III. Направления реализации Программы

III. Направления реализации Программы

Исходя из задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 г. N 76 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 2021 г. N 76), определены следующие направления реализации Программы:

направление 1 "Мониторинг и прогнозирование состояния окружающей среды и климата";

направление 2 "Смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат";

направление 3 "Адаптация экологических систем, населения и отраслей экономики к изменениям климата".

Направление 1 "Мониторинг и прогнозирование состояния
окружающей среды и климата"

Базовой проблемой для принятия мер по обеспечению безопасности страны в экологическом и погодно-климатическом аспектах является получение достоверных данных о текущем состоянии климата и окружающей среды, а также сценарных прогнозов их состояния, предусматривающих количественную оценку будущих состояний земной системы (атмосферного воздуха, процессов на суше, Мирового океана, криосферы и биосферы) в периоды от нескольких месяцев до сотен лет. Решение этой проблемы требует разработки и совершенствования технологий мониторинга, призванных обеспечить максимально полную и детальную информацию о состоянии и эволюции земной системы и влияющих на нее факторов, включая эмиссию и поглощение парниковых газов, эволюцию атмосферных аэрозолей, а также технологий физико-математического моделирования и прогнозирования (с применением суперкомпьютеров), основанных на использовании постоянно совершенствующихся моделей земной системы и ее отдельных компонентов.

Фундаментальными задачами прогнозирования климата остаются исследование предсказуемости земной системы и улучшение качества (в том числе повышение пространственного разрешения) климатических прогнозов, а также исследование возможностей снижения неопределенности (разброса) современных оценок чувствительности земной системы к антропогенным воздействиям. Вместе с исследованиями природного углеродного цикла, включающими количественные оценки эмиссии и поглощения парниковых газов в лесных и иных экологических системах и опирающимися на информацию о характеристиках ландшафтов, почв, растительном покрове суши и землепользовании, а также на моделирование биологических и биогеохимических процессов, исследования предсказуемости и чувствительности необходимы для определения экономически оправданных возможностей сокращения антропогенного воздействия на климатическую систему.

К числу критически важных исследований с точки зрения качества жизни населения страны как в экологическом, так и в климатическом аспектах, относятся мониторинг и прогнозирование качества атмосферного воздуха, доступности и качества водных ресурсов, состояния экологических систем, в том числе антропогенно измененных, а также биоразнообразия.

Важными аспектами также являются диагноз и достоверное прогнозирование изменений статистики экстремальных и высокоимпактных погодно-климатических событий.

В рамках направления 1 принципиально важна интеграция мониторинга с физико-математическим моделированием и прогнозированием. Наблюдения необходимы для создания моделей и оценки их качества, а модельные расчеты, в свою очередь, позволяют оптимизировать развитие наблюдательных систем, интерпретировать результаты наблюдений и впоследствии учесть их результаты в планах адаптации к климатическим изменениям.

Целью направления 1 является создание наукоемких технологических решений для получения достоверных данных мониторинга и моделирования окружающей среды и климата, а также прогнозирования их будущих состояний.

Проведение работ по направлению 1 позволит обеспечить:

научно-информационное обеспечение Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р (далее - Стратегия социально-экономического развития), и утвержденных методических документов по оценке выбросов и поглощения парниковых газов;

научное и информационное обеспечение управления экологическими и климатическими рисками на территории Российской Федерации и прилегающих территориях и акваториях;

выполнение Российской Федерацией международных соглашений;

научное обоснование позиции Российской Федерации в международном переговорном процессе по климатической проблематике, включая обеспечение полного и объективного учета поглощения парниковых газов российскими лесами и иными экологическими системами, а также признания полученных в ходе реализации Программы данных на международном уровне, в том числе в рамках механизмов Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, принятой в Нью-Йорке 9 мая 1992 г., и Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата;

потребность российского научного сообщества в высокотехнологических инструментах мирового уровня для проведения широкого спектра исследований земной системы, а также сценарного прогнозирования состояния глобальной земной системы в разных временных и пространственных масштабах.

Для этого в рамках направления 1 предусматривается разработать:

систему мониторинга потоков парниковых газов и углеродного цикла на территории Российской Федерации и прилегающих морских акваториях (включая наземный и дистанционный мониторинг), а также систему учета данных о потоках парниковых газов и бюджете углерода в естественных экологических системах;

систему мониторинга "черного углерода" в атмосферном воздухе на территории Российской Федерации;

систему климатического и экологического мониторинга ключевых районов Мирового океана, приморских территорий и прибрежных акваторий Российской Федерации;

системы климатического мониторинга гидросферы суши, ледников, многолетней мерзлоты, наземного покрова и почв;

глобальную модель земной системы мирового уровня для исследовательских целей и сценарного прогнозирования климатических изменений;

многоцелевую систему моделирования и прогнозирования регионального климата с высоким пространственным разрешением для информационно-аналитического обеспечения управления экологическими и климатическими рисками на территории Российской Федерации и прилегающих морских акваториях.

Направление 2 "Смягчение антропогенного воздействия
на окружающую среду и климат"

Развитие низкоуглеродных технологий в целях смягчения антропогенного воздействия на окружающую среду и климат (при условии обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации) должно опираться в первую очередь на научное обоснование эффективности использования того или иного комплекса технологических решений в российских условиях с точки зрения общей гармонизации снижения выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов и увеличения потенциала поглощения углерода экологическими системами.

Целью направления 2 являются разработка комплекса методик и моделей, позволяющих сформировать систему оценки целесообразности и эффективности применения мер, направленных на смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат, а также разработка и внедрение наукоемких технологических решений, направленных на смягчение антропогенного воздействия на окружающую среду и климат.

Проведение работ по направлению 2 позволит внести вклад в:

обеспечение экологической безопасности и повышение качества жизни населения, технологическую модернизацию и ускорение развития экономики Российской Федерации;

реализацию на уровне отраслей экономики и регионов страны Стратегии социально-экономического развития и снижения выбросов загрязняющих веществ;

модернизацию экономики Российской Федерации на основе низкоуглеродных, а также экологически чистых технологий, обеспечение роста конкурентоспособности отечественной продукции, выход на новые рынки;

выполнение международных обязательств Российской Федерации по устойчивому развитию;

научное обоснование позиции Российской Федерации в международном переговорном процессе по климатической повестке.

Для этого в рамках направления 2 предусматривается:

разработать экономико-математические модели для оценки эффективности социально-экономических и эколого-климатических эффектов реализуемых и планируемых мер климатической политики применительно к национальной экономике в целом, а также для оценки решений на уровне отдельных секторов экономики и регионов Российской Федерации;

разработать и апробировать признаваемые на международном уровне методики научно обоснованного определения эффективных моделей применения низкоуглеродных технологий в отраслях экономики, а также технологий поглощения парниковых газов;

создать методики, технологии и практические рекомендации увеличения углерод-депонирующих функций лесных и болотных экологических систем с широким внедрением управляемого природопользования;

разработать и использовать в практической деятельности технологическими партнерами Программы и иными организациями наукоемкие технологии по направлению смягчения антропогенного воздействия на окружающую среду и климат, эффективность которых подтверждена полученными в рамках Программы результатами.

Направление 3 "Адаптация природных систем, населения
и отраслей экономики к изменениям климата"

Результаты мониторинга и прогнозирования климата и состояния окружающей среды позволяют определять степень подверженности экономики и социальной сферы страны погодно-климатическим рискам и планировать применение экономически эффективных адаптационных мер с целью обеспечения социальной и экологической безопасности населения и повышения его качества жизни.

Многофакторность климатических изменений и многообразие их последствий для окружающей среды, отраслей экономики и качества жизни населения Российской Федерации предопределяют необходимость разработки и осуществления системных адаптационных мер с тщательным учетом региональной и отраслевой специфики. Задержка в принятии и реализации адаптационных стратегий и планов, а также несогласованность принимаемых мер повлекут существенное увеличение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций.

Целью направления 3 являются разработка и внедрение наукоемких технологических решений, позволяющих сформировать систему оценки экологических рисков, климатических рисков и возможностей на территории Российской Федерации и прилегающих морских акваториях для обоснования и принятия необходимых мер по адаптации к изменениям климата с учетом региональной и отраслевой специфики и обосновать эффективность их применения.

Проведение работ по направлению 3 позволит обеспечить:

экологическое и климатическое обслуживание органов государственной власти, отраслей экономики, хозяйствующих субъектов и населения;

оптимизацию климатически обусловленных решений в части стратегического планирования адаптации к климатическим изменениям различных отраслей экономики, включая системы энергоснабжения, транспортную и строительную инфраструктуру, сельское, водное и лесное хозяйства, а также системы здравоохранения с учетом возникающих рисков и возможностей, связанных с климатическими изменениями;

проведение анализа и прогнозирования влияния изменений климата на урбанизированные территории, а также управление экологическими и климатическими рисками и возможностями на различном административно-территориальном уровне;

эффективное управление экологическими рисками, климатическими рисками и возможностями при планировании развития приморских территорий и прибрежных акваторий Российской Федерации, обеспечение устойчивого развития приморских территорий, а также обоснование оптимальной социальной и инвестиционной политики для экономики и социальной сферы на приморских территориях;

выработку решений в части стратегического планирования и безопасности функционирования различных отраслей экономики на территориях распространения многолетней мерзлоты;

разработку рекомендаций по принятию решений в инвестиционной политике и эффективный учет социальных рисков и возможностей, в том числе связанных с внутренней и внешней миграцией населения.

Для этого в рамках направления 3 предусматривается:

разработать системы моделирования для управления погодно-климатическими и экологическими рисками для социальной сферы и экономики;

разработать научное обоснование и систему для оценки эффективности технологий управления экологическими рисками, климатическими рисками и возможностями, а также адаптации к изменениям климата для обеспечения:

устойчивого развития приморских территорий и прибрежных акваторий Российской Федерации;

устойчивого развития городских агломераций;

разработать и использовать в практической деятельности технологическими партнерами Программы и иными организациями наукоемкие технологии по направлению адаптации экологических систем, населения и отраслей экономики к изменениям климата, эффективность которых подтверждена полученными в рамках Программы результатами.