ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2010 ГОДА"
Наименование - федеральная целевая программа "Снижение Программы рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" Дата принятия - распоряжение Правительства Российской решения о Федерации от 28 сентября 2005 г. N 1529-р разработке Программы Государственный - Министерство Российской Федерации по заказчик- делам гражданской обороны, чрезвычайным координатор ситуациям и ликвидации последствий Программы стихийных бедствий Государственные - Министерство Российской Федерации по заказчики делам гражданской обороны, чрезвычайным Программы ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Российская академия наук Основные - Министерство Российской Федерации по разработчики делам гражданской обороны, чрезвычайным Программы ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Российская академия наук Цели и задачи - основными целями Программы являются Программы последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны. Основными задачами Программы являются: совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера; совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками; создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации; прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разработка основных элементов государственной политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности; совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях; совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны; развитие и совершенствование системы сейсмологических наблюдений и оповещения о цунами; создание национального центра управления в кризисных ситуациях; развитие и совершенствование автоматизированной информационно- управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; внедрение системы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов; концентрация организационно-технических, финансовых, материальных и информационных ресурсов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблемы снижения рисков чрезвычайных ситуаций Важнейшие целевые - эффективность реализации Программы индикаторы и оценивается с использованием следующих показатели групп целевых показателей, Программы характеризующих: снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций, в том числе: снижение по отношению к показателю 2004 года количества гибели людей; снижение по отношению к показателю 2004 года количества пострадавшего населения; снижение по отношению к показателю 2004 года экономического ущерба; повышение эффективности информационного обеспечения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе: повышение по отношению к показателю 2004 года полноты мониторинга; повышение по отношению к показателю 2004 года достоверности прогноза; повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций - достижение установленного значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба Сроки и этапы - Программа будет реализована в течение 5 реализации лет в 2 этапа. Программы На первом этапе (2006 - 2007 годы) предусматриваются проведение научно- исследовательских и опытно- конструкторских работ, обследование и паспортизация территорий и объектов, анализ и разработка стратегий реализации мероприятий по повышению защищенности критически важных объектов, а также выполнение следующих первоочередных мероприятий: реализация существующих и разработка новых целевых программ в субъектах Российской Федерации, осуществление мероприятий, которые позволят повысить безопасность населения и защищенность критически важных объектов, эффективность мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, уровень информирования и оповещения населения в интересах личной и общественной безопасности; систематизация и дальнейшее развитие нормативно-технической и правовой базы в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций; создание первой очереди общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; создание национального центра управления в кризисных ситуациях; разработка методических, экономических, организационных основ и механизмов реализации программных мероприятий в полном объеме. На втором этапе (2008 - 2010 годы) планируются: завершение работ по созданию системы сейсмологических наблюдений и системы оповещения о цунами; создание второй очереди общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; создание в федеральных округах центров управления в кризисных ситуациях как структурных элементов национального центра управления в кризисных ситуациях; обеспечение требуемого уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера Перечень разделов - системные исследования и Программы совершенствование нормативных правовых, методических и организационных основ государственного управления в области повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера; совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами; создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов; развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций; развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций; развитие и совершенствование системы подготовки руководящего состава и специалистов, спасателей и населения к действиям в чрезвычайных ситуациях Объемы и - всего в 2006 - 2010 годах за счет источники средств федерального бюджета - финансирования 7260,6656 млн. рублей, из них: на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 880,9695 млн. рублей; на капитальные вложения - 5400,6161 млн. рублей; на прочие нужды - 979,08 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 14786,9 млн. рублей (в рамках реализации региональных целевых программ снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, разрабатываемых и реализуемых по соглашениям с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) Ожидаемые конечные - улучшение качества жизни населения путем результаты снижения рисков чрезвычайных ситуаций реализации природного и техногенного характера, Программы повышения до приемлемого уровня и показатели безопасности населения и защищенности социально- критически важных объектов от угроз экономической природного и техногенного характера, эффективности создание условий, способствующих устойчивому социально-экономическому развитию страны. Общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы, обеспечивающих снижение материального ущерба, а также численности погибшего и пострадавшего населения, составит 67,99 млрд. рублей в год (339,95 млрд. рублей за весь период реализации Программы). При этом с учетом затрат на осуществление программных мероприятий их общая экономическая эффективность составит 317,91 млрд. рублей. В результате реализации Программы за счет средств федерального бюджета планируется достичь следующих показателей: снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2004 года, процентов): снижение количества гибели людей - от 9,3 до 10,3; снижение количества пострадавшего населения - от 7 до 8; снижение экономического ущерба - от 7,3 до 8,3; повышение эффективности информационного обеспечения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2004 года, процентов): повышение полноты охвата системами мониторинга - от 8,3 до 9,3; повышение достоверности прогноза - от 12,5 до 14,5; повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем достижения значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба - 1 : 17,9. Консолидация финансовых средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации позволит достичь следующих показателей Программы: снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2004 года, процентов): снижение количества гибели людей - 12,3; снижение количества пострадавшего населения - 9; снижение экономического ущерба - 10,3; повышение эффективности информационного обеспечения, систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (по отношению к показателям 2004 года, процентов): повышение полноты охвата системами мониторинга - 11,3; повышение достоверности прогноза - 15,5; повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций путем достижения значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба - 1 : 21,3