Жалоба в ФАС на повышение цен – это документ, с которым любой гражданин, заметивший необоснованное повышение цены на тот или иной товар, услугу, может обратиться в государственный антимонопольный орган, сообщить о нарушении норм законодательства. Сегодня мы расскажем о механизме ценообразования в России, что можно назвать необоснованным ростом цен, как правильно составить официальную бумагу и заявить на рассмотрение.
Важно! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Скачать в КонсультантПлюсПолучите бесплатный доступ к документуФайлы для скачивания:
Цены на товары и услуги
С 1993 года в Российской Федерации на конституционном уровне провозглашена рыночная экономика, то есть государство минимизирует свою роль в механизме ценообразования. Один из базовых принципов рыночной экономики – свободное ценообразование, происходящее на основе соотношения спроса и предложения. Так, если спрос возрастает, возрастает и предложение, однако падает цена. Именно по такой схеме и формируются цены на большинство товаров и услуг в России.
Исключениями из правил рыночной экономики будут являться лишь некоторые разновидности товаров из услуг, необходимые гражданам для поддержания жизнедеятельности, удовлетворения базовых потребностей. Сюда относят следующее:
- отдельные разновидности продуктов питания;
- детское питание;
- некоторые лекарственные препараты;
- тарифы сотовой связи;
- тарифы на услуги ЖКХ.
За ростом цен в данных сегментах следит Федеральная антимонопольная служба, предотвращает безосновательный рост цены. В случае выявления нарушений последует привлечение к юридической ответственности.
Основание для повышения цен
Для повышения цен на товары и услуги, попадающие под государственное регулирование, необходимы соответствующие основания. Самым основным из них будет, конечно же, инфляция. Инфляция за 2022 год составила 12%, а это уже веское основание для пересмотра цен на услуги ЖКХ, определённые товары.
Второй фактор – стоимость производства. Стоимость производства товара каждый год, несомненно, растёт: повышаются заработные платы сотрудников, стоимость топлива, цены на сырьё и так далее.
Цена на товар или услугу повышается на основании математических расчётов. Например, если годовая инфляция составила 12%, а цена на товар выросла в два раза, имеет смысл провести проверку обоснованности повышения цены.
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная антимонопольная служба представляет собой правительственный орган, который помимо всего прочего занимается контролем роста цен на товары, связанные с вмешательством государства. Головной офис службы располагается в столице, однако в каждом отдельно взятом субъекте федерации учреждены региональные управления, в которые граждане и должны заявлять свои обращения. Сотрудник ФАС представляет собой должностное лицо, обладающее познаниями в сфере антимонопольного законодательства, определённым опытом взаимодействия с частными организациями и государственными ведомствами. Сотрудник примет жалобу к производству, проведёт необходимые проверочные мероприятия, примет соответствующее решение.
В соответствии с 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» ФАС не имеет права отказать гражданину в принятии его жалобы, если она оформлена без существенных нарушений по форме и содержанию.
Форма документа
Форма жалобы в ФАС признаётся действующим законодательством свободной, так как ни один законодательный документ не обязывает граждан пользоваться какими-бы то ни было общеобязательными унифицированными бланками. Общие требования по части формы и содержания приводятся в положениях вышеупомянутого 59-ФЗ. Из содержания жалобы должно быть понятно, кому она адресуется, от кого, по какому вопросу.
Сама жалоба оформляется на чистом листе бумаги формата А4. Исполнить содержание документа допускается как от руки с помощью синей или чёрной шариковой ручки, так и в машинописном виде при помощи компьютерных средств. Оба варианта так или иначе можно использовать на практике.
Инструкция по составлению жалобы
Жалоба в ФАС на повышение цен разделяется на три структурных элемента: шапку, основной блок с разъяснением сути проблемного вопроса, а также часть с обращением к должностному лицу. Рассмотрим порядок оформления каждого из них.
Шапка размещается в правом верхнем углу листа бумаги. Здесь нам потребуется прописать полное наименование государственного органа, ФИО и должность руководителя местного управления, а также его юридический адрес. Далее по тексту укажем ФИО заявителя жалобы, серию и номер его паспорта, место прописки. Если вы желаете получить ответ не по адресу регистрации, обозначьте иной адрес для получения почтовой корреспонденции.
Следующим шагом начинаем разъяснять суть нашего проблемного вопроса. Утверждаем, что вами было замечено необоснованное повышение цены на какой-либо товар или услугу, находящиеся под государственным регулированием. Указываем, какая цена была раньше, какова она по состоянию на сегодняшний день. Ставим под сомнение повышение цены на товар, выражаем своё несогласие с этим фактом.
Ниже по документу мы обращаемся к должностному лицу, просим провести проверку обоснованности повышения цены, при необходимости привлечь организацию-поставщика к юридической ответственности по закону. О результатах проделанной работы вас уведомят в течение тридцати дней с даты регистрации обращения в управлении ФАС по вашему региону.
Примерный образец