ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 августа 2022 г. N 1498

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ
К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ
ИМИ АККРЕДИТАЦИИ НА ПРАВО ВЛАДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ, С ПРИМЕНЕНИЕМ КОТОРЫХ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И (ИЛИ) АУТЕНТИФИКАЦИЯ,
И (ИЛИ) ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОПЕРАТОРОВ УКАЗАННЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПРАВИЛ ПРОХОЖДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ АККРЕДИТАЦИИ НА ПРАВО ВЛАДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ, С ПРИМЕНЕНИЕМ
КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И (ИЛИ) АУТЕНТИФИКАЦИЯ,
И (ИЛИ) ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОПЕРАТОРОВ УКАЗАННЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В соответствии с частью 18.14 статьи 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить согласованные с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Центральным банком Российской Федерации прилагаемые:

требования к государственным органам для прохождения ими аккредитации на право владения государственными информационными системами, с применением которых осуществляется идентификация и (или) аутентификация, и (или) осуществления функций операторов указанных государственных информационных систем;

Правила прохождения государственными органами аккредитации на право владения государственными информационными системами, с применением которых осуществляется идентификация и (или) аутентификация, и (или) осуществления функций операторов указанных государственных информационных систем.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2023 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.МИШУСТИН

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 августа 2022 г. N 1498

ТРЕБОВАНИЯ
К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ
ИМИ АККРЕДИТАЦИИ НА ПРАВО ВЛАДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ, С ПРИМЕНЕНИЕМ КОТОРЫХ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ И (ИЛИ) АУТЕНТИФИКАЦИЯ,
И (ИЛИ) ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ОПЕРАТОРОВ УКАЗАННЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

1. Аккредитация государственного органа на право владения государственной информационной системой, с применением которой осуществляется идентификация и (или) аутентификация (далее - государственная информационная система), и (или) осуществления функции оператора государственной информационной системы, являющегося владельцем и оператором либо оператором государственной информационной системы, осуществляется при условии выполнения им следующих требований:

а) наличие у государственного органа права собственности или иного вещного права на аппаратные шифровальные (криптографические) средства, применяемые для осуществления идентификации и (или) аутентификации с использованием биометрических персональных данных, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и наличие права использования программных шифровальных (криптографических) средств на законных основаниях;

б) наличие в штате государственного органа не менее 2 работников, непосредственно осуществляющих эксплуатацию государственной информационной системы, имеющих высшее образование в области информационных технологий или информационной безопасности;

в) обеспечение взаимодействия государственного органа с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;

г) соответствие информационных технологий и технических средств, предназначенных для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации и (или) аутентификации, требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в случаях, если в соответствии с частью 18.15 статьи 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственная информационная система используется для сбора и передачи биометрических персональных данных для размещения в единой информационной системе персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, в соответствии с федеральными законами, а также если в ней используется информация, являющаяся результатом обработки биометрических персональных данных физического лица, содержащихся в указанной единой информационной системе персональных данных, произведенной с использованием информационных технологий и технических средств, соответствующих требованиям, определенным в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", не подпадающая под действие статьи 11 Федерального закона "О персональных данных", в целях аутентификации физических лиц;

д) использование технологий, предназначенных для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации и (или) аутентификации, в которых используется программное обеспечение, включенное в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

2. Аккредитация государственного органа на право владения государственной информационной системой, являющегося владельцем государственной информационной системы, осуществляется в случае, если оператором государственной информационной системы является организация, получившая аккредитацию в соответствии с Правилами аккредитации организаций, владеющих информационными системами, обеспечивающими идентификацию и (или) аутентификацию с использованием биометрических персональных данных физических лиц, и (или) оказывающих услуги по идентификации и (или) аутентификации с использованием биометрических персональных данных физических лиц, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 1799 "Об аккредитации организаций, владеющих информационными системами, обеспечивающими идентификацию и (или) аутентификацию с использованием биометрических персональных данных физических лиц, и (или) оказывающих услуги по идентификации и (или) аутентификации с использованием биометрических персональных данных физических лиц".

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 августа 2022 г. N 1498

ПРАВИЛА
ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ АККРЕДИТАЦИИ НА ПРАВО
ВЛАДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ СИСТЕМАМИ,
С ПРИМЕНЕНИЕМ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ
И (ИЛИ) АУТЕНТИФИКАЦИЯ, И (ИЛИ) ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ФУНКЦИЙ ОПЕРАТОРОВ УКАЗАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок аккредитации на право владения государственными информационными системами, с применением которых осуществляется идентификация и (или) аутентификация (далее - государственная информационная система), и (или) осуществления функций операторов государственных информационных систем, государственных органов, являющихся владельцами и (или) операторами государственных информационных систем (далее - государственные органы).

2. Аккредитация государственных органов проводится Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - уполномоченный федеральный орган) в соответствии с настоящими Правилами.

3. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"аккредитация государственного органа" - подтверждение уполномоченным федеральным органом соответствия государственного органа требованиям к государственным органам для прохождения ими аккредитации на право владения государственными информационными системами, с применением которых осуществляется идентификация и (или) аутентификация, и (или) осуществления функций операторов указанных государственных информационных систем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2022 г. N 1498 "Об утверждении требований к государственным органам для прохождения ими аккредитации на право владения государственными информационными системами, с применением которых осуществляется идентификация и (или) аутентификация, и (или) осуществления функций операторов указанных государственных информационных систем и Правил прохождения государственными органами аккредитации на право владения государственными информационными системами, с применением которых осуществляется идентификация и (или) аутентификация, и (или) осуществления функций операторов указанных государственных информационных систем";

"аккредитованный государственный орган" - государственный орган, включенный в перечень аккредитованных государственных органов;

"заявитель" - государственный орган, претендующий на получение аккредитации;

"перечень аккредитованных государственных органов" - список аккредитованных государственных органов, размещенный на официальном сайте уполномоченного федерального органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет");

"требования к государственным органам для аккредитации" - требования, предъявляемые к аккредитуемым государственным органам в соответствии с требованиями к государственным органам для прохождения ими аккредитации на право владения государственными информационными системами, с применением которых осуществляется идентификация и (или) аутентификация, и (или) осуществления функций операторов указанных государственных информационных систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2022 г. N 1498 "Об утверждении требований к государственным органам для прохождения ими аккредитации на право владения государственными информационными системами, с применением которых осуществляется идентификация и (или) аутентификация, и (или) осуществления функций операторов указанных государственных информационных систем и Правил прохождения государственными органами аккредитации на право владения государственными информационными системами, с применением которых осуществляется идентификация и (или) аутентификация, и (или) осуществления функций операторов указанных государственных информационных систем".

4. Аккредитация государственных органов действует без ограничения срока.

II. Порядок аккредитации государственных органов

5. В целях аккредитации государственные органы представляют в уполномоченный федеральный орган заявление об аккредитации, подписанное руководителем государственного органа или его уполномоченным заместителем (далее - заявление об аккредитации), с приложением документов, подтверждающих выполнение требований к государственным органам для аккредитации.

Заявление об аккредитации представляется заявителем в уполномоченный федеральный орган непосредственно или направляется почтовым отправлением (с описью вложения) с уведомлением о вручении на почтовый адрес уполномоченного федерального органа или на адрес электронной почты уполномоченного федерального органа либо посредством системы межведомственного электронного документооборота.

Заявление об аккредитации считается поданным со дня его регистрации в системе электронного документооборота уполномоченного федерального органа.

6. В заявлении об аккредитации указываются следующие сведения о заявителе:

а) полное наименование и адрес;

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) адрес сайта в сети "Интернет";

г) в случае если функции оператора государственной информационной системы осуществляет организация, - полное наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика такой организации.

7. К заявлению об аккредитации государственного органа, являющегося владельцем и оператором либо оператором государственной информационной системы, прилагаются следующие документы, подтверждающие соблюдение заявителем требований к государственным органам для аккредитации:

а) документы, подтверждающие наличие права собственности или иного вещного права на аппаратные шифровальные (криптографические) средства, применяемые для осуществления идентификации и (или) аутентификации с использованием биометрических персональных данных, имеющие подтверждение соответствия требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и наличие права использования программных шифровальных (криптографических) средств на законных основаниях;

б) документы, подтверждающие наличие в штате заявителя не менее 2 работников, непосредственно осуществляющих эксплуатацию государственной информационной системы, имеющих высшее образование в области информационных технологий или информационной безопасности;

в) документы, подтверждающие соответствие информационных технологий и технических средств, предназначенных для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации и (или) аутентификации, требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", либо подтверждающие, что используются информационные технологии и технические средства, включенные в перечень технологий и средств, имеющих подтверждение соответствия, публикуемый уполномоченным федеральным органом в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

г) документ, подтверждающий право уполномоченного лица заявителя, направившего документы, указанные в настоящем пункте, действовать от имени заявителя.

8. Уполномоченный федеральный орган:

а) осуществляет проверку документов, представленных заявителем, на предмет комплектности, полноты и достоверности содержащихся в них сведений в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации заявления в системе электронного документооборота уполномоченного федерального органа;

б) запрашивает в отношении заявителя - государственного органа, являющегося владельцем и оператором либо оператором государственной информационной системы, на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия у федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности сведения о взаимодействии заявителя с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации;

в) проверяет наличие у организации, выполняющей функции оператора государственной информационной системы, владельцем которой является государственный орган, аккредитации, полученной в соответствии с Правилами аккредитации организаций, владеющих информационными системами, обеспечивающими идентификацию и (или) аутентификацию с использованием биометрических персональных данных физических лиц, и (или) оказывающих услуги по идентификации и (или) аутентификации с использованием биометрических персональных данных физических лиц, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 1799 "Об аккредитации организаций, владеющих информационными системами, обеспечивающими идентификацию и (или) аутентификацию с использованием биометрических персональных данных физических лиц, и (или) оказывающих услуги по идентификации и (или) аутентификации с использованием биометрических персональных данных физических лиц";

г) осуществляет в порядке, установленном в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", оценку соответствия информационных технологий и технических средств, предназначенных для обработки биометрических персональных данных в целях проведения идентификации и (или) аутентификации, требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", на основании результатов технической оценки, проведенной оператором единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным физического лица, либо проверяет наличие используемых информационных технологий и технических средств в перечне технологий и средств, имеющих подтверждение соответствия, публикуемом в соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 14.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

д) принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации в срок, не превышающий 25 рабочих дней со дня регистрации заявления в системе электронного документооборота уполномоченного федерального органа, на основании документарной оценки соответствия заявителя требованиям к государственным органам для аккредитации.

9. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о приостановлении процедуры аккредитации в случае выявления в ходе проверки документов, предусмотренной подпунктом "а" пункта 8 настоящих Правил, факта представления заявителем неполного комплекта документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям к государственным органам для аккредитации.

Уполномоченный федеральный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении процедуры аккредитации вручает представителю заявителя непосредственно под расписку или направляет почтовым отправлением (с описью вложения) с уведомлением о вручении на почтовый адрес заявителя или на адрес электронной почты либо посредством системы межведомственного электронного документооборота уведомление о приостановлении процедуры аккредитации, содержащее информацию о причинах и сроке приостановления.

Приостановление процедуры аккредитации осуществляется на срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении процедуры аккредитации, при этом срок проверки документов, предусмотренной подпунктом "а" пункта 8 настоящих Правил, продлевается на соответствующий срок.

Заявитель вправе до окончания срока приостановления процедуры аккредитации направить в уполномоченный федеральный орган непосредственно, почтовым отправлением (с описью вложения) с уведомлением о вручении на почтовый адрес уполномоченного федерального органа или на адрес электронной почты уполномоченного федерального органа либо посредством системы межведомственного электронного документооборота недостающие документы, отсутствие которых было выявлено в ходе проверки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 8 настоящих Правил.

В случае представления заявителем в уполномоченный федеральный орган недостающих документов, отсутствие которых было выявлено в ходе проверки, предусмотренной подпунктом "а" пункта 8 настоящих Правил, проверка указанных документов осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации в системе электронного документооборота уполномоченного федерального органа. При этом общий срок процедуры аккредитации, установленный подпунктом "д" пункта 8 настоящих Правил, увеличивается на 10 рабочих дней.

В случае если заявителем до окончания срока приостановления процедуры аккредитации не представлены недостающие документы, необходимые для аккредитации государственного органа в соответствии с настоящими Правилами, уполномоченным федеральным органом принимается решение об отказе в аккредитации по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 14 настоящих Правил.

10. Подтверждением наличия у аккредитованного государственного органа аккредитации является соответствующая запись в перечне аккредитованных государственных органов.

Уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий 2 рабочих дней со дня принятия решения об аккредитации государственного органа, вносит соответствующую запись в перечень аккредитованных государственных органов.

11. В перечне аккредитованных государственных органов содержатся следующие сведения об аккредитованных государственных органах:

а) полное наименование и адрес;

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) адрес сайта в сети "Интернет";

г) в случае если функции оператора государственной информационной системы осуществляет организация, - полное наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика такой организации.

12. Решение об аккредитации государственного органа либо мотивированное решение об отказе в аккредитации уполномоченный федеральный орган в течение 5 рабочих дней со дня его принятия вручает представителю заявителя непосредственно под расписку или направляет почтовым отправлением (с описью вложения) с уведомлением о вручении на почтовый адрес заявителя или на адрес электронной почты заявителя либо посредством системы межведомственного электронного документооборота.

13. В случае получения решения об отказе в аккредитации заявитель вправе повторно направить в уполномоченный федеральный орган заявление об аккредитации после устранения причин отказа.

14. Основаниями для отказа в аккредитации являются:

а) несоответствие заявителя требованиям к государственным органам для аккредитации;

б) непредставление заявителем документов, подтверждающих соответствие государственного органа требованиям к государственным органам для аккредитации;

в) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной информации;

г) подача заявления об аккредитации не уполномоченным заявителем лицом.

III. Порядок приостановления и прекращения действия
аккредитации, внесения изменений в перечень аккредитованных
государственных органов

15. Уполномоченный федеральный орган принимает решение о приостановлении аккредитации аккредитованного государственного органа в случае выявления в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере идентификации и (или) аутентификации несоответствия аккредитованного государственного органа требованиям к государственным органам для аккредитации и выдачи предписания об устранении нарушения, связанного с нарушением требований к государственным органам для аккредитации, путем внесения соответствующей записи в перечень аккредитованных государственных органов.

Уполномоченный федеральный орган в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении аккредитации аккредитованного государственного органа вручает представителю заявителя непосредственно под расписку или направляет почтовым отправлением (с описью вложения) с уведомлением о вручении на почтовый адрес заявителя или на адрес электронной почты заявителя либо посредством системы межведомственного электронного документооборота уведомление о приостановлении аккредитации аккредитованного государственного органа, содержащее информацию о причинах и сроке приостановления аккредитации, с указанием реквизитов указанного в абзаце первом настоящего пункта предписания или с приложением копии такого предписания.

Приостановление аккредитации аккредитованного государственного органа осуществляется на срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении аккредитации.

Аккредитованный государственный орган вправе до окончания срока приостановления аккредитации направить в уполномоченный федеральный орган непосредственно, почтовым отправлением (с описью вложения) с уведомлением о вручении на почтовый адрес уполномоченного федерального органа или на адрес электронной почты уполномоченного федерального органа либо посредством системы межведомственного электронного документооборота информацию и документы, подтверждающие устранение причин, вследствие которых было принято решение о приостановлении аккредитации.

В случае представления аккредитованным государственным органом в уполномоченный федеральный орган указанных информации и документов проверка этих информации и документов осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации в системе электронного документооборота уполномоченного федерального органа.

В случае если аккредитованным государственным органом до окончания срока приостановления его аккредитации не представлены указанные информация и документы, уполномоченный федеральный орган принимает решение о прекращении аккредитации.

16. Аккредитация аккредитованного государственного органа прекращается по решению уполномоченного федерального органа в следующих случаях:

а) невыполнение предписания о выявлении несоответствия аккредитованного государственного органа требованиям к государственным органам для аккредитации по истечении срока приостановления аккредитации аккредитованного государственного органа;

б) получение уполномоченным федеральным органом заявления аккредитованного государственного органа о прекращении аккредитации по его инициативе.

17. Решение уполномоченного федерального органа о прекращении аккредитации принимается путем внесения соответствующей записи в перечень аккредитованных государственных органов в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 16 настоящих Правил, и в течение 5 рабочих дней со дня его принятия вручается представителю заявителя непосредственно под расписку или направляется почтовым отправлением (с описью вложения) с уведомлением о вручении на почтовый адрес заявителя или на адрес электронной почты либо посредством системы межведомственного электронного документооборота.

18. Внесение изменений в перечень аккредитованных государственных органов осуществляется в следующих случаях:

а) изменение наименования аккредитованного государственного органа;

б) реорганизация аккредитованного государственного органа;

в) изменение адреса аккредитованного государственного органа;

г) изменение адреса сайта аккредитованного государственного органа в сети "Интернет";

д) если функции оператора государственной информационной системы осуществляет организация, - изменение наименования, адреса или идентификационного номера налогоплательщика такой организации;

е) наличие технических ошибок - описок, опечаток, грамматических или иных подобных ошибок.

19. Для изменения сведений в случаях, указанных в пункте 18 настоящих Правил, аккредитованный государственный орган в течение 10 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений направляет в уполномоченный федеральный орган непосредственно, почтовым отправлением (с описью вложения) с уведомлением о вручении в почтовый адрес уполномоченного федерального органа или на адрес электронной почты уполномоченного федерального органа либо посредством системы межведомственного электронного документооборота заявление о внесении изменений в перечень аккредитованных государственных органов с указанием причины внесения изменений, подписанное руководителем государственного органа или его уполномоченным заместителем.

20. В случаях, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил, уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации в системе электронного документооборота уполномоченного федерального органа заявления о внесении изменений в перечень аккредитованных государственных органов, осуществляет проверку достоверности содержащихся в указанном заявлении сведений, в том числе на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, и принимает решение о внесении изменений в сведения об аккредитованном государственном органе или об отказе во внесении таких изменений.

21. Основаниями для отказа во внесении изменений в перечень аккредитованных государственных органов в случаях, предусмотренных пунктом 18 настоящих Правил, являются:

а) непредставление документов, подтверждающих необходимость внесения изменений в перечень аккредитованных государственных органов;

б) наличие в документах, представленных заявителем, недостоверной информации;

в) направление заявления о внесении изменений в перечень аккредитованных государственных органов не уполномоченным заявителем лицом.

22. В случае выявления уполномоченным федеральным органом в перечне аккредитованных государственных органов технических ошибок, предусмотренных подпунктом "е" пункта 18 настоящих Правил, уполномоченный федеральный орган вносит в перечень аккредитованных государственных органов изменения, направленные на устранение таких ошибок.

IV. Обжалование действий (бездействия) и (или) решения
уполномоченного федерального органа или должностных лиц
уполномоченного федерального органа

23. Заявитель вправе обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке действия (бездействие) и (или) решения уполномоченного федерального органа или должностных лиц уполномоченного федерального органа, принятые (осуществленные) в ходе осуществления аккредитации, подав соответствующую жалобу (далее - жалоба), в том числе в следующих случаях:

а) нарушение срока регистрации заявления об аккредитации;

б) нарушение срока осуществления аккредитации;

в) отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено пунктом 7 настоящих Правил;

г) отказ в осуществлении аккредитации, если основания для отказа не предусмотрены пунктом 14 настоящих Правил.

24. Действия (бездействие) должностных лиц, а также решения, принятые ими в рамках осуществления аккредитации, могут быть обжалованы руководителю уполномоченного федерального органа (заместителю уполномоченного федерального органа).

25. Жалоба может быть подана в течение 20 рабочих дней со дня, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным федеральным органом.

26. Жалоба должна содержать:

а) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которого обжалуются;

б) наименование заявителя, сведения о месте нахождения заявителя либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;

в) сведения об обжалуемом решении и (или) действии (бездействии) должностного лица уполномоченного федерального органа, которые привели или могут привести к нарушению прав заявителя, подавшего жалобу;

г) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и (или) действием (бездействием) должностного лица уполномоченного федерального органа. Лицом, подающим жалобу, могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

д) требования лица, подавшего жалобу.

27. Жалоба направляется заявителем в уполномоченный федеральный орган непосредственно, почтовым отправлением (с описью вложения) с уведомлением о вручении на почтовый адрес уполномоченного федерального органа или на адрес электронной почты уполномоченного федерального органа либо посредством системы межведомственного электронного документооборота.

28. Уполномоченный федеральный орган принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение 5 рабочих дней со дня регистрации жалобы в системе электронного документооборота уполномоченного федерального органа в следующих случаях:

а) жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящими Правилами, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы отказано;

б) до принятия решения по жалобе от подавшего ее заявителя поступило заявление об отзыве жалобы;

в) имеется решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

г) ранее в уполномоченный федеральный орган была подана другая жалоба от того же заявителя по тем же основаниям.

29. Уполномоченный федеральный орган вправе вручить представителю заявителя, подавшему жалобу непосредственно под расписку, или направить почтовым отправлением (с описью вложения) с уведомлением о вручении на почтовый адрес заявителя или на адрес электронной почты заявителя либо посредством системы межведомственного электронного документооборота запрос дополнительной информации и документов, относящихся к предмету жалобы. Заявитель обязан представить указанные информацию и документы в уполномоченный федеральный орган непосредственно, почтовым отправлением (с описью вложения) с уведомлением о вручении на почтовый адрес уполномоченного федерального органа или на адрес электронной почты уполномоченного федерального органа либо посредством системы межведомственного электронного документооборота в течение 5 рабочих дней со дня направления запроса.

30. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается со дня направления запроса о представлении дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, до дня получения их уполномоченным федеральным органом, но не более чем на 5 рабочих дней со дня направления запроса. Неполучение от заявителя дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

31. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный федеральный орган в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации жалобы в системе электронного документооборота уполномоченного федерального органа:

а) оставляет жалобу без удовлетворения;

б) отменяет решение полностью или частично;

в) отменяет решение полностью и принимает новое решение;

г) признает действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного федерального органа незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

32. Решение уполномоченного федерального органа, содержащее обоснование принятого решения, в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня его принятия, вручается представителю заявителя непосредственно под расписку или направляется почтовым отправлением (с описью вложения) с уведомлением о вручении на почтовый адрес заявителя или на адрес электронной почты заявителя либо посредством системы межведомственного электронного документооборота.