объеме, что определяет и разнообразие используемых для этого показателей.

Показатели оценки хода реализации Программы
на федеральном уровне

В качестве основных показателей хода реализации Программы в стране, то есть для оценок федерального уровня принимаются:

1) уровень достижения планируемого социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования на конец t-го года. Указанный показатель определяется по формуле:

,

где:

- показатель, отражающий уровень достижения планируемого социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования на конец t-го года;

- интегральный плановый показатель социально-экономического эффекта в t-м году от реализации мероприятий, предусмотренных Программой;

- интегральный фактически достигнутый на конец t-го года показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования;

2) отклонение фактического социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в t-м году от планового показателя (). Указанный показатель определяется по формуле:

;

3) коэффициент роста социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по модернизации образования в t-м году, определяемый по зависимости:

,

где:

- коэффициент роста социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в t-м году. Указанный коэффициент показывает во сколько раз на конец t-го года (по сравнению с состоянием системы образования на начало ее развития) вырос интегральный социально-экономический эффект системы образования;

- интегральный начальный показатель состояния системы образования (конец 2010 года);

- интегральный фактически достигнутый на конец t-го года показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования.

Плановые, фактические и начальный интегральные показатели , , рассчитываются на основе только тех характеристик состояния системы образования, которые установлены в Программе.

Если показатель и соответственно , реальное состояние системы образования на конец t-го года выше запланированного уровня, что свидетельствует о нормальном ходе реализации мероприятий Программы.

При < 100%, < 0 реальное состояние системы образования на конец t-го года ниже запланированного уровня, что свидетельствует об отставании хода преобразований.

Показатели оценки хода реализации Программы
на региональном уровне

Оценка социально-экономического эффекта хода реализации мероприятий по развитию образования в регионах в соответствии с общими положениями настоящей методики может проводиться по двум направлениям.

При проведении оценки с целью определения места региона в развитии системы образования страны используются показатели, по содержанию аналогичные рекомендуемым выше первым двум показателям для оценки хода реализации Программы на федеральном уровне.

Коэффициенты роста социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по модернизации образования в регионе в данном случае не рассчитываются, так как не могут использоваться для сравнительного анализа вследствие различий состояния образования в регионах на начало его модернизации.

Таким образом, для оценки хода реализации Программы на региональном уровне применяются следующие показатели:

1) уровень достижения планируемого социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в регионе на конец t-го года. Указанный показатель определяется по формуле:

,

где:

- уровень достижения планируемого социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в регионе на конец t-го года;

- интегральный фактически достигнутый на конец t-го года показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в конкретном регионе;

- интегральный плановый показатель социально-экономического эффекта в t-м году от реализации Программы в регионе;

2) отклонение фактического социально-экономического эффекта от развития системы образования в регионе в t-м году от планового показателя по стране в целом (). Указанный показатель определяется по формуле:

.

Плановые и фактические интегральные показатели , рассчитываются на основе только тех характеристик состояния системы образования, которые установлены в Программе.

Области значений показателей

Если > , = , < , то темпы развития образования в регионе к данному моменту времени соответственно превышают, равны или ниже средних по стране соответственно.

При проведении оценки хода развития образования в конкретном регионе с учетом особенностей состояния системы образования и приоритетов решаемых в регионе задач используются следующие показатели:

1) уровень достижения планируемого социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования на конец t-го года. Указанный показатель определяется по формуле:

, (а)

где:

- показатель, отражающий уровень достижения планируемого социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию системы образования в регионе на конец t-го года;

- интегральный плановый показатель социально-экономического эффекта в t-м году от реализации мероприятий по развитию образования в конкретном регионе;

- интегральный фактически достигнутый на конец t-го года показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в конкретном регионе.

Знак "*" означает, что при расчете показателей могут учитываться характеристики, не входящие в систему количественных показателей, которые установлены в Программе. Перечень учитываемых характеристик определяется в регионах исходя из особенностей и приоритетов решаемых задач по развитию системы образования;

2) отклонение фактического социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в конкретном регионе в t-м году от планового показателя (). Указанный показатель определяется по формуле:

, (б)

3) коэффициент роста социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в конкретном регионе в t-ом году, определяемый по зависимости:

, (в)

где:

- коэффициент роста социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в t-м году. Указанный коэффициент показывает во сколько раз на конец t-го года (по сравнению с состоянием системы образования на начало ее модернизации) вырос интегральный социально-экономический эффект от системы образования в регионе;

- интегральный начальный социально-экономический показатель состояния системы образования в конкретном регионе (на конец 2010 года);

- интегральный фактически достигнутый на конец t-го года показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в конкретном регионе.

Области значений показателей

Если показатель и соответственно , реальное состояние системы образования на конец t-го года выше запланированного уровня, что свидетельствует о нормальном ходе реализации мероприятий Программы. В противном случае проведение предусмотренных мероприятий идет с отставанием.

Показатели и , рассчитываются по приведенным формулам (а), (б), (в) в том случае, если в региональных программах по развитию образования предусмотрена градация частных социально-экономических показателей по годам программного периода.

В случае когда указанное условие не выполняется и в Программе отдельные индикативные показатели определены только на конец ее реализации, для оценки хода реализации мероприятий по развитию системы образования в конкретном регионе используется следующие показатели:

относительный региональный коэффициент темпа развития системы образования в t-м году ();

отклонение темпов модернизации образования в регионе от среднегодовых ().

Для определения указанных показателей используются соответственно следующие формулы:

,

,

где:

- региональный интегральный плановый показатель социально-экономического эффекта от реализации мероприятий по развитию образования в конкретном регионе на конец реализации Программы;

- интегральный показатель состояния регионального образования на начало его модернизации.

Показатели и указывают на отклонение темпов развития системы образования в регионе на конец t-го года по сравнению со среднегодовым темпом.

Область значений показателей

Выполнение условия () свидетельствует, что темп процесса развития системы образования в конкретном регионе соответствует среднегодовому показателю. При () идет опережение преобразований в системе образования по сравнению со среднегодовым показателем. () свидетельствует о необходимости внесения корректив по ускорению процесса развития системы образования в конкретном регионе.

Если в региональной программе развития образования определены годовые объемы финансирования мероприятий, то вместо показателей и рассчитываются соответственно показатели и , которые более объективно отражают ход преобразований системы образования в конкретном регионе. При этом применяются формулы:

,

,

где:

() - средневзвешенный по объему финансирования относительный региональный коэффициент развития образования в t-м году;

- объем финансирования мероприятий по развитию образования в конкретном регионе в k-м году с учетом средств, выделяемых как из федерального бюджета, так и из бюджета субъекта Российской Федерации.