2. Использование электронной подписи и применение электронных доверенностей

2. Использование электронной подписи и применение электронных доверенностей

Электронная подпись является основным инструментом обеспечения юридической значимости электронного документооборота. Основным видом электронной подписи, позволяющим достоверно, без дополнительных организационных мер, установить авторство электронного документа, подтвердить его целостность и неотказуемость от факта подписания электронного документа, является усиленная квалифицированная электронная подпись. Использование такого инструмента хозяйствующими субъектами на текущий момент является обязательным условием при взаимодействии с органами государственной власти в рамках электронного документооборота, в том числе при передаче электронных счетов-фактур, деклараций, листов нетрудоспособности и т.п.

Основными препятствиями при использовании электронной подписи являются:

а) отсутствие у хозяйствующих субъектов достаточной осведомленности о видах электронных подписей, сферах их применения и порядке использования, что является предпосылкой возможных нарушений в области применения электронных подписей и потенциальной компрометации ключей электронных подписей;

б) потребность в приобретении, установке и продлении лицензии на использование сертифицированного криптографического программного обеспечения для работы с усиленной квалифицированной электронной подписью (актуально для небольших компаний и индивидуальных предпринимателей);

в) различные условия по предоставлению услуг по выпуску и перевыпуску ключевой пары и связанного с ней сертификата, а также необходимость внесения платы за указанные услуги;

г) необходимость приобретения сертифицированных ключевых носителей;

д) несовместимость систем электронного документооборота в рамках разных инфраструктурных решений;

е) короткий жизненный цикл и длительная процедура получения усиленной квалифицированной электронной подписи;

ж) отсутствие единых подходов к визуализации электронной подписи и проверке ее действительности;

з) отсутствие доступных средств для проведения процедуры проверки полномочий лиц, применяющих электронную подпись.

Изменения, внесенные в Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" Федеральным законом от 27.12.2019 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", закладывают предпосылки для снижения количества препятствий при использовании электронной подписи. Основными изменениями в том числе предусматривается:

1. Возможность хранения закрытого ключа электронной подписи удаленно (дистанционная электронная подпись).

Данное положение может позволить:

- снизить издержки хозяйствующих субъектов, связанные с приобретением и установкой криптографического программного обеспечения;

- подписывать электронные документы с любого электронного устройства из любого места, без привязки к стационарному рабочему месту (при наличии доступа к сети "Интернет");

- вести учет (логирование) действий, связанных с применением конкретной дистанционной электронной подписи;

- подписывать электронные документы в режиме 24/7;

- обеспечить высокий уровень идентификации владельца электронной подписи при направлении поручения на подписание электронного документа удостоверяющему центру;

- отказаться от применения ключевых носителей электронных подписей;

- отказаться от приобретения сертифицированных средств криптографической защиты информации и лицензий к ним для установки на стационарные рабочие станции и другие, не менее значимые возможности.

2. Обязанность представления машиночитаемой доверенности, подписанной квалифицированной электронной подписью представителя хозяйствующего субъекта, имеющего право на действия от имени такого хозяйствующего субъекта без доверенности, при выполнении действий от имени хозяйствующего субъекта лицом, не являющимся уполномоченным на действия от имени хозяйствующего субъекта без доверенности.

3. Необходимость применения квалифицированной электронной подписи физического лица при выполнении действий от имени хозяйствующего субъекта в рамках полномочий, определенных машиночитаемой доверенностью.

4. Возможность получения юридическими лицами аккредитации для выполнения функции доверенной третьей стороны, что расширяет возможности организации международного электронного документооборота.

5. Определена возможность наличия в электронном документе метки доверенного времени, позволяющей однозначно определить действительность электронной подписи на момент подписания электронного документа и обеспечить его долговременное хранение с обеспечением юридической значимости.

6. Возможность удаленного выпуска и перевыпуска ключевой пары и связанного с ней сертификата.

В рамках дальнейшей реализации положений Федерального закона "Об электронной подписи", а также при реализации настоящей Концепции необходимо учитывать в том числе следующие принципы:

- обеспечение возможности интеграции процессов подписания и проверки подписанных электронных документов в бизнес-процессы хозяйствующих субъектов даже в тех случаях, когда хранение электронных подписей осуществляется на площадке третьих лиц;

- минимизацию вариативности форматов и форм электронных доверенностей на основе единого набора метаданных, в том числе для машиночитаемых доверенностей, требуемых для представления в органы государственной власти;

- безусловную доступность и бесплатность сервисов, обеспечивающих проверку электронной подписи, выпущенной государственными органами;

- безусловную возможность подтверждения целостности подписанного документа и действительности электронной подписи на момент создания по прошествии неограниченного времени.

На текущий момент существует потребность хозяйствующих субъектов в расширении перечня электронных документов, доступных к подписанию в автоматизированных системах с применением усиленной квалифицированной электронной подписи хозяйствующего субъекта, без указания сведений о физическом лице, имеющим право на действия от имени хозяйствующего субъекта без доверенности. Ситуации, в которых хозяйствующие субъекты имеют право использовать такой вид подписи, требуют установление закрытого перечня документов на уровне постановления Правительства Российской Федерации.

Необходимым мероприятием является проведение информационной кампании, направленной на повышение осведомленности граждан о возможностях электронной подписи, ее видах и сферах применения, а также на разъяснение правил работы с машиночитаемыми доверенностями.

Также целесообразно предоставить хозяйствующим субъектам доступный инструмент для работы с электронной подписью и машиночитаемой доверенностью посредством создания цифровой технологической платформы обеспечения процессов, сопровождающих применение технологии электронной подписи с учетом актуальных требований законодательства (в рамках жизненного цикла ключей и сертификатов ключей проверки электронной подписи, ключевых носителей, электронных документов и электронных доверенностей).

Одновременно с этим требуется рассмотреть вопрос об использовании усиленной неквалифицированной и простой электронных подписей наряду с усиленной квалифицированной электронной подписи при подписании электронных документов в тех случаях, когда допустимо снижение степени защищенности. Кроме того, необходимо предоставить инструменты для проверки подлинности (рекомендации относительно используемых средств криптозащиты) и неизменности информации в документе в течение всего срока хранения.