III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере образования и сфере государственного управления Российской Федерации
III. Задачи государственного управления и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации, способы
их эффективного решения в сфере образования и сфере
государственного управления Российской Федерации
Для достижения цели Программы "Увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента в 2030 году" решаются задачи формирования новой (более эффективной) модели среднего профессионального образования, синхронизированной с прогнозными запросами отраслей экономики и региональных рынков труда, вовлечения отраслевых предприятий в подготовку рабочих кадров посредством софинансирования инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, участия в управлении колледжами, реализации дуальной (практико-ориентированной) модели обучения. Совместно с автономной некоммерческой организацией "Национальное агентство по развитию квалификаций" профессиональными сообществами и учебно-методическими объединениями формируется новый перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с учетом исключения около 200 неактуальных профессий, добавления новых и приведения в соответствие с принятыми профессиональными стандартами, актуализируется по профессиям и специальностям федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Модернизируется материально-техническая база профессиональных образовательных организаций, создаются центры опережающей профессиональной подготовки. Формируется единая база цифровых компетентностных профилей выпускников, платформенное сопровождение студентов, желающих стать самозанятыми.
Обеспечивается повышение уровня компетентности управленческих команд профессиональных образовательных организаций и квалификации преподавателей (мастеров производственного обучения) в соответствии с мировыми стандартами в реальных производственных условиях, их сертификация.
Ежегодное проведение чемпионатов по профессиональному мастерству, а также чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" будет способствовать эффективной профессиональной ориентации и мотивации.
Реализация инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Профессионалитет", нацеленной на комплексную модернизацию системы среднего профессионального образования, выстраивание новой отраслевой модели подготовки квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.
Развитие института демонстрационного экзамена как основной формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.
Для достижения целей Программы "Вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования" и "Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми" в государственной образовательной политике Российской Федерации в сфере общего образования, включающего дошкольное образование, решаются следующие задачи:
обеспечение общедоступного и качественного образования, в том числе за счет создания новых и дополнительных мест в общеобразовательных организациях и дошкольных образовательных организациях субъектов Российской Федерации с возможностью использования механизмов государственно-частного партнерства;
поэтапное обновление федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и внедрение обновленных на его основе примерных основных образовательных программ, реализация концепций преподавания учебных предметов и (или) предметных областей (русский язык и литература, математика, физика, астрономия, химия, биология, география, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, технология, физическая культура, искусство);
обеспечение возможности детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, в том числе за счет внедрения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, современной и безопасной цифровой образовательной среды, способствующей также совершенствованию традиционных форм обучения, разработки и верификации цифрового образовательного контента, содержащего интерактивные и адаптивные цифровые инструменты, оснащения образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах;
совершенствование системы итоговой аттестации (измерительных материалов, технологий и инструментов). Внедрение при проведении единого государственного экзамена технологии поведенческого анализа с использованием нейросетей позволит выявлять нарушителей. Будет разработан механизм учета индивидуальных достижений обучающихся при итоговой аттестации и отборе в образовательные организации среднего профессионального и высшего образования;
реализация комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности в образовательных организациях;
укрепление здоровья школьников и поддержка семей с детьми, включающие продолжение работы по организации качественного бесплатного горячего питания для всех учеников 1 - 4 классов, медицинского обслуживания, подвоза детей до общеобразовательных организаций и к месту проживания;
создание механизмов поддержки компетентного и ответственного родительства - получение каждым родителем полной информации о ребенке в системе образования, воспитания и развития, психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям в развитии ребенка, правовое сопровождение родителей, в том числе с использованием онлайн-сервисов;
совершенствование условий получения общего образования, дополнительного образования, профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, предусматривающее соблюдение баланса между развитием инклюзивного образования и сохранением сети отдельных общеобразовательных организаций для предоставления родителям (законным представителям) права выбора, консолидации материально-технического оснащения и кадрового потенциала в субъектах Российской Федерации, совершенствование нормативно-правовой базы и учебно-методического обеспечения и модернизацию дефектологического образования, деятельности центров психолого-педагогической и социальной помощи;
внедрение принципов цифровизации в деятельность системы образования, предполагающее работу по переводу услуг в электронный вид и выводу их на Единый портал государственных услуг, развитие различных цифровых инструментов и сервисов и создание условий для их использования в образовательных организациях, повышение квалификации педагогических работников в области цифровых технологий, искусственного интеллекта. Элементы безопасной цифровой образовательной среды с верифицированным контентом дополнят традиционную систему образования, обеспечат равные условия для получения качественного образования на всей территории Российской Федерации.
Повышение качества общего образования неразрывно связано с квалификацией и эффективностью работы учителя, его активной вовлеченностью в профессиональную деятельность, ростом престижа учительской профессии. Обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров и достижение цели Программы "Развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повысить уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности, с охватом 100 процентов в 2030 году" будут реализованы за счет формирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Планируется создание системы непрерывного профессионального роста, задающей карьерную вертикаль от молодого педагога до педагога-методиста и педагога-наставника (путем введения соответствующих квалификационных категорий), внедрение программы наставничества с привлечением в качестве наставников учителей предпенсионного и пенсионного возраста, молодых учителей в части развития компетенций по информационно-коммуникационным технологиям, адресное повышение квалификации и методическая поддержка педагогов. Для создания прозрачной системы оплаты труда педагогов будут изменены подходы и требования к оплате труда педагогических работников, установлены перечни стимулирующих и компенсационных выплат.
Повысится эффективность и производительность труда учителя за счет внедрения цифровых помощников (инструментов автоматического планирования, генерации отчетов, проверки домашних заданий, сервисов общения с родителями) на базе цифровой платформы "Моя школа", являющейся ключевым элементом формируемой цифровой образовательной среды.
Будет продолжена реализация программы "Земский учитель".
Важнейшим приоритетом в образовании является современная подготовка будущих учителей. С этой целью планируется развитие педагогических образовательных организаций высшего образования, обновление их программ, открытие на их базе 20 научно-методических центров сопровождения педагогических работников к концу 2022 года и 33 педагогических технопарков "Кванториум" к концу 2023 года и определение единых квалификационных требований для новых учителей.
Кроме того, предусмотренные Программой мероприятия, направленные на развитие и поддержку русских школ за рубежом, развитие изучения русского языка в иностранных государствах, в том числе посредством направления за рубеж для преподавания российских педагогических работников и проведения мероприятий научного, образовательного и просветительского характера с целью популяризации русского языка и российского образования, будут способствовать повышению доступности качественного российского образования для иностранных граждан.
Цель Программы "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся" достигается за счет реализации комплекса мер, направленных в первую очередь на повышение доступности дополнительного образования, выявление и развитие способностей и талантов детей и молодежи.
Расширение потенциала системы дополнительного образования позволит решить задачу увеличения охвата обучающихся качественными услугами дополнительного образования, продолжить решение задач гражданского образования и патриотического воспитания, формирования у обучающихся правовых, культурных и нравственных ценностей, содействия их научной и творческой активности. Предусмотрено тиражирование лучших практик воспитания и развития детей, создание в каждом субъекте Российской Федерации региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи по типу образовательного центра "Сириус". Продолжится создание детских технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций, центров цифрового образования "IT-куб". Продолжится внедрение системы получения услуг дополнительного образования на основе персонифицированного финансирования.
В целях профессионального самоопределения школьников появятся новые современные форматы профессиональной ориентации (с учетом опыта портала "Проектория", проекта "Билет в будущее", открытых онлайн-уроков "Шоу профессий" и др.).
Реализация мероприятий, направленных на физическое воспитание и формирование здорового образа жизни детей и молодежи, позволит увеличить долю обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, участвующих в туристско-краеведческой деятельности.
Получат дальнейшее развитие государственные меры поддержки организаций отдыха детей и их оздоровления (с использованием механизмов государственно-частного партнерства).
В целях создания единого воспитательного пространства во всех образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, будут внедрены рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы. Будет организована работа советников директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях, ставки которых с 2021 года внедряются в 10 пилотных регионах.
Будут созданы условия для вовлечения молодежи в общественно полезную деятельность посредством развития института ученического самоуправления, добровольчества, детских и молодежных общественных объединений.
Будут решаться вопросы социализации и интеграции талантливой молодежи из числа иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации, организовано системное вовлечение российской молодежи в проекты и программы в сфере международного молодежного сотрудничества, направленные на содействие межкультурному и межконфессиональному диалогу.