3. Создание единых технологических правил обмена документами
Основной объем электронных документов, передаваемых друг другу хозяйствующими субъектами, направляются в соответствии с порядком выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, утвержденным приказом Минфина России от 10.11.2015 N 174н. Согласно статистике крупнейших операторов электронного документооборота, доля документов, передаваемых контрагентам, когда контрагент подключен к иному оператору электронного документооборота, составляет порядка 1 - 2 процента от общего числа документов, передаваемых в электронной форме.
Текущий объем счетов-фактур, передаваемых в электронной форме, не превышает 9 процентов от их общего объема.
Для создания благоприятных условий развития электронного документооборота необходимо упростить процедуру обмена документами между хозяйствующими субъектами.
Настоящей Концепцией предусмотрены следующие принципы организации обмена документами при изменении технологии взаимодействия хозяйствующих субъектов:
1. отсутствие необходимости передачи документов через операторов электронного документооборота при условии возможности введения обязательности регистрации документа в системе оператора электронного документооборота для документов, подлежащих представлению в органы исполнительной власти. Обязанность по направлению документов в адрес органов исполнительной власти должна быть определена нормативно. Для иных документов сторонами может быть выбран произвольный способ (канал) передачи, без необходимости регистрации у третьего лица.
Документ может формироваться как в учетной системе хозяйствующего субъекта, так и на платформе оператора электронного документооборота. При необходимости регистрации документа после его подписания электронной подписью хозяйствующего субъекта, документ направляется оператору электронного документооборота, где сохраняется и получает уникальный регистрационный номер. Дальнейшее направление документа контрагенту может выполняться через оператора электронного документооборота или иным альтернативным способом (электронная почта, размещение на открытом ресурсе и т.д.). В случае необходимости подписания документа двумя и более хозяйствующими субъектами у оператора электронного документооборота регистрируется финальный документ лицом, визирующим документ последним. Требования к регистрации промежуточных версий документов могут быть, при необходимости, также установлены законодательно. Технологии и процессы регистрации, заверения и хранения электронного документа у оператора электронного документооборота должны предусматривать возможность предоставления документов в зашифрованном виде, с возможностью расшифровки хозяйствующим субъектом и проверки действительности регистрации документа полностью или выборочно при желании хозяйствующего субъекта или при получении им законного требования государственного органа.
При этом в случаях, определенных нормативно, обмен электронными документами может осуществляться через информационные платформы. Например, направление документов, формируемых при осуществлении закупочного процесса, включая документы о приемке товаров, работ, услуг по закупкам в соответствующих отраслях, обеспечивается посредством ЕИС в сфере закупок, в том числе при взаимодействии ЕИС в сфере закупок с иными информационными системами;
2. снижение нагрузки на хозяйствующие субъекты при взаимодействии с контролирующими органами за счет получения документов органами государственной власти от операторов электронного документооборота, ведомства, осуществляющего методологическое сопровождение документа, или ДТС;
3. преемственность реализованных технологических решений обмена для минимизации затрат хозяйствующих субъектов;
4. унификация технологии обмена для всех видов документов, в том числе с применением унифицированных технологических документов при направлении документов через операторов электронного документооборота;
5. предоставление государством доступных сервисов для визуализации электронных документов.