V. Механизм реализации Программы

V. Механизм реализации Программы

Программа является инструментом реализации основного мероприятия 3.4 государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 2433-р.

Программа полностью соответствует направлениям и принципам подпрограммы 3 государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий", а также скоординирована с другими основными мероприятиями указанной подпрограммы.

Программа координируется с действующими механизмами грантовой и стипендиальной поддержки молодых российских ученых, аспирантов, в том числе грантами Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук, стипендиями Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики.

Реализация Программы осуществляется на основе заключаемых с исполнителями мероприятий соглашений о предоставлении субсидий в соответствии со статьей 78 и статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также государственных контрактов. Финансовое обеспечение работ осуществляется по результатам конкурсного отбора в установленном порядке.

Права на результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые в рамках выполнения работ, предусмотренных мероприятиями Программы, будут распределяться между заказчиком и исполнителем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и заключенными государственными контрактами (соглашениями).

Неотъемлемой составляющей частью механизма реализации Программы являются формирование и использование на всех стадиях реализации Программы современной системы экспертизы, позволяющей отбирать наиболее перспективные для финансирования проекты, проводить объективную оценку конкурсных заявок с целью выявления исполнителей, обладающих наиболее высокой квалификацией, и осуществлять эффективную экспертную проверку качества полученных результатов.

Оперативная информация о ходе выполнения мероприятий Программы, нормативных актах, касающихся управления реализацией Программы, и об условиях проведения конкурсов размещается на официальном сайте государственного заказчика - координатора Программы, а также на специализированном сайте Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство образования и науки Российской Федерации.

Министр образования и науки Российской Федерации является руководителем Программы и несет ответственность за ее реализацию и конечные результаты, рациональное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Программы.

Министерство образования и науки Российской Федерации в ходе выполнения Программы:

осуществляет планирование, организацию и контроль реализации Программы;

вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;

разрабатывает и принимает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для выполнения Программы;

составляет детализированный организационно-финансовый план по реализации настоящей Программы;

подготавливает с учетом хода реализации настоящей Программы в текущем году и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации сводную бюджетную заявку на финансовое обеспечение мероприятий Программы на очередной год;

представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы в целом;

представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации сведения о заключенных со всеми исполнителями мероприятий Программы соглашениях о финансовом обеспечении мероприятий Программы за счет внебюджетных источников, в том числе на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд;

представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации по установленной форме доклад о ходе работ по Программе и об эффективности использования финансовых средств;

организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Программы;

вносит в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо о досрочном прекращении ее реализации (при необходимости);

по завершении Программы представляет в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклад о выполнении Программы и об эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации;

в случае сокращения объемов бюджетного финансового обеспечения работ по Программе разрабатывает дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников для достижения результатов, характеризуемых целевыми индикаторами Программы, в установленные сроки и при необходимости разрабатывает предложения по их корректировке;

вносит предложения по уточнению целевых индикаторов и расходов на реализацию мероприятий Программы, а также по совершенствованию механизма реализации Программы;

разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации мероприятий Программы;

обеспечивает эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы;

организует ведение ежеквартальной отчетности по реализации Программы, а также мониторинг реализации мероприятий Программы;

осуществляет управление деятельностью исполнителей Программы в рамках выполнения мероприятий Программы;

осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ (услуг), поставщиков продукции по каждому мероприятию Программы и получателей грантов, а также заключение соглашений.

В целях обеспечения согласованных действий при реализации Программы создается научно-координационный совет Программы, формируемый из представителей государственного заказчика Программы, иных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, учреждений высшего профессионального образования и независимых экспертов. Привлечение специалистов для работы в научно-координационном совете Программы осуществляется на общественных началах.

Научно-координационный совет Программы возглавляет председатель - Министр образования и науки Российской Федерации. Положение о научно-координационном совете Программы и его персональный состав утверждаются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. Организационное и методическое сопровождение деятельности научно-координационного совета Программы осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

Научно-координационный совет Программы осуществляет следующие функции:

выработка предложений по тематике заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, а также по грантовой поддержке в рамках мероприятий Программы и объемам их финансового обеспечения;

рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы;

инициирование проверок выполнения мероприятий Программы, целевого и эффективного использования средств;

подготовка рекомендаций по более эффективной реализации мероприятий Программы с учетом хода ее реализации и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;

выявление технических и организационных проблем в ходе реализации Программы;

рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов, предлагаемых для реализации в очередном году;

согласование состава экспертов для проведения экспертизы при конкурсном отборе на предоставление грантов в рамках реализации Программы;

координация реализации мероприятий Программы с основными мероприятиями подпрограмм, включенными в государственную программу Российской Федерации "Развитие науки и технологий".

С целью проведения конкурсного отбора на предоставление грантов на поддержку научных исследований при реализации Программы создаются конкурсные комиссии, формируемые из представителей государственного заказчика - координатора Программы, научных организаций, учреждений высшего профессионального образования, организаций - координаторов технологических платформ.

Положение о конкурсной комиссии утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации. Составы конкурсных комиссий утверждаются приказом Министра образования и науки Российской Федерации.

Конкурсная комиссия осуществляет следующие функции:

рассмотрение и оценка конкурсных заявок;

рассмотрение результатов экспертизы;

подведение итогов и определение победителя (победителей) конкурса.

В качестве рабочего инструмента Программы формируется детализированный организационно-финансовый план по реализации Программы, который при необходимости уточняется не чаще 2 раз в год на основе оценки результативности мероприятий Программы и достижения целевых индикаторов.

До начала реализации Программы Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает положение об управлении реализацией Программы, определяющее:

порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы;

механизмы корректировки мероприятий Программы и их ресурсного обеспечения в ходе ее реализации;

процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации мероприятий Программы и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.