IV. Мониторинг реализации проектов

IV. Мониторинг реализации проектов

Общие положения по мониторингу реализации проектов

80. Мониторинг реализации проектов представляет собой систему мероприятий по измерению фактических значений параметров проектов, расчету отклонения фактических значений параметров проектов от их плановых значений, определенных в паспортах соответствующих проектов и рабочих планах (для федеральных проектов и региональных проектов), планах реализации (для ведомственных проектов).

81. Мониторинг реализации проектов осуществляется с использованием системы "Электронный бюджет".

82. Мониторинг реализации проектов осуществляется с момента принятия решения об утверждении паспортов соответствующих проектов и прекращается в момент принятия решения об их завершении.

83. Целью мониторинга реализации проектов является получение на постоянной основе информации о ходе реализации соответствующих проектов для принятия управленческих решений по определению и реализации возможных корректирующих действий.

84. Мониторинг реализации проектов, формирование, согласование и утверждение отчетов о ходе реализации проектов, а также информации о реализации региональных проектов осуществляются с учетом методических указаний (рекомендаций), методических указаний Правительственной комиссии по транспорту (в транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 г. N 2101-р).

85. В ходе мониторинга реализации проектов формируются отчеты о ходе их реализации за период (месяц, квартал, год) нарастающим итогом - отчет о ходе реализации национального проекта, отчет о ходе реализации федерального проекта, отчет о ходе реализации ведомственного проекта, информация о реализации региональных проектов (далее - отчетность), а также отчет о ходе реализации регионального проекта.

86. Подготовка, согласование и утверждение отчетов о ходе реализации региональных проектов за период (месяц, квартал, год), а также принятие решений по итогам их рассмотрения осуществляются в соответствии с положениями об организации проектной деятельности, подготовленными с учетом настоящего Положения и утвержденными актами высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации или актом высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

87. В отчетность включается достоверная информация о реализации проектов, содержащая в том числе фактические и прогнозные сведения о достижении показателей, реализации мероприятий (результатов) в разрезе задач, общественно значимых результатов (для федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, и региональных проектов, обеспечивающих достижение показателей и мероприятий (результатов) таких федеральных проектов) с детализацией до создаваемых (приобретаемых) объектов мероприятий (результатов), контрольных точек, информация об исполнении бюджетов соответствующих проектов, о рисках реализации проектов и мерах реагирования, направленных на их устранение (минимизацию), а также иные сведения.

88. Подтверждение достоверности информации о реализации проектов осуществляется на основании информации и данных, получаемых и обрабатываемых в системе "Управление", после ее интеграции (передачи данных) с государственными информационными системами и иными информационными системами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, осуществляющих функции по выдаче и (или) регистрации соответствующих документов (прав, действий, фактов хозяйственной деятельности) либо функции по контролю (надзору) в соответствующей сфере деятельности, а также данных системы "Электронный бюджет".

До интеграции соответствующих информационных систем подтверждение достоверности информации о реализации проектов осуществляется на основании информации и данных, предоставляемых указанными федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями.

89. Информация и данные о реализации проектов, получаемые и обрабатываемые в системе "Управление", могут использоваться в системе "Электронный бюджет" автоматически.

Онлайн-мониторинг реализации проектов

90. Участники федерального проекта, участники ведомственного проекта и участники регионального проекта в системе "Электронный бюджет" формируют информацию о реализации соответствующего проекта, включающую:

1) информацию об исполнении (достижении) мероприятий (результатов) соответствующих проектов, контрольных точек и объектов мероприятий (результатов), ответственными исполнителями которых они являются, а также сведения о рисках реализации соответствующих проектов в части исполнения (достижения) мероприятий (результатов) и контрольных точек, - не позднее плановой и (или) фактической даты их исполнения (достижения);

2) информацию о достижении показателей соответствующих проектов (за исключением показателей национального проекта), ответственными исполнителями которых они являются (руководитель или администратор федерального проекта, руководитель или администратор ведомственного проекта, руководитель или администратор регионального проекта), а также сведения о рисках реализации соответствующих проектов в части достижения показателей, - не позднее 3-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, либо не позднее установленной даты расчета значений показателей.

91. Информация о достижении показателей национальных проектов формируется в системе "Электронный бюджет" в автоматическом режиме на основании данных, загружаемых из государственных информационных систем федеральных органов исполнительной власти по мере интеграции с указанными системами.

92. Информация о достижении показателей национальных проектов формируется в системе "Электронный бюджет" в автоматическом режиме, в том числе с использованием государственной информационной системы "Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных", по мере ввода в эксплуатацию ее компонентов и модулей, но не позднее 1 января 2024 г.

93. Ведомственный проектный офис на постоянной основе осуществляет контроль своевременности представления и оценку актуальности, полноты и корректности информации о реализации соответствующего национального проекта, федерального проекта и ведомственного проекта.

94. Проектный офис субъекта Российской Федерации (далее - региональный проектный офис) на постоянной основе осуществляет контроль своевременности представления и оценку актуальности, полноты и корректности информации о реализации региональных проектов.

Отчетность за месяц, квартал и год

95. Отчетность за месяц формируется автоматически и включает только информацию и данные о реализации соответствующих проектов, формируемые в системе "Электронный бюджет" в автоматическом режиме из государственных информационных систем и иных информационных систем федеральных органов исполнительной власти, региональных информационных систем без ручного ввода информации, и включает только информацию и данные о фактическом исполнении (достижении) параметров проектов, информацию о рисках реализации проектов (по мере ввода в эксплуатацию компонентов и модулей системы "Управление" и системы "Электронный бюджет").

Отчетность за месяц подписывается руководителем соответствующего проекта или по решению куратора соответствующего проекта руководителем ведомственного проектного офиса или администратором проекта.

96. Отчетность за квартал включает информацию и данные, формируемые в автоматическом режиме в рамках отчетности за месяц, а также иную информацию и данные об исполнении параметров проектов, предоставляемые в систему "Электронный бюджет", загрузка которых не осуществляется в автоматическом режиме к моменту формирования отчетности за квартал.

Участники федерального проекта, участники ведомственного проекта и участники регионального проекта в рамках отчетности за квартал обеспечивают представление прогнозных данных об исполнении (достижении) параметров проектов (за исключением прогнозных данных о достижении показателей проекта) в следующих отчетных периодах.

Руководитель или администратор соответствующего проекта обеспечивает представление прогнозных данных о достижении показателей проекта в следующих отчетных периодах.

Прогнозные значения показателей национальных проектов, показателей федеральных проектов, ведомственных проектов определяются в том числе с использованием административных данных, предусмотренных Федеральным законом "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".

97. Отчетность за год включает в себя оперативные и уточненные отчеты о ходе реализации проектов за год.

98. Оперативный отчет за год о ходе реализации национального проекта, федерального проекта и ведомственного проекта включает:

1) информацию о достижении параметров проектов, в частности информацию о достижении показателей национальных проектов, федеральных проектов, в том числе по субъектам Российской Федерации, и показателей ведомственных проектов на основе опубликованной официальной статистической информации или на основе документально подтвержденных административных данных государственных органов и организаций (при отсутствии фактических данных на момент подготовки отчета) за отчетный год, а также прогнозные данные об исполнении (достижении) параметров проектов;

2) оперативную информацию об исполнении федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов;

3) информацию о рисках, возникающих при реализации национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов, а также мерах реагирования, направленных на их устранение (минимизацию).

99. Уточненный отчет за год о ходе реализации национального проекта, федерального проекта и ведомственного проекта включает:

1) информацию о достижении параметров проектов, в частности информацию о достижении показателей национальных проектов, федеральных проектов, в том числе по субъектам Российской Федерации, и показателей ведомственных проектов на основе опубликованной официальной статистической информации, а также прогнозные данные об исполнении (достижении) параметров проектов в следующих отчетных периодах;

2) итоговую информацию об исполнении федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию соответствующих проектов по итогам года;

3) итоговую информацию о рисках, возникающих при реализации национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов, а также мерах реагирования, направленных на их устранение (минимизацию).

Подготовка и рассмотрение отчетности за квартал и год

100. Региональный проектный офис не позднее 4-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, представляет при необходимости руководителю регионального проекта предложения по доработке информации о реализации регионального проекта.

101. Руководитель регионального проекта обеспечивает доработку участниками регионального проекта информации о реализации регионального проекта в течение 1 рабочего дня со дня получения соответствующих предложений.

102. Региональный проектный офис не позднее 6-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, обеспечивает направление информации о реализации региональных проектов руководителям федеральных проектов и в Министерство экономического развития Российской Федерации.

103. Руководитель регионального проекта организует подготовку отчета о ходе реализации регионального проекта, в том числе на основании информации о реализации регионального проекта.

104. Министерство финансов Российской Федерации не позднее 6-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, обеспечивает автоматическое представление в системе "Электронный бюджет" оперативной информации об исполнении федерального бюджета в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов.

105. Руководитель федерального проекта организует подготовку отчета о ходе реализации федерального проекта, в том числе на основании информации о реализации федерального проекта и информации о реализации региональных проектов и направляет отчет о ходе реализации федерального проекта в соответствующий ведомственный проектный офис.

106. Ведомственные проектные офисы, указанные в пункте 105 настоящего Положения, анализируют информацию, содержащуюся в отчете о ходе реализации федерального проекта, на предмет ее актуальности, полноты и корректности и направляют свои предложения руководителю соответствующего проекта.

Руководитель национального проекта при необходимости формирует предложения по доработке отчетов о ходе реализации федеральных проектов, входящих в состав национального проекта, и направляет предложения руководителям таких федеральных проектов.

Руководитель федерального проекта осуществляет доработку отчета о ходе реализации федерального проекта, входящего в состав национального проекта, в течение 1 рабочего дня со дня получения соответствующих предложений.

107. Руководитель федерального проекта не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным (не позднее 13-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, - для федеральных проектов, не входящих в состав национальных проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну и (или) относящиеся к сведениям конфиденциального характера), утверждает и вносит отчет о ходе реализации федерального проекта:

1) в проектный комитет (в отношении федерального проекта, не входящего в состав национального проекта);

2) руководителю национального проекта (в отношении федерального проекта, входящего в состав национального проекта);

3) в Министерство экономического развития Российской Федерации;

4) в проектный офис Правительства Российской Федерации. Внесение отчета о ходе реализации федерального проекта, не входящего в состав национального проекта, в проектный офис Правительства Российской Федерации осуществляется при наличии соответствующего решения Правительства Российской Федерации.

108. Руководитель национального проекта на основе отчетов о ходе реализации федеральных проектов, входящих в состав национального проекта, организует подготовку отчета о ходе реализации национального проекта и не позднее 11-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, утверждает и вносит отчет о ходе реализации национального проекта в Министерство экономического развития Российской Федерации, проектный комитет и проектный офис Правительства Российской Федерации вместе с отчетами о ходе реализации федеральных проектов, входящих в состав национального проекта.

109. Уточненные отчеты за год о ходе реализации национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов формируются и утверждаются не позднее 18 апреля года, следующего за отчетным годом.

110. Отчеты о ходе реализации национальных проектов и отчеты о ходе реализации федеральных проектов за квартал и за год при необходимости рассматриваются на заседаниях проектных комитетов или кураторами соответствующих проектов.

В случае наличия рисков, содержащихся в указанных отчетах, рассмотрение таких рисков осуществляется на заседаниях проектных комитетов или кураторами соответствующих проектов.

111. По предложению проектного офиса Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, решению соответствующего проектного комитета, и (или) куратора проекта, и (или) президиума Совета отчет о ходе реализации национального проекта, отчет о ходе реализации федерального проекта, входящего в состав национального проекта, могут быть вынесены на рассмотрение президиума Совета.

Внесение отчета о ходе реализации национального проекта, отчета о ходе реализации федерального проекта, входящего в состав национального проекта, в президиум Совета осуществляется соответственно руководителем национального проекта, руководителем федерального проекта, входящего в состав национального проекта.

112. Руководитель ведомственного проекта организует подготовку отчета о ходе реализации ведомственного проекта, в том числе на основании информации о реализации ведомственного проекта, и направляет отчет в соответствующий ведомственный проектный офис.

113. Ведомственный проектный офис, указанный в пункте 112 настоящего Положения, анализирует информацию, содержащуюся в отчете о ходе реализации ведомственного проекта, на предмет ее актуальности, полноты, корректности и направляет свои предложения руководителю соответствующего проекта.

Руководитель ведомственного проекта при необходимости организует доработку отчета о ходе реализации ведомственного проекта в течение 1 рабочего дня со дня получения соответствующих предложений.

114. Руководитель ведомственного проекта не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным (не позднее 13-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным, - для ведомственных проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну и (или) относящиеся к сведениям конфиденциального характера), утверждает и вносит отчет о ходе реализации ведомственного проекта в ведомственный координационный орган и куратору ведомственного проекта.

Ведомственный координационный орган или куратор ведомственного проекта рассматривает отчет о ходе реализации ведомственного проекта и принимает решение.

При необходимости по предложению руководителя ведомственного проекта и решению ведомственного координационного органа функции по формированию отчета о ходе реализации ведомственного проекта могут быть возложены на администратора ведомственного проекта.

115. Отчеты о ходе реализации ведомственных проектов за квартал и за год подлежат рассмотрению на заседаниях ведомственных координационных органов.

В случае наличия рисков, содержащихся в отчетах за квартал и за год, рассмотрение таких рисков осуществляется на заседаниях ведомственных координационных органов.

116. Уточненный отчет о ходе реализации национального проекта за год подлежит обязательному рассмотрению и утверждению на заседании президиума Совета.

117. В системе "Электронный бюджет" обеспечивается автоматическое направление отчетов о ходе реализации федеральных проектов, отчетов о ходе реализации ведомственных проектов ответственному исполнителю государственной программы Российской Федерации, структурными элементами которой они являются, в Министерство экономического развития Российской Федерации (в том числе отчеты о ходе реализации национальных проектов).

В случае если реализация федерального проекта осуществляется в рамках двух и более государственных программ Российской Федерации, ответственному исполнителю каждой государственной программы Российской Федерации направляются сведения о достижении отдельных параметров проекта, относящихся к соответствующей государственной программе Российской Федерации, по мере ввода в эксплуатацию соответствующих компонентов и модулей системы "Электронный бюджет".

Отчеты о ходе реализации федеральных проектов, отчеты о ходе реализации ведомственных проектов, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и (или) сведения конфиденциального характера, направляются руководителями таких проектов ответственному исполнителю государственной программы Российской Федерации, структурными элементами которой такие проекты являются, в установленном порядке не позднее 13-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным.

118. Сведения, содержащиеся в отчетах о ходе реализации национальных проектов, отчетах о ходе реализации федеральных проектов и отчетах о ходе реализации ведомственных проектов за месяц, квартал и год, могут быть использованы при оценке эффективности деятельности участников национальных проектов, участников федеральных проектов и участников ведомственных проектов, а также при подготовке предложений по размеру материального стимулирования федеральных государственных служащих, являющихся участниками национальных проектов, участниками федеральных проектов и участниками ведомственных проектов.

Сведения, содержащиеся в отчетах о ходе реализации региональных проектов за квартал и год, используются исполнительными органами субъектов Российской Федерации при оценке эффективности деятельности участников региональных проектов, а также при подготовке предложений по размеру материального стимулирования государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, являющихся участниками региональных проектов.

Анализ реализации проектов

119. Анализ реализации проектов представляет собой систему мероприятий по определению достоверности данных и информации, получаемых и используемых в ходе реализации проектов, формированию (корректировке) методик, используемых для расчета показателей проектов, определению факторов и рисков, влияющих на ход реализации проектов и прогнозированию хода их реализации, подготовке рекомендаций для принятия решений по определению и реализации возможных корректирующих действий.

120. Анализ реализации проектов осуществляется с использованием системы "Управление", которой обеспечивается:

1) подтверждение достоверности информации и данных о реализации проектов;

2) оценка эффективности реализации проектов, в том числе достижения общественно значимых результатов (для национальных проектов и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов), выполнения задач, показателей, мероприятий (результатов), контрольных точек проектов;

3) расчет альтернативных показателей (групп показателей) проектов;

4) расчет показателей проектов по альтернативным методикам;

5) оценка факторов, рисков и прогнозирование хода реализации проектов;

6) прослеживаемость финансирования национальных проектов, федеральных проектов и региональных проектов;

7) поддержка управления инцидентами и информационное содействие участникам проектной деятельности;

8) формирование особого мнения проектного офиса Правительства Российской Федерации в части реализации национальных проектов и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов, - ежеквартально и по итогам года;

9) формирование особого мнения Министерства экономического развития Российской Федерации в части реализации национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов - ежеквартально и по итогам года;

10) автоматизированный сбор информации о реализации проектов;

11) определение уровня достижения проектов;

12) формирование информационно-аналитического отчета ("саммари") по национальным проектам, федеральным проектам, ведомственным проектам.

121. Результаты анализа реализации национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов, а также предложения по повышению эффективности их реализации при необходимости представляются в проектные комитеты, ведомственные координационные органы и (или) кураторам национальных проектов, кураторам федеральных проектов, кураторам ведомственных проектов в целях их рассмотрения и принятия решений о корректирующих действиях (при необходимости).

122. По предложению проектного офиса Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, решению проектного комитета и (или) куратора национального проекта, куратора федерального проекта и (или) президиума Совета результаты анализа реализации национальных проектов, федеральных проектов, а также при необходимости предложения по повышению эффективности их реализации могут быть вынесены на рассмотрение президиума Совета или его рабочих групп.

123. Анализ реализации ведомственных проектов осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по собственной инициативе или решению управляющего совета соответствующей государственной программы Российской Федерации в соответствии с подпунктами 1 - 7 и 9 - 12 пункта 120 настоящего Положения. Результаты анализа реализации ведомственных проектов, а также предложения по повышению эффективности их реализации при необходимости представляются в ведомственный координационный орган и (или) управляющие советы государственных программ Российской Федерации.

Управление рисками при реализации проектов

124. Управление рисками реализации проектов осуществляется в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации методическими рекомендациями, регламентами и разъяснениями по вопросам управления рисками реализации проектов.

125. Управление рисками реализации национальных проектов, федеральных проектов и ведомственных проектов осуществляется руководителями соответствующих проектов совместно с участниками проектной деятельности посредством оценки рисков (их идентификации, анализа и определения уровня негативного влияния на ход реализации проекта и (или) достижения параметров проекта), а также подготовки и реализации мер реагирования на риски с целью их устранения (минимизации), в том числе на основании информации и данных, получаемых и обрабатываемых с использованием функциональных возможностей системы "Управление".

126. Информация и данные о возможных рисках реализации проектов формируются в системе "Управление" (по мере ввода в эксплуатацию ее компонентов, модулей и интеграции с государственными информационными системами и иными информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных заинтересованных лиц).