Приложение 8. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДКОМИССИЯ

Приложение 8

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДКОМИССИЯ

8.1. Основными задачами инженерно-технической подкомиссии являются:

- определение состояния авиационной техники до и после авиационного происшествия;

- изучение характера ее эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта;

- выявление возможных недостатков в конструкции, технологии изготовления и ремонта, установление наличия (или отсутствия) отказов авиационной техники и причин этих отказов;

- проведение специальных исследований и испытаний с целью установления причин отказа авиационной техники.

8.2. Инженерно-техническая подкомиссия, как правило, состоит из следующих рабочих групп:

- анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники;

- планера и систем;

- силовых установок;

- авиационного и радиоэлектронного оборудования.

В случае необходимости в инженерно-технической подкомиссии могут быть образованы и другие рабочие группы. Рабочие группы, при необходимости, делятся на подгруппы.

8.3. Группа анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники устанавливает:

- своевременность и полноту выполнения регламентных работ, проведения доработок, замены агрегатов и устранения замечаний экипажа в процессе эксплуатации авиационной техники;

- полноту и качество последнего технического обслуживания по периодической и оперативной формам регламента, качество устранения замечаний экипажа за предыдущий полет, методы и эффективность устранения дефектов (особенно в случае их повторения), причины повторяемости дефектов;

- условия эксплуатации и хранения авиационной техники;

- уровень профессиональной подготовки инженерно-технического состава, обслуживающего данную авиационную технику;

- полноту и качество контроля за обслуживанием авиационной техники со стороны руководящего инженерно-технического состава;

- количество и качество заправленных горюче-смазочных материалов (ГСМ);

- наличие и состояние инструмента и технических средств, применяемых при обслуживании авиационной техники;

- качество ведения технической документации на авиационную технику, наличие необходимой руководящей и технической документации;

- повторные или опасные дефекты авиационной техники, выявленные в процессе эксплуатации;

- недостатки нормативной технической документации по эксплуатации авиационной техники.

8.4. Группа анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиационной техники изучает и анализирует:

- формуляры самолета (вертолета), двигателей и их агрегатов, техническую документацию, документацию на обслуживание, ремонт воздушного судна и его доработки по бюллетеням промышленности, указаниям ФАС России, другую документацию, свидетельствующую о состоянии авиационной техники перед авиационным происшествием;

- достоверность сведений, содержащихся в технической документации;

- записи бортовых самописцев в последнем и предыдущих полетах, показания свидетелей;

- документацию по расследованию авиационных происшествий, причины которых аналогичны данному происшествию;

- фактическое состояние организации и обеспечения технического обслуживания авиационной техники, условия ее эксплуатации и хранения;

- материалы и документы по организации подготовки инженерно-технического состава, эксплуатирующего авиационную технику.

8.5. По результатам работы группа составляет отчет, в котором отражает:

- данные по воздушному судну;

- данные по техническому обслуживанию и ремонту;

- оценку профессиональной подготовки инженерно-технического персонала, непосредственно обслуживающего воздушное судно, с указанием всех нарушений, допущенных при подготовке и допуске к самостоятельной работе;

- оценку организации и обеспечения технического обслуживания авиатехники с указанием всех выявленных отклонений от требований руководящих документов по технической эксплуатации авиатехники;

- все выявленные при расследовании нарушения и недостатки, допущенные инженерно-техническим персоналом в процессе технического обслуживания;

- оценку полноты и качества ремонта авиационной техники (по ремонтной документации);

- количество и качество ГСМ, находящихся на борту воздушного судна перед полетом;

- если при расследовании авиационного происшествия выявлены отказы систем и агрегатов воздушного судна, то приводится перечень всех имевшихся ранее отказов и неисправностей этих систем и агрегатов с оценкой способов их устранения;

- общую оценку качества технической эксплуатации воздушного судна.

К отчету прикладываются следующие материалы:

- карты-наряды на последнее оперативное и периодическое техническое обслуживание (в первый экземпляр - с приложениями, в остальные - без приложений);

- требования на заправку воздушного судна ГCM;

- акты отбора проб ГСМ;

- анализы ГСМ (спецжидкостей и газов при необходимости);

- справка по результатам проверки качества технического обслуживания авиационной техники на авиапредприятии, которому принадлежит воздушное судно (при необходимости);

- справка о подготовке и допуске к работе специалистов инженерно-авиационной службы (ИАС);

- объяснительные записки специалистов ИАС и копии протоколов их опроса (при необходимости).

8.6. Группы планера и систем, силовых установок, авиационного и радиоэлектронного оборудования изучают состояние воздушного судна после происшествия с целью выявления возможных отказов и установления их причин или подтверждения работоспособности авиационной техники в процессе возникновения и развития особой ситуации.

Рабочие группы (с учетом специфики каждой):

- изучают место авиационного происшествия, определяют пространственное положение воздушного судна и его конфигурацию в момент столкновения с землей;

- осматривают элементы конструкции воздушного судна, производят поиск недостающих элементов конструкции (при необходимости совместно с группой кроков);

- уточняют схему (кроки) места происшествия;

- изучают состояние элементов конструкции, систем и агрегатов воздушного судна, выявляют признаки отказов или работоспособности;

- проводят доступные на месте исследования и испытания объектов авиационной техники, отбирают элементы конструкции для отправки на лабораторные исследования;

- оформляют документацию на отправляемые для исследования объекты (после разрешения председателя комиссии);

- отбирают пробы ГСМ для анализа, отправляют их на исследование и анализируют полученные результаты;

- описывают и фотографируют системы и агрегаты воздушного судна с указанием характерных особенностей;

- изучают результаты расшифровки записей средств объективного контроля, показания членов экипажа, очевидцев и свидетелей, техническую документацию по эксплуатации авиационной техники;

- принимают, при необходимости, участие в опросе экипажа и других свидетелей;

- выполняют, при необходимости, натурную выкладку элементов конструкции воздушного судна;

- обобщают и анализируют результаты исследований авиационной техники, в том числе и проведенных ранее по аналогичным случаям;

- производят поиск и изъятие бортовых самописцев и радиоактивных датчиков;

- устанавливают наличие, причины и последствия пожара или взрыва, дают оценку работы систем пожаротушения.

8.7. По результатам работы группы планера и систем, силовых установок, авиационного и радиоэлектронного оборудования составляют отчеты, в которых приводят:

- подробное описание состояния элементов конструкции воздушного судна, систем и агрегатов с указанием признаков отказа или работоспособности;

- описание характера и последовательности разрушения авиационной техники;

- результаты исследований и экспериментов по определению работоспособности или причин отказов авиационной техники, проводившихся как на месте происшествия, так и в лабораторных условиях;

- описание признаков пожара, места и времени его возникновения;

- анализ записей средств объективного контроля;

- анализ полученных результатов с приведением доказательств работоспособности авиатехники или наличия отказов.

Приводятся режимы работы двигателей, важнейших систем и агрегатов, положение органов управления, механизации и шасси в момент авиационного происшествия. При наличии отказов систем указывается время и характер отказов, их взаимосвязь и последовательность, а также причины отказов.

К отчетам прикладываются:

- фотографии элементов конструкции воздушного судна с пояснениями;

- акты, протоколы по результатам осмотра, проверки, разборки, исследования агрегатов авиационной техники;

- отчеты по результатам исследования авиационной техники.

К отчету группы авиационного и радиоэлектронного оборудования, кроме того, прикладываются:

- акты на обнаружение и изъятие бортового самописца, магнитофона;

- акт на обнаружение и передачу радиоактивных устройств воздушного судна (оформляется в установленном порядке).

8.8. Инженерно-техническая подкомиссия по результатам работы рабочих групп оформляет отчет, в котором на основании обобщения и анализа материалов рабочих групп делает выводы о работоспособности авиационной техники, а при наличии отказов - об их последовательности, взаимовлиянии и причинах, а также дает оценку организации и качеству технического обслуживания и ремонта авиационной техники.

Отчет инженерно-технической подкомиссии составляется по следующей форме:

Рассмотрен на заседании комиссии
"__" __________________ ____ г.

Протокол N ____

ОТЧЕТ
инженерно-технической подкомиссии по результатам
работ, проведенных в связи с расследованием

__________________________________________________________________
                 (вид авиационного происшествия)
с самолетом (вертолетом) _________________________________________
                        (тип, гос. регистрационный опознавательный
__________________________________________________________________
                      знак, принадлежность)
__________________________________________________________________
                    (дата и место происшествия)

I. ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ, ПРОДЕЛАННЫЕ ПОДКОМИССИЕЙ

Приводится полный перечень основных работ, выполненных подкомиссией, с указанием прилагаемых отчетных документов.

Например:

- проведена натурная выкладка элементов конструкции (отчет, схемы и фотографии прилагаются);

- проведен эксперимент по имитации рассоединения проводки управления с записью на бортовом самописце (протокол с осциллограммами прилагается) и т.п.

II. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЗДУШНОМ СУДНЕ

Излагаются по следующей форме:

Самолет (вертолет) __________ (тип, государственный регистрационный и опознавательный знак, заводской номер) принадлежит ____________ (ОАО, управление, учебное заведение), эксплуатируется (организация-эксплуатант), выпущен предприятием ________________ (наименование, дата) и налетал с начала эксплуатации _________ час. ______ мин., произвел ___________ посадок, имел __________ ремонтов.

После последнего ремонта налетал _______ час. ______ мин., произвел ________ посадок. Последний ремонт проведен на заводе ________ (каком) (дата).

Имеет следующие ресурсы и календарные сроки службы:

назначенный ____ час., _____ посадок, в течение ____ лет;

до первого ремонта ____ час., _____ посадок, в течение ____ лет;

межремонтный _____ час., _____ посадок, в течение ____ лет.

Имеет свидетельство о государственной регистрации N ____ , выданное (дата выдачи и наименование органа, выдавшего свидетельство), действительное по (дата действия свидетельства).

При необходимости приводятся аналогичные данные по отказавшему двигателю (агрегату).

На самолете (вертолете) в АТБ _________ (дата) (наименование аэропорта, ОАО, управления) выполнено периодическое техническое обслуживание по форме _______ (наименование последнего периодического обслуживания), после чего самолет (вертолет) налетал ______ час. ____ мин. и произвел _____ посадок.

Перед последним вылетом __________ (дата) самолет (вертолет) обслужен в АТБ _______________ (наименование аэропорта, ОАО, управления) по форме ___________ (последнее оперативное обслуживание).

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Приводится описание места авиационного происшествия. Указывается (с привязкой к местности) место первого касания воздушного судна о землю или другие препятствия, размеры и направления зоны разброса обломков, наличие и расположение зоны наземного пожара. Приводится краткое описание расположения основных элементов конструкции.

Описывается характер столкновения воздушного судна с землей и окружающими предметами, общий характер разрушения конструкции. С использованием этих данных, а также информации бортовых самописцев определяется положение воздушного судна в пространстве в момент столкновения с землей. Указывается конфигурация воздушного судна в момент происшествия.

IV. АНАЛИЗ

Раздел является основным разделом отчета подкомиссии и должен полностью обосновывать выводы о работоспособности авиационной техники или о наличии и причинах отказов, качестве технической эксплуатации воздушного судна, обобщать результаты, полученные рабочими группами подкомиссии с использованием данных других подкомиссий, если это необходимо.

Раздел, составляемый в описательной форме, должен включать в себя следующую информацию:

1. Краткое описание подготовки воздушного судна к полетам (включая последнее периодическое и оперативное техническое обслуживание) с указанием всех допущенных при этом отклонений и нарушений, которые оказали влияние на работоспособность авиационной техники.

2. Краткое описание полета до момента начала развития особой ситуации (с точки зрения работы авиационной техники) с указанием его особенностей и отклонений.

3. Подробное описание работы авиационной техники в процессе возникновения и развития особой ситуации с анализом последовательности и взаимовлияния отказов (если они имели место).

4. Подробный анализ работоспособности авиационной техники по основным функциональным системам:

- планер;

- система управления;

- топливная система;

- гидросистема;

- система кондиционирования;

- противообледенительная система;

- силовые установки;

- авиационное и радиоэлектронное оборудование.

В случае отсутствия отказов приводятся имеющиеся доказательства работоспособности функциональной системы. При выявлении отказов приводится подробный анализ их причин. В случае, если авиационное происшествие связано с возникновением пожара, приводится анализ причин и места его возникновения с описанием имеющихся характерных признаков.

Если в ходе работы подкомиссии установлено, что имеющиеся отказы авиатехники были вызваны недостатками в техническом обслуживании и ремонте авиационной техники, то приводится описание этих недостатков, а при необходимости - данные о специалистах, осуществлявших ремонт или обслуживание авиационной техники и ее подготовку к полетам.

V. ВЫВОДЫ

В краткой форме дается оценка работоспособности авиационной техники в последнем полете. При наличии отказов указываются их причины, последовательность возникновения и взаимовлияние.

Дается краткая оценка качества технического обслуживания и ремонта воздушного судна.

VI. СОСТОЯНИЕ ВОЗДУШНОГО СУДНА

Дается краткое описание состояния воздушного судна после авиационного происшествия по функциональным системам.

VII. ДРУГИЕ НЕДОСТАТКИ,
ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ

Указываются все недостатки в конструировании, производстве, ремонте и техническом обслуживании авиационной техники, подготовке персонала соответствующих служб, выявленные в ходе расследования, которые не оказали непосредственного влияния на исход полета, но отрицательно влияют на безопасность полетов в целом.

VIII. РЕКОМЕНДАЦИИ

Приводятся рекомендации инженерно-технической подкомиссии без указания исполнителей и сроков выполнения, направленные на устранение выявленных при расследовании недостатков. Раздел состоит из двух частей:

а) рекомендации, направленные на устранение недостатков, оказавших влияние на исход полета;

б) рекомендации, направленные на устранение недостатков, не оказавших влияние на исход полета, но отрицательно влияющих на безопасность полетов в целом.

Председатель подкомиссии _______________________ (подпись)

Члены подкомиссии: _____________________________ (подписи)

К отчету инженерно-технической подкомиссии прикладываются:

а) отчеты рабочих групп, входящих в состав подкомиссии, с приложениями;

б) состав подкомиссии и ее рабочих групп;

в) протоколы заседания подкомиссии.

Перечень обязательных сведений по воздушному судну, технической эксплуатации, указываемых в отчете группы анализа выполнения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта по самолету (вертолету):

По воздушному судну:

1. Тип, государственный регистрационный опознавательный знак и заводской номер.

2. Принадлежность.

3. Завод-изготовитель и дата выпуска.

4. Ресурсы и сроки службы: гарантийные, назначенные, до первого ремонта, межремонтные.

5. Наработка с начала эксплуатации (часы, минуты, посадки).

6. Количество ремонтов, дата и место последнего ремонта, наработка после последнего ремонта (часы, минуты, посадки).

7. Сведения о летной годности (наличие и срок действия свидетельств о регистрации и годности к эксплуатации, дата выдачи и наименование органа, выдавшего свидетельства).

По двигателям (по каждому):

1. Тип, заводской номер.

2. Завод-изготовитель и дата выпуска.

3. Ресурсы и сроки службы: гарантийные, назначенные, до первого ремонта, межремонтные.

4. Наработка с начала эксплуатации (часы, минуты, циклы).

5. Количество ремонтов, дата и место последнего ремонта, наработка после последнего ремонта (часы, минуты, циклы).

6. Дата и место установки на самолет (вертолет), каким предприятием установлен.

Для вертолетов аналогичные данные указываются по главному редуктору.

При необходимости аналогичные данные указываются по отказавшим агрегатам систем планера и силовых установок.

По технической эксплуатации:

1. Дата, место и форма последнего периодического технического обслуживания.

2. Номер смены, выполнявшей обслуживание, фамилия руководителя смены, лица, контролировавшего выполнение работ, номер карты-наряда.

3. Наработка после проведения последнего периодического обслуживания.

4. Дата, место и форма последнего оперативного обслуживания.

5. Номер смены, выполнявшей обслуживание, фамилии исполнителей, руководителя смены и лица, контролировавшего выполнение работ, номер карты-наряда.

6. Наработка после последнего оперативного обслуживания.

7. Перечень отказов и неисправностей, устранявшихся при последнем оперативном и периодическом обслуживании, которые могут быть связаны с причиной происшествия, с указанием методов устранения.

8. Перечень повторяющихся отказов и неисправностей за период эксплуатации после последнего ремонта с указанием даты и методов устранения.

9. Перечень не выполненных в эксплуатации и ремонте бюллетеней и указаний ФАС России, причины невыполнения.

ФОРМЫ
ДОКУМЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДКОМИССИИ

Ф. 1

                               АКТ
               на обнаружение и изъятие бортового
                     самописца (магнитофона)

    Комиссия в составе:
__________________________________________________________________
                 (должность, фамилия, инициалы)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
    при   расследовании   авиационного   происшествия  с самолетом
(вертолетом) (тип, регистр. опозн. знак) _________________________
обнаружила  на месте происшествия контейнер (элементы конструкции)
самописца (магнитофона) (тип самописца, магнитофона) _____________
_________________________________________________________________.
    Состояние (указать повреждения, заводской номер, номера пломб,
если они имеются) ________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
    Контейнер  (носитель информации) самописца (магнитофона) изъят
с  места  происшествия,  опломбирован  печатью комиссии с оттиском
__________ и передан в ___________________________________________
__________________________________________________________________

Контейнер самописца сдали:             Контейнер самописца принял:
___________________________          _____________________________
___________________________          _____________________________
(подписи, фамилии, инициалы,         (должность, подпись, фамилия,
           дата)                            инициалы, дата)